Уроки доброты Л.Н.Толстого
Рассказ «Бедные люди»
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
(Афоризм Генри Дэвида Торо, американского писателя и философа 19 века)
Цель:1)Выявление ключевой идеи рассказа «Бедные люди», проявившейся в стремлении героев к самопожертвованию во имя добра и любви;
2)Формирование коммуникативной компетенции через умение работать с текстом, доказательно выражать свою точку зрения;
3)Развитие нравственных представлений учащихся в ходе работы с такими понятиями, как добро, доброта
4) развитие критического мышления учащихся через работу с текстом
Оборудование: Стенд с высказываниями писателей о доброте.
Фонограмма (П.И.Чайковский «Старинная французская песня»)
Учебник (рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»), стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача», репродукция картины
Ход урока:
-
Организационный момент.
Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте всего доброго на сегодняшнем уроке.
Нам желают «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Ребята, каким вы видите наш урок, что от него ожидаете?
-
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Обращаю внимание ребят на эпиграф к уроку: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?
Работа в тетради:
Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)
Чтение отрывков сочинений учащихся «Что значит для меня доброта?»
Многие великие люди говорили о доброте. Возможно, их высказывания пригодятся в нашем разговоре.
Вывод:
Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди». Сделайте свои предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Поделитесь первыми впечатлениями.
Анализ рассказа.
На сколько частей можно разделить рассказ?
-
Ожидание мужа.
-
Смерть соседки.
-
Добрый поступок.
А. Найдите ключевые слова, вставьте их вместо пропусков или подберите сами нужные слова (Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям).ЗАДАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ
Расскажите (Пересказ с изменением лица рассказчика)
Вывод: автор подчеркивает крайнюю бедность в семье, но во всем чувствуется забота о семье, любовь, взаимопонимание
Б. Жанна идет проведать больную соседку. Жанна видит постель, на которой она и двое ее маленьких детей.
ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ
Найдите прилагательные, которые употребляет автор, говоря о матери.
На какую художественную деталь вы бы обратили внимание? (Рука матери. ) Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.
Найдите прилагательные и наречия, которые употребляет автор, говоря о детях.(словно ангелы)
Какие выводы вы сделаете на основе наблюдений?
Вывод: Как беззащитны дети, еще даже не знающие, что они оказались в беде. Рука матери, свесившаяся с соломы - эта деталь подчеркивает, что в последние минуты жизни мать постаралась укрыть детей, уберечь.
Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора. Выбор был и у Жанны: взять этих маленьких детей, но тогда…… или оставить, но тогда………………………..
Жанна выбирает первое, причем она сама не знает «как и зачем она сделала это»
В. Что побудило Жанну взять детей? Как вы оцените ее поступок?
Физпауза Добрые дела – божественны (Г.Манн)Ребята садятся по 3 группам.У каждого ученика буквы слова, слово должно быть прочитано в группе
Работа в тетради(ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.
В начале
|
В конце
|
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.
— Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.
|
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”
|
Ваши выводы
|
Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.
|
Перечитаем по ролям финал. Попытайтесь дать собственную оценку решению Жанны и ее мужа.
Попытайтесь определить авторскую точку зрения. Согласны ли вы с ней? Подкрепите свой ответ высказываниями писателей.
Обратим внимание на название рассказа.
Доброта и любовь – высшие проявления сущности человека. Именно о проявлении этих качеств говорит автор в этом прозаическом произведении. К какому жанру вы бы его отнесли? Аргументируйте ответ.
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме. Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.
Я хочу познакомить вас со стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Два богача». Есть ли связь между стихотворением в прозе Тургенева и рассказом Толстого?
Почему богатые? Герои рассказа были богаты духовно. Какими сокровищами они обладали? (В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства. Мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.
Написать на бумажках-шестигранниках качества, которыми обладали герои произведений. Их мы аккуратно сложим в коробочку-ларец. Здесь сокровища души.
-
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Представьте, что вам нужно рассказать о характере наших героев при помощи цвета. Какой цвет вы выберете?.
Кисть и краски порой могут выразить душевное состояние не хуже, чем слово. Посмотрите на картину современной художницы Ирины Карпикиоти. Какое бы название вы ей дали?
Мы говорили сегодня о важных качествах человека, и ,надеюсь, наш урок был для вас полезным. .Какие бы ключевые слова вы вставили в название нашего урока? (доброты, любви,)
Творческая работа.
«О, мудрецы, вы бесконечно правы,
Наш мир спасут добро и красота...»
Озвучиваем написанное.
Раздаем «богатства»: каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.
Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Подводим итоги работы класса и отдельных учащихся.
Лист деятельности учащегося
Уроки ……………………………………………….. Л.Н.Толстого
Рассказ «Бедные люди»
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
Генри Дэвид Торо
Задание 1. Выберите задание и выполните его. (ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР)
1) Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.
2) Выпишите из 1 части рассказа слова, которые, на ваш взгляд, могут быть ключевыми _____________________________________________________________________________________________
3) Подберите сами слова, с помощью которых можно передать обстановку в семье Жанны _____________________________________________________________________________________________
Задание 2. Расскажите о жизни Жанны от 1 лица
Задание 3 (ЗАДАНИЕ ПО ВАРИАНТАМ) А. Найдите прилагательные, которые употребляет автор, говоря о матери. ______________________________________________________________________________________
Б. Найдите прилагательные и наречия, которые употребляет автор, говоря о детях_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4 Работа( по группам): Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.
В начале
|
В конце
|
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается , к буре.
— Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” — говорит она и крестится.
|
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. — Шутка ли, пятеро своих ребятишек — мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”
|
Ваши выводы
|
Ваши выводы. Объясните причины такого изменения.
|
Задание 5. Определите жанр рассказа «Бедные люди»
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Стихотворение в прозе – вид лирического произведения в прозаической форме. Признаки: небольшой объем, эмоциональность, характер изображается в отдельном его проявлении.
Задание6 Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева, сопоставьте его с рассказом «Бедные люди». «Два Богача» И.С.Тургенев
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Задание 4 Творческая работа.
-
Составить синквейн «Доброта» или о героях изучаемого произведения
-
О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди»?
-
Продолжите стихотворение по данному началу
«О, мудрецы, вы бесконечно правы,
Наш мир спасут добро и красота...»
Текст к заданию 1
Восстановите текст. Попробуйте объяснить, какую смысловую нагрузку несут слова, которые вы вставили.
В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит ……… парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе …. и …. , на море буря, но в рыбачьей хижине …… и ……. . Земляной пол …….. выметен; в печи не потух еще огонь; на полке ……….. посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят …… под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.
….. деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж ……………. , в холод и бурю ловит рыбу, Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? ……….. кормятся. А у ребяток все …… , и летом и зимой бегают …… ; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. «Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, — думает Жанна и опять прислушивается к буре. — Где-то он теперь? …………. его, господи, спаси и помилуй!»— говорит она и крестится.
Афоризм, составляя который, учащиеся распределяются по группам
Доб ры е д е л а – бо жест вен ны
Мудрые мысли, которые могут пригодиться на уроке:
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело –радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы»
К. Пеппер
«Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые»
З. Бульвер-Литтон
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»
И. Грин
«Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту»
Сенека
Поделитесь с Вашими друзьями: |