Вступление «Служу Отечеству пером» - дополнительная образовательная программа, которая вводит в образовательное пространство понятие детской журналистики, ориентируя обучающихся через освоение предметного содержания на высокие принципы добра, труда и красоты.
Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию. Программа обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей, свободного владения словом, языком, речью; способствует выработке гармоничного целостного мировосприятия.
Программа даёт большие возможности для раскрытия творческого потенциала детей. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственных качеств личности школьника, способствуют выработке творческого подхода к любому делу.
* анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;
* выявление закономерностей;
коммуникативный блок
* обучение владению диалогической и монологической речью.
* обучение постановке вопросов;
* обучение поиску и сбору информации;
* отработка умения полно и точно выражать свои мысли;
* участие в коллективных творческих делах;
* доброжелательное сотрудничество со сверстниками и другими людьми.
Предметные результаты:
* знакомить с газетными жанрами;
* обучать написанию творческих работ в основных газетных жанрах;
* овладение журналистскими терминами;
* развивать у младших школьников навыки написания публикаций в газете-журнале «Добрята»;
* развить умения выпускать классные и школьные стенгазеты;
* участвовать в издание информационных листков;
* сформировать навыки создания творческих альбомов и авторских книг. В данном сборнике представлен диагностический инструментарий, способствующий отследить и зафиксировать личностые, предметные и метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы.
Для возможности проведения целостного, педагогического анализа и оценки педагогом результативности воспитательного процесса использованы показатели, предложенные Н.Е. Щурковой, М.И. Шиловой, Н.П. Капустина:
- ценностное отношение к природе как общему дому человечества;
- жизненные позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Предлагаемые этапы диагностики: 1. Вводная (начальная) диагностика. Проводится в начале учебного года в классах, где дети начинают обучение по Программе.
2. Текущая диагностика.Проводится на разных этапах изучения Программы.
3. Итоговая диагностика. Проводится по окончании изучения Программы.
Отслеживание качеств личности, предметных
и метапредметных результатов 1 вариант. Сравнение результатов начальной, текущей и итоговой диагностики в классах, изучающих программу «Служу Отечеству пером».
2 вариант.Сравнение результатов диагностики в экспериментальных и контрольных группах.
Рекомендации к проведению диагностики: 1. Диагностику проводит учитель, занимающийся с детьми по Программе.
2. Во время диагностики необходима доверительная, доброжелательная атмосфера.
3. Учитель не выносит оценочных суждений во время проведения диагностики.
4. По результатам диагностики выстраиваются диаграммы. Составляются справки (см. приложение).
5. Учитель сообщает детям общие результаты диагностики.
6. Возможна ограниченная оценка отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам защиты интересов ребенка.
С обучающимися, показавшими низкие результаты, ведётся индивидуальная работа.
Примечание:учитель выбирает методики по своему усмотрению.
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Диагностика личностных результатов включает исследование нравственной сферы ребенка: когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(1 – 2-е классы)
методика Н.П. Капустина Оценивание осуществляется по пятибалльной системе:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция Индивидуальная карта Ф.И. обучающегося _________________________________________________
Я оцениваю себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. Любознательность:
* мне интересно учиться
* я люблю мечтать
* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
* я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
* у меня нет вредных привычек
Обработка результатов:
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов(методика Н.П. Капустина) 3 – 4-е классы Оценивание осуществляется по пятибалльной системе: