Уроки доброты Л. Н. Толстого Рассказ «Бедные люди» «Доброта это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»



Скачать 107,27 Kb.
Дата14.02.2016
Размер107,27 Kb.
ТипУрок
Уроки доброты Л.Н.Толстого

Рассказ «Бедные люди»

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
Цель:1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;

2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;

3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта

4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом

Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.

Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)

Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте всего доброго на сегодняшнем уроке.

Нам желают «Доброго пути!»

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?



  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА

Обращаю внимание ребят на эпиграф к уроку: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)



Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»

Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре.



Вывод:

Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?



  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Поделитесь первыми впечатлениями.

Анализ рассказа.

На сколько частей можно разделить рассказ?



  • Ожидание мужа.

  • Смерть соседки.

  • Добрый поступок.

А. Найдите ключевые слова, вставьте их вместо пропусков или подберите сами нужные слова (Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям).ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)

      • о жизни Жанны от 1 лица

Вывод: автор подчеркивает крайнюю бедность в семье, но во всем чувствуется забота о семье, любовь, взаимопонимание

Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.

ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ

Найдите прилагательные, которые употребляет автор, говоря о матери.

На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери. ) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

Найдите прилагательные и наречия, которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)

Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?

Вывод: Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы - эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.
Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..

Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»



В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?

Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе

Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.

В начале

В конце

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.

— Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.



Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”


Ваши выводы

Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.



Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.

Попытайтесь определить авторскую точку зрения. Согласны ли вы с ней? Подкрепите свой ответ высказываниями писателей.



Обратим внимание на название рассказа.

Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.



Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме. Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.

Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?



Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.


  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Представьте, что вам нужно рассказать о характере наших героев при помощи цвета. Какой цвет вы выберете?.

Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?

Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и ,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)

Творческая работа.


«О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота...»


Озвучиваем написанное.

Раздаем «богатства»: каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.

Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.


Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.


Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


А. Дементьев

Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.



Лист деятельности учащегося
Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого

Рассказ «Бедные люди»

«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»

Генри Дэвид Торо

Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)

1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.

2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________

3) Подберите сами слова, с помощью которых можно передать обстановку в семье Жанны _____________________________________________________________________________________________

Задание 2. Расскажите о жизни Жанны от 1 лица

Задание 3 (ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ) А. Найдите прилагательные, которые употребляет автор, говоря о матери. ______________________________________________________________________________________

Б. Найдите прилагательные и наречия, которые употребляет автор, говоря о детях_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4 Работа( по группам): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.

В начале

В конце

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.

— Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.



Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”


Ваши выводы

Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.


Задание 5. Определите жанр рассказа «Бедные люди»

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме. Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.

Задание6 Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенев

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Задание 4 Творческая работа.


  • Составить синквейн «Доброта» или о героях изучаемого произведения

  • О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»?

  • Продолжите стихотворение по данному началу

«О, мудрецы, вы бесконечно правы,

Наш мир спасут добро и красота...»



Текст к заданию 1

Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.

В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит ……… парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе …. и …. , на море буря, но в рыбачьей хижине …… и ……. . Земляной пол …….. выметен; в печи не потух еще огонь; на полке ……….. посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят …… под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.


….. деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж ……………. , в холод и бурю ловит рыбу, Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? ……….. кормятся. А у ребяток все …… , и летом и зимой бегают …… ; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается к буре. — Где-то он теперь? …………. его, господи, спаси и помилуй!»— говорит она и крестится.


Афоризм, составляя который, учащиеся распределяются по группам
Доб ры е д е л а – бо жест вен ны
Мудрые мысли, которые могут пригодиться на уроке:

«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело –радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы»

К. Пеппер

«Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые»
З. Бульвер-Литтон
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»

И. Грин
«Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту»

Сенека
Каталог: download -> version -> 1359492870 -> module -> 7253982894 -> name
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница