«Ценностные ориентации студенческой молодежи России: на примере студентов Санкт-Петербурга»



Скачать 41,87 Kb.
Дата20.04.2016
Размер41,87 Kb.
#20403
Аннотация к магистерской диссертации на тему: «Ценностные ориентации студенческой молодежи России: на примере студентов Санкт-Петербурга».
Актуальность данного исследования состоит в том, что ценностный мир современной российской молодежи неоднозначен, противоречив и нуждается в исследовании и определении приоритетов. Ценностно-духовный мир молодежи реагирует на социальные процессы, происходящие в стране, и отражает их через свои специфические потребности и интересы.

Объект исследования – российская студенческая молодежь, предмет - ценностные ориентации российской студенческой молодежи.



Целью исследования является теоретически проанализировать факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи и эмпирически, с помощью интернет-опроса студенческой молодежи Санкт-Петербурга, выявить структуру ценностных ориентаций современной студенческой молодежи.

 Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:



  1. Определить структуру ценностных ориентаций современной студенческой молодежи России.

  2. Выявить особенности социализации студенческой молодежи в современных условиях.

  3. Определить влияние СМИ и интернет-коммуникаций на процесс формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи России.

  4. Определить роль государственной молодежной политики в формировании ценностных установок молодого поколения.

  5. Обозначить наиболее приоритетные направления патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях

  6. Провести социологическое исследование, направленное на изучение ценностных ориентаций современной студенческой молодежи: на примере студентов Санкт-Петербурга.

Для решения поставленных задач в магистерской диссертации использовались следующие методы:

1. Общенаучные методы – анализ и обобщение

2. Социологический метод – метод анкетного опроса

Эмпирическая база исследования – ресурсный центр социологических и интернет - исследований СПБГУ на факультете социологии.

Выборка исследования – студенческая молодежь Санкт- Петербурга в возрасте от 17 до 24 лет.

 Работа выполнена на ста двадцати семи страницах и состоит из введения, трех глав, двух приложений и списка литературы, состоящего из шестидесяти девяти  литературных источников.

В Первой главе работы " Ценностные ориентации и установки как регуляторы поведения студенческой молодежи " раскрываются понятия  ценности и ценностных ориентаций в социологической науке, изучается студенческая молодежь как обьект социологического исследования и исследуется структура ценностных ориентаций современной студенческой молодежи.

Вторая глава посвящена факторам, влияющим на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. Здесь представлены такие факторы, как: 1)Влияние СМИ и интернет-коммуникаций; 2)Деятельность государственной молодежной политики; 3) Влияние патриотического воспитания на формирование ценностных ориентаций студентов, куда входят: семья, вторичная социализация студентов, государственные программы, деятельность гражданского общества и деятельность молодежных организаций в частности.

Третья глава относится к прикладному социологическому исследованию на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи СПБ». Эта глава разделена на три основных пункта: Программа социологического исследования; анализ полученных данных и основные выводы исследования. Интернет-опрос студенческой молодежи Санкт-Петербурга проводился через Ресурсный центр социологических и интернет-исследований, который находится на факультете социологии СПБГУ.

Выборка моего исследования составила 211 респондентов, не считая 52 опрошенных, которые не прошли опрос до конца. Из 211 студентов – 65 юноши и 146 девушек. Возраст респондентов – от 17 до 24 лет. Выборка – целевая; в опросе принимали участие студенты высших учебных заведений Санкт-Петербурга. 44% студентов учатся в СПБГУ, остальные 56% - в других ВУЗах СПб (среди таких ВУЗов: СПБГПУ (10%), РГПУ им. А.И. Герцена (9%), СПБГЭУ (4,3%), СПБГУТД (15%), НИУ ВШЭ (2%) и др.).



Основные выводы исследования:

  1. Большая  часть  самых  популярных  терминальных  ценностей  среди  студентов  являются  скорее  конкретными, а не  абстрактными,  что  означает –  студенты  являются  уже  достаточно  сформированными  личностями и  знают  конкретно  чего  они  хотят в  жизни и к  чему  надо им  стремится,  чтобы  добиться  своих  целей.  Также по  данным  опроса,  видно,  что  самые  популярные  ценности  среди  опрошенных  ориентированы в  первую  очередь на  личную  жизнь ( любовь,  счастливая  семейная  жизнь,  наличие  хороших и  верных  друзей), а во  вторую  очередь  уже на  профессиональную  самореализацию, но  также  данные  ценности  достаточно  популярны  среди  студенческой  молодежи.  Среди  таких  ценностей  такие,  как:  активная  деятельная  жизнь,  интересная  работа и  развитие.

  2.  Самые  популярные  инструментальные  ценности  среди  студенческой  молодежи ( ответственность,  эффективность в  делах,  образованность,  твердая  воля,  широта  взглядов и  смелость в  отстаивании  своего  мнения и т. Д.) –  скорее  относятся к  этическим  ценностям и  ценностям  дела.  Ценности  общения  среди  студентов  наименее  популярны.  Также  исходя из  инструментальных  ценностей,  которые  набрали  наибольшее  число  голосов –  данные  ценности  ориентированы на  индивидуалистических и  конформистский  характер.  Альтруистические  ценности  абсолютно не  популярны  среди  опрошенных.  Среди  ценностей  принятия  других  популярным  среди  респондентов  является  только – « широта  взглядов»,  остальные  ценности в  этой  группе  набрали  наименьшее  число  голосов.  Ценности  самоутверждения  высоко  оцениваются  студентами и  являются  предпочтительными,  точно  так же,  как и  ценности  профессиональной  самореализации,  относящиеся к  терминальным  ценностям.  Это  говорит о  том,  что  при  сопоставлении  терминальных и  инструментальных  ценностей у  студентов  особых  противоречий  нет.

  3.  Большинство  опрошенных  студентов  Санкт– Петербурга  интересуются  политикой (68%) и  понимает в  той  или  иной  степени  необходимость  участия в  выборах (80%).  Соответственно,  абсентеизм  свойственен  лишь  небольшой  части  респондентов (20%). Но  почти  четверть  респондентов не  верит в то,  что их  голос  может  что-то  изменить, то  есть  есть  достаточно  высокая  степень не  доверия  своему  государству и  веры в то,  что  можно на  что- либо  повлиять  своими  силами.

  4.  Абсолютное  большинство  опрошенных (71%)  считают,  что  необходимо « повышение  уровня  жизни»  граждан.

  5.  Абсолютное  большинство  студентов  Санкт- Петербурга  видят  свое  будущее в  России и не  хотят  строить  свою  карьеру за  границей.

  6.  Исходя из  результатов  исследования,  выяснилось,  что  среди  студенческой  молодежи  есть  высокая  степень  патриотизма.  Самый  высокий  процент  положительных  оценок  получило  такое  понятие,  как  патриотизм – 86,7%  опрошенных. Из  этого  можно  сделать  вывод о  том,  что у  молодого  поколения  есть  социальное  чувство,  которое  выражается в  стремлении и  желании  гордиться  своей  Родиной, ее  культурой,  традициями и  достижениями.  Для  создания  единого  национального  сознания и  сплоченного  народа,  патриотизм –  является  неотъемлемой  частью  общественного  сознания.  Чуть  менее, но  также  большая  часть  респондентов  высоко и  положительно  оценивают  такие  понятия,  как: « реформатор» (81,5%), « демократ» (76,3%), « либерал» (55,9%).  Это  говорит о  том,  что  студенческая  молодежь  склонна к  проведению  различного  рода  реформ,  изменениям в  своей  стране.  Также,  большинство  студенческой  молодежи  склонно к  демократическим  ценностям, к  которым  относят  такие  ценности,  как:  свобода,  политическое и  социальное  равенство,  права  человека и  другие.

  7.  Самый  высокий  процент  отрицательных  оценок  среди  студентов  получило  понятие « националист» - 78,2%  опрошенных.  Это  говорит о  том,  что  студенты не  ставят  свою  страну  выше  всех  остальных и  положительно  относятся к  другим  странам и  обществам.  Также  отрицательно  студенты  отнеслись к  таким  понятиям,  как: « демагог» (74,4%), « коммунист» (56,9%), « радикал» (67,3%), « популист» (61,1%).  Данные  результаты  указывают на то,  что  большая  часть  студенческой  молодежи не  приветствует  такие  наборы  ораторских  приемов,  которые  могут  ввести  аудиторию в  заблуждение и  манипулировать ей,  что  часто  применяется  для  достижения  политических  целей ( например, в  рекламе и  пропаганде.  Также,  большая  часть  студентов не  приветствует  популистский  стиль  риторики  при  обращении к  гражданскому  обществу.  Также,  результаты  опроса  доказывают то,  что  студенческая  молодежь  радикально не  настроена  или  другими  словами,  студенты  крайне не  привержены к  каким- либо  взглядам,  концепциям и их  взгляды не  направлены на  решительное,  коренное  изменение  существующего  общественного  строя.  Чуть  больше  половины  студентов  отрицательно  отнеслись к  понятию « коммунист»,  что  означает,  что  студенты  относятся  скорее  отрицательно к  такому  общественному и  экономическому  строю,  который  основан  наобщественной  собственности на  средства  производства и  социальном  равенстве.

 Данные  результаты  моего  исследования  подтверждают  выдвинутою  гипотезу о  том, что в современных условиях ценностные ориентации студенческой молодежи характеризуются высоким уровнем устойчивости ценностей семьи, любви, здоровья в первую очередь, и ценностей профессиональной самореализации – во вторую очередь.  Как  выяснилось, в  ходе  исследования,  студенты  являются  уже  достаточно  сформированными  личностями и  знают  конкретно  чего  они  хотят в  жизни и к  чему им  надо  стремится,  чтобы  добиться  своих  целей.

В  результате,  цель  настоящей  работы –  теоретически  проанализировать  факторы,  влияющие на  формирование  ценностных  ориентаций  студенческой  молодежи и  эмпирически  выявить  структуру  ценностных  ориентаций  современной  студенческой  молодежи  России, на  примере  студентов  Санкт- Петербурга,  достигнута.

Annotation to the master's thesis on the topic: "The value orientations of students of Russia: on the example of students of St. Petersburg."

The relevance of this study lies in the fact that the value world of modern Russian youth is ambiguous, contradictory and needs investigation and prioritization. Value-spiritual world of young people responding to the social processes taking place in the country, and reflects them through their specific needs and interests.

The object of study - Russian college students, the subject - the value orientation of the Russian students.

The study aims to theoretically analyze the factors affecting the formation of valuable orientations of students and empirically, using the Internet survey of students of St. Petersburg, to reveal the structure of the value orientations of modern students.

To achieve this goal, the following tasks:

1. Define the structure of the value orientations of modern Russian students.

2. Identify the features of socialization of student's youth in modern conditions.

3. To determine the impact of the media and Internet communications on the formation of valuable orientations of students of Russia.

4. The role of the state youth policy in the formation of attitudes of the younger generation.

5. Identify the most priority directions of patriotic education of students in modern conditions

6. Conduct a case study aimed at studying the value orientations of modern students: a case study of students in St. Petersburg.

To achieve the objectives in the master's thesis, the following methods:

1. scientific methods - analysis and summary

2. The sociological method - the method of questionnaire



The empirical base of research - Resource Center for Sociological and Internet - Research at the Faculty of Sociology of St. Petersburg State University.

The sample - young students of St. Petersburg at the age of 17 to 24 years.

 The study involved one hundred and twenty-seven pages, and consists of an introduction, three chapters, two appendices and bibliography, consisting of sixty-nine references.

In the first chapter of "Values ​​and settings as regulators of behavior of students' concepts disclosed values ​​and values ​​in social science, studied college students as an object of sociological research and study the structure of the value orientations of modern students.

The second chapter is devoted to the factors that influence the formation of value orientations of students. Here are such factors as: 1) The effect of the media and Internet communications; 2) Activity of state youth policy; 3) Effect of patriotic education on the formation of valuable orientations of students, which includes: the family, the secondary socialization of students, government programs, the activities of civil society and the activities of youth organizations in particular.

The third chapter refers to the application sociological study on "The Value orientation of students SPB". This chapter is divided into three main points: The program of sociological research; data analysis and key findings of the study. Internet survey of students of St. Petersburg conducted by the Resource Center for Sociological and Internet research, which is located at the Faculty of Sociology of St. Petersburg State University.

Selection of my research was 211 respondents, excluding 52 respondents who have not passed before the end of the survey. Of the 211 students - 65 boys and 146 girls. The age of respondents - from 17 to 24 years. The sample - target; in the survey attended by students of higher educational institutions of St. Petersburg. 44% of students are enrolled in the St. Petersburg State University, the remaining 56% - in other universities of St. Petersburg (among these universities: SPbSPU (10%), RSPU. Herzen (9%), SPBGEU (4.3%), SPBGUTD (15 %), HSE (2%), and others.).



Key findings:

  1. Most of the most popular terminal values ​​among students are more specific, not abstract, meaning - the students are already formed personalities and know exactly what they want in life and what they need seeks to achieve its objectives. Also according to the survey, it is clear that the value of the most popular among respondents focused primarily on personal life (love, happy family life, the existence of good and loyal friends), and secondarily already professional fulfillment, but also these values ​​are quite popular among students. Among these values, such as: active life, interesting work and development.

  2. The most popular instrumental values ​​among students (responsibility, efficiency in business, education, strong will, open-mindedness and courage in defending their views, and so on. D.) - are likely to ethical values ​​and the values ​​of the case. Values ​​affirmation appreciated by the students and are preferred in the same way as the values ​​of professional self-realization, related to terminal values. This suggests that when comparing the terminal and instrumental values ​​of students of special no contradictions.

  3. Most of the students of St. Petersburg are interested in politics (68%) and to understand to some extent the need for participation in the elections (80%). Accordingly, absenteeism is peculiar only a small proportion of respondents (20%). But nearly a quarter of respondents did not believe that their voice can make a difference, that is, there is not a sufficiently high degree of confidence in their state and faith in what you can to anything to influence their own.

  4. The vast majority of respondents (71%) believe that the need to "increase the level of life" of citizens.

  5. The vast majority of the students of St. Petersburg see their future in Russia and do not want to build their career abroad.

  6. Based on the results of the study found that among students there is a high degree of patriotism. The highest percentage of positive ratings received such a notion as patriotism - 86.7% of respondents. From this we can conclude that the younger generation is a social feeling that is expressed in the willingness and desire to be proud of their homeland, its culture, traditions and achievements. Slightly less, but also the majority of respondents positively evaluate high and concepts such as "reformer" (81.5%), "democrat" (76.3%), "liberal" (55.9%). This suggests that college students tend to hold different kind of reform, changes in the country. Also, the majority of students are inclined to democratic values, which include values ​​such as rule of law, political and social equality, liberty, the right to self-determination, human rights and others.

  7. The highest percentage of negative evaluations among the students got the term "nationalist" - 78.2% of respondents. This suggests that students do not put their country above all others, and a positive attitude towards other countries and societies. Students also have a negative attitude to such concepts as "demagogue" (74.4%), "Communist" (56.9%), "radical" (67.3%), "populist" (61.1%). These results indicate that the majority of students are not welcome kits oratorical and polemical methods and tools to introduce audiences astray and tip it on its side, which is most often used for political purposes, in advertising and promotion. The results of my research confirms hypothesized that in modern conditions the value orientation of students are characterized by a high level of stability of the values ​​of family, love, health, first and foremost, values ​​and professional fulfillment - in the second turn. As it turned out, in the course of the study, the students are already formed personalities and know exactly what they want in life and what they should strive to achieve their goals.

The results of my research confirms hypothesized that in modern conditions the value orientation of students are characterized by a high level of stability of the values ​​of family, love, health, first and foremost, values ​​and professional fulfillment - in the second turn. As it turned out, in the course of the study, the students are already formed personalities and know exactly what they want in life and what they should strive to achieve their goals.

As a result, the aim of this work - in theory to analyze the factors affecting the formation of valuable orientations of students and empirically identify the structure of the value orientations of modern Russian students on an example of students of St. Petersburg is reached.
Каталог: education
education -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
education -> Рабочая программа дисциплины
education -> Федеральное государственное бюджетное
education -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
education -> Доклады и материалы Выпуск 5 Москва
education -> А. Г. Свинаренко
education -> Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории
education -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика
education -> Программа производственной практики (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)

Скачать 41,87 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница