«Ощущение и восприятие»



Скачать 136,5 Kb.
Дата25.04.2016
Размер136,5 Kb.
ТипМетодические указания


ГБОУ СПО «Кущёвский медицинский колледж»

департамента здравоохранения Краснодарского края



Методические указания

по самоподготовке студентов к практическому

занятию по психологии
тема: «Ощущение и восприятие»

специальность:

060501 – «Сестринское дело»

курс – II

семестр – IV

ст. Кущёвская



2011 г.
мотивация

Психология человека изучает психические процессы и психические свойства личности. Психические процессы — это ощущение, восприятие, память, внимание, представление, воображение, мышление, эмоции, воля, сознание.

Живой организм не представляет собой арифметической суммы входящих в него частей. Он представляет особое качество, возникшее вследствие взаимодействия этих частей в определенных условиях внешней среды. «Не клетки создают организм, а организм создает клетки; не части тела соединяются в организме, а этот последний дифференцируется на части, неизменно сохраняя при этом свои интегральные функции», — справедливо писал В. Г. Вогралик.

Понимая, что в действительности все психические процессы отдельно друг от друга не существуют, для удобства изучения и исследования единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную и двигательно-волевую.

В жизни не бывает так, чтобы человек сначала ощущал, потом воспринимал, потом запоминал, потом переходил к размышлению и воображению, чтобы он отдельно испытывал эмоции и принимал решения, проявляя волю и характер. Все это сливается в единый поток психической жизни, где все взаимосвязано и взаимозависимо.

Поэтому, изучая отдельные психические процессы, всегда надо помнить о психической деятельности в целом, характер которой зависит и от свойств личности того человека, у которого она протекает. Однако и характер психических процессов, в свою очередь, также сказывается на формировании личности.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и своём теле. Благодаря органам чувств человек слышит звуки, различает запахи, цвета и т.д. Не имея ощущений, человек не имел бы сознания. Более глубокое знание об окружающем мире человек получает с помощью восприятия.

Как и ощущение, восприятие представляет собой субъективный психический акт. Однако, несмотря на то, что процесс восприятия также обеспечивается деятельностью различных анализаторов, его нельзя сводить к сумме ощущений (полосатый окрас, мягкость и теплота при прикосновении плюс громкое мурлыканье еще не говорит в отдельности, что воспринимаемый предмет — кошка). В отличие от ощущений, которые самостоятельны и могут осуществляться без участия других психических функций, восприятие без них немыслимо.

В процесс восприятия непременно вовлекается прошлый опыт, позволяющий определить предмет. Человек не может существовать без того, чтобы постоянно не воспринимать, «ощупывать» окружающий мир. Сон немыслим без сновидений — следов прошлых восприятий.

В клинической практике ощущение и восприятие имеют больше значение. Наблюдательность медицинского персонала поможет уловить изменения цвета лица больного, особенности мимики, походки и других признаков, что может иметь важное значение для диагностики. Опытные медики воспринимают симптомы болезни и в то же время осмысливают их значение в каждом конкретном случае, их отличие от сходных симптомов другой болезни.

Исходный уровень знаний.
Для успешного усвоения материала необходимо знать следующие вопросы:


предмет

тема

общая психология

анатомия и физиология человека



Основные характеристики и структура личности.
Физиология высшей нервной деятельности.


Учебная литература:

основная:

1. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова ТА., Медицинская психология для медсестёр и фельдшеров, Ростов-на-дону, «Феникс», 2002, стр. 167-176.

2. Матвеев В.Ф., Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М. «Медицина, 1984.

дополнительная:


  1. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В., Основы психологии, М., «Владос», 2001, стр. 86-97.

  2. Рогов Е.И., Психология познания, М., «Владос», 2001, стр. 32-50.


Цели самоподготовки:

После самостоятельного изучения темы студент должен:
представлять:

- физиологические основы ощущений и восприятий


знать:

- понятие ощущения и восприятия;

- характеристики основных свойств ощущения и восприятия;

- виды ощущения и восприятия;

- функции ощущения и восприятия;
уметь:

- отвечать на вопросы для самоконтроля;

- пользоваться терминами по теме;

- анализировать ощущения и восприятия;

- решать проблемно-ситуационные задачи, используя накопленные знания;

- определять свойства ощущений и восприятия в различных ситуациях;




ООД для самостоятельной работы


пп

Что делать?

Как делать?

1

Уточнить цель самоподготовки.


Ознакомиться с методическими указаниями.


2

Знать теоретический материал по теме.


Выучить материал лекции и информационный материал в методических указаниях по самоподготовке.


3

Вписать в психологический словарь новые термины и выучить их.


Новые термины по теме:

  • Ощущение

  • Восприятие

  • Анализатор

  • Экстероцептивные ощущения

  • Интероцептивные ощущения

  • Проприоцептивные ощущения

  • Нижний порог ощущений

  • Верхний порог ощущений

  • Чувствительность

  • Адаптация

  • Боль

  • Сенестопатия

  • Парестезия

  • Гиперестезия

  • Гипостезия

  • Непроизвольное восприятие

  • Произвольное восприятие

  • Иллюзии

  • Дереализация




4

Проконтролировать свои знания.


Ответить на вопросы для самоконтроля

5

Закрепить знания.

Письменно выполнить тестовые задания.

Следует выполнить задания №№ 2,3,4,5




6

При затруднениях

Следует вернуться к

материалу лекции или

информационному

материалу, целям

самоподготовки и уточнить

степень их реализации





Вопросы для самоконтроля

1. Что называется ощущением?

2. Что является физиологической основой ощущений?

З. Какие вы знаете виды анализаторов?

4. Как протекает рефлекторная деятельность анализаторов?

5. Как объекты внешнего и внутреннего мира воздействует на ЦНС?

6. Какие ощущения относятся к экстероцептивным?

7. Какие ощущения относятся к интероцептивным?

8. Какие ощущения относятся к органическим?

9. Какие ощущения относятся к проприоцептивным?

10. Как возникает ощущение голода?

11. Что называется адаптацией?

12. Приведите примеры адаптации.

13. Для каждого уровня чувств существуют свои пределы чувствительности —

это пороги чувств. Какие вы знаете пороги чувств?

14. Что называется восприятием?

15. Какие вы знаете свойства восприятия?

16. В чём заключается осмысленность и обобщённость восприятия?

17. В чём заключается предметность восприятия?

18. В чём заключается целостность восприятия?

19. В чём заключается структурность восприятия?

20. В чём заключается избирательность восприятия?

21. Что такое апперцепция?

21. В чём заключается константность восприятия?

22. Каково значение ощущения и восприятия в деятельности медицинского

работника?


Обязательные для выполнения задания

Задание 1.

Тест по теме «Ощущение и восприятие».
Инструктаж: выберите один правильный ответ.


  1. Отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, воздействующих на его органы чувств, называется

а) восприятием

б) вниманием

в) ощущением

г) адаптацией




  1. Повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений называется

а) адаптацией

б) сенсибилизацией

в) гиперестезией

г) парестезией




  1. Порог ощущения, возникающий при минимальной силе раздражителя, которое вызывает едва заметное ощущение, называется

а) абсолютно нижним

б) абсолютно верхним

в) подпороговым

г) дифференциальным


Инструктаж: перечислить


  1. Перечислите виды анализаторов

а)

б)

в)


Инструктаж: дополнить


  1. Способность иметь ощущения называют …




  1. Повышение или понижение чувствительности анализатора в результате очень сильного, слабого или непрерывного длительного воздействия раздражителей, называют …

Задание 2

Приведите примеры жизненных ситуаций, предъявляющих повышенные требования к тем или иным органам чувств.


Задание 3

Какие виды профессиональной деятельности предъявляют повышенные требования к зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым и двигательным ощущениям?



Задание 4

Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях.

1. Повар без труда определил разницу в приготовленных соусах.

2. Шлифовальщик определил незначительную шероховатость на поверхности изделия без измерительных приборов.

4. У скрипача, долгое время занимающегося музыкой, значительно повысился звуковысотный слух.

5. После купания в горячей ванной отдыхающему показалось, что в коридорах санатория стало гораздо холоднее.

6. После наблюдения за мерцанием иллюминации мальчик еще некоторое время видел в темноте яркие световые пятна.

7. Врач ставит диагноз о заболевании внутренних органов пациента на основании проведенной пальпации (ощупывания).

8 . Девочка долго ходила в теплом пальто, не замечая его тяжести.


Задание 5

Определите, какие свойства восприятия появляются в следующих ситуациях.

1. Известный отечественный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди.

2. Когда мы видим схематическое изображение какого-либо объекта (например, человеческой фигуры), то без труда угадываем его. Это свойство восприятия широко используется художниками.

3. После ампутации конечности у людей наблюдается феномен фантомной конечности. Он выражается в том, что у них длительное время сохраняется образ несуществующей руки или ноги, и они ведут себя так, как если бы она действительно была на месте. Время от времени им кажется, что она неудобно лежит, чешется, болит, мерзнет и т. д., и они пытаются исправить положение.

4. Известно, что влюбленный человек не замечает изъянов во внешности своего избранника.

9. Если смотреть на удаленные рельсы, то они кажутся сходящимися.


Приложение № 1

Информационный материал
Понятие об ощущении

Социальное бытие человека (предметная деятельность и общение) может быть успешным и эффективным при условии, если он располагает необходимой информацией об окружающем мире (предметном и социальном). Любое его действие должно быть так или иначе соотнесено со свойствами предмета, на который оно направлено, Любой акт общения должен соответствовать психологическим особенностям партнера. Именно поэтому в психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и отчасти внимание. Познавательная сфера выполняет функцию ориентировки человека в окружающей Действительности, в других людях, в самом себе. Каждый из перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функция, не сводимые к функциям других процессов. Мышление нельзя заменить восприятием или памятью, как и наоборот. Все они являются частью единой системы — познавательной сферы личности.

Наиболее элементарным из познавательных психических процессов представляется ощущение.

Ощущением называется процесс психического отражения (воссоздания) отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира в форме особых субъективных образований, называемых ощущениями.

Например, ощущение тепла или холода является субъективным отражением температуры предмета, ощущение звука — отражением издаваемых предметом звуковых волн, ощущение сладкого — отражением определенного химического свойства предмета и т. п. Подобные субъективные образования наполняют душевный мир человека и одновременно выступают в роли особого материала, а точнее, одного из элементов, из которого он построен. Характерной их особенностью является также то, что они не обладают никакими физико-химическими свойствами и не доступны для внешнего наблюдения. Тем не менее каждый человек без труда находит их у себя и нисколько не сомневается в их реальном существовании.



Ощущения как субъективные образования возникают на основе аналогичного по названию психофизиологического процесса. В качестве его материального носителя выступает психофизиологическая система, которая называется органом чувств, или анализатором. Она состоит из трех анатомических элементов: рецептора, нервных волокон и участка коры головного мозга. Рецептор представляет собой систему чувствительных клеток, расположенных на поверхности и внутри тела: в коже, в глазной впадине, во внутреннем ухе, на поверхности языка, в носовой полости, во внутренних органах и тканях. В процессе своей деятельности человек вступает в реальные контакты с предметами и явлениями окружающего мира. В результате этою рецепторы приходят в состояние возбуждения, которое по нервным волокнам передается в головной мозг, где оно преобразуется в ощущение. Процесс превращения объективного физиологического явления в субъективное представляет большую загадку для современной науки.

Рецепторы имеют очень жесткую специализацию в том плане, что каждый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаёмых предметов и явлений. Например, зрительный рецептор приходит в состояние возбуждения лишь при воздействии на него световых (электромагнитных) волн, обонятельный рецептор реагирует на определенные химические свойства и т. п. Поэтому с помощью ощущений мы можем отражать весьма ограниченный набор физико-химических свойств предметов и явлений. Он определяется возможностями имеющихся у человека органов чувств. Так, мы не можем увидеть ультрафиолетовый свет, услышать ультразвук, почувствовать предельно слабый (подпороговый) запах, уловить стороны горизонта и др. Тем более для органов чувств недосягаемы общие свойства и закономерности внешнего и внутреннего мира. Их можно понять только с помощью мышления.

В зависимости от функционального назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Экстероцептивные ощущения позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Поэтому соответствующие им рецепторы расположены на поверхности тела. Сюда относятся зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и вибрационные ощущения.

На основе интероцептивных ощущений происходит ориентировка человека в собственном организме. Именно из них складывается физическое самочувствие. Они возникают при посредстве рецепторов, расположенных в различных внутренних органах: печени, сердце, желудке и т. д.



Проприоцептивные ощущения дают информацию о перемещении в пространстве тела человека или его отдельных частей: рук, ног, головы и элементов лица. Соответствующие им рецепторы находятся в мышцах и сухожилиях. Проприоцепторы реагируют на их состояние (сокращение, расслабление, покой), что и позволяет человеку контролировать собственную двигательную активность. Утрата таких ощущений чревата грубыми расстройствами походки и выполнения автоматизированных двигательных актов.
Основные свойства ощущений

Ощущения обладают несколькими важными свойствами, знание которых имеет большое значение для понимания многих жизненных ситуаций и явлений, связанных с функционированием органов чувств. Кроме модальности к ним относятся энергетические параметры, временные характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия. Рассмотрим их более подробно.

Для того чтобы ощущение возникло в результате действия раздражителей на органы чувств, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины.

Та минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.

Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговыми. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Так, для того чтобы возникло зрительное ощущение, достаточно воздействия на рецепторы глаза примерно 7 квантов света. Абсолютный порог обонятельного ощущения равен примерно 8 молекулам пахучего вещества. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущений.

Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется абсолютным верхним порогом ощущений.

Способность иметь ощущения называют чувствительностью. Различные анализаторы обладают разной чувствительностью.

Например: порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовые ощущения, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Часто при нарушении работы одного анализатора повышается чувствительность другого. Так, у слепых людей возрастает тактильная или обонятельная чувствительность.

Если человек после яркого света попадает в темноту, то первое время он ничего не видит, а через несколько секунд начинает различать контуры предметов, а затем их детали. Такое приспособление органов чувств к новым условиям называется адаптацией.

Адаптация — повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате очень сильного или слабого, а также непрерывного длительного воздействия раздражителей.

Чувствительность глаза при адаптации может возрастать в 200 000 раз. Это достигается путем расширения зрачка до 17 раз и за счет перехода с «колбочкового» зрения на «палочковое». Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 секунд.

Смысл адаптации - привыкание и возможность обеспечить реакцию на новые раздражители. При различных заболеваниях адаптация может снижаться.

Чувствительность повышается под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений. Такое изменение чувствительности называется сенсибилизацией. Например, звуковысотный слух можно развивать у детей с помощью специальных упражнений. В профессиональной деятельности часто возникает повышение чувствительности под влиянием тренировки. Например, специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета, в то время как нетренированному глазу они кажутся одинаковыми. Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Нарушения ощущений достаточно разнообразны:


  • Гиперестезия - повышенная чувствительность, повышенная восприимчивость больным тех раздражителей, которые в обычном состоянии человеком не фиксируются. Больные начинают ощущать собственную одежду, которая раздражает их.

  • Гипостезия — пониженная чувствительность к внешним раздражителям, Это расстройство часто встречается при депрессии.

  • Анестезия — отсутствие чувствительности.

  • Парестезия — ощущение жжения, покалывания, стягивания в собственном теле.

Более глубокое знание об окружающем мире человек получает с помощью восприятия.


Восприятие

На основе ощущений человек может узнавать только об отдельных, изолированных друг от друга свойствах объекта. Сам же объект, как таковой, остается недосягаемым. На самом деле мир представлен нам как предметно оформленный, то есть как множество отдельных друг от друга конкретных предметов и явлений. Это становится возможным благодаря восприятию.



Восприятие это психический познавательный процесс отражения (субъективного воссоздания) целостных предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В результате восприятия у человека формируется субъективный образ объекта. Он представляет своеобразную субъективную картинку копию или модель воспринимаемого объекта, отражающую его физико-химические свойства: форм размер, цвет, расположение в пространстве, химический состав, состояние и др. Субъективный образ является носителем соответствующей информации об окружающем мире и выступает в качестве ориентировочной основы для построения практических действий. Он выполняет функцию ориентировки и регуляции поведения. Однако при всем этом он не обладает никакими физико-химическими свойствами и не доступен для внешнего восприятия. Собственные образы предметов и явлений представлены каждому субъекту непосредственно, и никто не сомневается в реальности их существования. Они входят в число тех субъективных элементов (строительного материала), из которых состоит внутренний душевный мир человека. Душа наполнена субъективными образами, а каждый образ — это частица души человека, несущая в себе его потребности, интересы, отношения, жизненный опыт и другие психические особенности. В свою очередь, субъективный образ представляет собой систему отдельных ощущений, которые выступают по отношению к нему как строительный материал. Например, образ яблока включает в себя зрительные, вкусовые, обонятельные и осязательные ощущения. Но это не их сумма. В образе они упорядочены и интегрированы в целостную конструкцию. Благодаря восприятию у человека складывается образная картина окружающего мира.

Восприятие обладает такими свойствами, как


  • активность,

  • предметность,

  • адекватность,

  • целостность,

  • категориальность

  • апперцепция.

Восприятие никогда не бывает самомотивированным процессом — восприятие ради восприятия. Оно всегда встроено в структуру определенной деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ — это не следствие воздействия объекта на органы чувств пассивного субъекта. Он порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Внешне она выражается, например, в повороте головы, в практических действиях и движениях осязающей руки или воспринимающего глаза. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых перцептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение информативных признаков объекта и построение на этой основе его образа. Без такой активности субъекта образ не формируется.

Одна из интересных и загадочных особенностей образа заключается в том, что он находится не в голове субъекта или каких-то других частях тела, а в пространстве воспринимаемого предмета. Именно через образ и в форме образа предмет, как правило, является нам. Подобная ситуация настолько привычна и обыденна для нас, что мы никогда не узнаем собственные образы и наивно принимаем их за воспринимаемые предметы. Впервые мы начинаем задумываться над этим в тех случаях, когда образ перестает соответствовать предмету или расходится с аналогичными образами других людей.

Свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету называется предметность восприятия. Именно благодаря предметности субъект может полагаться на свои образы и адекватно вести себя в тех или иных предметных ситуациях. Предметность восприятия говорит о том, что психика (душа) находится не в теле, а вне его — в пространстве и времени социального бытия человека.

Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Она является необходимым условием построения адекватных и разумных действий в соответствующих жизненных ситуациях. Снижение адекватности восприятия является главной причиной практических ошибок, совершенных в условиях профессиональной и бытовой деятельности. Неадекватное восприятие называется иллюзорным. Ярким примером может служить иллюзии движущегося поезда. Она наблюдается в ситуации, когда сидящий в вагоне только что тронувшегося поезда человек принимает рядом стоящий состав за движущийся. Причиной искаженного восприятия может быть отношение субъекта к воспринимаемому объекту, установка, ненормальное психическое или физическое состояние, изменение привычных условий восприятия и др. Однако даже и при отсутствии этих причин восприятие никогда не бывает абсолютно адекватным.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету величине независимо от меняющихся условий восприятия: освещенности, удаленности, угла зрения (ракурса) и др. Например, размер фигуры человека остается неизменным для наблюдателя независимо от расстоянии до него. Не будь этого свойства, при всяком изменении всевозможных условий восприятия субъективно менялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей. Это затруднило бы ориентировку.

Целостность восприятия проявляется в том, что в образе отдельные элементы — признаки предмета — объединяются в целое. При этом имеет значение не столько пространственная близость частей (элементов) друг к другу сколько их принадлежность к определенному предмету

Осмысленность (категориальность) выражается в том, что восприятие носит обобщенный характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом — понятием и относится к определенному классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности человека в процессе восприятия. Она оказывает очень сильное влияние на восприятие. Благодаря осмысленности, например, человек может свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Категориальность человеческого восприятия говорит о его социальности.

Содержание и характер восприятия образа зависят не только от характеристик объекта, но и от свойств самого воспринимающего субъекта. На него оказывают влияние особенности личности воспринимающего: его отношение к воспринимаемому, потребности, желания, опыт, чувства и др. Зависимость восприятия от личности воспринимающего носит название апперцепции.

В заключение отметим, что восприятие не задано человеку генетически. Это не врожденная функция. Оно формируется в процессе активной жизнедеятельности субъекта и на основе обучения и воспитания. Наиболее активный период его формирования — дошкольный возраст, особенно первые годы жизни.
Виды восприятия

Восприятие — это довольно сложный и многомерный психический процесс. Поэтому существует несколько его классификаций.

Основная классификация построена в зависимости от того, какой из органов чувств является ведущим в формировании субъективного образа. В соответствии с названным критерием выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Например, восприятие человеческого лица представляется зрительным, восприятие музыки — слуховым, восприятие пищи — вкусовым. Однако выделенные виды восприятия далеко не всегда встречаются в «чистом» виде, В каждом из образов наряду с основными встречаются и другие по модальности ощущения. Это говорит о том, что в формировании любого субъективного образа принимает участие одновременно несколько органов чувств и обязательно — двигательный анализатор. Каждый из выделенных видов восприятия имеет важное значение для человека. Однако доминирующим среди них является зрительное восприятие.

В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (формы существования материи) выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Восприятие пространства предполагает субъективное отражение величины, формы, объемности, глубины (удаленности) и взаимного соотнесения предметов. Оно имеет очень важное значение в регуляции поведения человека в различных ситуациях. При ее нарушении человек испытывает огромные трудности при выполнении даже элементарных практических действий. Большую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными органами чувств, участвующими в формировании образа.

Восприятие времени есть отражение объективной длительности, быстроты и последовательности явлений, процессов и событий: долго, коротко, раньше, позднее, в настоящем, в прошлом и т. п. Восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться во временной реальности. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, которое заполнено интересной, мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. На восприятие времени влияет и эмоциональное состояние: положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные — растягивают его. Оно зависит также и от возраста.

Восприятие движения представляет собой субъективное отражение физического перемещения объектов в пространстве. Оно включает в себя оценку динамического состояния объекта (движение — покой), скорости перемещения и ускорения. Важнейшую роль в формировании и функционировании этого восприятия играет двигательный анализатор. Восприятие движения имеет большое значение в жизни человека и в некоторых видах профессиональной деятельности.

В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастностью), либо соответствием их потребностям и интересам субъекта.

Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели — что-то воспринять, заметить, обнаружить и др. Оно формируется у человека в период младшего школьного возраста.

Восприятие является одним из инструментов обеспечения социального бытия человека: общения и предметной деятельности. В соответствии с этим критерием можно выделить два его вида: социальное и предметное.



Социальное восприятие (социальная перцепция) является одним из структурных компонентов общения. На его основе осуществляется. ориентировка субъекта в элементах внешнего физического облика другого человека, во всех внешних проявлениях его внутренней психологической сущности. Сюда относятся различные характеристики тела (конституция, глаза, рот, нос, губы, подбородок и др.), оформление внешности, мимика, пантомимика, особенности голоса и речи, действия и поступки. Правильное их восприятие является необходимым условием адекватного понимания другого человека как субъекта, как личности и как индивидуальности.

Предметное восприятие (предметная перцепция) включено в структуру предметно-практической деятельности человека. Оно позволяет субъекту ориентироваться в свойствах тех объектов, на которые направлена его деятельность.

Сравнительный анализ показывает, что эти два вида восприятия отличаются между собой не только по функциональным характеристикам, но и по ряду других свойств. Социальное восприятие является более сложным, чем предметное. Это можно объяснить большой сложностью его «объекта» — человека, дело в том, что через внешние, доступные для органов чувств признаки так или иначе проявляются внутренние характеристики человека как субъекта и как личности: мысли, чувства, желания, способности, эмоциональные переживания и т. п. Поэтому внешние средства их выражения представляют собой чрезвычайно сложную, многогранную и функционально безграничную систему. Например, существуют десятки и сотни разнообразных улыбок, взглядов, интонаций голоса, жестов, поз и т. д. Все они (вместе и по отдельности) несут определенную информацию о внутренней сущности другого человека. Нетрудно представить себе, насколько тонким и функционально богатым должен быть инструмент для их восприятия. Для того чтобы он был более совершенным, его необходимо специально развивать. По сравнению с предметным, социальное восприятие имеет и более раннее происхождение. Оно начинает формироваться у ребенка уже на первом месяце жизни, а к трехмесячному возрасту он способен уже выделять свою мать. Это объясняется тем, что другой человек выступает для ребенка как наиболее значимый объект, опосредствующий все его отношения с окружающим миром.

В заключение следует подчеркнуть, что человеку необходимы все виды восприятия. Этими объясняется факт их возникновения и существования у него. Все они поддаются целенаправленному развитию.
Расстройства восприятия

Причинами расстройства могут быть инфекции, отравления, интоксикации, психические заболевания.



Иллюзии — это искаженное восприятие реального объекта. Иллюзии подразделяются на зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и вкусовые. Они могут наблюдаться и у здоровых людей, особенно в тех случаях, когда восприятие окружающего бывает неотчетливо (полумрак, темнота) или человек находится в состоянии эмоционального напряжения (ожидание, страх, особенно то и другое одновременно).

Галлюцинации — болезненное восприятие без реального объекта, при галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Чаще наблюдаются зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации.

Агнозия — это нарушение узнавания предметов.

Дереализация — искаженное восприятие объектов окружающего мира. Больные узнают окружающую обстановку, но она им кажется «какой-то не такой», все воспринимается как бы через толстое стекло.
Значение сенсорных раздражителей в деятельности

медицинской сестры.

Прямые, простые раздражители, действующие на наши органы чувств, имеют большое значение в обследовании больного и диагностике его заболевания. Так, общий осмотр больного, несмотря на все увеличивающееся количество инструментальных и лабораторных методов исследования, сохраняет свое важное диагностическое значение. С помощью осмотра медсестра получает общее представление о состоянии больного, его конституциональном типе телосложения, состоянии кожных покровов и мышечной системы, но иногда могут и поставить правильный диагноз с первого взгляда.

Так, например, запах ацетона изо рта больного при диабетической коме, почмокивание губами у больных при так называемом лобном синдроме, западение яремной ямки при пневмонии у детей.

В свою очередь патологические признаки, обнаруживаемые при внешнем осмотре, оказывают медику существенную помощь в сборе анамнеза и проведении дальнейших исследований. Овладевая пальпацией, перкуссией, она, осязая и прослушивая различные ткани и органы, получает непосредственные знания о топографическом соотношении этих органов, их чувствительности и функциональном состоянии. Для получения ценных клинических данных медсестре необходимы не только постоянный опыт и упражнения, но и овладение всеми способами пальпации и перкуссии различных областей тела.

Хорошо видеть, слышать, наблюдать, в общем воспринимать — является хорошей предпосылкой диагностики. Уметь видеть, слышать, ощущать, обонять, уметь внимательно наблюдать и сравнивать — это путь к познанию состояния больного человека. Наблюдение в лечебном процессе - это изучение больного в процессе восприятия и общения. Умение это дается не сразу, а в процессе обучения и последующей практической деятельности. Хорошее наблюдение предполагает, прежде всего, ясную постановку задачи и умение подчинить свое восприятие стоящей перед ней задаче.

Наблюдение за больным должно быть всегда полным и детальным, а главное — существенным. А чтобы существенно и плодотворно вести клиническое наблюдение, медсестра должна иметь достаточные знания о больном и предполагаемой болезни. Именно знания и дают возможность медсестре глубже и содержательнее воспринимать отдельные признаки болезни. Кто много знает, тот умеет и многое увидеть в окружающих его явлениях.

Поверхностное восприятие означает поверхностную наблюдательность, поверхностное мышление, а результатом этого является и поверхностный диагноз.

Опытные медики воспринимают симптомы болезни и в то же время осмысливают их значение в каждом конкретном случае, их отличие от сходных симптомов другой болезни.



Приложение № 2

План работы на предстоящем занятии


  1. Контроль исходного уровня знаний:

а) тестирование;

б) фронтальный опрос.

2. Практическая часть занятия:

а) определение свойств ощущений, проявляющихся в различных

ситуациях;

б) определение свойств восприятия, проявляющихся в различных

ситуациях;

в) подготовка психологических рекомендаций по практическому

использованию свойств восприятия.

  1. Заключительная часть занятия:

а) выставление оценок;

б) задание на дом.


Каталог: modules -> boonex -> files -> data -> files
files -> «Конфликт и пути его преодоления»
files -> Уроках французского языка (Тема: "Фразеология") Барнаул, 2009 г
files -> Чтобы семья была счастливой Родительское собрание
files -> Проект «рефлексия в учебно педагогическом процессе»
files -> Сущность модели личностно-ориентированного образования
files -> Учитель Балясникова Т. А. 2009 г № Текст
files -> Воспитание навыков хорового пения
files -> Использование нейропсихологических методов и приёмов в практике логопеда


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница