Учебно-воспитательный процесс в режиме интерактивного обучения



Скачать 22,12 Kb.
Дата25.02.2016
Размер22,12 Kb.
Учебно-воспитательный процесс в режиме интерактивного обучения
Нуришанова Ирина Борисовна

Преподаватель специальных дисциплин

отделения Технология продукции общественного питания

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Юргинский технологический колледж

Кемеровская обл., г. Юрга
Особую актуальность сегодня при приёме на работу приобретают такие качества личности, как умение общаться, работать в команде, системное мышление, гибкость, креативность, инициативность. Однако значительная часть молодых людей, заканчивающих образовательные учреждения и трудоустраивающихся, остаётся в большей мере, ориентирована на личный профессиональный успех, чем на успех команды, организации в целом. Значит, в образовательном процессе необходимо использовать технологии обучения, способствующие формированию у обучающихся навыков данного рода.

Решению данной проблемы способствуют методы и формы интерактивного обучения построенного на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать возникающие проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации. В основе интерактивного обучения лежит непосредственный диалог обучающихся с преподавателем, друг с другом или с приглашёнными на учебные занятия людьми, а также опосредованный диалог с автором учебника или компьютерной программы.

Работа в интерактивном режиме обучения на отделении Технология продукции общественного питания, дает нам основание сделать вывод, что можно достичь достаточно высоких показателей в процессе реализации сложных задач по личностному и профессиональному развитию обучающихся. За период с 2010г. по 2013г. общая успеваемость выпускных групп на нашем отделении постоянно составляет 100%, качественная, при защите диплома – 95-98%. На сегодняшний день все выпускники отделения трудоустроены по специальности и имеют положительные отзывы со стороны работодателей.

На начальном этапе мы выбираем такие формы и методы обучения, которые дают возможность обучающимся присмотреться друг к другу, познакомиться поближе, стать более уверенными и раскрепощёнными. Создавая эмоционально благоприятный микроклимат на занятии, в процессе обучения складывается идеальный вариант сотрудничества, когда педагог желает учить, обучающийся желает учиться.

Очень эффективна, как показала практика, методика, описанная ниже.

«Займи позицию». Педагог зачитывает утверждение, а учащиеся должны поднять листок со словом «Да» или «Нет». Желательно, чтобы обучающиеся объясняли свою позицию.

Такая форма работы способствует формированию и развитию чувства уверенности в себе, самостоятельности в выборе решения, активной мыслительной деятельности.

«Свеча». По кругу передается нарисованная свеча (муляж), а обучающимся предоставляется право поочередно высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу, причем для того, чтобы свеча постоянно «горела» молчать, держащему ее, нельзя.

Форма работы в одной большой группе позволяет всем участникам процесса быть одновременно в центре событий, сплачивает коллектив, формирует и развивает такие качества личности, как:



  • собранность, так как необходимо постоянно следить за ходом главной мысли в процессе обсуждения;

  • внимательность, так как повторять уже сказанное нет смысла;

  • раскрепощённость, так как все находятся на равных, нет отстающих, атмосфера свободная, непринужденная;

  • дисциплинированность и взаимоуважение, так как, чтобы слышать и быть услышанным, необходимо соблюдать определенные правила;

  • уверенность в своих силах, так как учащиеся имеют право голоса и могут поделиться именно теми знаниями, которыми они обладают на данном этапе обсуждения.

Кроме того, обучающиеся активно развивают мыслительную деятельность, память, учатся грамотно излагать свои мысли, настраиваются на позитивное отношение к окружающим, учатся общению. Одновременно это способствует подготовке работы в парах.

Большинство педагогов считают, и, думаю, трудно с ними не согласиться, в том, что ничто так не способствует обучению, как изложение учебного материала другому человеку. Результативными являются такие виды парной работы, как взаимопроверка проделанной работы, работа в режиме интервью на этапе проверки домашнего задания или при закреплении изученного материала.

Очень результативна, как показывает практика, методика «Карусель» которая предполагает организацию двух колец. Внутреннее - неподвижно стоящие обучающиеся и внешнее – обучающиеся, передвигающиеся по сигналу преподавателя через определённые промежутки времени. В создавшейся паре постоянно идёт обсуждение вопроса, предложенного преподавателем.

Работу, строящуюся на организации пар, мы проводим, используя интеллектуальные и дидактические игры. Такие игры, как ребусы, кроссворды, лото, домино, шарады, анаграммы позволяют не только сформировать мотивацию на обучение, оценить уровень подготовленности учащихся, активизировать мыслительную деятельность, они способствуют сплачиванию коллектива, учат слушать собеседника, находить компромисс.

В работе парами уровень обмена информацией высокий и разногласий меньше, но выше вероятность возникновения напряженности. Продолжить формирование благоприятной коммуникативной среды, повысить активность обучающихся позволяет организация групп более крупного состава.

Придерживаясь принципа «от простого к сложному», когда происходит освоение правил работы в парах, мы практикуем увеличение состава группы сначала до 3, а затем до 4-5 человек. Например, такие игры, как: «Корзина вопросов», «Загадки с подсказками», «Крестики-нолики», «Правда ли, что?», результативнее организовывать между микрогруппами.

Дискуссия – неотъемлемый элемент процесса обучения в интерактивном режиме. Участвуя в дискуссиях, обсуждая различные проблемы, проигрывая ситуации, обучающийся усваивает от 70% до 90% информации. Ведение дискуссии, учит защищать свои взгляды и убеждения, способствует самореализации всех участников процесса.

Постепенно у обучающихся появляется ответственность за совместную работу. Возникают новые идеи, инициативы. Между участниками складываются дружеские отношения, которые могут продолжаться и вне учебной аудитории.

Использование интерактивных форм и методов обучения позволяет не только получать хорошие учебные результаты, но и развивать у обучающихся способность самостоятельного решения проблем, что означает:


  • умение анализировать информацию и анализировать проблему;

  • умение находить возможности для решения проблемы;

  • умение планировать конкретные действия;

  • умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения;

  • умение общаться между собой и с педагогом.

Нельзя не отметить тот факт, что на какой бы ступени реализации форм и методов интерактивного обучения педагоги не находились, обязательно необходимо наличие обратной связи с обучающимися. Обратная связь необходима для ответа на вопрос: реализуются ли поставленные задачи, в том ли направлении идет работа, насколько продуктивно усваивается материал, как он понимается, благополучна ли атмосфера на занятиях.

Учебно-воспитательный процесс, организованный на основе интерактивного обучения, создает основу для становления свободной в своих решениях и ответственной за их результат личности, предрасположенной к конструктивному мышлению. Выпускник, как непосредственный участник процесса собственного самосозидания, обретает опыт обогащения своего духовного мира, построения диалога с представителями общества, в котором ему не только предстоит жить, но и который будет возможность изменить.


Литература


  1. Игровые технологии в профессиональном образовании [Текст]: методические рекомендации / авт. – сост. Л.Н. Вавилова, В.М. Кузина; под общ. Ред. Т.С. Паниной. – Кемерово: Издво ГОУ «КРИРПО», 2007. – 94 с.

  2. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст]: Серия «Среднее профессиональное образование» / С.А. Мухина, А.А. Соловьева – Ростов-н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.

  3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под редакцией Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

  4. Современные технологии обучения [Текст]: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. – СПб., 2002. – 79 с.

Каталог: konferenciya
konferenciya -> Программа V ii межрегиональной научно-практической конференциИ учителей 5 6 февраля 2016 г
konferenciya -> «Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»
konferenciya -> Литературная мода и литературные модели в западноевропейской и американских литературах
konferenciya -> Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка
konferenciya -> Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков
konferenciya -> «наррация желания в кинотексте»
konferenciya -> Формы организации физической культуры школьников
konferenciya -> "предэкзаменационный стресс и здоровье студентов"
konferenciya -> Как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
konferenciya -> Подготовила: Барановская Светлана Николаевна, учитель истории мбоу «Овчинниковская оош»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница