Нестандартные уроки в начальной школе Предмет математики настолько серьезен, то нужно не упускать случая, делать его немножко занимательным



Дата27.05.2016
Размер96,5 Kb.
Нестандартные уроки в начальной школе

Предмет математики настолько серьезен, то нужно не упускать случая,

делать его немножко занимательным.

Б. Паскаль

Уроки нестандартные отличаются от традиционных дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и стремление к мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску решения примеров и зада. Особенно это важно для учащихся начальной школы.

Чаще такие уроки бывают обобщающими, закрепительными, на них подводят итоги пройденного материала. Большой объем представлен в игровой – занимательной форме, что не вызывает особого напряжения и утомления учащихся на уроке. Учитель вправе делать коррективы в проведении урока: вносить изменения, дополнения, сокращения. Когда предложен большой объем материала, учителю есть из чего выбирать и что скомпоновать для своего классного коллектива, учитывая уровень подготовки учащихся. Иногда в конце урока или в приложении дается дополнительный материал, который учитель может ввести в данный урок или использовать его на других уроках.

Нестандартные уроки бывают, как правило, уроками – праздниками, хотя являются уроками обобщения и систематизации огромного материала. Поэтому к ним можно иногда готовиться заранее, давая детям определенные домашние задания.

Нестандартные уроки. Это в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. . Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

Каждый учитель в своей работе должен использовать то, что считает возможным и нужным ему: можно использовать урок целиком, а можно взять отдельные фрагменты из них , можно дополнить их компьютерными презентациями, потому что каждый учитель – творческая личность, заботящаяся о прочных навыках знаний своих учащихся.

Своей фантазией построения и проведения урока учитель разбудит фантазию учащихся, их желание работать и добиваться успехов.

Еще одна методика ( нетрадиционные уроки внеклассного чтения учителя средней школы № 41 г.Братска Г.И.Модылевской. Она обоснованно считает, что уроки должны не только давать знания, но и заинтересовывать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания. Уроки-обсуждения книг, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы являются нетрадиционными уроками в начальной школе, которые просто необходимо проводить. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует большая и кропотливая работа. Как с большей эффективностью провести урок? Какими должны быть сценарии, оформление урока?

Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят, иначе уже с начальных классов они почувствуют
«показуху» в уроках, а это еще больше будет способствовать их разочарованию, вырабатывать отрицательное отношение к школе.

Подбор материала ( одна из самых главных задач подготовки. Книги (или материал из периодики) должны быть в достаточном количестве (один экземпляр на 1-2 человека). Можно сделать выставку-обзор книг, представить справочную литературу.

Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное чтение детей и учителя на уроке обязательны, считает Г.И.Модылевская.

И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому и нравственному воспитанию.

Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра ( кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале ( для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ( как творческую задачу.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний ( важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала ( кроссворды. Работать с ними можно с первого класса.

Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания.

Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы.

Экскурсия, которая проводится по программе окружающий мир в начальных классах ( это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока- экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей.


Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.

Ведь недаром такие прекрасные слова сказал великий человек:



  • Школа – это мастерская, где формируется

  • Мысль подрастающего поколения,

  • Надо крепко держать ее в руках,

  • Если не хочешь выпустить из рук будущее.

  • А. Барбюс

«Методический сундучок»

Игры со словами и буквами на уроках русского языка.

Проблема воспитания способности детей к творчеству- одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогами, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем. Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является ИГРА. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. П. Лука, «детские игры с их свободным полетом фантазии и в то же время с признанием каких –то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, ситает психолог, детские игры, умело направленные воспитателем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности. Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, мы отмечаем интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуално-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного, творческого мышления.

Интеллектуально-развивающие игры - игры со словами и буквами. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определенному правилу, расшифровки слов по определенному правилу, расшифровки слов, фраз, превращение слов в другие путем перестановки или добавления букв, отгадывание слов и т. п.

«Шифровальщики»

Играют все: один выступает в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Возможные варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв ( гласных или согласных). Отгадчик должен отгадать зашифрованное слово, предварительно определив принцип шифровки. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Найди лишние.

Например:

Аалтерк ( тарелка), кожал ( ложка), шкаач ( чашка), дмончаа (чемодан). Лишнее слово чемодан.

Ниавд, соатт, слот, лекеор ( диван, тесто, стол, кресло) и т.д.

« Цепочка слов»

Игра заключается в нахождении цепочки слов, соединяющих два ключевых слова, причем каждое слово цепочки получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Выигрывает тот, чья цепочка короче.

Например: коза за разное числа ходов превращается в других животных:

Коза – поза – пола – полк – волк

Коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса

Коза – кора –кара – фара – фарс – барс

При нахождении цепочек слов интересны также пары исходных слов, представляющие собой слова противоположного значения или какие – нибудь противопоставления. Попробуйте составить цепочки слов для заданных двух:



Муха – слон ( 16 ходов) или меньшее количество ходов

Ночь – день ( 11 ходов)

Выбери три слова – эта игра напоминает игру «крестики- нолики». На девяти карточках записаны девять слов: рыба, клин, нить, небо, сок, бусы, рот, сеть, река. Двое по очереди берут со стола карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющие одинаковую букву


« Кто правильно? Кто больше?»

На доске слово сова.

Вызываются 4 учащихся, им предлагается задание: составить слова с одной из указанных букв.

Каждый из вызванных учеников записывает слово под правой буквой столбиком. Остальные дети самостоятельно выполняют это задание в своих тетрадях .

Через определенное время проверяется выполнение задания и называются победители среди тех, кто писал у доски, и среди учащихся, писавших самостоятельно.

Эта игра помогает не только определить, кто из детей затрудняется в составлении слов, но и выявит причину трудности.


Соревнования по рядам

Необходимо записать на доске за определенный промежуток времени примеры на заданное учителем правило. Выигрывает тот ряд, у которого

слов больше.

«Одень корень»

На доске написан корень –вод- . Детям предлагается вопрос: как можно «одеть» корень, чтобы получились родственные слова (вода, водичка, водица, наводнение).

«Капитаны» ( тема «Безударные гласные»)

На доске записаны 2-3 столбика слов на безударную гласную. На полочке стоят кораблики с буквами. Вызванный ученик читает слово,

прикрепляя нужную букву ( т.е. кораблик)

Субтест 1 (на классификацию)

Подчеркни лишнее слово:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.



Субтест 2 (на аналогию)

1. Огурец Гвоздика овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. Огород Сад редис забор, грибы, яблоки, колодец, скамья

3. Часы Градусник время стекло, больной, кровать, температура, врач

4. Машина Лодка мотор река, маяк, парус, волна, берег

5. Стол Пол скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди



Субтест 3 (на обобщение)

Запиши общее слово:

1. Окунь, карась...2. Огурец, помидор...

3. Шкаф, диван...4. Июнь, июль...



Основные пути повышения эффективности урока.

Какой урок считать эффективным?

Это оригинальность, новизна в приемах работы, но главное – результат. Отсутствие новизны, многократное повторение уже известного: все это снижает эффективность урока и интерес к предмету. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средство, и вопрос в том, насколько они целесообразны, должен решаться в конкретных условиях обучения. Бывает так, что выбор форм и методов в одном классе может оказаться нецелесообразным в другом. Это зависит и от учебного материала, и от подготовленности учащихся, и от их умения работать самостоятельно.



1.     Организационно – методические пути эффективности урока математики.

На примере комбинированного урока рассмотрим основные этапы, ведущие к его эффективности.

                                    I.      Постановка учебно – воспитательных задач.

Учитель должен сказать детям:

- где и когда они смогут применить свои знания; привести примеры;

- связь данного материала с жизнью;

- что должны усвоить, чему научиться, какие навыки приобрести.

                                 II.      Опрос учащихся.

Проверка домашнего задания и опрос не только проверяет знания учащихся и закрепляет материал, служит средством контроля, но и носит характер обучения и воспитания. При проверке решения задачи один пишет краткую запись, другой решение задачи, а третий ответ.

Не всегда на уроке есть возможность выслушивать полные ответы всех учащихся, тогда можно ограничиваться короткими ответами по основным, узловым вопросам темы. Если из ответа видно, что учащийся знает материал, нет смысла выслушивать его до конца, лучше предоставить слово другому.

Таким образом, один и тот же вопрос могут освещать 2-3 учащихся. Привлекая к освещению одного вопроса несколько учащихся (исправление ответа, дополнение и др.) и оценивая их знания, учитель получает полное представление об усвоении материала каждым из них.

                             III.      Объяснение материала.

При каких условиях объяснение на уроке дает наиболее высокие результаты? Это прежде всего:

     четкость объяснения нового материала;

     конкретность;

     доступность;

     последовательность (хорошо познакомить с планом объяснения);

     понимание новых терминов (они должны быть раскрыты, объяснены).

Объяснение материала следует проводить при активном участии класса. Один из эффективных путей активизации учащихся применение проблемного и программированного обучения.

Объясненный материал необходимо обобщить, а затем проверить, как он усвоен учащимися. Для беглой проверки усвоения материала целесообразно применять метод выборочного ответа (тесты).

Новый материал, знание которого необходимо для практических целей, должен быть не просто изложен или сообщен, а именно объяснен. Следует показать учащимся как применяется изученная теория на практике, дать соответствующие образцы использования полученных знаний, сообщить алгоритм к правилу.

Алгоритм – это инструкция, предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы применить соответствующее правило.

                              IV.      Закрепление материала.

Новый материал должен быть закреплен в классе. Если знание изучаемого материала нужно для выработки соответствующих навыков, то теория закрепляется упражнениями.

Постановка конкретных вопросов, требующих пусть кратких, но осмысленных ответов, подбор учащимся характерных примеров, связь изучаемого с жизнью, практикой – таковы основные пути закрепления материала на уроке.

                                 V.      Домашнее задание

Знания, полученные на уроке, не будут прочными, если их не подкреплять домашними заданиями. Давая домашнее задание, необходимо разъяснить учащимся что и как нужно делать, т.е. конкретизировать задание и тем самым облегчить его выполнение. Основным пособием для дом. Заданий по математике является учебник и тетрадь на печатной основе.

Чтобы помочь глубже усвоить материал, можно давать задания, рассчитанные на самостоятельное осмысление:

     Подобрать примеры, аналогичные тем, что рассмотрены в классе;

     Составить обратную задачу;

     Решить задачу другим способом и др.

                  VI.      Подведение итога урока

Важным этапом учебно – воспитательной работы на уроке является подведение итога урока: что дал урок? Достигнута ли цель? Решены ли поставленные задачи? Над чем надо еще поработать? На эти вопросы в конце урока учитель и учащиеся должны получить ясные ответы.

Итог урока можно подвести с помощью различных методов. Основными из них являются:



1)    Ответы учащихся на вопросы учителя;

2)    Подбор примеров, составление схем, таблиц и др.;

3)    Формулирование выводов по теме урока.

Важно, чтобы учащиеся уяснили, чему они научились на уроке, чем обогатились, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.

 

VII    Индивидуальная работа на уроке.

Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях. Нужно вскрыть перед учащимися причины отставания и указать пути ликвидации пробелов. Важно, чтобы учащийся постоянно чувствовал свое продвижение вперед; объем и трудность заданий следует увеличивать постепенно. Часто даже незначительное продвижение окрыляет ребенка, повышает интерес к занятиям математикой.

Ошибочно мнение, что индивидуальная работа должна быть вне урока. Постоянное внимание на каждом этапе, да и построение всего урока с учетом индивидуальных способностей класса – одно из средств повышения эффективности урока.

Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся, оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом.

Чтобы индивидуальная работа на уроке достигла цели, нужно соблюдать такие основные условия:

1.     работу следует проводить регулярно;

2.     индивидуальные задания должны быть небольшими;

3.     в карточки для индивидуальной работы включать только задания практического характера;

4.     индивидуальные задания должны проверяться и оцениваться.

К высокой эффективности урока математики ведут многие пути. Секрет в том, чтобы выбрать наиболее целесообразные методы и приемы, чтобы они отвечали духу времени, были востребованы и актуальны.

Во все школьные программы начальных классов по математике включены задания развивающего характера. Упражнения, задачи, задания, построенные на изучаемом в данный момент или уже изученном материале представлены в нестандартной, но интересной и доступной для детей форме. Это арифметические ребусы, «цепочки» примеров, «магические» квадраты, задачи логического характера, на смекалку; игры математического содержания; задания на развитие геометрической зоркости и воображения; головоломки; упражнения, формирующие графические и измерительные навыки.

Включение в урок заданий такого вида оживляет учебный процесс, повышает интерес детей к предмету, расширяет их математический кругозор и углубляет знания.

Неотъемлемой частью современного урока математики является решение арифметических задач, особенно нестандартных. Это позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, развивает логическое мышление, гибкость ума.

При выполнении таких заданий возникает трудность при оформлении решения.

Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий:

1.     Задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся.

2.     Необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.

3.     Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.

На первом этапе учащиеся должны:

1.     усвоить процесс решения любой задачи (читаю задачу, выделяю что известно и что надо узнать);

2.     познакомиться с приемами работы над задачей (виды наглядной интерпретации, поиска решения, проверки решения задачи и др.)

На втором этапе учащиеся применяют ранее сформулированные общие приемы в ходе самостоятельного поиска конкретных задач.

Подробно опишу работу первого этапа на конкретном примере.



Задача: Бревно длиной 12см распилили на 6 разных частей.

Сколько распилов сделали?

Вначале необходимо выяснить, решали ли дети задачи такого вида и известен ли способ решения. Дети ошибочно быстро решат 12:6=2(м) – длина одной части бревна, но в задаче спрашивается сколько сделали распилов?

Предлагаю сделать рисунок или чертеж

 


 

 

 

 

 

 
        

Прямоугольник или отрезок делили на 6 равных частей. Получается 5 засечек, а не 6. задача решена без арифметического действия. Ответ получили, сделав чертеж. Под ним ученики пишут ответ.



Вывод: при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), т.к. он может быть способом решения задачи.

Планомерное и систематическое решение нестандартных задач постепенно накапливает у учащихся разные способы их решения, которые объединяются в памятке.

Памятка:

Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:

1.     Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задач.

2.     Ввести вспомогательный элемент (часть);

3.     использовать для решения задачи способ подбора;

4.     переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и знакомой;

5.     раздели условие или вопрос задачи на части и реши ее по частям;

6.     начать решение задачи с «конца».

Детям надо объяснить, что данная памятка может применяться в любой последовательности или комбинированно.

Из опыта знаю, как любят дети задачки «по труднее», но сталкиваясь с неумением их оформлять, теряют к ним интерес. Считаю, что такая работа должна начинаться с 1 класса.

Литература:


  1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа2004 № 4.
    2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.(2006г.(
    № 2(3).
    3.. Сычева Г.Н Нестандартные уроки в начальной школе 2010 г.
    4. Бахир В.К. Макаровская А.П. Степанов В.М. Эксперимент в начальных классах // Начальная школа.(2007.( № 5.
    5. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа.( 2009 №5.
    6. Березина Н.В. Роль соревнований на уроках английского языка в подготовительных группах детского сада и в начальной школе // Начальная школа.( 1997.( № 1.
    7. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа.( 1996.( № 9.
    8. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа.( 1997.( № 2.
    9. Волкова С.И. Математика и конструирование ІІІ класс (школа 1-3) и IV класс (школа 1-4) // Начальная школа.( 1997.( № 1.
    10. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках //
    Начальная школа.( 1997.( № 6.
    11. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа.( 1997.( № 1.
    12. Истомина Н.Б. Развивающее обучение // Начальная школа(2009.( № 12).
    14. Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа.( 1997.( № 2.

    16. Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка // Начальная школа.(



Каталог: wp-content -> docs
wp-content -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
wp-content -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
docs -> Управление взаимодействем на рынке образовательных услуг
docs -> Вопросы для подготовки к зачету по Психологии общения
docs -> Профессиональное мышление
docs -> Контрольная работа по социальной психологии 2в. 1 Объектом социально- психологического исследования является: А
docs -> Вопросы к зачёту по дисциплине «Психология общения»
docs -> Образовательные программы
docs -> Отрасли науки: Педагогические науки 13. 00. 00


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница