Проектирование, проведение и самоанализ урока



Скачать 97,46 Kb.
Дата13.02.2016
Размер97,46 Kb.
ТипУрок

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОВЕДЕНИЕ И САМОАНАЛИЗ УРОКА


Методика оценки профессиональной компетентности педагогов при проведении урока предполагает три компонента:

  • Оценка проекта урока

  • Анализ и оценка проведения урока

  • Оценка самоанализа конкурсантом своего урока

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА


Одним из показателей мастерства педагогов, является умение проектировать свою будущую деятельность. Во время проведения конкурса «Учитель года» оценке жюри подлежит проект будущего урока, как показатель проектировочной компетенции педагога.

Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой. Но там должно быть представлено предметное содержание и логика его развертывания на уроке, организация процесса решения учебной задачи в соответствии с закономерностями развертывания коллективно распределенной учебной деятельности и при наличии содержательной мотивации, формы организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению цели урока, коммуникативный процесс.

Для записи разработанных проектов технологий обучения возможны следующие формы: план урока, конспект урока, технологическая карта, методическая разработка.

План урока - практическое изложение методической и педагогической структуры урока. В плане фиксируется номер и тема урока, цель и задачи, тип урока, дидактическое обеспечение (перечень базовых понятий, терми­нов; используемые методы обучения, формы организации учебной дея­тельности; необходимое оборудование, материалы, средства). Структура урока (последовательность его проведения с распределением по времени, основных действий педагога и учащихся) может быть оформлена в виде таб­лицы. 

В плане урока также указывают методы и средства диагностики учеб­ных достижений учащихся и домашнее задание. 

Конспект урока - подробное проектирование урока. В конспекте не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно планируют­ся содержательные единицы, приемы и методы обучения на каждом этапе урока, вся деятельность педагога и учащихся. 

Методическая разработка - комплекс разработанных учителем методи­ческих и дидактических материалов, обеспечивающих проведение урока. Методическая разработка содержит план или конспект урока и рекоменда­ции по его организации. 


На основании данных подходов, во время проведения предыдущих конкурсов «Учитель года» оценивался план урока конкурсантов. При этом учитывались следующие позиции:


1.1. Обоснованность целей и задач урока: соответствие уровню обучения, типу класса (школы); соответствие месту и роли урока в структуре раздела, темы; диагностичность постановки целей и задач.

1.2. Оптимальность содержания образования: отбор и логическое структурирование в соответствии с этапами урока; практическая направленность; направленность на развитие личностных качеств учащихся.

1.3. Планируемая деятельность учителя по: организации учебно-познавательной деятельности и учебной коммуникации учащихся в соответствии с задачами этапов урока; обеспечению усвоения учебного содержания; контролю и оценке учебных достижений.

1.4. Планируемая деятельность учащихся по: приобретению знаний и освоению способов работы с информацией; осуществлению самостоятельного поиска и принятию решений; взаимодействию с одноклассниками и учителем.

1.5. Предполагаемые средства обучения: оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся; адекватность планируемых методов обучения; рациональность отбора дидактического оснащения урока.

1.6. Планируемая оценка эффективности урока: определение объектов и содержания оценки; адекватность отобранных способов оценки; разработанность инструментального обеспечения оценки и анализа эффективности (рефлексивные опросники, задания, тесты, критериальные шкалы, схемы анализа и оценки и т.д.). Участник конкурса мог получить 54 балла за план урока.



ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА

Общими требованиями к уроку являются:

1. Определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока.

2. Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-дидактической основе.

3. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.

4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.

1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно);

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно); б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).

2. Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с основной целью; в) достижение сопутствующих целей.

3.Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений.

4. Методическая логика урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья); б) обоснованность структуры урока; в) хронометрирование урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени; г) целесообразность и характер проверки домашнего задания; д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью); е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся); ж) развитие навыков и умений; з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока; б) правомерность использования средств на данном этапе урока - на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки; в) эффективность использования средств в данном классе; г) грамотное использование и сочетание различных средств. 

6. Использование различных методических приемов: а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам; б) обоснованность места использования данного приема; в) эффективность использования приема.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.

При оценке конкурсных уроков жюри заключительного (республиканского) этапа конкурса «Учитель года – 2006» использовало следующую критериальную базу:

1.1. Постановка целей: организация постановки цели урока учителем; определение учащимися целей собственной учебно-познавательной деятельности; понимание и принятие цели урока учащимися.

1.2. Реализация учебного содержания: установление внутрипредметных связей, связей содержания образования с личным опытом и интересами детей, их возрастными особенностями; обеспечение практической направленности учебного содержания; обеспечение направленности содержания урока на развитие личностных качеств учащихся.

1.3. Деятельность учителя на уроке: рациональность организации учебно-познавательной деятельности и учебной коммуникации учащихся; владение учителем педагогическими техниками речи, диалога, влияния, понимания, обратной связи и др.; реализация контрольно-аналитической, оценочно-коррекционной функций.

1.4. Деятельность учащихся по: приобретению знаний и освоению способов работы с информацией; самостоятельному поиску и принятию решений; взаимодействию с одноклассниками и учителем.

1.5. Использование средств обучения: организация индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно- познавательной деятельности учащихся; применение методов обучения и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся; рациональность включения дидактического оснащения в учебный процесс.

1.6. Оценка эффективности урока: текущий и итоговый контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся; участие учащихся в оценке процесса и результатов учебно-познавательной деятельности; использование данных оценки эффективности урока для постановки перспективных целей, определения содержания и объема домашнего задания


САМОАНАЛИЗ УРОКА

Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.


Примерная схема самоанализа урока учителем


  1. Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

  2. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.

  3. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.

  4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые члены жюри могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.

Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется членам жюри очевидным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление отметки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать, если это необходимо, доказывая правильность тех действий, в которых он действительно убежден.

При подготовке и проведении открытого урока педагогу следует избегать ряда распространенных ошибок:


  • ничем не обоснованного отклонения от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;

  • отсутствия взаимосвязи между этапами урока;

  • перегруженности урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;

  • потери внимания к деятельности учащихся, увлеченности собственными действиями, демонстрацией эрудиции;

  • при проведении урока, особенно в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.), забывать о том, что этот урок не только должен быть эффектным (восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих), а, должен быть эффективным, направленным на качественное обучение учащихся;

  • появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;

  • недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.

Критериями оценки самоанализа конкурсных уроков являлись:

1.1. Оценка ситуации и характеристика условий проведения урока: исходная педагогическая идея замысла урока; уровень готовности учащихся к реализации идеи; способность и желание учащихся работать в предложенных формах обучения и темпе работы; оценка психологического климата в классе

1.2. Педагогическое обоснование плана урока: педагогическая аргументация поставленных целей и задач урока; обоснование способа организации учебного процесса (логического структурирования содержания и форм организации учебно-познавательной деятельности, отбора и применения средств обучения); обоснование выбранных средств управления учебно-воспитательным процессом (на основе запланированной контрольно-аналитической и оценочно-коррекционной деятельности).



1.3. Анализ реализации плана урока: описание полученных результатов урока; уровень достижения запланированных целей и реализации поставленных задач; пути и средства, позволившие достичь полученных результатов; затруднения и проблемы в деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей, способы их преодоления.

1.4. Выводы и решения: оценка целевой, социально-психологической, технологический и ресурсной эффективности урока; рекомендации для учащихся и постоянного учителя по коррекции и развитию полученных результатов урока; пути развития собственной педагогической деятельности и повышении уровня профессиональной компетентности учителя.
Каталог: edu -> downloads
edu -> Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 115
edu -> Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»
edu -> Доклады и материалы Выпуск 5 Москва
edu -> 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
downloads -> Подготовка публичного выступления
downloads -> Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница