Урок как система личностно развивающих ситуаций урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя



Скачать 471,59 Kb.
страница1/2
Дата13.02.2016
Размер471,59 Kb.
ТипУрок
  1   2
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩИХ СИТУАЦИЙ
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.



Содержание:


  1. Какой урок можно считать современным?

  2. Теоретическая и методологическая основа современного урока.

  3. Мотивационно-целевая составляющая урока.

  4. Особенности технологии образования деятельностного содержания.

  5. Отбор и структурирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока.

  6. Способы организации деятельности (методики, технологии, подходы).

  7. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

  8. Анализ урока.



  1. Какой урок можно считать современным?

Современный урок- это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ (самодеятельность, самоорганизация, коллективная деятельность, ответственность учеников).

Это - специфическая форма организации целостного педагогического процесса, при котором педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Современный урок обучает умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира, воспитывает высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «самопроцессы», субъективность, развивает деятельность, мышление, рефлексию. Учитель организует взаимодействие обучающихся для совместного решения следующих педагогических задачи:

- обеспечить каждому ребенку эмоциональную поддержку;

- мотивировать включение каждого учащегося в совместно-распределенную деятельность на принципах позитивной взаимозависимости и индивидуальной ответственности;

- предоставить условия для построения собственного действия на основе соотнесения своего мнения и разных точек зрения;

- создать область эффективно действующей зоны ближайшего развития.

Развивающий аспект цели урока связан непосредственно с процессом становления и развития личности ученика: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, речевому развитию учащихся, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки.

«Если ученик включен в деятельность на уроке и осознает, как он ее выполняет, какие средства использует для ее построения и организации, какие схемы выделяет и переносит на организацию других ситуаций, то он «оспосабливается», т.е. приобретает такое универсальное качество предметных знаний и умений, которое позволяет использовать их при решении задач, отличных от тех, в которых они усваивались, в реальных жизненных ситуациях, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения реальных и потенциальных партнеров».

Ю.В. Громыко




  1. Теоретическая и методологическая основа современного урока.

Теоретической и методологической основой современного урока являются достижения ЗУНовского, компетентностного, личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов. Исходная идея - системно-деятельностный подход.

Содержание образования — один из ведущих компонентов системы образования, и не случайно, что всегда в задачах реформирования системы главным вопросом становится проблема нового, деятельностного содержания. Мы будем исходить из того, что в основе деятельностного содержания лежат универсальные средства, методы и нормы мыследеятельности. Знание как таковое уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов.

Если в традиционном образовании главным процессом является понимание, то в деятельностном главным становится мыследействование. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то есть знаний, содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм управленческой деятельности, из выделенных и культурно оформленных норм искусственно-технической преобразовательной деятельности.

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности. А это уже предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности. Такие образовательные технологии направлены на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.



Принципы развивающего обучения (Л.В.Занков):

  • Обучение в быстром темпе.

  • Обучение на высоком уровне трудности.

  • Ведущая роль теоретических знаний.

  • Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала.

  • Активное участие обучаемых в процессе обучения.

Методические принципы организации современного урока:

  • Принцип целеполагания.

  • Принцип мотивации.

  • Принцип проектирования.

  • Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.

  • Принцип передачи функции оценивания учащимся.

Принцип целеполагания предполагает заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремиться учитель и ученики. Это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на занятии, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.

  • Принцип мотивации. Способы внешней мотивации (условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры - письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем, заменяются способами внутренней мотивации. Внутренняя мотивация создается путем проблем, "ловушек", которые должны встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал. Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса. Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска.

  • Принцип проектирования заключается в горизонтальном, «стратегическом» планировании, в котором продумывается серия уроков в рамках целостного учебного модуля от постановки целей освоения определенного элемента образовательной области до контроля за овладением способом практических действий. В проектировании главная цель – создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся. Это предполагает обеспечение выбора учащимися собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания. Проектирование урока осуществляется в трех педагогических аспектах: проектируется предметно-логический аспект (логика развертывания учебного материала), структурно-деятельностный (учитель проектирует ситуации включения учащихся в учебную деятельность), организационно-коммуникативный аспект (моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы).

Оперативное моделирование означает, что предварительно смоделировав ход урока, просчитав его возможные варианты, педагог может столкнуться с неожиданной ситуацией (неожиданной версией ученика, подменой предмета обсуждения, уход в сторону, нестандартная реакция, несогласие или непонимание учащихся), требующей от учителя оперативного моделирования ситуации, направляющей совместную деятельность в необходимое русло к ее реализации. Средством создания такой ситуации может быть вопрос учителя, его контраргументы, использование и акцентирование мнения одного из учащихся, прозвучавшего на уроке, привлечение различных источников информации, вербальная оценка происходящего и т.д.

  • Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность. Позиция учителя - его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способные играть определенную акцентирующую роль:

- Эмоциональные позиции - позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющих предмет мысли, речи участника (участников) полилога; позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта (сомневаться полезно и в "правильных" версиях с целью их глубокого осознания учащимися); позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения - умения слушать.

- Функциональные позиции:

  • исследователь - предлагает версию, контраргумент, т.е. участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания;

  • координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания и определяя их очередность;

  • консультант - дает справку - ответ на нерешенный вопрос, информацию о разных научных взглядах и т.д.;

  • лидер, ведущий - с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог;

  • эксперт - участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ.

Этапы включения школьника в процесс оценивания:

1. Подготовка итоговой контрольной работы в виде совместного обсуждения.

2. Подготовка к контрольной работе по выделенным тезисам, вопросам, заданиям в форме самостоятельной домашней работы.

3. Оценка каждым учащимся освоения темы по выбранным в коллективном обсуждении основным объектам усвоения (балльная отметка за каждый).

4. Проведение контрольной работы и оценивание ее учителем

5. Анализ сопоставления оценки, данной учителем, и самооценки ученика.



Требования к критериям оценивания:

  • Предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. (Если учащиеся выражают несогласие с введением определенного критерия оценки и доводы учителя не убеждают их, критерий или изменяется (по предложению учащихся) или снимается.

  • Определяются целями деятельности, (или ее этапа) качествами, наличие которых необходимо на данном этапе участникам учебного процесса, т.е. являются психологическими установками на формирование результата или желаемых определенных качеств.

  • Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).


Ш. Мотивационно-целевая

IV. Особенности технологии образования деятельностного содержания. Если в традиционном образовании основным средством являются тексты (в частности, учебник), то в образовании деятельностного содержания главным средствами становятся ситуации.

В традиционном образовании содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов. В деятельностном образовании содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации.

При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания. При переходе на деятельностное содержание на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование ситуации.

Перспективную педагогическую традицию создали представители школы Л. В. Занкова, осуществив своеобразную попытку переконструирования действующего типа содержания обучения на основе идеологии развития. Исходным является положение о том, что учебный процесс есть системообразующий компонент в организации обучения, и, следовательно, в зависимости от организационной структуры учебного процесса осуществляется тот или другой способ обучения.



Педпроцесс как целостная педагогическая система

Таким образом, деятельность включает в себя следующие элементы, взаимосвязанные и взаимообусловленные друг другом: мотив, цель, содержание, методы и средства, формы организации деятельности, контроль и оценка результатов деятельности и рефлексия. Все элементы являются обязательными и необходимыми как для традиционной, так и для современной модели обучения.



Что же отличает современный урок от традиционного?

Структура урока.

Традиционный урок – это закрытая система, имеющая иерархическую структуру с жесткой ориентацией на однозначное решение единой задачи, основанная на логике преподавания:

  • Организационный момент

  • Проверка домашнего задания

  • Объяснение нового материала

  • Закрепление

Современный урок – это открытое образовательное пространство, представляющее собой самоорганизующуюся систему, построенную на основе компонентов человеческого "само": личностных смыслов, личной значимости творчества, открытости, интуиции, критичности, рефлексии, потребности в самоактуализации, инициативы, отклонений, случайностей, множественности вариантов нелинейного развития и т.д.

Современная дидактическая структура основана на логике познания:

  • Актуализация (мотивационно- целевая составляющая)

  • Изучение нового материала

  • Применение

  • Рефлексивно-оценочный этап

  1. Содержание урока.

Принципы освоения содержания:

  • Интегративность

  • Теория в практике (а не от теории к практике)

  • Общее в частном (а не от частного к общему)

  • Целое в части (а не от частей к целому)

    • От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)


Содержание образования
(«интеграционный подход» И.Я.Лернера М.Н.Скаткина)

Приоритетным компонентом содержания образования являются не знания, а способы деятельности. Способы действий в современном образовании представлены не частно-предметными, а метапредметными, универсальными умениями, которые можно назвать ключевыми компетенциями.

Формирование целостной картины мира как цель современного обучения


Рисунок Традиционная картина мира Рисунок Современная картина мира

Система знаний включает в себя:

  1. Отбор и структурирование содержания образования на уровне предмета: от содержания курса к содержанию темы и урока.

Основой для структурирования содержания предмета могут служить труды  в области  системного подхода к анализу объекта исследования (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин, Т.И. Шамова и др.), теория формирования понятий (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская),    теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин).

Моделирование – это метод исследования интересующих нас объектов через модели. Особенность моделирования заключается в том, что оно дает возможность изучить процесс до его осуществления, выявить отрицательные последствия и найти способы их ликвидации. Кроме этого, моделирование позволяет изучить процесс целостно, в совокупности его элементов и связей между ними. «С помощью моделирования удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, т. е., сделать любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения». [6 с.212

Первый этап моделирования – построение системы целей на основе государственных стандартов и программы курса. Педагогическая цель урока в новой концепции требует отказа от идеи трех равнозначных и самостоятельных целей урока: воспитывающей, развивающей и обучающей. Государственные стандарты образования в качестве приоритетных определяют личностные цели, достижение которых обеспечивается метапредметными и предметными результатами. Способ постановки целей осуществляется через результаты обучения.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные школьниками на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам образовательной деятельности относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели  в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

Вместо выделения трех отдельных целей урока нужно определить цель, учитывая возможность учебного материала для развития определенных качеств личности человека в данное время. Затем сформулировать те образовательные задачи, решение которых обеспечивает усвоение материала таким образом, чтобы стало возможным достижение личностных целей, которые и являются стратегическими целями учебного процесса. Такой подход к определению целей показывает, что обеспечение усвоения учебного материала учителем является его задачей, а не целью. Целью же является осуществление положительных сдвигов в развитии личности ученика.

Моделирование предметного содержания образования носит уровневый характер:

      моделирование курса (выделение стержневых линий и связей между ними;

      моделирование тем (разделов), как относительно автономных единиц;

      моделирование конкретных занятий (модели заданий, форм, методов обучения и пр.) (схема 1).

Стержневая линия 1

Стержневая линия 2
Стержневая линия 3
Стержневая линия 4
Тема 2
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 1

Тема 3


Уровень

курса


Уровень

темы


Уровень

занятия
Схема 1

Многоуровневая модель образовательного процесса  позволяет  учителю спрогнозировать систему обора содержания и наметить ключевые направления их качественного преобразования с целью  получения проектируемого результата.

Содержание образовательного процесса должно строиться с учетом освоения окружающей действительности, выраженной в предметном материале стандартов, личностного развития обучающегося и деятельности, одной из функций которой является становление личности. Так как стандарты второго поколения указывают на приоритетность личностных и метапредметных результатов, первостепенная задача учителя – понять, какое место занимает преподаваемый им предмет в развитии ценностных отношений учащихся. Такой подход наполнит знание личностным смыслом.

Моделирование предполагает начать исследование учебного предмета с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания.
Цели учебной темы

Цели учебного раздела


Цели учебного занятия

Стержневые линии

Теории, положения

Факты, понятия, законы

Действия учащихся

Цели учебного предмета


Схема 2

На схеме 2 представлена взаимосвязь содержания и предметных целей, которые отражают логику процесса усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Цели учебного предмета формулируются на основе выделения содержательных (стержневых) линий.

В качестве стержневых линий могут выступать системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук. Они выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность. Вокруг них и происходит объединение, концентрация учебного материала. Стержневые линии являются основой формирования у школьников научного мировоззрения.

Рассмотрим структуру стержневых линий на примере алгебры [8, 143-144] (Таблица 1). В качестве стержневых линий выделены системообразующие понятия.


Классы


Линия уравнений


Линия неравенств


Вычислительная линия


Формально-оперативная линия

Функциональная линия


5-ый


Решение уравнений на основе зависимости между компонентами

Понятие неравенств. Двойное неравенство.


Натуральные числа. Десятичные дроби.


Распределительный закон умножения.


Числовой луч.


6-ой


Свойства уравнений.


Строгие и нестрогие неравенства.


Обыкновенные дроби. Положительные и отрицательные числа




Числовая прямая. Координатная плоскость.


7-ой


Линейные уравнения. Системы уравнений.





Степень с натураль

ным показате

лем.


Действия со степенями. Одночлены и многочлены. Форулы сокращенного уравнения

Понятие функции. Линейная функция.

Y=x2

Y=x3


8-ой


Квадратные уравнения.Дробно-рациональные уравнения.


Числовые неравенства и их свойства Неравенства с одной переменной Системы неравенств.

Иррациональные числа. Степень с целым показателем.

Преобразование выражений, содержа

щих корни n-ой

степени.


Обратная

пропорциональность.




9-ый





Неравенства 2-ой степени. Решение неравенств методом интервалов

Корень n-ой степени


Преобразование выражений, содержа

щих корни n-ой степени.



Квадратичная функция.


10-ый


Тригонометрические уравнения

Простей

шие тригонометрические неравенства







Вычисление производ

ных.


Тригонометрические функции. Исследование функций с помощью производной и построение графиков

11-ый


Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения

Показательные и

логарифмические неравенства




Логарифм числа


Вычисление интегралов. Обобщение понятия степени.


Первобразная функция. Степенная, показательная и логарифмическая функция

Таблица 1



В качестве стержневых линий при изучении иностранного языка могут выступать способы речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), русского языка – его структурные единицы (звук, слово словосочетание, предложение простое, предложение сложное, текст), литературы – литературоведческие понятия или проблемные сквозные темы и т.д. Обобщенная дидактическая модель учебного курса позволяет создать целостный образ учебного процесса, на основе осмысления состава каждой стержневой линии и связей между ними.

Цели учебного раздела или темы формулируются исходя из анализа и вычленения ключевых понятий, способов деятельности, законов, фактов, теорий, подлежащих усвоению. Технологическая карта темы поможет определить обобщенные процедуры моделирования учебного занятия:        формулировка  целей,  выбор методов и приемов обучения на занятии, построение их конкретной процедурно-операционной схемы, подготовка дидактических средств, определение рациональной организационной формы обучения для конкретного учебного занятия, разработка проекта отдельного занятия в рамках конкретной организационной формы обучения  и пр.

При составлении технологической карты следует иметь в виду, что каждое отдельное занятие является звеном в общей системе занятий: опирается на предыдущие и готовит последующие. В этой связи, образовательные цели темы достижимы только при планировании всей системы занятий. 

Логика построения технологической карты может быть следующей:



  1. Определение цели (конечных результатов) освоения темы. Как правило – это развитие каких-либо личностных качеств на основе усвоения определенных смыслов, способов деятельности (например: «учащиеся научаться моделировать правила поведения людей и свое собственное в опасной ситуации на основе умения устанавливать закономерности размещения, возникновения и степени распространения процессов землетрясений и вулканизма»).

  2. Определение первого и заключительных учебных занятий (вводное занятие, занятие по контролю, коррекции, обобщению).

  3. Разбивка содержания общей темы на темы занятий.

  4. Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия.

  5. Предварительный отбор методов и средств обучения.

  6. Прогнозирование затруднений.

  7. Составление заданий для самоконтроля и контроля.

Если на изучение темы отведено большое количество часов (более 10, то лучше тему разбить на блоки. Большие темы затрудняют анализ содержания и проектирование процесса обучения.

Технологическая карта позволяет организовать рефлексивное управление учащегося своей деятельностью. На первом вводном занятии в сотрудничестве с учителем ученики составляют план изучения всей темы, с определением целей и задач, количества часов и содержания каждого занятия, установлением точек промежуточного и итогового контроля и самоконтроля. Таким образом, на первом уроке осуществляется целеполагание и планирование совместной деятельности учителя и учащегося. На последующих занятиях технологическая карта используется для организации самостоятельной познавательной деятельности, самоконтроля и самооценки результатов учения.

Примерная структура технологической карты:

Технологическая карта по теме______________________________________

Кол-во часов_________

Цель изучения темы: (формулировка цели должна давать описание конечного результата изучения предметной темы) __обучающийся научится_______________________________




№ учебного

занятия

1

2

3

4

5

6 и т.д.


Тема



















Личностные

результаты





















Метапредметные

результаты





















Предметные результаты



















Контроль



















Тип учебного занятия



















Оборудование



















Домашнее задание


















Таким образом, технологическая карта как форма моделирования позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. Ясно сформулированные в виде результатов цели в рамках иерархии модели учебного процесса не позволят преподавателю уклониться от их реализации до получения конечного результата, но дадут возможность определить способ контроля этого результата.

На основе карты можно создавать индивидуальные маршруты обучения одаренных детей, разрабатывать систему работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Карта позволяет учащимся видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. На основе карт учащиеся могут вести тетради самоконтроля, в которых фиксируется самооценка своих результатов.

По вертикали каждое занятие представляет собой общую модель занятия. Проектирование занятия начинается с процесса целеполагания. Так как анализ программ и учебника же проведен, цели урока определены, учителю остается расчленить цели урока на задачи этапов урока. Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования “древа целей”: последовательной декомпозиции главной цели на подцели. Содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей (образовательных задач). Далее учитель определяет способы их достижения, которые осуществляются путем отбора содержания учебного материала (СУМ), методов обучения (МО), форм организации деятельности учащихся (ФОД), описания планируемых результатов (ПР).

Чтобы выбор был оптимальным, необходимо оценить конкретные условия обучения (степень подготовленности учащихся, их возрастные особенности, имеющиеся методические средства); продумать, какие приемы учебной работы и на каком уровне необходимо освоить ученику, чтобы овладеть определенными умениями; как используемые на уроке знания и умения повлияют на творческое развитие каждой конкретной личности; какие учебные ситуации будут способствовать такому развитию; каким эмоционально-ценностным ориентирам в развитии личностных качеств учащихся будет способствовать учебный материал, замысел построения его, выбор форм общения, методов и средств обучения; какой вклад должен внести конкретный урок в научное восприятие школьниками окружающего мира, развитие этических, эстетических, нравственных и других сторон личности ученика?

Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление связей между этапами в структуре учебного занятия (связи по вертикали) и связей внутри каждого этапа (связи по горизонтали) (схема 4).

ОЗ 1

ОЗ 2


СУМ

ОЗ n


СУМ

МО

ФОД



ПР n

ПР 2


ФОД

МО

CУМ



МО

ФОД


ПР 1
1 этап

2 этап
…………………………………………………………………………………….

n этап

Таким образом, моделирование позволит каждому учителю с особенной тщательностью подготовиться к предстоящему учебному году, будет способствовать достижению оптимальных результатов в профессиональной деятельности.    




  1. Каталог: attachments -> article -> 3961
    article -> Адреса распространения
    article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
    article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
    article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции
    3961 -> Пособие-хрестоматия для учителя
    3961 -> Пигуль галина ивановна, профессор кафедры Пип хк иро, к п. н., доцент грани личностного роста
    3961 -> Урок как система личностно развивающих ситуаций урок это зеркало общей и педагогической культуры учителя
    3961 -> Пигуль галина ивановна, профессор кафедры Пип хк иро, к п. н., доцент грани личностного роста


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница