2 зет место дисциплины в структуре образовательной программы



Скачать 87,34 Kb.
Дата01.06.2016
Размер87,34 Kb.
#54401
ТипЛекции
Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины

Коррекционная психология

  1. Общая трудоемкость 2 ЗЕТ

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Коррекционная психология» относится к вариативной части дисциплин (модулей).

Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана: Общая психология: проблемы восприятия и познания мира; Общая психология: эмоционально-волевое регулирование деятельности; Возрастные закономерности развития личности; Диагностика в образовании и управлении.

Изучение дисциплины является предшествующим для освоения следующих дисциплин / прохождения практик: Психология помощи при стрессе, кризисе и травме; Основные тенденции развития психологии образования; Производственная практика.

3.Цель и задачи изучения дисциплины

Цель – формирование компетенций в области коррекционной психологии, получение представлений о развитии психических процессов в дизонтогенезе ребенка и способах их коррекции.



Задачи преподавания дисциплины:

- ознакомить студентов с теоретическими основами коррекционной психологии;

- формировать гуманистическое отношение будущих педагогов к детям с проблемами в психическом и физическом развитии;

- ознакомить студентов с закономерностями развития и специальными образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья;

- рассмотреть взаимосвязь компенсации, коррекции и социальной адаптации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;



- изучить психологические аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Содержание дисциплины

Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

1

Основные понятия коррекционной психологии

Отклонения от нормального психического развития. Норма, виды нормы, показатели отклонения от нормы. Дети с ОВЗ и их категории. Классификация аномальных детей Усановой О.Н. Дефект, виды дефекта. Компенсация психических функций.

2

Дизонтогенез





Понятие и параметры дизонтогенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Закономерности развития, общие для нормального и аномального развития. Закономерности, общие для всех типов дизонтогенеза.


3

Биологические и социальные причины аномального развития





Биологические причины врожденных аномалий. Зависимость объема поражения от срока повреждения в эмбриональном периоде. Биологические причины приобретенных аномалий. Социальные причины и факторы аномального развития. Патологическое формирование личности и невроз как следствие длительных неблагоприятных условий воспитания. Депривация, последствия депривации, типы депривации. Педагогическая запущенность.

4

Дети с сенсорными дефектами





Причины дефектов слуха. Категории детей с дефектами слуха. Развитие словесной речи и речевого мышления как основа полноценной компенсации у детей с дефектами слуха. Особенности психического развития детей с дефектами слуха. Причины дефектов зрения. Категории детей с дефектами зрения. Особенности психического развития детей с дефектами зрения.

5

Дети со сложными дефектами





Развитие в условиях сложных недостатков в развитии. Общая характеристика слепоглухих детей. Условия усвоения слепоглухими детьми общественного опыта. Формирование самообслуживания. Формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в ходе действий с предметами по удовлетворению естественных нужд. Этапы формирования навыков у слепоглухого ребенка. Формирование общения и жестовой речи. Формирование словесной речи. Роль письменной речи в развитии слепоглухого ребенка. Развитие игры

6

Теоретические вопросы и коррекции развития детей с ОВЗ





Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения. Концепция М. Монтессори. Концепция Р. Штайнера. Кэмпхиллское движение. Перцептивные, логические, гностические методы. Специфика словесных методов, методов работы с учебником, наглядных методов, практических методов обучения. Методы обучения чтению и письму, речи. Формирование познавательной и практической деятельности детей, пространственной ориентации, словесной речи, социально-бытовой ориентации, профессии. Мультидисциплинарный подход. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство. Роль труда в развитии личности аномального ребенка. Формирование навыков в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации, рекреации. Предупреждение инвалидности, ранняя стимуляция развития ребенка. Компьютерная система в профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью. Психологическое сопровождение вузовского образования лиц с ограниченными возможностями.

Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

1


Коррекция психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общая характеристика детей с двигательными нарушениями. Детский церебральный паралич. Виды двигательных нарушений. Особенности психического развития детей с двигательными нарушениями. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с детским церебральным параличом. Коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Игровая психокоррекция.Игры и драматизации на темы знакомых сказок. Групповые методы психокоррекции.Психорегулирующая тренировка.Обучение детей конструированию и рисованию.Конструирование по образцу, конструирование по заданной теме и свободное конструирование.Развитие зрительного и осязательного восприятия предметов.Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.Развитие скорости восприятия объектов. Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях. Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.

Обучение детей многообразным предметнопрактическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.



2

Коррекция психического развития детей с ЗПР

Задержка психического развития, ее. Характеристика психических особенностей детей с ЗПР. Типы детей с ЗПР и их характеристика. Систематика Т.А. Власовой - М.С. Певзнер. Систематика К.С. Лебединской. Формирование познавательных мотивов. Обучение ребенка самоконтролю и самостоятельным способам решения задач.Метод обучения детей модельному конструированию.Обучение детей конструированию по условиям. Развитие слухового и зрительного восприятия.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.Развитие слуховой и зрительной памяти.Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).Развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование коммуникативных навыков.

3

Коррекция психического развития детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость, ее причины. Характеристика познавательных возможностей, эмоциональной сферы, способностей к обучению, труду, самообслуживанию и социальной адаптации детей с различной степенью олигофрении. Адаптация ребенка к имеющемуся дефекту. Обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком. Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций. Развитие константности и предметности восприятия. Обучение восприятию формы и величины предметов. Формирование целостного восприятия.Обучение детей многообразным предметнопрактическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета. Обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия). Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

4

Коррекция поведенческих нарушений

Психопатии и их причины психопатий. Проявления и динамика психопатии. Виды психопатий. Психопатоподобные состояния. Патохарактерологические реакции. Патохарактерологическое формирование личности. Виды неправильного воспитания, приводящие к патологическому формированию личности. Акцентуации характера: понятие и отличие от психопатий. Система психорегулирующих тренировок.Смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Психологическая коррекция родительско-детских отношений. Коррекция агрессивного поведения. Коррекция лжи и воровства. Коррекция компьютерной зависимости. Коррекция аддиктивного поведения. Коррекция гиперактивности.



5

Коррекция эмоциональных нарушений

Неврозы, их причины и механизмы.

Формы проявления невроза и их виды.

Преодоление внутрисемейного кризиса. Изменение родительских установок и позиций. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим. Групповые психокоррекционные занятия.Психорегулирующая тренировка. Смягчение эмоционального дискомфорта.

Формирование приемов релаксации. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, арт-терапия, музыкотерапия. Коррекция страхов.



6

Коррекция психического развития детей с РДА

Дети с ранним детским аутизмом. Особенности психического развития детей с РДА. Формирование реакций оживления, слежения за предметами, слухомоторных и зрительномоторных координаций. Развитие зрительного и осязательного восприятия. Формирование представлений о собственном теле, его частях, сторонах.

Формирование игровых штампов. Ориентация аутичного ребенка вовне. Обучение его простым навыкам контакта. Усиление психической активности. Организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Развитие самосознания и личности аутичного ребенка. Холдингтерапия.Работа с семьей ребенка.



4. Результаты обучения по дисциплине

Коды компетенций

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов освоения содержания дисциплины

ПК-5

готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Знать: психодиагностический инструментарий , условия и способы его применения; психокоррекционные техники и приемы.

Уметь: осуществлять психологическую диагностику, экспертизу и коррекцию с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

Владеть: навыками составления психологического заключения и рекомендаций по их использованию в экспертной и консультативной деятельности.


ПК-9

способность выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности

Знать: цели и задачи организации психологической службы в различных областях профессиональной деятельности

Уметь: проектировать и создавать психологический инструментарий работы психолога



Владеть: навыками разрешения конфликтов между субъектами профессиональной деятельности

6. Основные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, технология проектного обучения

7.Форма контроля: зачет
Каталог: site -> files -> site page
site page -> Рабочей программы учебной дисциплины
site page -> Аннотация рабочей программы дисциплины
site page -> Рабочей программы учебной дисциплины Диагностика в образовании и управлении Общая трудоемкость – 3 зет место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Диагностика в образовании и управлении»
site page -> Рабочей программы учебной дисциплины Актуальные проблемы теории и практики в современной психологии
site page -> 1. Общая трудоемкость – 3 зет. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Современные теории и технологии психологии управления»
site page -> 1. Общая трудоемкость 2 зет. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Общая психология: эмоционально-волевая регуляция»

Скачать 87,34 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница