Анализ инновационных решений и технологий, направленных на модернизацию системы образования в РФ



страница1/4
Дата12.06.2022
Размер208 Kb.
#147389
  1   2   3   4

Гужов В.В.
к.э.н., доцент МЭСИ


АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

В образовании роль инновационных, несомненно, принадлежит информационным и телекоммуникационным технологиям, т.е. таким, которые являются основой образовательных технологий, использующих средства информационно-вычислительной техники и в совокупности образующих технологическую инфраструктуру учебного заведения.


Критические образовательные технологии обеспечивают создание на основе инфраструктуры корпоративных телекоммуникационных сетей образовательных учреждений распределенных баз образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре могут использоваться в любом месте образовательного пространства, в том числе и в процессе реализации идеологии дистанционного образования.
В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются:
– реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования;
– системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;
– построение и развитие единого образовательного информационного пространства.
По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.
Важным и эффективным условием прогресса любого общества являлось и является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Именно единые информационные пространства исторически в значительной степени способствовали ускорению развития всего человечества в целом, являлись решающим фактором совершенствования цивилизации во всех сферах (духовной, профессиональной, телесной, культурной и других). Обмен знаниями, объединение усилий по дальнейшему познанию природы, по развитию науки, техники, культуры — всё это способствует эффективному повышению материального уровня. Поэтому создание единого интерактивного информационного пространства можно считать стратегической целью внедрения современных и перспективных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.
Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.
Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:

  • повышения эффективности и качества процесса обучения;

  • интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях;

  • сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;

  • повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;

  • интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.

Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспектов очевидные негативные влияния:

  • различный, но неравноправный доступ;

  • неоправданно высокие ожидания;

  • утрата личного общения;

  • эквивалентность диплома работе;

  • движение к международной стандартизации.

Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями.
В результате влияния информационных ресурсов нового типа на роли учащегося и преподавателя в учебном процессе, их отношения в педагогических коммуникациях трансформируются. И для преподавателя, и для учащегося ресурсы удаленного доступа становятся источниками новых креативных форм обучения, безгранично возможности привлечения самых разнообразных данных, как во время аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной работы. Доступность огромного объема информации предоставляет учащимся возможность равноправно участвовать в решении практических задач, например, в проведении аналитического исследования.
Новые типы ресурсов обостряют проблему информационной культуры, как учащихся, так и преподавателей: адаптация к современному информационному пространству обретает первостепенную важность для качества образования, определяя процессы профессионального становления и развития человека, его социализации как члена общества, в целом самореализацию личности.
Современные информационные технологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образовательных услуг, но в тоже время требует изменения содержания и методов обучения.
Степень интеграции новых информационных технологий в учебный процесс условно можно разделить на три уровня.
Первый уровень. Разработка и предоставление учебного материала на базе новых технологий и их использование в отдельных учебных дисциплинах, т.е. использование средств представления учебной информации. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, а также использование новых технологий для проведения очных (традиционных) лекций и семинаров с использованием презентаций и т.д.
Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технологии дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются веб-конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др.
Третий уровень Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и информационных ресурсов позволяет создавать учебные дисциплины на базе деловых ресурсов Интернет, профессиональных баз данных. На данном уровне новые информационные технологии используются как средство доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс.
Основные характеристики новых образовательных ресурсов:
Деловые ресурсы Интернет имеют огромное значение как часть информационного обеспечения образовательных программ. Интернет как глобальная сеть объединяет ресурсы свободного доступа со всего мира. Среди этих ресурсов важное место занимают государственные ресурсы разных стран, межправительственных и международных организаций, также как и сектор коммерческой информации в Интернет, а именно справочной и статистической информации, сектор научно-технической информации.
Образовательные Интернет-порталы. В настоящее время создается система образовательных Интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требования. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей системой образовательных порталов (табл. 1).

Каталог: wp-content -> uploads -> 2011
2011 -> Темы курсовых мероприятий для корпоративного обучения на базе образовательных организаций
2011 -> Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
2011 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Технологии и методики обучения русскому языку»
2011 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Теория и методика обучения русскому языку»
2011 -> Приказ № от 20 г. Педагогическим советом Директор гоу гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга
2011 -> Эффективность подготовки кадров определяется возможной востребованностью выпускников успо и унпо и подразумевает повышение качества подготовки специалистов
2011 -> Платонова Татьяна Юрьевна Свет истины


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница