1.Современные научные представления о речевом онтогенезе, его обусловленность реальной действительностью
Процесс формирования речевой деятельности и усвоения системы родного языка в онтогенезе по А.А.Леонтьеву подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий [14]: 1-й -- подготовительный (с момента рождения до года); 2-й -- предддошкольный (от года до 3 лет); 3-й -- дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й -- школьный ( от 7 до 17 лет) . Подготовительный период подразделяется на три основный этапа: l гуление (с 1,5 мес.) - модулированное голосом произнесение отдельных звуков, по своим характеристикам соответствующих гласным; l лепет (с 6-7 мес. до 10 мес.) - сочетание звуков, соответствующие слогу, которые произносятся в виде слоговых рядов и соотносятся с определенными людьми (ба-ба; дя-дя...). С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит движения губ и пытается им подражать; l «модулированный лепет» (с 6-7 мес.) - разнообразные сочетания звуков, связанные с предметами, людьми, действиями (тик-так, дай-дай, бух..) С 10-11 мес. появляется сначала реакция на первые слова, а к году и первые слова. У ребенка первого года жизни ведущей формой деятельности является эмоционально-положительное общение со взрослым, которое является основой для формирования предпосылок речевого общения Предддошкольный период (от года до 3 лет) -- характеризуется расширением словарного запаса, повышенным вниманием ребенка к речи окружающих. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер, их значение зависит от ситуации, а речь сопровождается жестами и мимикой. К двум годам ребенок различает и употребляет существительные множественного числа. К трем годам словарный запас ребенка достигает 300-400 слов. Значение слов становятся все более определенными. Начинает формироваться грамматический строй речи -- появляются первые предложения без согласования слов (Мама, пить Тата). Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения» [3]. Ведущей формой деятельности, стимулирующей речевое развитие ребенка, является предметно-действенное общение со взрослым, в результате чего ребенок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, расширяет речевой словарь, использует речь для общения Дошкольный период (от 3 до 7 лет) -- наиболее интенсивное речевое развитие детей. Ведущей формой деятельности становиться игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. Развивается навык слухового контроля за собственным произношением, формируется фонематическое восприятие. К 4 годам ребенок использует простые распространенные и сложные предложения, может дифференцировать все звуки т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. В пятилетнем возрасте дети пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, их речь напоминает короткий рассказ. К шести годам словарный запас увеличивается до 4000 слов, но часто слова употребляются неверно. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка. К 7 годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения /. Школьный период ( от 7 до 17 лет) -- дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. Появляется новый вид речи -- письменный. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым /. Учебная деятельность является ведущей формой деятельности и составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Анатомо-физиологические предпосылки развития речи: целостность периферического речевого аппарата, его состав.
Анатомо-физиологические механизмы речи – это изучение строения и функционирования организации речевой деятельности. Необходимость их изучения определяется:
-
позволяет представить сложный механизм речи в норме
-
дифференцированно подходить к анализу речевой патологии
-
правильно определять пути коррекционного воздействия.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит (чему?) деятельности головного мозга. В начале 20 в была распространена точка зрения по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией». В настоящее время исследования П.К. Анохина, А.Р. Лурии установили, что основой всякой ВПФ являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях ЦНС и объединены между собой единством действия. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем они д/б автоматическими, т.е. осуществлялись без специальных усилий. Речевой аппарат состоит из 2 тесно взаимосвязанных между собой частей: центрального (или регулирующего) и периферического (исполнительного).
Поделитесь с Вашими друзьями: |