2. История развития ПП
У истоков отечественной ПП стоял В. М. Бехтерев, который, следуя естественнонаучным идеям И. М. Сеченова, дал четкие представления о предмете и задачах ПП ("патологической психологии" в первоначальном варианте). Представителями его школы были сформулированы основные принципы ПП исследования, разработаны многие экспериментально-психологические методики исследования душевнобольных, широко используемые и по сей день, накоплен богатый материал о расстройствах психических процессов.
Также большой вклад в развитие методологии и практики ПП внесли исследования А. Ф. Лазурского, введшего в психологию метод естественного эксперимента, который первоначально использовался в педагогической психологии, а затем стал применяться и в клинической психологии. Существенное влияние на становление ПП оказали и работы Г. И. Россолимо, который предпринял прогрессивную на тот момент попытку введения в ПП метода тестов как наиболее объективного метода исследования психики в нормальном и патологическом состоянии.
Несмотря на большое значение вышеперечисленных работ для развития ПП как самостоятельной отрасли психологической науки и практики, в качестве ее фундаментальных теоретических основ выступают исследования выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского и его последователей (в первую очередь, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии). Идеи Л. С. Выготского о природе и генезисе психики, сформулированные в 20-30-е гг. XX в. в рамках культурно-исторической теории развития высших психических функций, стали основополагающими для развития базовых отраслей отечественной психологии, таких, как общая психология, психология развития и возрастная (детская) психология, педагогическая психология.
Таким образом, культурно-историческая концепция формирования высших психических функций и деятельностный подход стали теоретической базой ПП, определив методологию и технологию проведения патопсихологических исследований.
1,3. Место ПП среди смежных наук
ПП – раздел мед пс – науки, возникшей на стыке медицины и пс. Мед пс относится к междисц, погранич обл иссл-й. Она исходит из пс теорий и разраб на их осн пс методов. Осн пробл, сходными с мед, яв-ся соотношение биол и соц в д-ти чела, связь м\у пс-кой и д-тью мозга, психосоматич и соматопсихич корреляции, проблемы нормы и патологии, соотно м\у сознанием и неосозн формами пс д-ти.
Зейгарник: ПП иссл-т стр-ру наруш-й пс д-ти, зак-сти ее распада в их сопост-ии с нормой, при этом она дает класс-цию психопат яв-й в понятиях совр пс. ПП исп-т клин критерии, тк без постоянного соотнесения с ними она бы утратила свое практическое значение. Данные патопсихол иссл-я должны соотносится с психич статусом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой. О. П.Росин: ПП изучает зак-сти и стереотип развития пс болезни, предмет исследования: то, что предшествует психопат образ-ям в патогенезе болезни.
Психопатол так же, как ПП, яв-ся наукой, изучающей рас-ва психики, но польз-ся они разными методами (пс и клин). Однако, изучая одни и тез же проявления психической патологии, например разорванность мышления, патопсихологи исследуют их психологическую структуру, а психопатологи дают клиническое описание этих признаков, прослеживают особенности их возникновения и связь с другими наблюдаемыми в клинике расстройствами мышления.
Основатель ПП Зейгарник. Ею разработаны теорет основы ПП, описаны рас-ва псих проц, сформ-ны пр-пы работы патопсихолога.
ПП явл-ся пс дисциплиной, это опр-т ее предмет и отграничивает его от предмета пс-трии. ПП как пс дисц исходит из зак-тей развития и стр-ры пс-ки в норме. Практ задачи, стоящие перед патопс иссл-ем: анализ стр-ры дефекта, устан степени пс нарушений больного, его интел снижения. Особенно большое значение приобретают данные экспер ПП при решении вопросов психиатр экспертизы (трудовой, судебной, военной). В последнее время на первый план выступает напр-ть на психокоррекцию. Делается попытках обоснования пс рекомендаций для психокоррекции. Особое место занимает исп-е ПП экспер в психиатр клинике детского возраста. Встает специф для детской психиатр клиники вопрос о прогнозе обучаемости и связ с ним вопрос об отборе детей в специ школы.
В кач-ве важнейш хар-ки соврем ПП выступает ее напр-ть на восстан-е измененной пс д-ти, напр-ть на возвращение больному челу его соц статуса, профилактика возм-ти подобной утраты у взрослых и детей.
ПП
|
Психопатология
|
Входит в раздел ψ-ких наук, ψ-ие м-ды (набл, эксп, беседа, диаг-ка). Клин. понятия + ψ-ие понятия. Патоψ класс-рует ψопатолог явл-ия в понятиях пс. Явл-ия наруш-я иссл-т ψ-ую стр-ру этого нарушения (неск. закономер. распада психики, стр-ру, сопоставл. С нормой). Внимание на стр-ре симптомообр-я – то, сто предшеств ψопатолог явл-ию, обр-ю. (Стереотипы развития болезни). Объект – рас-ва ψ.
|
Наука мед, раздел общей психиатр; исп-ет м-ды клинико описат (беседа, набл). Оперирует клин. понятиями (этиология,симптом, синдром). Опис пс заб-я (пр-ки заб-я – явл-ия, клин. описания пр-ков болезни, он их описывает в течении болезни). Объект – расстройства ψ.Понятийный аппарат особенно близок.
|
В ПП получили развитие представления о патопсихологических синдромах нарушений познавательной, мотивационно-волевой, личностной сферы при психических заболеваниях. Центральное место занимает поиск общего звена нарушений ВПФ, лежащего в основе развития отдельных симптомов при реализации таких функций (# синдромообразующий радикал при шизофрении – нарушение мотивации, следствие – характерные для этого заболевания изменения мышления, восприятия, памяти). Патопсихологический синдром играет существенную роль в качестве звена в нозологической и функциональной диагностике.
ПП явл-ся психологической наукой, поэтому ее проблематику, перспективы и достижения нельзя рассматривать в отрыве от развития и состояния общей психологии. Хотя ПП получила большое применение в психиатрической клинике, в настоящее время ее методические приемы используются не только в психиатрии. Учет сдвигов в психическом состоянии больного, изменения его работоспособности, личностных особенностей становятся необходимыми в терапевтических, хирургических клиниках и других областях медицины.
4.Сх-во и различия в кл-псих и ПП иссл-х
Цель кл-пс иссл — дать пс оценку личн или повед проблемы (пс рас-ва) для послед принятия решения о способах оказания профпомощи.
Осн задачами кл-пс иссл являются:
— дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;
— анализ структуры и установление степени психических нарушений;
— опр-е уровня пс развития пациента, хар-к его/ее личности;
— оценка динамики психических нарушений во времени;
— решение экспертных задач.
Клинико-психологическая диагностика включает следующие компоненты:
— описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень выраженности — продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);
— формальная классификация проблемы или расстройства (определение типа);
— объяснение возможных причин или условий возникновения проблемы или
расстройства;
— прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений о развитии патологического состояния в определенных обстоятельствах);
— общая психологическая оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических воздействий).
В диагностике можно выделить два противоположных подхода: объясняющий и понимающий. Первый связан с нозологической парадигмой клиническо-психологической диагностики, второй — с описательно-феноменологической. В нозологической парадигме психолог опирается на общие выводы, применимые к широким группам людей. В описательно-феноменологической парадигме психолог делает акцент на уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи.
Ведущий нозологический принцип диагностики — принцип объяснения, который основывается на понятности или непонятности для стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностей его психической деятельности.
Основной акцент в нозологически ориентированной клинико-психологической диагностике делается на различении отдельных признаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов.
Описательно-феноменологическая парадигма клинико-психологического исследования не придерживается четкого разграничения нормальной и нарушенной психической деятельности (или поведения). Здесь существенное значение для диагностики имеют целостные субъективные переживания пациента и его собственные трактовки своего состояния. Феноменологически ориентированное клинико-психологическое исследование опирается на четыре основных принципа: принцип понимания, принцип эпохе (воздержания от суждения), принцип беспристрастности и точности описания, принцип контекстуальности.
Принцип понимания предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными.
Ведь один и тот же внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией.
Принцип эпохе предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки.
Принцип беспристрастности и точности описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий.
А также он предполагает тщательный подбор слов для описания состояния пациента.
Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического феномена.
+ см.7,8
5. Теоретические основы ПП.
Так как ПП, несмотря на всю близость к психопатол в практич плане, остается пс наукой, ее метод базой яв-ся общепс теория. Как уже отмечалось, ПП изучает зак-сти распада пс д-ти в сопост с нормой. Поэтому знания о сущности психики, правильное понимание проблемы ее происхождения и развития в норме, рассматриваемые общей психологией и психологией развития, являются базовыми для ПП.
Как уже отмечалось, у истоков отечественной ПП стоял Бехтерев, который дал четкие представления о предмете и задачах ПП.были сформ-ны осн пр-пы ПП иссл-я, разр многие эксп-псих методики иссл-я душевнобол, накоплен богатый материал о рас-вах пс проц.
для развития ПП как самост отрасли пси науки и практики, в кач-ве ее фунд теор основ выст иссл-я Выготского в рамках культ-ист теории развития ВПФ.он ввел понятие ВПФ- яв-ся продукт ист развития и имеют сложное строение. Хотя они возникают на основе элементарных психических функций, функционирование которых в большей степени определяется биологическими факторами, ВПФ социальны по природе, формируются прижизненно путем усвоения общечеловеческого опыта. Однако высшие психические функции не возникают путем одномоментного присвоения уже готовых данных в социальном опыте форм психического реагирования. Они развиваются, закономерно проходя через ряд этапов и становясь сложными психическими процессами, имеющими определенную структуру. Развитие высших психических функций осуществляется в процессе обучения, воспитания и общения с носителями культурно-исторического опыта.
Все высшие психические функции (к которым относят произвольные формы познания и регуляции, отвлеченное мышление и др.) имеют опосредованное строение. В качестве самого универсального орудия, опосредующего человеческое познание и поведение, выступает слово. Слово может замещать предметы и явления при их отсутствии, опосредуя тем самым протекание любого психического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Включение речи в структуру психических процессов переводит их на новый, более высокий уровень.
Т обр, в отеч пс сложился взгляд на ВПФ как на развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризируются, превращаясь в умственные действия. В формировании ВПФ ведущая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся осознанными и произвольными.
особенности нарушения психики по Выготскому определяются:
- характером локализации нарушения (в связи с этим принято выделять общий и частный дефекты);
- временем поражения (поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического онтогенеза);
- системным характером нарушений, в которых выделяются первичные (биол обусловленные) и вторичные (являющиеся производными от первичных, затрудняющих социальное развитие функций) нарушения.
Представления о природе, генезисе ВПФ нашли свое логическое развитие в теории деятельности Леонтьева. деятельность как особая форма активности человека представляет собой единство ее внешней (практической) и внутренней (психической) сторон. Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической деятельности и имеет такое же строение, как практическая деятельность. Таким образом, изучая внешнюю практическую деятельность, можно раскрыть закономерности психической деятельности.
положение о сложном строении д-ти (внеш и внутр).д-ть побуждается потреб(переж дискомф). В ходе поиска происходит встреча потребности с предметом, способным ее удовлетворить, т. е. появляется мотив. Именно мотив, те. опредмеч потребность порождает специфически человеческую форму активности - деятельность.
С появлением мотива начинает осущ д-ть. Леонтьев рассм д-ть как совокупность действий, которые вызываются мотивом и направлены на достижение цели. Цель представляет собой осознаваемый образ желаемого результата деятельности. Основной единицей деятельности является действие, которое также носит целенаправленный характер и осуществляется при помощи определенных способов (операций), соотносимых с конкретной ситуацией.
Такую структуру имеет как внешняя, так и внутренняя деятельность, хотя форма выполнения входящих в нее действий различна: практическая деятельность имеет предметный характер, а в психической деятельности действия (операции) осуществляются с участием образов предметов.
Рассм же психики как особого вида деятельности, включающей и внешние и внутренние компоненты, позволяет выявить своеобразие нарушений ее структуры при различных нозологиях.
Т обр, культурно-историческая концепция формирования высших психических функций и деятельностный подход стали теоретической базой ПП, определив методологию и технологию проведения патопсихологических исследований.
6. Практические задачи ПП.
Зейгарник
Участие патопсихолога в установлении диагноза заболевания.
Топическая диагностика – определение места расположения очага в пределах головного мозга. Нозологич диаг-ка (основная для ПП). Психолог помогает врачу с опр диагноза. Роль пс-га важна, если есть слабые, неотчетл, размытые, симптомы и проявления отклонений психики. Функцион диаг-ка. Здесь проблема диагноза не рассм. Врач обращается к психологу, чтобы тот определил когнитивные и личностные профили больного («психологический портрет пациента»). Индивидуально-личностная типологическая диагностика. Диаг-ся личность больного. Задача: на основе получ данных не допустить актуализацию патолог защитных механизмов личности, выйти на функц-ние сознат мех-мов совладения.
-
Экспертная задача. Примеры экспертиз:
Трудовая экспертиза. Решаются вопросы о назначении группы инвал, допуске к опр сфере деятельности. Здесь очень важна диагностика экспертных установок:
Аггравация – уст-ка пациента на преувеличение, имеющихся у него нарушений.
Диссимуляция – преуменьшение.
Военная экспертиза.
Судебная пс-псих экспертиза. Пс-ги прин участие в этой экспертизе с целью решения вопросов о вменяемости клиента в момент совершения преступления.
Мед-пед экспертиза. Пс-г уч-ет в оценке возможностей ребенка отн-но обуч.
Гражд экспертиза. Развод родителей: с кем остается ребенок? Важны психологические особенности личности детей и родителей.
-
Опис, хар-ка ст-ры пс дефекта. Здесь имеются в виду научные цели: в последнее время начали появляться заболевания, которые мало изучены.
-
Оценка эф-ти лечения (психофарм ср-вами или психотерапией) больных с пс патологией. Фарм лечение больных с психическими расстройствами (психозы, депрессии, пограничные расстройства) сейчас развивается очень интенсивно.
-
Участие в реабил работе. Восст-е положение пс больного в общ-ве, семье, на произв-ве. Это также и профилактика инвалидизации (при шизофрении, органических поражениях мозга).
-
Участие в психотерапии. Аспекты:
-
Роль патопс-га в мед психотерапии:
-
Психод-ка. Она позволяет выбрать те или иные формы психотерапии.
-
Выявление особых свойств психики (в частности личностных особенностей), на которые должен обратить внимание врач при проведении психотерапии. Пр.: применение проективных методов.
-
Психологическая психотерапия. Могут применяться при Неврозах,Сомат заб-ях,Погранич личн рас-вах .
7. Принципы построения ПП исследования
Можно выделить следующие принципы построения ПП экспериментального исследования:
1) системный качественный анализ психической деятельности больного; 2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях; 3) апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений; 4) активная позиция патопсихолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с испытуемым деятельность; 5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.
Основным принципом построения исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного. В отечественной психологии считается, что так как психические процессы формируются прижизненно в ходе присвоения общественно-исторического человеческого опыта в процессе деятельности и общения - эксперимент должен быть направлен не на исследование и измерение отдельных психических функций, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность, на выявление механизмов нарушений деятельности и возможностей ее восстановления.
Естественно, количественные показатели, статистическая обработка материала должны использоваться там, где поставленная задача этого требует и допускает, но количественный анализ не может заменить собой качественную характеристику нарушений психики.
Анализ патопсихологических данных должен носить не только качественный, но и системный характер. В ПП необходим не столько симптоматический, сколько синдромальный анализ (А. Р. Лурия). Реализации этого требования способствует вытекающий из основного принципа ПП исследования принцип моделирования психической деятельности, т. е. той деятельности, которую человек осуществляет в своей повседневной жизни (в процессе учебы, профессиональной деятельности, общения). Другими словами, экспериментальное ПП исследование должно выступать в роли агента, который "провоцирует" проявление своеобразия психической деятельности больного и системы его отношений к себе и окружающему.
8. ПП эксп-т
Патопсихологический эксперимент.
Существенно отлич-ся от других видов эксп-та, прим в мед. ПП эксп-т, как и любой другой тип пс эксп-та, — это иск создание условий, выяв те или иные особ-ти пс д-ти чел-а в ее патологии. Для такого эксп-а хар-но вызывание пс проц-в в строго опр усл, учит иссл-лем, и возм-ть изменения течения этих процессов по заранее намеченному плану.
Зейгарник приравнивала ПП эксп-т к широко исп-мым в соматич мед функц пробам, с помощью кот врачи обычно опр состояние функции того или иного внутр органа.
Роль специф «нагрузки» в ПП эксп-те принадлежит эксп заданиям, выполнение которых требует актуализации умственных операций, обычно используемых человеком в своей жизнедеятельности. Таким образом, психическая деятельность больного исследуется в связи с ситуацией эксперимента.
Патопсихолог должен, насколько это возможно, представлять отношение обследуемого к ситуации исследования, цели и мотивы его деятельности в процессе выполнения экспериментальных заданий и постоянно сопоставлять с ними получаемые при исследовании результаты. При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависимости от цели исследования мотивы, которыми руководствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда совпадают, особенно при экспертной направленности исследования. В психиатрической клинике ПП исследование имеет следующие задачи.
1. Получение данных для диагностики. 2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией. 3. Участие в экспертной работе. 4.Участие в реабилитационной работе. 5. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний. 6. Участие в психотерапии.
9. Анализ и обработка эксп данных
Анализу подвергаются все эмпирические данные, полученные психологом во время проведения исследования: данные беседы, наблюдения и, естественно, результаты выполнения всех экспериментальных проб. Анализ эксп данных должен протекать аналогично клиническому анализу - от симптома к синдрому.
Астапов выделяет ряд последовательных этапов, через которые проходит процесс анализа и интерпретации результатов исследования:
- обобщение всех экспериментальных данных, характеризующих состояние испытуемого во время эксперимента, так как от этого состояния во многом зависят процесс и результаты деятельности, что необходимо учитывать при оценке отдельного симптома;
- оценка мотивированности испытуемого в исследовании, наличие или отсутствие заинтересованности;
- анализ всей совокупности данных, получаемых по каждой из конкретных методик (понимание инструкции, отношение к заданию, способ выполнения, рассуждения, ошибки и возможность их коррекции, проявления эмоционально-волевой сферы и т. п.);
- сопоставление результатов выполнения различных методик, в результате чего выявляются характерные особенности нарушения отдельных психических процессов и сторон личности (патопсихологические симптомы);
- сопоставление патопсихологических симптомов и формирование и обоснование выявляемого ПП синдрома, под которым понимается совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности испытуемого, сформулированных в психологических понятиях.
Таким образом, в результате проведенного многоступенчатого анализа патопсихолог дает психологическую квалификацию нарушения, т. е. устанавливает психологический диагноз.
На основании проведенного анализа результатов исследования составляется заключение, которое в письменной форме отражает и обосновывает характеристику выявленного ПП синдрома, т. е. квалифицирует нарушение психической деятельности больного.
10. Метод наблюдения и интервью в ПП.
Ранее отмечалось, что ПП иссл носит комплексный хар-р и наряду с основным эксп методом включает в себя проведение И с больным и Н за его поведением во время исследования.
Ипредст собой получение информации на основе вербальной коммуникации. В исп в ПП иссл И выделяют две части. Первая часть – эксп-тор разговаривает с больным, не проводя никакого эксперимента. Вторая часть - во время эксперимента.
Сод-е задаваемых вопросов должно соотве-ть стоящей перед пс-гом задаче. Причем вопросы, которые задает патопс-г, не должны носить сугубо клин хар-р, те. не должны быть напр на выяв пр-ков болезн сост. Оценка клин картины нарушения входит в ф-ции врача, а не пс-га. Поэтому пс-г должен получ пс инф, касающ ос-стей позн д-ти (памяти, мышления, внимания, речи). Целесообр также вкл в И вопросы, позвол опр ос-ти ориентир в месте, времени, собств л-ти, хар сост сознания на момент обследования.
Кроме диагн ф-ции, связ с получ инф-ции об особ-тях псих д-ти и личности больного, И вып еще и "настроечную" (психокоррек и психотер) ф-цию. От отнош исп-го к ситуации обсл-я, от его мотивации, настройки на работу и сотр-тво с эксп-ром, от его эмоц сост во многом зависит рез-т и процесс дальнейшего эксп иссл.
Наблюдение- преднамер систематич и целенап воспр псих яв-й, яв-я одним из осн эмпир методов псих иссл.В ПП Н не исп-ся как самост и осн метод получ диагн данных. Однако без Н, кот вып вспомог роль, ПП иссл не может иметь полноцен хар-р, не может в полной мере успешно решать стоящие перед ним задачи.
Н м б сплошным и выбор. Конечно, для ПП д-ки интересны все поведенч прояв-я больн, имеющ диагн значимость. Поэтому самым лучшим сп-бом иссл этих поведенч прояв-й было бы сплош Н.
следует обращать вним на те элементы повед, кот яв-ся типич для тех или иных форм псих рас-в. необх фиксир те прояв-я повед, кот яв-ся нетипич для лич-и самого больного. при работе с детьми обяз следует обращ вним на прояв, нетипич для детей данного возр(а со взрос- нетипич для людей с данным ур к-ры и обр-я).
Т обр, Н и И, дополняет, уточняет данные эксп, позволяет рассм псих д-ть и лич ос-ти больного в контексте выполнения эксп д-ти и общения с эксп-ром как реальный пласт его жизни. Именно компл хар-р ПП иссл позволяет изменить или установить правильный диагноз и назначить правильное лечение.
11. Проективные методики
Блейхер, Бурлачук под проек-ми понимают такие методики опосред изучения лич-ти, кот базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для прояв тенденций, установок, эмоциональных состояний и других ос-тей личности. Соколова считает, что проективный метод, ориентированный на изучение неосозн или не вполне осознанных форм мотивации, является чуть ли не ед собственно псих методом проникн в наиболее интимную область чел психики. Если большинство психологических приемов, считает Соколова, направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных “субъективных отклонений”, личностных “интерпретаций”, причем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как правило, личностно значимы.
Элементы проек-ти можно найти в большинстве ПП методов и методик. Более того, есть основания полагать, что беседа с обследуемым, направленная особым образом, может содержать элементы проективности. В частности, это может быть достигнуто при обсуждении с больным тех или иных жизненных коллизий или содерж глубокий подтекст произведений искусства, явлений общ жизни.
ПП методики в аспекте проблемы проективности проанализированы Реньге. При этом установлено, что ряд методик (пиктограммы, исследование самооценки, уровень притязаний и др.) имеет в основе неоднозначную для больного стимуляцию и не ограничивает рамки “выбора” ответов. Возможность получения относительно большого количества ответов обследуемого в значительной мере зависит от особенностей проведения ПП эксперимента. Важным фактором при этом является, по Реньге, неосознанность обследуемым истинных целей применения методик. Это обстоятельство, например, было учтено в модификации методики TAT. Киященко.
Поделитесь с Вашими друзьями: |