ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ВИЛЕЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИЛЕЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела
образования, спорта и туризма
Вилейского райисполкома
________ А.Ч.Пуцейко
30.08.2013
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного
учреждения образования
«Вилейский районный центр
дополнительного образования
детей и молодёжи»
___________ Ж.Г.Скуратович
30.08.2013
ПРОГРАММА КРУЖКА
«МИР РОДНОЙ ПРИРОДЫ»
Автор-составитель:
Сухан Наталья Александровна ,
методист Вилейского районного центра дополнительного образования детей и молодежи
Год создания: 2012 год
Возраст учащихся – 11-13 лет
Срок реализации программы – 1 год
Вилейка, 2013
Пояснительная записка
Нет в мире большей радости, нежели радость общения с Природой. Нет в мире лучшего лекаря, лучшего психолога и педагога, нежели Природа. И нет у человека большей ответственности, нежели ответственность перед Природой и за Природу!
Актуальность программы. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у учащихся установку на диалоговое отношение к природе. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Программа кружка «Мир родной природы» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля, составлена с учетом имеющихся у учащихся знаний о природе, животном и растительном мире, полученных в учреждениях общего среднего образования при изучении учебных предметов «Человек и мир» (в 1-5 классах) и «Биология» (в 6 классе).
Новизна программы заключается в сочетании различных форм, методов работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний учащихся, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с природой, а также на развитие потребности в активной личной поддержке учащимися мероприятий и акций, ориентированных на заботу об окружающей среде.
Одно из направлений программы – эколого-валеологическое просвещение, которое направлено на воспитание у учащихся представления о том, что человек – часть макромира и состояние его здоровья формируется в зависимости от природных условий и зависит от гармоничности отношений его с природой и обществом.
Организационные условия реализации. Программа предназначена для организации занятий по интересам с учащимися 11-13 лет, рассчитана на один год обучения, продолжительность ее составляет 216 часов. Программа ориентирована на работу группы с постоянным составом учащихся. Занятия проводятся 2 раза в неделю с группой учащихся из 12-15 человек по 3 часа в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами: через 45 минут делается перерыв, по ходу занятия меняются виды деятельности, регулярно проводится инструктаж по технике безопасности при работе в учебных кабинетах, живом уголке, аквариумном классе, правилам дорожного движения, противопожарной безопасности.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления. Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Программа реализована в образовательном процессе Вилейского районного центра дополнительного образования детей и молодежи в 2012/2013 учебном году. Эффективность реализации программы определяется по следующим показателям:
-
положительная динамика уровня сформированности экологической культуры учащихся (устойчивая мотивация к приобретению экологических знаний, развитие интереса к природоохранной, проектной и исследовательской деятельности, к экологическим проблемам района, повышение качества знаний в области биологии, экологии, зоологии);
-
положительная динамика учебных, практических, творческих достижений учащихся.
Цель программы – воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды.
Задачи программы:
Образовательные:
-
активизация познавательной деятельности и расширение экологических представлений учащихся;
-
организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;
-
углубление теоретических знаний учащихся в области ботаники, зоологии, экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
-
познание окружающей среды, ее отдельных компонентов, взаимосвязи человека, животных и растений;
-
обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;
-
пополнение у учащихся знаний об окружающем животном и растительном мире, знаний о секретах содержания и ухода за комнатными растениями и питомцами живого уголка.
Развивающие:
-
развитие потребности в активной деятельности по изучению видового разнообразия животного и растительного мира Республики Беларусь, защите и сохранению видового разнообразия обитателей учебного эколого-биологического комплекса учреждения;
-
развитие навыков и умений практической, трудовой и исследовательской деятельности;
-
развитие навыков самостоятельной работы со справочной и энциклопедической литературой, компьютерными программами (Power Point 2010, Publisher 2010);
-
развитие творческих способностей, креативности, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные:
-
воспитание ответственности за сохранение природы и чувства бережного, гуманного отношения ко всему живому;
-
воспитание таких качеств личности как: доброта, чувство долга, ответственность, культура поведения, патриотизм, милосердие;
-
воспитание ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом;
-
воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу;
-
пропаганда здорового образа жизни.
Для успешного решения намеченных программой задач уделяется большое внимание непосредственному общению учащихся с природой, которое предполагает не взгляд из окна школьного кабинета или знакомство с текстом о природе из учебника, а непосредственный контакт с природными объектами, прежде всего с объектами природного окружения учреждения образования.
Материал программы также нацелен на овладение навыками исследования в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, предусматривает знакомство учащихся с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются.
Учащиеся знакомятся с почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными, с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, а также с некоторыми «биологическими» профессиями.
Предусмотрены практические работы в живом уголке, аквариумном классе, комнатном саду, на учебно-опытном участке, в природе. Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, фантазии, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания учащихся.
Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:
-
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
-
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.
-
Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
-
Принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий.
-
Принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей учащихся.
-
Принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое.
-
Принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до учащихся смысла выполняемых заданий.
-
Принцип индивидуально личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов учащихся.
-
Принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование темы, раздела
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Раздел 1. Введение в мир родной природы
|
|
|
|
1.1
|
Вводное занятие
|
6
|
3
|
3
|
1.2.
|
Природа как единое целое
|
3
|
3
|
-
|
1.3.
|
Экологический календарь
|
9
|
6
|
3
|
2.
|
Раздел 2. Тропинки царства Флоры
|
|
|
|
2.1.
|
Растительный мир леса
|
9
|
6
|
3
|
2.2.
|
Растительный мир луга
|
9
|
6
|
3
|
2.3.
|
Растительный мир водоема, болота
|
9
|
9
|
-
|
2.4.
|
Зеленые насаждения города
|
9
|
3
|
6
|
2.5.
|
Комнатные растения в твоем доме
|
12
|
6
|
6
|
2.6.
|
Культурные растения сада и огорода
|
9
|
6
|
3
|
2.7.
|
Зеленая аптека
|
12
|
6
|
6
|
2.8.
|
Занимательные факты из жизни растений
|
9
|
3
|
6
|
3.
|
Раздел 3. Человек и природа
|
|
|
|
3.1.
|
Природа – среда жизни человека
|
6
|
6
|
-
|
3.2.
|
Экологические проблемы и пути их решения
|
6
|
6
|
-
|
3.3.
|
Охраняемые природные территории и памятники природы Беларуси
|
6
|
6
|
-
|
3.4.
|
Домашняя экология и экономия
|
15
|
6
|
9
|
4.
|
Раздел 4. Наш зоомир
|
|
|
|
4.1.
|
Домашние животные
|
12
|
6
|
6
|
4.2.
|
Обитатели уголка живой природы
|
15
|
6
|
9
|
4.3.
|
Аквариумный мир
|
9
|
6
|
3
|
5.
|
Раздел 5. Разнообразие животного мира Беларуси
|
|
|
|
5.1.
|
Животные леса
|
9
|
6
|
3
|
5.2.
|
Животные луга
|
9
|
6
|
3
|
5.3.
|
Животные водоема
|
9
|
6
|
3
|
5.4.
|
Животные культурных ландшафтов
|
9
|
6
|
3
|
5.5.
|
Занимательные факты из жизни животных
|
9
|
3
|
6
|
5.6.
|
Итоговое занятие
|
6
|
3
|
3
|
|
Итого:
|
216
|
129
|
87
|
Содержание программы
Раздел 1. Введение в мир родной природы
-
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка «Мир родной природы» на учебный год. Презентация деятельности кружка. Игры на знакомство, упражнения на развитие коммуникации. Правила поведения и техника безопасности в учреждении, учебных кабинетах, живом уголке, аквариумном классе, ПДД, ППБ.
-
Экологическая прогулка «Путешествие по учебному эколого-биологическому комплексу».
-
Интерактивная экскурсия в живой уголок «Наш зоомир».
-
Природа как единое целое. Основные составляющие природы: живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: солнце, воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек.
-
Экологический календарь. Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы. Знакомство с датами экологического календаря. Эколого-просветительская деятельность среди учащихся и педагогов ВРЦДОДиМ. Знакомство с календарем экологических конкурсов, природоохранных акций, массовых мероприятий на 2013/2014 учебный год.
-
Практические работы: «Составление экологического календаря по месяцам»; «Зеленые страницы», выпуск информационных листовок, приуроченных к датам экологического календаря.
Раздел 2. Тропинки царства Флоры
2.1. Растительный мир леса. Лес – растительное сообщество. Хвойные и лиственные леса. Микроклимат леса. Основные представители растительного мира хвойного, соснового, елового, дубового, мелколиственного лесов. Значение леса для человека. Использование леса. Правила поведения в лесу.
-
Практическая работа: «Словарик юного эколога».
2.2. Растительный мир луга. Луг – растительное сообщество. Основные представители растительного мира луга. Правила поведения на лугу.
-
Экскурсия в природу «Растения луга».
-
Практическая работа с гербарным материалом «Растения луга».
2.3. Растительный мир водоема, болота. Вода как среда обитания организмов. Основные представители растительного мира водоемов. Природное и хозяйственное значение водной растительности. Болота – особые природные комплексы. Основные представители растительного мира болот. Значение болот.
2.4. Зеленые насаждения города. Наука дендрология. Древесные растения местной флоры. Деревья и кустарники – жители парков и скверов. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников. Правила посадки деревьев и кустарников. Способы разбивки клумб.
-
Практические работы: «Распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях»; «Составление экологического паспорта дерева»; «Определение возраста и высоты дерева».
-
Экскурсия в городской парк «Необыкновенное путешествие в обыкновенный парк».
2.5. Комнатные растения в твоем доме. Значение комнатных растений в жизни человека. Изучение видового разнообразия: декоративно-лиственные растения, красивоцветущие растения, ампельные растения, луковичные, суккуленты. Размножение комнатных растений. Основные приемы оформления интерьеров комнатными растениями.
-
Экскурсия «Общее знакомство с коллекцией растений комнатного сада».
-
Практические работы: «Подбор, посадка и дальнейший уход за комнатными растениями»; «Составление паспортов комнатных растений».
2.6. Культурные растения сада и огорода. Разные виды культурных растений. Отличие растений плодовых, овощных и зерновых культур. Значение зерновых культур, фруктов, овощей для человека.
-
Практическая работа: «Работа с гербарием зерновых культур».
-
Интерактивная виртуальная экскурсия «Овощной огород».
2.7. Зеленая аптека. Лесные травы, дикие деревья и кустарники, их лекарственные свойства. Фитонцидные свойства деревьев леса. Аптекарский огород УЭБК. Целебные растения сада и огорода. Комнатные лекарственные растения, их значение для поддержания здоровья человека. Целебные свойства овощей и фруктов. Витамины и пищевые добавки. Цветочно-декоративные растения, используемые в медицине. Профилактика простудных заболеваний. Рецепты народной медицины.
-
Практические работы: «Составление сборов из лекарственного сырья»; «Фитобар приглашает гостей», проведение фитобара.
2.8. Занимательные факты из жизни растений. Растения-хищники, компасы, барометры, индикаторы, гиганты, самые-самые и другие. Легенды о комнатных, цветочно-декоративных, дикорастущих растениях.
-
Практические работы: «Создание настольной игры «Путешествие с растениями»; «Оформление гербария-буклета «Растительный мир УЭБК».
Раздел 3. Человек и природа
3.1. Природа – среда жизни человека. Человек – часть природы. Место человека среди живых организмов. Влияние человека на окружающую среду. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
3.2. Экологические проблемы и пути их решения. Современное состояние окружающей среды. Причины экологических катастроф. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
3.3. Охраняемые природные территории и памятники природы Беларуси. Заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, зоопарки как формы охраны природы. Памятники природы Беларуси. Красная книга Республики Беларусь. Международные, местные организации и движения по охране окружающей среды. Этика поведения в природе.
3.4. Домашняя экология и экономия. Микроклимат в квартире. Использование экологически чистых материалов при строительстве жилых домов. Источники экологической опасности в быту. Обращение с бытовыми химическими веществами. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Радиационное, шумовое и пылевое загрязнение окружающей среды. Эффективное сбережение воды, тепла и электроэнергии и прочих ресурсов. Раздельный сбор мусора. Использование бросового материала при изготовлении творческих работ.
-
Практические работы: «Составление экологического паспорта помещения»; «Мир упаковки».
-
Экологический практикум по рациональному использованию воды, тепла, электричества «Учимся экономии и бережливости»; «Разведка бережливых дел», составление рекомендаций-памяток по экономии тепла, электроэнергии, воды для учащихся, родителей, общественности.
Раздел 4. Наш зоомир
4.1. Домашние животные. Кошки. Происхождение домашних кошек. Породы кошек. Знакомство с отдельными представителями семейства кошачьих. Экзотические кошки. Особенности ухода и содержания. Собаки. История одомашнивания. Знакомство с отдельными представителями семейства собачьих. Понятие о породе, о селекционерах, собаководах. Секреты содержания собак, дрессировка.
-
Исследовательский проект «Жизнь домашней кошки».
-
Мини-проект «Мой любимый питомец».
4.2. Обитатели уголка живой природы. Млекопитающие в неволе. Нормы взаимоотношений животных с человеком. Выбор животного для содержания. Знакомство с млекопитающими живого уголка. Правила ухода, кормления, содержания. Особенности содержания птиц в неволе. Предметы ухода за птицами. Знакомство с птицами живого уголка. Конструкция инсектариев. Одомашненные насекомые. Знакомство с представителями отряда насекомых живого уголка. Правила ухода, содержания, кормления. Знакомство с обитателями террариума в живом уголке. Правила ухода, содержания, кормления.
-
Практикум в живом уголке.
-
Мини-проект «Меню питомцев»; «Советы ветеринара».
4.3. Аквариумный мир. Аквариум и его обитатели. Рыбы аквариумного класса. Предметы ухода за аквариумом и его обитателями. Знакомство с отдельными представителями аквариумного класса.
-
Практикум в аквариумном классе.
Раздел 5. Разнообразие животного мира Беларуси
5.1. Животные леса. Основные представители животного мира хвойного, соснового, елового, дубового, мелколиственного лесов. Приспособленность животных к питанию. Места проживания типовых представителей животного мира. Цепи питания. Роль животных в жизни леса. Влияние животных на санитарное состояние леса.
-
Экскурсия в природу «Животные наших лесов».
5.2. Животные луга. Основные виды животных луга: насекомые, птицы, мышеподобные грызуны, кроты. Роль дождевых червей. Азбука поведения на лугу.
-
Экскурсия в природу «Изучение видового состава жителей луга».
5.3. Животные водоема. Приспособленность растений и животных к жизни в водной среде. Взаимосвязь растений и животных водоема: моллюски, насекомые, клопы, пауки, рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие. Пищевые цепи. Использование водоемов в хозяйственных, эстетических и оздоровительных целях. Правила поведения около водоемов.
-
Экскурсия в природу «Животный мир водоема».
5.4. Животные культурных ландшафтов. Основные представители животного мира культурных ландшафтов – парка и учебно-опытного участка. Распространение вредителей сельскохозяйственных культур. Птицы – жители культурных ландшафтов, их биология, способ жизни.
-
Экскурсия на учебно-опытный участок «Изучение видового состава типовых вредителей сада и огорода».
5.5. Занимательные факты из жизни животных. Легенды о животных. Животные-строители, карлики, гиганты, охотники, заботливые родители, разведчики, артисты, мыслители и другие.
-
Практические работы: «Создание настольной зоологической игры «В мире животных»; «Создание буклета-путеводителя «Уголок живой природы».
5.6. Итоговое занятие. Рефлексия деятельности учащихся кружка, взаимодействия за учебный год. Презентация результатов деятельности кружка.
-
Практическая работа: «Подготовка презентации «Праздники и будни в кружке».
-
Конкурсная программа «Друзья родной природы».
Ожидаемые результаты
К концу учебного года учащиеся кружка «Мир родной природы»
должны знать:
-
сезонные явления в животном и растительном мире;
-
элементарные природоведческие и экологические понятия;
-
обитателей живого уголка, растения комнатного сада, цветочно-декоративные, культурные, лекарственные растения учебно-опытного участка;
-
правила поведения в живом уголке, аквариумном классе, комнатном саду, в природе;
-
основы классификации растительного и животного мира республики;
-
основных представителей флоры и фауны республики;
-
современные проблемы окружающей среды;
-
основные даты экологического календаря.
должны уметь:
-
вести наблюдения в живом уголке, аквариумном классе, комнатном саду, в природе;
-
правильно ухаживать за обитателями живого уголка, аквариумного класса, растениями комнатного сада;
-
анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;
-
участвовать в решении местных экологических проблем;
-
контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда природе, окружающей среде;
-
проявлять инициативу в проведении экологических мероприятий, с желанием участвовать в них и привлекать других;
-
распространять экологическую информацию;
-
самостоятельно работать во время экскурсий в природу.
Методическое обеспечение программы
Формы и методы реализации программы
Ознакомление детей с природой осуществляется в различных формах:
-
занятия (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные (систематизация и творческое применение знаний);
-
экологические экскурсии;
-
целевые прогулки.
Использование традиционных и нетрадиционных методов обучения:
-
групповой метод;
-
индивидуальная работа;
-
использование игровых форм;
-
использование наглядных пособий;
-
общение с «живой» природой;
-
метод экскурсионной и практической деятельности;
-
беседа, рассказ;
-
лекция, пример;
-
иллюстрация, демонстрация;
-
конкурс (соревнование, как обобщение пройденной темы);
-
тренинги (тренировка умений, выявление и закрепление интереса);
-
анализ, обобщение;
-
экологические игры, игровые ситуации и путешествия;
-
«пошаговая инструкция» (при работе с бросовым и природным материалом);
-
создание воспитывающей ситуации, требующей от учащихся самостоятельного решения;
-
проблемный рассказ, проблемная ситуация;
-
практическая, исследовательская работа, лабораторная, самостоятельная работа;
-
эмоциональное стимулирование;
-
работа с литературой и информационными ресурсами;
-
коллективная творческая деятельность;
-
творческие задания, конкурсы;
-
экологические проекты и акции;
-
экологическое моделирование и прогнозирование;
-
рефлексия;
-
презентация, выпуск листовок и буклетов;
-
выставки, викторины;
-
экологическое нормотворчество (конструирование норм и правил экологической этики);
-
зоотерапия, эстетотерапия, природотерапия.
Виды деятельности на кружковых занятиях
На кружковых занятиях организуются следующие виды деятельности:
-
учебно-познавательная (экозадачи, кроссворды, ребусы, экосказки, работа с книгой, просмотр мультфильмов);
-
исследовательско-экспериментальная (мини-проекты, опыты, эксперимент, исследование);
-
игровая (подвижные, словесные, ролевые, интерактивные, имитационные, театрализованные, дидактические, интеллектуальные, игры-тренинги);
-
досуговая (праздники, утренники, шоу);
-
коммуникативная (социально-психологические тренинги);
-
природоохранная (общественно полезный труд в природе);
-
пропагандистская (экоакция, экодесант);
-
трудовая (трудовой десант в природе, труд на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, комнатном саду);
-
творческая (коллективное творческое дело).
Учебно-методический комплекс
Используемый наглядно-дидактический материал поможет сделать занятия увлекательными, интересными, приносящими детям радость познания: -
Настольно-печатные игры: «Составь слово», «Составь животное», «Рассели по домикам», «Зоолото», «Зоомагазин» и другие.
-
Предметные игры: «Найди питомца», «Узнай по рисунку» и другие.
-
Словесные игры: «Летает не летает», «Узнай по описанию», «Горячо-холодно», «Я знаю пять названий…», «Рыба, птица, зверь», «Лесничий» и другие.
-
Таблицы и картинки с изображением домашних животных, природных биоценозов.
-
Подбор тематических и сюжетных картин.
-
Энциклопедии, книги о животных.
-
Сказки, стихи о природе.
-
Подбор музыкальных произведений.
-
Книжные иллюстрации.
-
Аудиозапись «Звуки природы», «Времена года» П.И.Чайковского и другие.
-
Природоохранные плакаты.
-
Картинки-задания с вопросами.
-
Игровое дидактическое пособие «Экознайка».
-
Слайдфильм «Домашние животные».
-
Мультимедийные презентации экологической тематики.
-
Видеофильмы экологической тематики и другие.
Используемый учебно-методический материал (методические разработки, рекомендации из опыта работы педагогов ВРЦДОДиМ):
-
«В помощь педагогу дополнительного образования».
-
«Идеи и советы по организации экологического образования».
-
«Планирование и учет кружковой работы».
-
«Мини-проекты в практике экологического кружка».
-
«Массовые мероприятия эколого-натуралистической тематики».
-
«Сезонные экскурсии в природу».
-
«Тематические недели».
-
«Природоведческие экскурсии».
-
«Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности».
-
«Здоровьесберегающие технологии в практике кружковой экологической деятельности».
-
«Тематика опытнической и исследовательской работы с учащимися».
-
«Правила поведения в природе».
-
«Психолого-педагогический потенциал природы».
-
«Игры в экологическом кружке».
-
«Практическая деятельность учащихся как один из факторов экологического образования и воспитания».
-
«Организация самообразовательной деятельности педагога».
-
«Организация работы педагога дополнительного образования по формированию у учащихся культуры энергосбережения».
-
«Воспитательная система эколого-натуралистического кружка: структура, модель, эффективность».
-
«Экологическое воспитание учащихся в процессе исследовательской и практической деятельности».
-
«Основы ландшафтного дизайна».
-
«Воспитательные экологические мероприятия» и другие.
Диагностика кружкового коллектива
Планируется в течение всего учебного года с целью систематизации и наглядного оформления представления педагога об учащихся, отслеживания динамики изменения уровня деятельности.
Диагностика направлена на изучение кружкового коллектива, межличностных взаимоотношений, эмоционального состояния учащихся в кружке, интересов, наклонностей, индивидуальных особенностей, степени удовлетворенности кружковыми занятиями, выявление сформированности у учащихся экологических знаний. Виды диагностирования: анкетирование, социометрическое исследование, цветовая диагностика.
Ресурсное обеспечение программы
Для проведения занятий обязательно необходимо наличие живого уголка, аквариумного класса, комнатного сада, учебно-опытного участка; необходимого лабораторного оборудования для исследований и экспериментов (микроскопы, микропрепараты, коллекции насекомых, гербарии, влажные препараты и другое); бумага, краски, кисти, карандаши, гуашь, ножницы, бросовый и природный материал; видеотека, медиатека, компьютер.
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специальности биология, экология, а также должен руководствоваться: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы;
знать: основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретические дисциплины в объеме, необходимом для решения педагогических, учебно-методических и организационно-управленческих задач, современные образовательные технологии; программы занятий объединений по интересам (по профилю типовой программы), правила охраны труда и пожарной безопасности, основы законодательства о труде;
интересоваться тенденциями и новациями в науке, технике, культуре, искусстве (по профилю).
Рекомендации педагогу дополнительного образования по ходу работы с учащимися в кружке
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как уроки-путешествия, беседы, интерактивные виртуальные экскурсии, ролевые игры, экскурсии и рейды в природу и другие. В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и практической работы.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию эмоциональной отзывчивости (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование), развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды.
С целью сохранения контингента учащихся и сплочения коллектива целесообразно проводить коллективные творческие дела: «Массовики-затейники», «Экомастерилка», «Фотоохота», «Экодизайн», «Ветсовет», «Эковстречи», «Экогалерея», «Литературная эколаборатория», «Экопутешествия», «Экотерапия», «Экорепортажи», «Экопрактикум», «Экопраздник».
Привлекать учащихся к общественно полезной деятельности:
-
Благотворительная акция «Добро в твоем сердце», посвященная Всемирному дню защиты животных.
-
Операции: «Подкормка», «Чистый домик», «Зоостоловая» и другие.
-
«Заготовка зеленого и сухого корма питомцам», практикум на учебно-опытном участке.
-
Сбор информации о животных и растениях УЭБК, оформление: стенда «Наши питомцы», тематической папки «Живой уголок», «Аквариумный класс», «Комнатный сад», выставок научно-популярной литературы о животных и растениях.
-
Изготовление настольных игр: «Зоолото», «Зоошкатулка», «Народная мудрость о животных», «Зоотерапия», «Путешествие с растениями» и другие.
Привлекать учащихся к участию в областных и республиканских экологических мероприятиях:
-
Республиканский смотр-конкурс живых уголков.
-
Районный конкурс научных биолого-экологических работ учащихся.
-
Районные, областные, республиканские экологические акции и другие.
Взаимодействовать и сотрудничать с родителями:
-
Посещение творческих выставок учащихся.
-
Участие в проведении воспитательных мероприятий.
-
Оказание посильной помощи в поддержке обитателей живого уголка и аквариумного класса.
-
Подготовка советов и рекомендаций для родителей по воспитанию у детей чувства доброты и любви к природе.
-
Проведение бесед с целью повышения степени заинтересованности родителей в содержательном досуге эколого-биологической направленности своих детей.
-
Анкетирование с целью выявления степени удовлетворенности работой ВРЦДОДиМ в сфере организации содержательного досуга и занятости детей в свободное время.
Постоянно создавать благоприятный психологический климат:
-
Атмосфера взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, положительных эмоций.
-
Положительный эмоциональный фон занятия (эмоционально-психологическая среда): музыка, звуки природы, знаки внимания, дизайн и интерьер аудитории (элементы природы, уголок релаксации и здоровья), речевые, пластические, мимические средства.
Проводить анализ результативности работы кружка в конце учебного
года:
-
Участие учащихся кружка в районных, областных, республиканских конкурсах, выставках, массовых мероприятиях.
-
Общественно полезная деятельность кружка.
-
Блиц-интервью «Что мне понравилось в кружке?».
-
Лучшие дела и события кружка.
-
Фотолетопись кружка.
-
Презентация деятельности кружка.
-
Освещение работы кружка в печати.
-
Методическая копилка: планы-конспекты кружковых занятий, сценарные разработки воспитательных мероприятий экологической тематики.
Рекомендуемая литература для педагога -
Анохина, В. С. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Мн. : «Беларуская Энцыклапедыя», 2008.
-
Богачева, И. В. Изучаем родную природу : пособие для учителей общеобраз. учреждений / И. В. Богачева, А. Г. Семенович. – Минск : Выш. шк., 2010.
-
Велек, И. Что должен знать и уметь юный защитник природы : методическое пособие. – М. : Просвещение, 1999.
-
Гричик, В. В. Дикая природа Беларуси : пособие для учителей к факультативным занятиям для 7-8-х классов общеобразоват. учреждений / В. В. Гричик, И. В. Богачева, И. Р. Клевец. – Минск : Экоперспектива, 2009.
-
Дедулевич, М. Н. Сто тропинок, сто дорог : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / М.Н. Дедулевич. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2005.
-
Денисова, С. И. Внеурочные задания по биологии : учеб-метод. пособие. – Мн. : ИП «Экоперспектива», 1997.
-
Жук, Л. И. В гармонии с природой : методическое пособие. – Мн. : Издательство ООО «Красико-Принт», 2002.
-
Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры : пособие для учителей и воспитателей общеобразоват. учреждений / С.С. Кашлев. – Мн. : Беларусь, 2003.
-
Кашлев, С. С. Игры-путешествия с экологическим содержанием : пособие для учителя / С. С. Кашлев. – Мн. : МНЦентр, 1997.
-
Кашлев, С. С. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Мн., 2001.
-
Кашлев, С. С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся : пособие для педагогов / С. С. Кашлев. – Минск : Зорны верасень, 2007.
-
Козлов, М. Юным зоологам: Наземные и пресноводные беспозвоночные. Для кружковой работы. – М. : Просвещение, 1981.
-
Коростелёв, Н. Б. Воспитание здорового школьника : методическое пособие. – М. : Просвещение, 2001.
-
Конюшко, В. С. Мир животных. 1000 задач и тестов : пособие для учащихся общеобразовательных школ / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Мозырь : Издательский дом «Белый Ветер», 2001.
-
Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных. Гл. редакция: Г.П.Пашков (гл. ред.) и др. Гл. редколлегия: Л. И. Хоружик (предс.) и др. Изд. 2-е – Мн. : БелЭн, 2006.
-
Криволап, Н. С. Исследовательская работа школьников / Н. С. Криволап. – Мн. : Красико-Принт, 2005.
-
Кузнецова, М. А. Сказания о лекарственных растениях : практическое пособие / М. А. Кузнецова, А. С. Резникова. – М. : Высшая школа, 1992.
-
Маглыш, С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе : учеб-метод. пособие для учителей, кл. рук., воспитателей, рук. кружков / С. С. Маглыш. – Минск : ТетраСистемс, 2008.
-
Мамаев, Б. М., Бордукова, Е. А. Энтомология для учителя. – М. : Просвещение, 1985.
-
Молодова, Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию : пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач. шк. / Л. П. Молодова. – Минск : ООО «Современная школа», 2005.
-
Новицкая, А. И. Экологическое воспитание. Подвижные игры. – Минск : «Беларуская Энцыклапедыя», 2003.
-
Плешаков, А. А. Зеленые страницы : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 1996.
-
Программы «Исследователи природы». Для учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учебных заведений. – Мн. : Право и экономика, 2003.
-
Рылушкин, В. И. Познаем мир природы : материал для организации экскурсий с детьми / В. И. Рылушкин. – Мозырь : Содействие, 2006.
-
Савицкий, Б. П., Кучмель, С. В., Бурко, Л. Д. Млекопитающие Беларуси / под общ. ред. Б. П. Савицкого. – Мн. : Изд. центр БГУ, 2005.
Рекомендуемая литература для учащихся -
Акимушкин, И. А. Невидимые нити природы : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 1998.
-
Асладин, А. М., Малярова, М. А. Экологическая азбука для детей и подростков. – М. : МНЭПУ, 1995.
-
Винчевский, А. Е., Бышнев, И. И., Фенчук, В. А. Зачем нужны заповедники, или 129 вопросов об особо охраняемых природных территориях Беларуси (ООПТ) / А. Е. Винчевский, И. И. Бышнев,
В. А. Фенчук. – Мн. : УП Рифтур, 2006.
-
Гелетон, А. В. Жизнь зелёного растения : учеб. пособие. – М. : Просвещение, 2002.
-
Гричик, В. В. Занимательный мир животных / В. В. Гричик,
М.Ю. Немчинов. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010.
-
Двораковский, М. С. Экология растений : практическое пособие. – М. : Просвещение, 2003.
-
Земнаводныя. Паўзуны: Энц. Даведнік / Пад рэд. чл.-карэсп. АН Беларусі М.М.Пікуліка. – Мн. : БелЭн, 1996. – 240с.
-
Наварич, А. Звери: встречи с природой / А. Наварич. – Мн. : РУП Мастацкая літаратура, 2006.
-
Кашлев, С. С. Игры-путешествия с эколог. содержанием. – Мн. : НМ центр, 1997.
-
Ковальчук, Т. А. Занимательные задания и вопросы о животных / Т. А. Ковальчук, В. М. Вдовиченко. – Мозырь : Содействие, 2008.
-
Птицы Лошицкого парка : мини-определитель птиц / Буклет: автор текста и фото Р. В.Шайкин. – Мн. : ГеоПринт, 2007.
-
Рылушкин, В. М. Живые барометры. – Мн. : Ураджай, 1993.
-
Чумаков, Л. С. Экология для всех. – Мн. : Бел. наука, 2000.
Поделитесь с Вашими друзьями: |