«Чтобы семья была счастливой» Родительское собрание
Цель: Вовлечь родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка.
Задачи:
-
Формировать у родителей позицию активного участника воспитания детей;
-
Оказывать психологическую поддержку, предупреждать конфликты;
-
Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
-
Развивать умения строить демократическую систему отношений детей и взрослых.
Подготовила:
Качанова Нонна Викторовна
Учитель начальных классов
г.Качканара
Свердловской области
Ход собрания.
1. Организация.
По кругу родителей пускается клубочек шерстяных ниток – символ домашнего уюта.
Родители передают клубок при этом говорят друг другу комплименты.
**Этот прием поможет раскрепостить родителей, настроить их на рабочий лад. вовлечь в активную деятельность.
2. Вступительное слово.
Тема родительского собрания: «Чтобы семья была счастливой»
Цель: составить свод правил (советов) общения в семье, чтобы семья была счастливой.
Как же наши дети представляют, что такое счастливая семья.
(Читаются выдержки из детских сочинений. Можно использовать аудио или видео запись)
**Этот прием позволит точно информировать родителей, донести информацию без искажений.
3. Рассказ учителя или психолога о каталоге эффектов, оказывающих развитие разными способами общения. На доске записаны 12 видов, учитель дает краткое пояснение.
Вид
|
Пояснение (краткое содержание)
| -
Приказание, распоряжение, инструктирование, команда
|
Такое отношение требует исполнять все требования родителей. Например, слова: «Меня не волнует, что ты там не хочешь делать, возвращайся сию минуту», «ступай в комнату»
| -
Предостережение, предупреждение, угроза
|
Например, слова: «Если ты не сделаешь, то я….»
| -
Советы, предложения, объяснения
|
Слова: «Я знаю, что лучше»
| -
Нотации, наставления, логическая аргументация
|
Попытка учить другого
| -
Осуждение, приговор, критическая оценка, порицание, упреки
|
Слова: «Ты плохой!», «Ну опять меня не слушаешься»
| -
Похвала, согласие
|
| -
Ругань, насмешка, пристыживание, обзывание
|
Слова: «Ах ты, лентяй!», «Бессовестный»
| -
Интерпретация, анализ, постановка диагноза
|
Родители хотят выглядеть умнее, мудрее. «Я знаю почему…», «Я вижу тебя насквозь»
| -
Утешение, успокоение, сочувствие
|
«Не переживай, все обойдется», «Наплюй, все будет в порядке»
| -
Расследование, допрос, вопросы
|
«Ты вымыл руки? Как я тебе сказал? Сколько времени ты учил? Один час, прекрасно, ты заслуживаешь три»
| -
Уход, отвлечение внимания, развлечение, юмор (попытка превратить все в шутку)
|
| -
Поручения, увещевание, морализация, проповедь
|
Слова: «Должен, обязан, надо». Высказывающие опираются на власть, авторитет, долг
|
**Этот метод позволяет развивать просвещать родителей педагогически, психологически.
4. Работа родителей в группах
-
После рассказа учителя, перед родителями встает задача:
в группах, сообща, предугадать какие чувства (положительные или отрицательные) вызывают эти виды общения. (5-7 минут)
-
Группы отвечают, а выбранный секретарь записывает ответы на доске. Учитель добавляет, приводит примеры.
Вывод: Все эти способы вызывают положительные и отрицательные чувства, значит, главное пользоваться ими умело и в меру, «не перегибая палку»
Очень часто мы не задумываемся над способами общения, не знаем этих способов или реакцию на них. Давайте поразмышляем на сколько верно в вашей семье используются эти способы. Напишите устное или письменное сочинение. (Можно дать как д/з лично для себя, как анализ)
-
Затем можно поделиться вслух (по желанию), как совет родителям, затрудняющимся в воспитании своих детей;
-
Передать психологу с последующей консультацией и рекомендацией;
-
Поговорить с педагогом;
-
Достаточно того, что вы задумались
Давайте попробуем составить свод правил общения в семье, чтобы семья была счастливой.
(Можно эту работу провести в группах, по цепочке, но дать родителям небольшой план ответа, по которому им будет легче ориентироваться. Учитель дополняет, помогает в формулировках)
План ответа.
-
Отношение к неудачам, проблемам.
-
Отношение к успеху.
-
Разрешение конфликтов.
-
Отношение друг к другу:
-
муж - жена
-
родители - дети
-
семья – окружающие люди
**Эти приемы и методы помогают активно включить родителей в работу и самоанализ.
Родители уже не пассивные зрители и слушатели, а самые ярые участники собрания, «кузнецы своего счастья».
5. Итог собрания.
Мы не навязываем каждому эти правила общения, вы вправе в вашей семье ввести свои правила. Главное, что мы все задумались над этим и возможно помогли друг другу посмотреть на себя со стороны, увидеть хорошее и плохое.
6. Анализ проведения родительского собрания.
Оцените по 10 бальной системе:
-
включенность (насколько близко это собрание, насколько переживали эту тему;
-
польза;
-
новизна информации;
-
потенциал (насколько много возьмете с собрания, насколько оно нужно);
-
Родителям дарятся небольшие листы с напечатанными правилами общения, мудрые фразы, стихи на эту тему.
Свод правил общения.
-
Приспосабливайтесь друг к другу.
-
В отношениях друг к другу больше тепла и ласки.
-
Доверяй, но проверяй.
-
Быть последовательным в предъявлении требований.
-
Разговаривать с ребенком не только об оценках, но и о его внутреннем мире, чувствах, друзьях.
-
Использовать методы убеждения, учить обосновывать свою точку зрения, обсуждать ее с ребенком.
-
По возможности контролировать свои эмоции, чувства. Не срываться на крик, жалобы, нотации.
-
Сила собственного примера (отношение к успеху, неуспеху на работе, друг к другу). Почаще смотреть на себя со стороны.
-
Проводите больше времени с детьми.
-
Хвалите, лучше перехвалить, чем не дохвалить.
-
Учите относиться к своим действиям критично, но объективно, это поможет увидеть «границу», «планку», а также развивает желание поднять ее, корректировать себя, исправлять.
Обращается внимание на список литературы для просвещения, которую родители могут почитать, вырезки из газет.
Литература:
-
Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса. Мир психологии и психология в мире. 1994г.
-
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. С., мысль. 1988г.
-
Шнейдер Л. Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000г.
-
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992г.
-
Захаров А. И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. Сб.. — 1981г.
-
Дейл Карнеги Как быть счастливым в семье. Издательство: Попурри.2002 г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |