Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Сравнение десятичных дробей. Цель урока: научить учащихся сравнивать десятичные дроби.
Задачи урока:
Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел;
Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, определять и объяснять понятия;
Формировать коммуникативные компетентности, умения аргументировать свои действия, воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Планируемые результаты: Предметные: Сравнивают числа по классам и разрядам.
Личностные: Проявляют положительное отношение к урокам математики, дают самооценку результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки.
Познавательные – понимать сущность составления алгоритма, действовать по алгоритму, проговаривать выводы в виде правил «если …, то …».
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций; уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.
Личностные - адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, дидактический материал, раздаточные карточки.
Основные понятия: десятичный дроби, сравнение десятичных дробей.
Ход урока Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, проверьте все ли есть для урока математики? Определение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение десятичных дробей. Будем учиться их сравнивать и находить точки, соответствующие десятичным дробям, на координатном луче.
Устная работа
1. На доске:
Учитель: Прочитайте числа в каждой группе.
Учитель: По какому признаку они сгруппированы?
Учитель: Найдите дробь в первой группе, которая обозначает половину целого.
Учитель: Придумайте свои примеры.
Учитель: Есть ли во второй группе такая дробь?
Учитель: Какая дробь из первой группы обозначает число, которое больше половины целого?
Учитель: Придумайте свои примеры.
Учитель: Есть ли такая дробь во второй группе?
Учитель: Какая дробь во второй группе обозначает ?
Учитель: Расположите числа в каждой группе в порядке убывания.
Проверка
Учитель: А давайте решим задачи.
Учитель: Скорость лодки в стоячей воде 11 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. Какова скорость лодки по течению?
Учащиеся: 13 км/ч.
Учитель: Скорость катера против течения 33 км/ч, скорость катера в стоячей воде 37 км/ч. Найдите скорость течения.
Учащиеся: 4 км/ч.
Учитель: Скорость теплохода по течению 28 км/ч, скорость течения реки 3 км/ч. Вычислите собственную скорость теплохода.
Учащиеся: 25 км/ч.
Изучение новой темы
Какая из точек лежит на координатном луче левее? правее? Докажите.
Учитель: Сделайте вывод.
Учащиеся: Левее на координатном луче лежит точка, имеющая меньшую координату. Точка с большей координатой лежит правее на числовом луче.
Закрепление
№ 1177. Примите за единичный отрезок длину десяти клеток тетради и отметьте на координатном луче точки А(0,1), B(0,5), С(0,9), D( 1,2), E(1,7).
№ 1178. Какая из точек лежит левее на координатном луче:
а) А( 1,2) или B(1,7);
б) С(0,31) или D(0,35);
в) E(3,3) или К(3,25)? № 1179. Какая из точек лежит правее на координатном луче:
а) А(2,8) или B(2,4);
б) С(0,45) или D(0,49); в) E(7,85) или К(7,9)? № 1180. Замените звёздочки знаками < или > так, чтобы получилось верное неравенство: 21 >18,75; 8,006 <9,0001; 7,2 < 7,2005; 4,009 > 3,999.
№ 1181. Какие цифры можно поставить вместо звёздочки, чтобы получилось верное неравенство:
а) 2,11 > 2,01; б) 1,34 < 1,35?
1182. Между какими соседними натуральными числами находится дробь:
а) 2,7; 6)12,21; в) 3,343; г) 9,111?
2,6 и 2,8
12,20 и 12,22
3,342 и 3,344
9,110 и 9, 112
1183. Найдите какое-нибудь значение х, при котором верно неравен ство:
а) 1,41 <2,41 < 4,75; г) 2,99 < 2,999< 3;
б) 0,1 < 0,11< 0,2; д) 7 < 7,001 < 7,01;
в) 2,7 < 2,78 < 2,8; е) 0,12 < 0,121 < 0,13.
1184. Сравните величины:
а) 98,52 м > 65,39 м; д) 0,605 т < 691,3 кг;
б) 149,63 кг < 150,08 кг; е) 4,572 км < 4671,3 м;
в) 3,55°С < 3,61°С; ж) 3,835 га > 383,7 а;
г) 6,781 ч > 6,718 ч; з) 7,521 л < 7538 см3.
Рефлексия
— Что нового узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание С. 190, № 1201, 1203.