Цель государственной итоговой аттестации 



Скачать 154,49 Kb.
Дата28.02.2016
Размер154,49 Kb.
Цель государственной итоговой аттестации  выполнить итоговую аттестационную оценку уровня сформированности у выпускника основных компетенций в части знаний и интеллектуальных умений.

Задачи государственной итоговой аттестации:

1. Побудить выпускника составить целостное представление о системе психологических знаний в рамках данной отрасли психологии.

2. Помочь студенту в полной мере испытать готовность своих компетенций к решению серьезных задач в рамках целостного проекта.

3. Помочь выпускнику соотнести предмет своего исследования с предметами смежных отраслей психологической науки.

В курсе синтезируются приобретения, полученные студентом во всех обязательных к освоению дисциплинах.

Форма проведения:

Государственная итоговая аттестация проводится в форме устного экзамена перед комиссией, создаваемой в соответствии с регламентом, предусмотренным внутривузовскими нормативными актами.



Процедура устного экзамена предусматривает следующее: наличие билетов, содержащих два экзаменационных вопроса (в количестве, превышающем количество сдающих студентов, обновлены по содержанию и подписаны согласно нормативным документам вуза), комиссия экзаменаторов, возможность выбора студентом билета в случайном порядке, время, выделяемое студенту на подготовку к устному ответу, возможность делать записи во время этой подготовки (предусмотрена сдача этих записей после ответа комиссии в качестве документа, позволяющего снять разногласия на апелляциях).
Вопросы к Государственному экзамену

для специальности «Психология» (общие для всех специализаций)


        1. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина: методологические допущение и методы. Показать на примере сравнения двух школ (направлений) в психологии (по выбору студента).

        2. Проблема определения и развития предмета психологии. Соотношение объекта и предмета. Зависимость используемых методов от представлений о предмете психологии как науки и вида практики.

        3. Позитивистская и гуманистическая парадигмы в психологии. Показать на примере школ (направлений) в психологии.

        4. Зависимость формулировки предмета психологии от решения психофизиологической проблемы. Разница понятий: психофизическая и психофизиологическая проблема (на примере мотивационных теорий).

        5. Методы психологии: исследование, обследование и преобразование. Их различия и взаимодополняемость. Соотношение диагностики и коррекции.

        6. Соотношение теории и научной гипотезы. Основы планирования эксперимента: проблема, цель, задачи, виды переменных, подбор методов сбора данных и пр. На материале собственной выпускной квалификационной (дипломной) работы.

        7. Понимание предмета и методов психологии, психической деятельности, произвольного поведения по И.М. Сеченову. «Рефлексологический» (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и «бихевиоральный» (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер) этапы в истории психологии.

        8. Развитие концепций бессознательного. «Негативное» и «позитивное» определения бессознательного. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного.

        9. Бессознательное в работах К. Маркса. «Коллективное бессознательное» и «архетипы» в творчестве К.Г. Юнга. Установка и бессознательное в психологической школе Д.Н. Узнадзе.

        10. Деятельностный подход – аргументы в его пользу и критика. Теория знаково-орудийной опосредованности и социальной обусловленности человеческой психики. Методологическое значение работ Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева.

        11. Предмет и методы, проблемы трансперсональной психологии. Измененные состояния сознания как предмет трансперсональной психологии. Значение трансперсональных переживаний в жизни человека и общества.

        12. Аргументы в защиту и критика предмета и методов познания в интроспективной психологии. Экспериментальная психология (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джемс).

        13. Методологическое различие «глубинной» и «вершинной» психологии личности. Проблемы и перспективы развития психологии, новые направления. Предложить версию тенденций в развитии психологии.

        14. Движущие силы развития в представлении отечественных психологов. Биологическое, социальное и духовное развитие. Онтогенетическое становление человека как (социального) индивида, как личности и как индивидуальности.

        15. Сравнительный анализ подходов и направлений к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии (психодинамический, экзистенциальный, гуманистический и др.).

        16. Внутриличностные механизмы, обеспечивающие социализацию ребенка. Социальная ситуация развития и личностный рост.

        17. Иерархия мотивов как основание личности. Поступок, целостность личности. Соотношение свободы и ответственности личности. Личностная сила. Гражданская позиция.

        18. Соотношение понятий направленность личности и личностный смысл, их место в характеристике личности. Место потребностей в смысловой регуляции деятельности человека.

        19. Мотивы, потребности и эмоции человека: их соотношение, функции и влияние на развитие познавательных процессов. (На материале онтогенетического развития и психологических патологий).

        20. Семья как малая группа. Роль семьи в личностном развитии и социализации ребенка. Проблема ранних детских фиксаций: феномены и интерпретации.

        21. Понятие воли, феноменология волевых актов. Соотношение понятий воля и произвольность. Структура волевого акта и мотивационная сфера личности.

        22. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности, возможные пути их формирования. Совладающее поведение.

        23. Режимы функционирования психики. Психические состояния. Измененные состояния сознания (психики). Управление состояниями, принципы, условия и основные методы работы с негативными переживаниями (обоснование механизмов).

        24. Общение как основной механизм социализации. Функции общения, структура общения (компоненты) и процесс. Общение как основное условие и механизм профессионального воздействия. Компетентность в общении как профессиональная квалификация психолога.

        25. Самосознание. Место самосознания в структуре личности. Формирование индивидуального и группового самосознания.

        26. Управление процессом формирования самосознания (педагогический, психотерапевтический, организационный и др. аспекты). Становление профессионального самосознания (сравнительный анализ самосознания психолога и представителя одной из непсихологических профессий).

        27. Соотношение темперамента, характера и личности в онтогенетическом развитии человека. Деформации и патологии индивидуального развития. Методы их диагностики.

        28. Воззрения на темперамент и характер в различных психологических школах. Типологии характера в теориях личности. Методы их диагностики.

        29. Проблема различения характера и личности (в воспитательной, психотерапевтической и психотехнической работах). Характеристика многофакторных технологий в исследовании характера и личности.

        30. Соотношение биологического и социального в психике человека. Проблема различения индивидуально-типологических особенностей человека (темперамент) и характера. Учет индивидуальных особенностей адресата при решении задач преобразующего воздействия.

        31. Психотехнологии формирования различных навыков: общее представление и анализ с позиций различных подходов – Н.А. Бернштейн, Анохин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин.

        32. Обратная связь в обучении и общении. Принцип сенсорных коррекций. Использование приемов обратной связи в профессиональной деятельности психолога.

        33. Комплексное индивидуально-психологическое обследование: принципы, нормы, условия, проблема адекватности методов.

        34. Функции и структура диагностического заключения (описание и теоретическое обоснование). Предложить пример удачного диагностического заключения (дать анализ).

        35. Способности. Теории способностей. Проблема формирования способностей: сходство и различия между способностями и навыками.

        36. Диагностика способностей: методы, проблема их валидности, тенденции развития методов.

        37. Соотношение воображения и творческого мышления. Эрудированность и творчество. Исследования творчества. Диагностика креативности. Развитие творческого потенциала.

        38. Понятие нормы в психологии. Различие между статистической и психологической нормами. Критерии психической нормы. Социальные и биологические нормы. Соотношение нормы и патологии.

        39. Стадии онтогенетического развития человека: сравнительный анализ подходов отечественных и зарубежных авторов. Использование идеи стадиальности индивидуального развития для целей обучения и психотерапии (психологического консультирования).

        40. Психика и сознание с точки зрения различных парадигмальных подходов (теологизм, гносеологизм, натурализм…). Структура и функции психики.

        41. Понятие деятельности. Структура деятельности. Внутренний и внешний план деятельности, взаимопереходы между ними. Виды деятельностей. Понятие ведущей деятельности в концепции Л.С. Выготского–А.Н. Леонтьева.

        42. Эмоции и чувства. Социальные нормы эмоционального реагирования, феномены коллективных эмоциональных состояний. Индивидуальные особенности эмоционального реагирования. Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции.

        43. Характеристика процессов сенсорно-перцептивного отражения: ощущение и восприятие. Сходство и различие этих процессов. Основные подходы к изучению сенсорно-перцептивных процессов в разных психологических и психофизиологических теориях. Значение развития сенсорных процессов в младенческом возрасте.

        44. Мышление и речь. Функции и виды речи. Стадии развития понятий. Особенности развития речи в раннем и дошкольном возрасте (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Дж. Брунер). Характеристики обыденного сознания у взрослых.

        45. Воображение, виды воображения, механизмы создания образов воображения. Соотношение воображения и мышления. Развитие воображения в онтогенезе. Использование воображения в построении современных психотехнических и психотерапевтических процедур.

        46. Анализ теорий и подходов к проблеме внимания. Внимание в социальных отношениях, управление вниманием группы. Место внимания в профессиональной деятельности психолога.

        47. Психология девиантного поведения (психопатология, патохарактерологические и психопатологические особенности поведения, аддикции и пр.).

        48. Психологическое консультирование: понятие, цели, задачи, принципы. Основные направления в психологическом консультировании. Особенности консультирования отдельного человека, семьи и организации.

        49. Сущность преобразующего воздействия. Объект, цель, задачи и принципы. Соотношение понятий: «психотерапия», «психологическое консультирование» и «психологическая коррекция».

        50. Соотношение социально-психологической теории и социально-психологической практики. Методы социальной психологии.

        51. Психологическое воздействие как социально-психологическая задача. Экологические требования к психологическому воздействию в средствах массовой информации.

        52. Групповая динамика. Особенности групповой динамики в терапевтических сообществах, производственных, учебных и дружеских коллективах.

        53. Характеристики обыденного сознания. Массовые явления. Механизмы образования человеческих сообществ.

        54. Агрессия. Филогенетические предпосылки, социальная регламентация, психологические механизмы.

        55. Межличностные отношения: аттракция, близость, интимность… Социально-психологические подходы к изучению любви.

        56. Гендерные различия. Их проявления на индивидном, индивидуально-личностном, социально-психологическом и культурном уровнях. Проблема «бесполой» психологии.

        57. Память: теории и методы исследования памяти. Процессы памяти, виды и типы памяти. Память как культурное явление, механизмы ее формирования. Развитие памяти на разных возрастных этапах.

        58. Лидерство и руководство в малой группе. Управление коллективом; причины возникновения конфликтов и их профилактика.

        59. Психическое развитие: соотношение созревания и развития. Закономерности и условия психического развития.

        60. Основные направления практической деятельности психолога. Особенности профессиональной деятельности психолога в разных видах учреждений. Принципы организации психологических служб.


Вопросы к Государственному экзамену

дополнительно для специализации «Организационная психология»


  1. Основные подходы к роли человека в организации. Изменение отношения к человеку в теориях управления персоналом.

  2. Организационно-методологические принципы психологической службы организации. Положение о психологической службе предприятия.

  3. Должностная инструкция специалиста-психолога. Планирование и нормирование работы психологической службы.

  4. Функциональные блоки в работе службы управления персоналом.

  5. Миссия и философия предприятия. Связь кадровой политики и миссии организации.

  6. Понятие и структура организационной культуры.

  7. Методы изучения и формирования организационной культуры. Методы поддержания и изменения организационной культуры.

  8. Этапы набора персонала.

  9. Проектирование рабочих мест: составление должностной инструкции, квалификационной карты, карты компетенций.

  10. Виды и методы оценки персонала. Оценка эффективности работы.

  11. Разработка психологических критериев оценки профпригодности для различных должностей и профессиональных категорий работников предприятия.

  12. Расстановка и движение персонала в организации.

  13. Формы и методы профессионального обучения. Обучение различных категорий персонала основам психологических знаний.

  14. Содержательные и процессные теории мотивации. Монетарная и немонетарная система мотивации персонала.

  15. Формирование управленческой команды и рабочего коллектива.

  16. Работа психолога с увольняемыми и уходящими. Работа психолога в кризисных ситуациях.

  17. Формы участия психолога в политических компаниях. Пути применения психологии в политике.

  18. Основные принципы и методы организационного консультирования. Этапы консультирования.

  19. Регламентация отношений психолога, как внешнего консультанта, с заказчиком и клиентами.

  20. Роль и задачи психолога в работе аттестационной комиссии.

  21. Качественные и количественные методы социально-психологических исследований.

  22. Прикладные социально-психологические исследования в организации.

  23. Этические проблемы в работе организационного психолога. Деловой этикет.

  24. Методы работы психолога по урегулированию и управлению конфликтами.

  25. Практические направления социально-психологической работы в рекламе.

  26. Участие психолога в процессе имиджирования.

  27. Особенности консультирования первых руководителей.



Методические указания: рекомендации на период подготовки к экзамену.
Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена. Типичной является ситуация, когда начало подготовки к ним откладывается на максимально долгий срок, что негативно сказывается на конечных результатах. Очень важно заранее создать позитивный настрой на экзамен, который будет стимулировать подготовку к нему. Экзамен следует рассматривать как своеобразную игру, в которой шансов выиграть гораздо больше, чем проиграть. Несмотря на то, что экзамен - это, безусловно, серьезное испытание, требующее мобилизации всех умственных и физических сил, он дает вам очень ценную возможность – возможность получить удовольствие от интересного общения с преподавателями, почувствовать себя компетентным в определенной области знаний, приблизиться к своей заветной мечте.

Формируйте позитивные цели. Приступая к повторению (изучению) учебного материала, полезно сформулировать позитивные цели, добиться которых поможет сдача именно этого предмета. Подумайте о том, что хорошего, полезного лично вам принесет удачная сдача экзамена, закрепите этот образ, эти приятные ощущения успеха. Воспользуйтесь опытом и квалификацией, которую вы приобрели на учебных тренингах других занятиях (по саморегуляции, психических состояниями и т.п.), например, используя силу воображения, для создания позитивных образом будущего, дающих вам уверенность и силу.

Живите в измерении «здесь и сейчас». Если у вас в прошлом был не очень успешный опыт сдачи экзаменов, полезно проанализировать причины неудачи: неправильное распределение времени, неоптимальное сочетание умственных и физических нагрузок, несбалансированное питание, организация сна/бодрствования. Проанализируйте, сделайте выводы, извлекайте уроки из любого опыта и двигайтесь дальше. Прошлое может многое объяснить, но куда вы пойдете с этого момента, целиком и полностью зависит от вас. Все ваше внимание следует сосредоточить на нынешнем положении вещей, не пытайтесь жить в дне прошедшем или будущем. Планируйте будущее, готовьтесь к нему, но не тревожьтесь о завтрашнем дне, а концентрируйте внимание на настоящем.

Одновременно делайте только одно дело. Часто студенты готовятся к экзамену и смотрят телевизионную передачу, думают еще о вещах, которые предстоит сделать через неделю. Естественно, стараясь осуществить невозможное, человек начинает нервничать, метаться, приходить в отчаяние. Истина же в том, что мы в состоянии одновременно делать только одно дело. Усвоив в полной мере столь простую и очевидную истину, вы перестанете пытаться «делать в уме» одновременно все дела и будете сосредоточивать свое внимание на том, чем вы занимаетесь непосредственно в данный момент.

По возможности регулярно готовьтесь в паре или втроем. Чтобы научиться рассказывать кому-то, надо и вправду рассказывать кому-то, а не только читать и записывать! Самые трудные темы или часто используемое содержание (т.е. ключевое для понимания многих тем) полезно проговаривать друг перед другом, отвечая на вопросы на понимание или уточнение.

Работая, умейте расслабляться. Предэкзаменационный стресс – это длительно повышенное, а потому привычное и незаметное нервно-психическое напряжение, которое истощает психофизиологические ресурсы и «запускает» стресс-реакцию. Страдает же человек не от самой стресс-реакции, а от негативных последствий постоянно повышенного напряжения и недостаточно эффективного восстановления сил. Смысл релаксация (расслабление) – снижение мышечного напряжения, уменьшение излишней активности в работе всех систем организма с целью восстановления израсходованной энергии. Чтобы организм мог отдохнуть во время интенсивной умственной работы, полезны физические упражнения, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Позаботьтесь о режиме сна, сбалансированном питании.

Позаботьтесь о своем внешнем виде. Не последнее место в успешной сдаче занимает внешний вид студента. В частности, в одежде рекомендуем использовать спокойные цветовые сочетания, умеренность в украшениях. Желательно, чтобы внешний вид абитуриента (студента) выражал серьезность, деловой стиль.
Рекомендации как вести себя на экзамене при подготовке к ответу.

1. Внимательно прочитайте вопросы. Не пугайтесь, если вам покажется, что вы ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание – трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. Не страшно, если вы что-то не можете вспомнить совсем, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

2. Составьте план ответа, зафиксируйте самое основное, оставляйте свободное место для деталей, которые припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить нечто конкретное, пропустите место и вернитесь к этому позднее. Никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.

3. Ответ должен содержать факты и ценную информацию. Несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.

4. Отдыхайте. Если вы поняли, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам.

5. Списывание со шпаргалки – чрезмерно стрессовая ситуация. После того как вы "одним глазком" заглянете в шпаргалку, у вас несколько минут будут трястись руки и смешиваться все в голове. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку.


Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
1. Основная литература:

  1. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - М.: Академический проект, 2010. - 381 с. - 978-5-8291-1188-5. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210921 (дата обращения 02.09.2014).

  2. Гелецкий, В.М. Реферативные, курсовые и выпускные квалификационные работы : учебно-методическое пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 152 с. - ISBN 978-5-7638-2190-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229578 (02.09.2014).

  3. Жуков, Р.С. В помощь студентам-исследователям : учебное пособие / Р.С. Жуков, Д.В. Смышляев. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 128 с. - ISBN 978-5-8353-1530-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232668 (02.09.2014).

  4. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 283 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01947-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114174 (02.09.2014).


2. Дополнительная литература:

  1. Основы научно-исследовательской работы (студентов) : учебное пособие / . - Кемерово : КемГУКИ, 2007. - 116 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227894 (02.09.2014).

  2. Рогожин, М.Ю. Подготовка и защита письменных работ : учебно-практическое пособие / М.Ю. Рогожин. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 238 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1666-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioc Стрельникова, А.Г. Дипломная работа: подготовка и оформление / А.Г. Стрельникова. - СПб : СпецЛит, 2010. - 95 с. - ISBN 978-5-299-00443-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105507 (02.09.2014).

  3. Родионова, Д.Д. Основы научно-исследовательской работы (студентов) : учебное пособие / Д.Д. Родионова, Е.Ф. Сергеева. - Кемерово : КемГУКИ, 2010. - 181 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227895 (02.09.2014).

  4. Филиппова, А.В. Основы научных исследований : учебное пособие / А.В. Филиппова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010. - 75 с. - ISBN 978-5-8353-1254-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232346 (02.09.2014).

  5. Харченко, Л.Н. Научно-исследовательская деятельность. Научный семинар. Модуль 1-2. Презентация / Л.Н. Харченко. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 51 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240779 (02.09.2014).

  6. Хожемпо, В.В. Азбука научно-исследовательской работы студента : учебное пособие / В.В. Хожемпо, К.С. Тарасов, М.Е. Пухлянко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Российский университет дружбы народов, 2010. - 108 с. - ISBN 978-5-209-03527-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115846 (02.09.2014).

  7. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований : учебное пособие / М.Ф. Шкляр. - 5-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 244 с. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02162-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253957 (02.09.2014).


3.Интернет-ресурсы:

1. http://mon.gov.ru/  Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница