2. принципы и тактика переориентации общие положения



страница1/2
Дата22.04.2016
Размер0,52 Mb.
#28856
  1   2


2. ПРИНЦИПЫ И ТАКТИКА ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ

2.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Проблема образования – это  проблема формирования нашего будущего. Не секрет, что нынешняя система образования ориентирует на заучивание случайно или намерено поддерживаемых догм. Это, во-первых,  вызывает у учащихся стойкое отвращение к учебе, к наукам, к учителям, к учебникам, воспитывает стойкое  отвращение к  родному языку, родной литературе,  во-вторых –  это затаптывание творческого потенциала, зачатки которого есть во всех детях. Более результативное торможение развития  человечества  трудно себе представить. Всё и сразу перевернуть это невозможно. 

О целях и задачах образования спорят давно и часто безуспешно. Решить этот вопрос - это действительно значит определить цели и задачи существования человека, человечества. Мы сузим задачу и предложим на обсуждение следующий тезис: общее образование, школа нужна для того, чтобы подготовить детей к жизни, а жизнь всегда и сегодня - это не только сохранение достигнутого, но и развитие. А вот этому школа нас не учит. Исправить это положение и должен проект НВО.

Итак, преподаваемые предметы - это то, что  как правило, никогда в жизни не сможет понадобиться. А то, что  и смогло бы,  стандартный учитель  не может, не научен это показывать. Это не говоря уже о том, что нетрезво влюбленные в свои предметы учителя, очевидно неосознанно соревнуясь между собой за влияние на учеников, задают им на дом ровно столько, чтобы их и только их предмет занял  всё свободное время ученика. А где-то и еще больше. Так что вклад школы в явление повального нездоровья школьников – основной.  И если бы эти потери кто-то подсчитал и предъявил школе к компенсации, школа бы просто рухнула.

Первоначально (2005 год) нами предполагалась идея организации  специальных  Академий творчества, но т.к. это слово уже основательно заезжено (напомним: от карточных игр и художественного творчества), то определимся точнее: университетов, а первоначально школ общественного развития, проще – школ творчества для формирования людей, ориентированных на создание  нового и общественно полезного.

         Вкратце, смысл предлагаемой реформы школы дан в предыдущем разделе. Он состоит в следующем. Суммарное время учащегося делится на 3 сектора: Часть - 30 % времени учащегося - отдается на Сектор общественного развития, сектор творчества по совершенно новым учебникам (сайт, п. 6.10), коллективно подготовленным с использованием имеющихся у нас и других специалистов (в том числе в Интернете) материалов – в основном для этого и будут необходимы дополнительные затраты, вместе с  временными доплатами учителям это порядка 4 млн. ам. долл. на 4 экспериментальные школы - расчет см. ниже. Предметный сектор (около 60 % времени) с обучением общепринятым предметам, но по объему, сокращенному в 1,5-3 раза  - на первых порах просто отчеркиванием на полях по 3-м уровням в специально отобранных наиболее удачно написанных  учебниках, пока без написания новых; при этом для занятий с особо заинтересованными учениками предусматривается оплата дополнительного учительского времени пропорционально числу заинтересовавшихся и времени занятий. И наконец, Личный сектор - это 10 % времени - отдается на углубленное занятие физкультурой, знакомству с природой и основами ее сохранения, музыке, чтению высокохудожественной литературы, знакомству и сопоставительному анализу основ разных религий и т.д. 



Видимо, едва ли  найдется одна, даже достаточно мощная организация, которая справится  с задачей осуществить такую школу сразу и главное –  признать ее официально. И  принять участие в разработке ее принципов и дать соображения по следующим вопросам, чтобы проще было превозмочь силы сопротивления в будущем:

1. Самые «выдающиеся» перлы из программ  школы или института. В школе нам удается  наблюдать  самые ужасные штуки, особенно в таких предметах, как русский и литература, что прямо и недвусмысленно вызывает у  учащихся  стойкое отвращение к русской литературе и русскому языку, вообще к литературе и языку.  Как и в других подобных случаях,  каждый раз, натыкаясь на новые и новые промахи,  встает  вопрос:  это так кем-то задумано  или проходит случайно?

2. Способы преодоления такого явления.

3. Учебные заведения, авторы учебников и преподаватели, готовые на глубинные изменения всего вышесказанного.

Ожидаемые материалы от Вас  будут публиковаться соответственно рубрикам, указанным на главной странице специально созданного сайта.

Нормальный ответ может содержать от одной до десяти страниц, но основные 1-2 тезиса должны быть выполнены максимально кратко в размере от 30 до 100 слов. Это нам максимально упростит обзор  материалов дискуссии.



Цель разработки проекта НВО: подготовка к созданию общероссийского высшего учебного заведения для обучения и воспитания творчески наиболее одаренных и общественно ориентированных учащихся по общественно наиболее важным дисциплинам.

Об актуальности создания учебного заведения нового поколения в России и таким образом снижения притягательности других стран для эмиграции.

Многократные после социалистической, а потом и капиталистической революций волны массовой эмиграции – это действительно существенное обеднение нашего национального генофонда, и снижение его интеллектуального потенциала. Что всему этому можно противопоставить?  - только понимание истинного положения дела  и соответственно организация общества на максимально возможное использование  остающегося пока в России интеллектуального потенциала тех, для кого судьбы  России не безразличны. Придется  нам также вспомнить  отработанные системологией  методы конструирования совершенных систем из несовершенных элементов. И терпеливо, поколениями, совершенствовать национальный генофонд. В том числе – но не в первую очередь - путем активного приглашения эмигрантов назад и главное за счет настойчивой позитивной реорганизации образования, начиная со школьного, т.е. с первых шагов встречи ребенка с социальной средой.

Задачи предлагаемого университета (школы) и всего проекта НВО были перечислены выше. Вкратце, это создание объединительного представления о Мире, максимальное развитие творческих способностей, воспитание лиц, способных инициировать и осуществлять нетрадиционные решения, воспитание социально ориентированной психологии, направленной на внесение вклада в ускорение общественного, прежде всего социального развития страны, разных стран и народов; разработка основ духовного, во всяком случае – социального единения конфессий, различных духовных сообществ, народов и рас; обучение теории и практике самооценки и оценки, т.е. общественной полезности своих и чужих нововведений, поиск узких мест в составе функций основных  общественных институтов Нашей Цивилизации, создание очага (очагов) распространения по Земле общественно направленной идеологии для творческого преображения планеты Земля в мир максимального благоденствия и гармонии человека и природы, с постепенной  конвергенцией разных социально-экономических и политических  систем в мировой общественный строй «ГУМАНИЗМ», оперативный поиск основ нового, гораздо более совершенного права, способного обеспечить неотвратимость и достаточную скорость такого развития.

Все это - задачи новой образовательной системы, для формирования которой и разрабатывается проект НВО и его начальные стадии «Школа творчества», начиная с экспериментальных реализаций на реальных школах, и «Университет общественного развития» - специальное учебное заведение.



О школе творчества достаточно подробно было сказано в предыдущем разделе, здесь есть смысл более подробно поговорить об университете, повторив некоторые положения, приведенные в разделе 1.

 Предполагается, что это будет университет общественно-государственный с минимальным базовым бюджетным финансированием и с возможностью вкладов от спонсоров и заказчиков будущих выпускников.

Это будет первичное или второе высшее образование. Предусматривается добровольный выбор предметов для углубленного изучения, в т.ч.: языков; истории и теории ускорения общественного прогресса; теории и практики творчества, микро- и макрооценки его результатов; стимулирования качества и экологической чистоты продукции и социально-экологической эффективности производств; основ религий и разделов философии; разных естественных и технических предметов; искусства сохранения и умножения физического и психического здоровья человека.

Обучение будет производиться путем погружения в каждый предмет на неделю или недели.

Всё это в конечном счете позволит выпускникам не искать работу менеджера или бухгалтера, а их нанимать. Профессия выпускника: инженер общественного развития (будет согласовываться).

Подбор студентов: Критерии отбора при смешанном финансировании в настоящее время отрабатываются. Видимо, для университетов будет предусмотрен специальный режим отбора: кроме определенного объёма знаний –  еще и по уровню талантов исследователя и главное – конструктора технико-экономических и социальных систем. Отбор будет происходить через оценку успешности решения конкурсных задач из разных сфер жизни с простыми коллизиями, понятными лицам из всех слоев общества и отбираемыми для каждого из абитуриентов по закону случайных чисел с анализом полученных анонимных ответов преподавателями с оценкой ими в баллах представленных ответов (естественно, с учётом заранее проставляемой сложности задач). Сумма баллов в последующем (поквартально или раз в полугодие) определит долю оплаты каждым  студентом относительно максимума, так что группа наиболее удачно справившихся с задачами (с учетом трудности задач) будет учиться без оплаты, а справившиеся наихудшим образом должны будут – в случае, если не будет оплаты от государства или от спонсоров - оплачивать учебу двух человек. Доли оплаты со стороны студентов будут в процессе обучения гибко меняться в зависимости от успешности регулярно проводимых тестирований и экзаменов.

Очное обучение с 10 до 30 лет, заочное – неограниченно.



Подбор преподавателей: через конкурсы, включающие оценку предложенных ими программ, освоенное ими искусство преподавания, преподнесения знаний и навыков (логика, образность, язык, этика общения с учащимися…). Официально для условий полного пансиона преподаватели приглашается на одну неделю без выезда с территории вуза. За эту неделю преподаватель обязан будет изложить все базовые основы своего предмета. Однако в зависимости от результатов оценок преподавателя самими студентами ему может быть предложено остаться на следующую неделю для чтения лекций в вечернее время (максимум ещё на одну - две неделю). Параллельно по каждому предмету будут работать два преподавателя с разными или даже противоположными взглядами (позициями). Это обеспечит активное погружение в каждый предмет с возможностью всесторонней оценки предмета.

Планируется приглашение лучших специалистов России, Запада и Востока. Будут привлекаться не только профессионалы-преподаватели, но и успешно состоявшиеся своим трудом и умением бизнесмены, изобретатели, конструкторы социальных изобретений, ученые, политики, управленцы и т.д.



Проведение занятий. В целом предполагается погружение в максимально благоприятную для творчески активных личностей социальную и культурную среду, с минимальной внешней телекоммуникацией (кроме актуальных сведений типа Последних известий). Наилучшим будет режим полного пансиона.

Кроме фундаментальной теоретической подготовки по отобранным предметам, будет обучение навыкам работать руками (например, на строительстве новых корпусов вуза), обязательная практика на предприятиях и в организациях, обязательная физическая подготовка, внедрение культуры общения, деловой и личной этики и т.д.

Как уже говорилось, все уроки будут идти с записью на аудио- и видеокассеты для использования менее успевающими студентами или отсутствующими (например, из-за присутствия на параллельно идущем уроке) и для продажи за пределами вуза.

Для отдыха и в воспитательных целях будут приглашаться наиболее талантливые театральные и музыкальные коллективы. Особо тщательный отбор музыкальных программ для музыкального фона – из наиболее достойных представителей всех музыкальных жанров.



Университет, как уже указывалось, не будет кастовым учебным заведением, ибо, во-первых, каждый может пойти в него учиться (но с оплатой обратно пропорционально своим творческим успехам); во-вторых, аудио- и видеозаписи, специально подготовленные учебники и учебные пособия будут распространяться и вне пределов университета.
Не будет преувеличением сказать, что любая реорганизация любого устоявшегося процесса, тем более социального, связана не только с дополнительными затратами средств материальных, но еще и со значительным перенапряжением общественных отношений, с затратами психологической энергии профессионалов на преодоление привычных стереотипов поведения. Смена целой вертикали образования, пусть в первую очередь в небольших «производственных масштабах» - двух-четырех школ, затем вузов и, наконец, специализированного Университета творчества - вопрос совсем не простой. Поэтому надо четко представить, ради чего стоит ломать копья.
Существующая система образования – именно как система, как устойчивое формообразование, совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующая в интересах обеспечивающей ее существование надсистемы, в данном случае общества, – выполняет цели средствами, определенными много сот лет назад: это насыщение учеников максимальным количеством знаний в соответствии с установленными требованиями государственных и международных образовательных стандартов по курсам учебных дисциплин на максимально возможном уровне и требование к учащимся их максимального понимания и даже просто запоминания. Для условий все ускоряющегося общественного прогресса, тем более в интересах объявленных в России в последние годы приоритетных целей инновационного развития и социализации экономики, это уже совершенно не соответствует требованиям времени.

Для анализа причин потенциального отставания такой системы от быстро меняющихся общественных интересов, а затем определения наиболее эффективных направлений ее развития, тем более радикальных, есть смысл рассмотреть ее подсистемы в виде последовательного ряда этапов-элементов ее организации, рассмотреть их роль во все ускоряющемся усложнении сегодняшних требований и увидеть возможные поворотные точки. Вот эти элементы в первом приближении:



  1. Определитель целей и задач образования, в том числе требований к качеству учебников, преподавателей и к набору выходных знаний учащихся, а также к уровню их социализации, приспособленности жить среди общества и для общества,

  2. Подсистема подготовки в соответствии с этими целями и задачами требований к учебникам и преподавателям, создание условий для жизнеобеспечения в школьной среде (психологических и физиологических),

  3. Производственная подсистема передачи и поэтапного контроля знаний и умений на уроках, лекциях, на отдельных занятиях и экзаменах,

  4. Мониторинг конечного уровня качества (полезности) образования «по плодам», - там, где оценка этого уровня может быть формализована.

Как можно видеть, практически все задается, начиная с первого пункта, там и потребуется некоторое переопределение целей и задач образования. Основная цель нового образования может быть определена как максимизация его общественной эффективности за счет повышения гибкости мышления человека при встрече с любыми непрерывно появляющимися новыми задачами, быстрая перестройка поведения в быстро меняющемся мире. Начиная с ранних лет делать это оказывается намного более эффективно, чем позже. Именно это позволит существенно снизить будущие затраты на переориентации людей на новые ситуации, сделать их менее болезненно для людей и более экономно для общества, то есть повысить общественный эффект и снизить существующие затраты (то и другое - всех видов) на единицу требуемых дополнительных затрат (тоже всех видов).



2.2. СТРУКТУРА ВИДОВ ОЖИДАЕМОГО ЭФФЕКТА
Здесь есть смысл рассмотреть структуру видов ожидаемого эффекта, в том числе и за счет снижения реально существующих затрат.

В число видов ожидаемого дополнительного эффекта, очевидно, следовало бы включить:

  • Повышение экономической и социальной отдачи от выпускника в первые годы его производственной деятельности или даже раньше, на этапах обучения – за счет специального обучения к творческому восприятию новых задач,

  • Снижение вероятности криминализации его действий и нанесения обществу любых видов ущерба – за счет усиления интереса к собственной активной деятельности.

К реальным видам затрат, уже сегодня наблюдаемых при анализе работы школ и вузов, которые должны быть снижены при полномасштабной реализации проекта, можно отнести:

  • Существенное снижение за время обучения «износа» здоровья учащихся, причем по всем его основным параметрам – за счет существенного снижения требований к объему обязательного усвоения материала по всем «базовым предметам»,

  • Существенное повышение их интереса к общественной жизни, желание и умение устроить свою жизнь более продуктивно и интересно – за счет более активной политики социализации, приобщение к жизни в социальной среде,

  • Снижение существующих значительных затраты в институте после школы, а на производстве – после института на переобучение для приспособления к реальным требованиям последующей деятельности – за счет специально предусмотренных занятий по теории и практике творчества,

  • Снижение весьма большего оттока наиболее успевающих выпускников за границу без заметной пользы для страны, т.е. для общества, оплатившего образование – со временем, за счет увеличения массы школ и вузов творчества и постепенного снижения агрессивности социальной среды.

Все эти последствия представляются достаточно самоочевидными, однако до радикального изменения требований, целей и задач образования, уже просто для уверенности ЛПР при масштабных изменениях образовательной политики совершенно необходим эксперимент. И начинать придется с нескольких школ, которые за 2-4 года позволят проверить правильность концепции, включая генетическую предрасположенность молодого поколения к восприятию нового и необычного для их родителей подхода в образовании, вообще в жизни, подготовить начальную основу для новых учебников и накопить определенный опыт работы, чтобы сделать выводы о целесообразности и возможной скорости поворота образовательной политики на новые рельсы.



К дополнительным вкладам, которые потребуются для перехода на предлагаемые методы образования уже на первом этапе – организации экспериментальных школ творчества, кроме дополнительных затрат чисто экономических, равных, приблизительно, фонду заработной платы педсостава переводимых школ, следует отнести затраты сил и средств на подготовку учебников, подбор требуемых педагогов, и параллельно переоценку стандартов образования.
Международная Академия общественного развития (МАОР), обосновывая необходимость требуемых преобразований, пыталась и пытается посмотреть на неоднократные обвинения в отношении качества существующего образования под углом зрения общественной полезности и вреда. И переподтвердила многие из уже высказываемых обвинений. - Многие, но не все. Но зато добавила иные, не замечаемые ранее. А обладая давно освоенным аппаратом экспертизы, анализа и оценки наносимого ущерба, применила его для определения наносимого вреда и школьникам и обществу в целом.

Здесь мы высветим два момента.

Первое: огромная переусложненность всех институтских и особенно школьных предметов и программ в целом с ориентацией на запоминание дат, фактов, формул, правил, исключений из них и т.д. – необходимых в жизни крайне редко, а скорее вообще не нужных, не связанных ни между собой, ни с практической жизнью, но перегружающих головы учащихся, студентов и ничего кроме отвращения у них не оставляющих. Ни о какой мотивации к обучению здесь говорить не приходится.

Вероятные причины такой ориентации, как мы это сейчас видим:

а) жажда составителей учебников «показать себя» ученикам. А также показать себя своим коллегам-учителям. Это типичное проявление корпоративного эгоцентризма. Завоевывая себе авторитет таким образом, преподаватель образует с учащимися определенную дистанцию и становится им не товарищем, не соратником в борьбе за их знания и умения, а ментором. Ясно, кому это выгодно: тем, кто сам плавает в своем предмете. И плюс кто хочет дополучить возможность как-то существовать, т.е. выжать хоть что-то из бюджетов родителей путем организации дополнительных занятий. Хотя в этом упрекать учителей и преподавателей трудно: уже в первый год трудоустройства выпускник ВУЗа может получить в несколько раз больше, чем средний преподаватель.

Учитель, преподаватель в сравнении с авторами учебников тоже «показывает себя». Но по-своему: каждый из них дает на дом заданий учащимся столько, как будто весь бюджет домашнего времени выделен только на его предмет. Напомним: заданий практически полностью бесполезных для всего оставшегося времени человека. А бесполезных – значит вредных. Ибо они отнимают, высасывают, кроме времени, самое ценное, что есть у человека, – здоровье. И при этом нельзя не согласиться, что «ИЗБЫТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ ВЫТЕСНЯЮТ НЕОБХОДИМЫЕ».

Переизбыток ненужного материала – это скорее плохо, чем хорошо. Плохо потому, что ненужные материалы иссушают мозг, требуют огромного перенапряжения нервной системы, источают здоровье ребенка. Статистические материалы на эту тему поражают. Но если в конце концов мы, взрослые, этот переизбыток увидим, это может составить огромный резерв времени учащихся, чтобы потратить его общественно более полезно. Прежде всего, конечно, на восстановление здоровья учащихся. Но не только (см. ниже).

Еще одна, вторая вероятная причина такой ориентации в школе – прочная манера привлекать к составлению учебников «своих» – чаще всего и не ученых, и не специалистов высокой квалификации, и не тех, кто сам умеет что-то вносить в научно-технический прогресс. И даже, если судить по немалому перечню просмотренных учебников, совсем не обязательно талантливых педагогов. Увы.


Таковы, на наш взгляд, причины ориентации школы и ВУЗа на совершенно безумную переусложненность их программ. По сугубо экспертным оценкам, Коэффициент ущерба от всего этого – 0,3 ÷ 0,5 от всех официальных затрат на образование плюс затрат из бюджета семьи. В стоимостном выражении это дает огромную величину ущерба.

Второе: нацеленность на заучивание всех невероятных по объему массивов знаний практически без разъяснений их сути, их взаимосвязей в природе и их связи с тем, чем люди пользуются каждодневно, – с электролампой, пастой в ручке, магнитофонами, CD-дисками… Не говоря уже о социальных организациях – это механизмы работы ЖЭКа, финансовой, паспортной систем, армии и т.д.

Коэффициент ущерба от этого поменьше, экспертная оценка Коэффициента ущерба 0,1 ÷ 0,2. Но зато относиться он будет уже не просто к затратам на образование, но ко всему нашему ВВП. Эта, вторая группа определяет неумение бывших учащихся прибавлять в копилку государства эффект от чужих непонятых и отторгнутых новшеств, это от нее - наш консерватизм, топтание на месте по большинству отраслей, неумение людей занять себя на пользу обществу. А может быть и наркотики, и суицид, и некоторая, совсем не малая часть преступности просто как реакция на в общем-то не вполне обоснованные требования общества, начиная с переусложненных школьных программ.
Здесь речь идет об обычных школах и об обычных институтах: нам надо прекратить плодить беспомощных в жизни, больных, агрессивных и по жизни, как оказывается, социально безграмотных существ.

Резервы времени по обоим пунктам, если мы их сумеем извлечь, можно будет заполнить многими добрыми делами. Они были перечислены выше: кроме обязательных интенсивных занятий физкультурой и художественными искусствами, музыкой, пением, можно и нужно заполнить их обучением таким искусствам, как:

• Этическая жизнь в природе и в социуме, в т.ч. в интернациональном;

• Жизнь среди техники;

• Внедрение в рабочую среду, т.е. умение работать руками;

• Обучение основам правосудия и правоустройства: как уметь постоять за себя в юридически сложных случаях;

• Элементарная диетология и паразитология, умение поддерживать свое здоровье.

Но главное – научить ребят с детства видеть жизненные недостатки у себя и во внешнем мире и умение их преодолевать. И в массе сделать из них настоящих деятельных и ментально чистых граждан своей страны, резко снизить агрессивность общества – по-видимому основной аргумент для всех волн массовой эмиграции интеллектуальных сил.


Наша академия, здесь есть смысл повторить, видит наиболее перспективным проект учебного заведения, в котором будут не только творчески учить, сколько, главное, – учить творчеству, причем в виде специально организованных занятий вплоть до подробного обучения умению делать изобретения и правильно оформлять заявки на них, всей системе творчества: видеть узкие места в общественном развитии, находить для них максимально эффективные решения, измерять эту эффективность – пусть пока хотя бы навскидку и сначала потенциальную, искать пути реализации наиболее эффективных решений. В том числе и социальных.
Такой подход определяет необходимую специфику образовательного процесса в Университете творчества (начиная со школы творчества). Эта специфика заключается в следующем:

  1. во-первых, в воспитании у учащихся острой заинтересованности искать и умения находить точки с наиболее острыми проблемами общественной жизни, возможных недостатков, просчетов, огрехов в общественной жизни, нуждающиеся в социальном, экономическом и иных видах развития;

  2. во-вторых, в исключительно высокой степени масштабности охвата учебными материалами имеющихся на сегодня методов и средств решения проблем, начиная с технических, более простых, и кончая организационными, а со временем даже политическими,

  3. в-третьих, в аутентичности процесса образования, благодаря которой каждому учащемуся обеспечивается тот объем и темп усвоения содержания образовательного процесса, который наиболее точно соответствует его индивидуальности – без принуждения, лично организуемыми стимулами.

Таким образом, важнейшими показателями образовательных услуг «УНИВЕРСИТЕТА ТВОРЧЕСТВА» выступает его способность адаптировать образовательный процесс для каждого учащегося, сообразуясь с его возможностями и жизненными обстоятельствами, и стимулировать высокую активность самих учащихся, мотивируя их деятельность, направленную не только на собственное личностное совершенствование, но главное – на общественно значимый результат.



Насущная потребность в этого типа реорганизации образования обусловлена очевидным противоречием между современным социальным заказом на формирование образовательным учреждением, подготавливающих субъектов, способных создать в стране высокоэффективную «инновационную среду» - это с одной стороны и «господствующей до сих пор... средневековой парадигмой образования как процесса трансляции готовых знаний и истин от учителя к ученику» - с другой. При этом, правда, нельзя согласиться, что школа специально, злонамеренно приспособилось к решению собственных «внутрикорпоративных» проблем, просто она, как любая система, как любой организм, ведет себя так, как ее ведут поставленные ей условия. Начиная с пункта первого из приведенного выше перечня подсистем структуры образования и последовательного ряда этапов ее организации

К сожалению, практически невозможно осуществить весь объем требований к новому типу образовательного учреждения «сразу и полностью». Само оно после определенного этапа предподготовки и подтверждения общественно значимых успехов и преимуществ перед общепринятыми образовательными учреждениями должно быть поставлено в условие необходимости постоянного саморазвития, оно будет вынуждено постоянно совершенствоваться, а принципы и методы должны распространяться в стороны – но, повторим, в той мере, в какой это будет общественно эффективно.

Поэтому, в отличие от школ и вузов, созданных выдающимися педагогами и в принципе существующими на таланте этих педагогов, задача создаваемого УНИВЕРСИТЕТА ТВОРЧЕСТВА или его первого этапа – ШКОЛЫ ТВОРЧЕСТВА будет состоять в организации такого образовательного процесса, который далее будет лишь на первом этапе становления абсолютно зависеть от личности учителя, педагога, разработчиков проекта. – А далее все должно идти полуавтоматически, с небольшими корректировками курса. Так же, как результаты расчета по хорошо составленным методикам в принципе не зависят от личности расчетчика.
Данная концепция устанавливает основные направления планирования и методологию развития образовательной деятельности на предлагаемых принципах, философские, психолого-педагогические и другие основы перехода от преподавания «предметных знаний» к обучению их изобретать.

Концепция формулирует стратегия переориентации системы образования для данного учреждения, начиная со Школы творчества, отбираются из числа имеющихся и создаются новые необходимые учебники и учебные пособия, непосредственно определяющие образовательную деятельность. Концепция, вместе с тем, может изменяться, совершенствоваться в соответствии с новыми данными о функционировании образовательного учреждения.


Таким образом, цели предлагаемой реформы в части обучения состоят в получении учащимися необходимых человеку в будущей трудовой материальной, общественной социальной и личной духовной жизни предметных знаний и главное - навыков и умений творчески подходить к новым задачам, находить в жизни и решать проблемы, требующие нестандартных творческих решений с максимально возможной на данный период времени общественной эффективностью.

Цели предлагаемой реформы в части воспитания включают в себя обеспечение возможности для раскрытия и эффективного развития социально позитивных творческих наклонностей учащихся, формирования их личностной зрелости: осмысления своего места в обществе и своего жизненного пути, самостоятельности и ответственности, умения учитывать свои ошибки и не повторять их, стремления к реализации своих способностей, к постоянному самосовершенствованию и т. д., а также формирование учащимися нравственного поведения и этически верного социально-значимого целеполагания. На это будет направлено создание в Школе психологического климата и корпоративной культуры, способствующих формированию патриотизма, толерантности, высокой духовности, умения дружить и любить и т.д.- этот фрагмент взят целиком из ПРОЕКТа КОНЦЕПЦИИ УСТЬ-ЛАБИНСКОГО ЛИЦЕЯ, автор В.А. Ясвин. Представляется, что учащийся в учебных заведениях нового типа должен быть самостоятельной деятельной личностью, он не должен ожидать, что его будущая жизнь будет сплошной игрой, но и не жестоким наказанием, жизнь будет предъявлять человеку немало разных испытаний, с которыми он должен будет справиться не хуже, нет, лучше, чем другие, и этому его научат в данной школе. Человек в жизни должен будет подчиняться и при необходимости подчинять других, не робеть перед законами и правилами, придуманными людьми: далеко не всегда эти люди были умнее его; но он должен остро чувствовать природные закономерности и ограничения, жесткие константы, и стараться в них вписаться, чтобы по возможности использовать для реализации своих или, при тренировках во время обучения, - чужих, предложенных преподавателем творческих находок.

Может быть, прозвучит это кощунственно, но вопрос надо ставить о существенной перестройке нашего менталитета: с разбитного, безалаберного на сосредоточенный, с агрессивного – на дружелюбный, с догматического – на творческий, все это в расчете на безусловную востребуемость такого человека в жизни, в какой бы области он ни приложил свои способности.


Итак, речь идет о совмещении обучения творческим подходам в тесном сплетении с воспитанием у учащихся прочных социальных ориентиров, которые должны сделать из него деятельного, находящегося в постоянном творческом тонусе «гражданина планеты Земля, способного обеспечить устойчивое (если правильно понимать это слово, непрерывное и сбалансированное - МБА) общественное развитие человечества и, в первую очередь, - своей страны» (Лебедева, Орлов, Панов, 1996. Цит. по: Ясвин В.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, 2001, С. 232). Таков достойный нашего времени общественный портрет выпускника Университета творчества. Конкурентоспособность системы образования, которая достигнет этой цели, будет вне всякого сомнения.

Основные черты этой системы образования должны будут закладываться уже на первом этапе этого пути – в Школе творчества, формировать которую следует начинать в самое ближайшее время.



2.3. ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Выбор оптимального содержания
По крайней мере по одному фактору различия между обычной школой и предлагаемой моделью школы творчества не так велики, как может показаться с первого раза. Они обе рассчитаны на универсальность применения их знаний: это вся жизнь, без особых специфических проявленений. Основные различия, по нашему представлению, состоят в том, что первая все сто процентов учебного времени рассказывает о фактах, накопленных знаниях, вторая же должна занять этими фактами, причем тщательно отобранными по критериям необходимости и достаточности, не намного больше половины времени, а во вторую половину времени должна показать учащимся, как эти знания доставались человечеству и научить самим их получать. Если первая школа показывает закон Ома и многократно повторяет, как по нему считать, т.е. делить или умножать одно число на другое, то во второй школе предполагается внушить, в том числе и на механических, наиболее наглядных примерах, смысл закона, рассказать, как и в каких условиях (социальных, политических...) он был найден, как он вошел в жизнь, каково было сопротивление общественности - ведь тогда на тему о соотношении тока и напряжения ежегодно защищалось до 200 диссертаций, едва ли все не успевшие защититься были ему рады! И т.д. Еще бы сказать, сколько процентов случаев он и другие законы не охватывает (а бывает от 20 до 60 процентов!) и почему – это надо уже затем, чтобы обучать людей смотреть на законы диалектически, не как на неизменные константы, чтобы отучать людей от догматизма.

Вся история техники глубоко драматична и диалектична, тем более история политической и философской мысли. Об этом сегодняшний сухой учебник умалчивает.

Между тем, предметные знания, без сомнения, учащемуся нужны как основа базовых предметов. Задача только в том, чтобы коллективом специалистов и просто трезвых людей очистить площадь учебников, даже специально выбранных, наиболее пригодных, от невольной шелухи, добавить нужное и в результате все же сократить их предназначенный для запоминания и заучивания объем вдвое - трое. Это позволит оставшееся внимание ученика отдать для понимания и где-то даже для сотворчества. До третьего-четвертого класса это будут только занятия по развитию образного мышления, а далее - с простейшими и все усложняющимися заданиями по поиску недостатков в нашей повседневной жизни и синтезу возможных решений. Уже можно будет давать задания на тему «Грязь на улицах», «У мамы нет времени», «Как нравиться друг другу», «Ценности высокие и мелкие», «Почему политика – дело каждого», «Жизнь или карьера?» и т.д.

С третьего-четвертого класса на самых простых примерах необходимо будет также начать курсы занятий с разъяснением, что такое система как устойчивое формообразование, почему она устойчива при воспроизводстве, как угадать, а потом определить полезность системы с расчетом на полезность обществу и даже оформить изобретение, если кто-то его придумает, и т.д. Большинство из этих вопросов оттачивалось, испытывалось и совершенствовалось десятилетиями многими учеными и сейчас может быть показано в старших классах на материалах уже готовых и еще подготавливаемых книг, в младших классах – после переработки зарекомендовавших себя учебников авторами с помощью популяризаторов науки и техники.

Да, учитель - проводник знаний, но вот какие знания «проводить», ему говорят другие, да и проводит он не всегда точно и без потерь, такова природа человеческая, а не механическая. Иначе, ученик, садись за книгу и читай сам. Не многие это предпочитают.

На наш взгляд, новый подход – направленность на обучение творить у современного молодого и даже маленького человека может реально вызвать жажду к знаниям, а не отвращение учиться готовым фактам.

Надо учить человека не просто думать, но придумывать, и придумывать полезные вещи. В том числе и то, как сделать, чтобы другие люди не отвергали их полезное. Чтобы им было невыгодно отвергать.

Мы не знаем, все ли захотят после такой школы пойти в институт, и настаивать на этом не надо, но нельзя не знать, что и рабочие у станка сейчас обязаны уметь думать. Мы хотим делать из учеников настоящих людей, масштабные личности.

В соответствии с Проектом Концепции Усть-лабинского лицея (В.А. Ясин), формирование специальных компетенций учащихся, связанных с выбором ими профессиональной карьеры, осуществляется на основе профилизации образовательного процесса в старших классах..., когда предоставляется возможность выбора одного из образовательных направлений:

1. социально-экологического;

2. химико-биологического;

3. физико-математического.

В проекте СЭТ эта возможность может быть реализована на протяжении всего этапа образования.

Совершенно очевидно, что в соответствии с социально-экономическими задачами регионов задачи обучения в школе будут существенно различаться. Об этом еще надо думать.

Но один фрагмент для реорганизации можно попробовать предложить в первую очередь уже сейчас: объединить русский язык и русскую литературу. Вместо заучивания скучных правил и исключений из них цитировать великих писателей, талантливых поэтов, высокограмотных ученых – показывать эти правила в действии. Это будут и полезные, и интересные уроки. При правильном выборе это будут и уроки патриотизма – совсем не обязательно только местного или национального, но даже и глобального. Любить Землю, на которой ты живешь.


Выбор оптимальных форм образования

Сама по себе образовательная среда – это отдельный вопрос. Для ее конструирования можно воспользоваться уже готовыми наработками, в том числе российских ученых, например, изложенных в уже цитируемой книге В.А. Ясвина, с. 226, 227, в работах В.В. Рубцова и многих других, с которыми, должен признаться автор этих строк, он познакомился плотно только при подготовке материалов по обоснованию данного проекта. Хотя настойчивое желание его сделать возникло и до сих пор сохраняется без спада при соучастии инициатора и руководителя проекта НВО со своим сыном в образовательном процессе, который тот прошел от начала до конца.

Первое, к чему удалось при этом нам прийти, это необходимость снизить перегрузку учащихся и второе - показывать ученикам не только готовый результат, человеческие достижения, но доходить до процесса исторического развития, условий, которые привели к поиску и появлению данного результата - как, например, сегодняшние условия, которые привели к конструированию предлагаемого здесь Университета или Школы творчества: не как школы вокруг одного великого педагога, но как школы, рассчитанной на тиражирование и исполнение обычными педагогами, вооруженными нормальными знаниями, в том числе и полученными от ушедших и ныне живущих замечательных педагогов.

Надо учить детей, что в каждом из них, как утверждал Эдгар Кейси, живет гений. Надо попробовать не огрублять наше восприятие до отторжения знаний и не изолировать учеников искусственно от масс-культуры, а суметь противопоставить им нечто другое, лучшее. И вызывать только насмешку над тем, что он видит сегодня с экрана телевизора. Плюс одновременно разъяснять, почему отвергнутое вредно – физиологически, духовно, материально, генетически... Чтобы завтра, придя в этот же шоу-бизнес, бывшие ученики все делали умнее, лучше, интереснее.

Учитель со школы должен научить сомневаться – но только если есть на то грубые аргументы или имеется четкое предчувствие. Уметь сомневаться, задавать вопросы должен каждый всегда. И не удивляться разным позициям по одному и тому же вопросу: люди только на вид почти одинаковы: руки, ноги голова, печень, почки... По росту-весу мы отличаемся в 1,5 – 2 раза, по умственным способностям – в сотни раз, по результативности придуманного – в миллионы раз. А по направленности взглядов – вплоть до противоположных. Убеждение человека – это целая галактика, сотворенная им самим, его родителями, их родителями, знакомыми,... Но любой человек должен с детства развивать то, на что он способен – конечно, не исключая вопросы здоровья, социальных ориентаций и твердых навыков находить лучшие решения в быстроменяющемся мире.

О деталях образовательного процесса подробнее будет сказано ниже.



Направления переработки существующих и подготовка новых учебников
Кажется, Бернарду Шоу принадлежат слова: учебник – это книга, не пригодная для чтения. Надо надеяться, что воодушевленные великой идеей обучать творчеству приведет авторов новых учебников к созданию увлекательных и полезных учебников, тогда дело будет за одним - принимать во внимание следующие два фактора при оценке труда составителей таких учебников: достоверность и образность. Нелишне здесь вспомнить учебники прошлого – например, А.И. Ишимовой начала 19 века, Я.И. Перельмана середины прошлого века и наверняка многих других, ныне забытых. Вспомнить, чтобы не обязательно повторять предметный ряд их книг, но надо учиться их приемам для преподнесения сегодняшних сложных знаний. Здесь у нас готовых рецептов нет, здесь надо работать с профессионалами-популяризаторами. Новый учебник должен, если это надо, скопировать старый талантливый о тех знаниях и лишь дополнить, не менее талантливо, о новых, только что полученных, - но так же талантливо.

Но это все о совершенствовании процесса преподнесения предметных знаний, проходимых в нормальных школах.

А что касается другой половины учебного процесса в Школе творчества – а именно материалы по теории и практике творчества, то кроме имеющейся массы работ в Интернете, есть многочисленные работы членов МАОР, целенаправленно разработанные и касающиеся темы создания изобретений, их узнавания, оценки и реализации творческих достижений, социальной ответственности за нереализацию, выбора направлений движения к новой, более гуманной и экономной цивилизации.

Некоторые из этих работ, которые готовились с дальним подсознательным прицелом на преподавание в вузах творчества, приведены в конце книги.

При подготовке этих работ пришлось проанализировать за эти годы немало публикаций отечественных и зарубежных авторов. Так что при решении вопроса о первичной реализации данного проекта на примере школ творчества известные нам работы послужат хорошей основой для популярного изложения следующих учебников и учебных пособий:


  • Как замечать недостатки и предлагать их исправление?

  • Как делать изобретения?

  • Какая польза от твоей инновации?

  • Гениальность изобретения – как ее рассчитать?

  • Как можно улучшить Интернет?

  • Телевизор и его программы: польза или вред?

  • Гениальный ребенок – как быть?

  • Школа недалекого будущего

Некоторые из них целесообразно издать в двух-четырех редакциях для разных классов, от 3-го до 10-го, в разных объемах (от 3-х до 15 пл), в разных стилях изложения.


При первых же признаках успешности преподавания в Школе придется при утверждении стандартов в области образования пересмотреть некоторые общепринятые каноны преподавания в обычных школах и основной упор делать не на знании учащимися фактов, цифр и законов, а на умении их умело использовать и получать новые. А для того, чтобы перегнуть устоявшиеся традиции видеть в учебнике мешок фактов, а в ученике – носильщика этого мешка, возможно, придется привлекать общественность. Как сейчас рекомендуется - в том числе через Интернет. Таким образом можно будет извлечь и сконцентрировать в учебниках и учебных пособиях – как по базовым предметам, так и по теории творчества – массу ценного материала, касающегося истории творческих находок, и сделать учебники результатами коллективного труда.

Может быть, только это позволит снизить диктат давно замеченной коррупции в подготовке учебников, которая не захочет слишком скоро сдавать свои позиции.




2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ТВОРЧЕСТВА
Подготовка экспериментальных школ и классов
В настоящее время можно считать возможным принять структуру выбранной школы без изменения. Действительно, если будет выбрана не совершенно новая, еще вообще не работающая школа, то в ней уже устоялся коллектив, устоялось распределение обязанностей и т.д. Так что проведение реорганизаций, которые нарушат работу школы, не потребуется. Больше того, именно неизменная организация позволит вовремя проявить позитивные или, вдруг, негативные изменения в результатах образования от введения творческого компонента.

Но ряд предложений, разработанных для Лицея (см. выше), можно принять и здесь:

Во-первых, должна быть усилена Медико-психологическая служба, которая объединит психологов, медработников, социальных педагогов, специалистов по коррекционной педагогике, логопедов. Основные функции отдела – экспертно-диагностическая, консультационно-коррекционная работа, а также профконсультирование и помощь в планировании карьеры учащихся.

Во-вторых, Отдел организационного развития объединит консультантов из числа специалистов научных и преподавательских кадров университетов и академий, привлекаемых для решения тех или иных стратегически важных проблем школы. Данный отдел в тесном взаимодействии с научным руководителем, попечительским советом и директором осуществляет разработку стратегии и тактики работы творческого сектора Школы, будет проводить необходимые исследования, работу по повышению научно-методической квалификации администрации и педагогов.


Возможно, со временем надо будет создать Горизонтальную структуру - систему советов, в том числе

  • Методический совет – он определяет содержание образования в Лицее, а также принципы и методы организации образовательного процесса, регулирует интеграционные процессы (межпредметную интеграцию, интеграцию общего и дополнительного образования, интеграцию обучения и воспитания), формирует научно-методический банк Лицея.

  • Совет по психолого-педагогическому сопровождению учащихся - координирует деятельность сотрудников медико-психологической службы и учителей, разрабатывает рекомендации в сфере воспитательной работы и укрепления здоровья учащихся и

  • Временные проблемные советы (творческие педагогические группы) - разрабатывают общие подходы и программы, направленные на решение тех или иных важных возникающих вдруг проблем.

Возможно, в Школе творчества следует сформировать Совет школьников и Родительский совет, в компетенцию которых входят вопросы соуправления жизнедеятельностью Школы. Главное при этом – четкое разделение полномочий, иначе столкновения амбиций не избежать
Форма собственности не безразлична для становления новых форм обучения. Для школы это должна быть, безусловно, государственная форма с возможностью дофинансирования за счет частных инвесторов. Иначе эта школа окажется под диктатом частного лица, не всегда плодотворным.
Отбор и формирование (доподготовка) педагогического коллектива
Для решения задач, которые ставятся данным проектом перед педагогическим коллективом привлекаемых к эксперименту школ, этот коллектив должен соответствовать ряду профессиональных критериев, в том числе, подчеркнем особо:

  • стремиться и уметь использовать любые ситуации жизни для воспитания и личностного развития учащихся;

  1. проявлять готовность к обсуждению с коллегами педагогических ситуаций, а также своих собственных профессиональных затруднений и проблем;

  2. проявлять готовность к постоянному профессиональному обучению и самообучению, а также к участию в тренингах, направленных на его личностное развитие.

Едва ли где-то есть сейчас готовый коллектив педагогов, полностью отвечающих этим требованиям. Этого еще придется добиваться.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница