-
Методика
Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.
Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.
Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура.
Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Задачи: научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.
Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма., развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.
Задачи –
определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках ( отбор основных фактов, термины, понятий).
Научно-методическая организация процесса обучения ( формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).
Развитие познавательных способностей учащихся ( развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).
Достижение результатов обучения.
-
Государственный образовательный стандарт.
Государственный стандарт исторического образования определяет обязательный минимум исторического образования, количественные критерии оценки качества обучения. Определяет содержание и структуру исторического образования.
является ориентиром для базового и повышенного уровня обучения. Бод базовым понимается минимум того что должен знать ученик. Повышенный уровень обучения выходит за рамки общеобразовательных знаний. Временный гос стандарт оказался теоретически сложным и малопригоджным для повседневной работы учителя. Поэтому появились предложения усовершениствовать и упростить его, например сделать трехуровневым:
1 минимальный уровень, включающий базовые элементы содержания
2.Основной - более глубокое представление об изученных на минимальном уровне сведениях
-
Продвинутый, включающий в себя специальные сведения по предмету. Эти три уровня должны учитывать потребности современных школ разных типов : обычных и повышенного уровня. В гимназиях действует базовая и профильная программы обучения, Базовая обеспечивает единство среднего образования и является единой для всех. Прфильная содействует специализации в избранном направлении.
Учителя и учащиеся имеют возможность выбирать различные виды занятий. Предмет можно изучать последовательсно или крупными блоками и по циклам. Могут использоваться различные формы обучения. Школа получила возможность выбирать образовательные программы содержащие федеральный компонент образования соответствующие временному госстандарту. Появились авторские программы
-
Концентрическая и линейная структуры школьного исторического образования: преимущества и недостатки.
Российская и зарубежная практика преподавания истории сформировала два варианта структуры школьного исторического образования: линейную и концентрическую.
Линейная структура – однократное, хронологически последовательное изучение исторического прошлого с древнейших времен до современности.
Концентрическая структура изучения истории рассчитана на двух-трех кратное рассмотрение одних и тех же хронологических отрезков исторического прошлого, всякий раз повышая уровень их анализа. Ни та ни другая не существуют в чистом виде. Внутри концентров изучение стоится преимущественно по линейному принципу. А сочетание пропедевтических и систематических курсов внутри линейной системы указывает на присутствие концентризма.
Линейная:
Достоинства: последовательность, возможность варьировать степень наполнения учебных курсов исторической информацией, выявлять причинно-следственные связи развития общества, сопоставлять, прослеживать тенденции и закономерности; экономия учебного времени благодаря отсутствию повторного изучения одних и тех же процессов; уменьшается опасность дублирования тем и вопросов; при точной синхронизации курсов возможность производить сравнение.; легко корректировать содержание предмета, изменять количество часов на изучение определенных тем.
Недостатки: отсутствие проблемного изучения; к выпускному классу часть материала забывается; преобладание воспитательных целей над развивающими.
Начальная школа – эпизодические рассказы по истории.
С 5-10 кл. – или 5-8 классы – история древнего мира по 1900 включительно. Всеобщая история + история СССР.
Концентрическая:
Достоинства: Превращение исторического образования в постоянный, непрерывный, последовательно усложняющийся процесс, вместе с тем целостный и завершенный на каждой ступени образования; более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории; возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне; возможность в последнем концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал; от событитийно –хронологического осмысления прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому и т.д.; введение профильного и модульного обучения, ориентированного на профориентацию учащихся.
Недостатки: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные курсы- перегрузка фактологическим содержанием школьных учебников, дублирование тем; большинство школьных учителей воспитывалось на принципах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.
5.Профильное обучение истории: проблемы становления.
Цель профильного обучения - предпрофессиональная подготовка. Она включает в себя углубленное изучение истории на территориальном уровне. Углублениее категориально-понятийного аппарата, освоение приемов учебно-исследовательской деятельности. Профильное обучение – обучение учеников учебно-исследовательской деятельности. По этому пути идет весь мир. Как правило водится на старшей ступени обучения. Человек который нужен обществу, должен быть деятельным. В условиях глобализации происходит погоня за объемом информации – бесполезна, так как каждые 5 лет информация устаревает. Задачи профильного обучения возникают из потребности личности получить информацию которая понадобится в условиях адаптации в обществе.
Попытка ввести профильное обучение делалась еще в 18 веке – Александром 2 – ввел гимназии гуманитарного и технического профиля. Вторая попытка сделана перед революцией – не состоялась. Хрущев - математические школы, и т. д. но из-за идеологии – не состоялся гумманитарный профиль. 3. Сегодня– глобальная попытка – процесс становление профильного обучения - проект 2010.
1. Индивидуальный учебный план из 3 блоков: инвариантный; профильно - предметный – 2-3, элективный ( по выбору) могут быть дополнением к профильному или углубленному или расширенному компоненту или носить деятельностный характер ( учебный, исследовательский, научно-исследовательский) В школе – социально-правовой профиль ( история и право) – больше часов+элективный курс ( лучшие адвокаты Росси).
2. на удовлетворение образовательной способности школьника – по интересам.
Базового уровня - например инвариантный ( например в гуманитарных школах – физика) – сдача экзамена по профильной дисциплине.
Специализированный-углубленный - небольшой по объему -максимум 15 часов.
-
Школьные программы по истории.
Раньше единая программа была нормативным документом государственного характера, доскональное выполнение которого было обязательным для всех школ и учителей. Теперь программы носят авторский характер (при их публикации указываются имена авторов), и это существенно меняет их статус. Пройдя экспертизу, программы могут быть рекомендованы подразделениями Министерства образования РФ, о чем на титульном листе публикации будет свидетельствовать специальный гриф. Но и в этом случае они носят примерный характер, помогая учителю в составлении собственных календарно-тематических планов и поурочных конспектов.
В советские годы официальное положение программы не допускало никаких вольностей в обращении с ней. Учитель был обязан четко выполнять указанные в ней нормативы: «выдавать» запланированный объем фактического и теоретического материала, строго соблюдать последовательность тем и количество часов на их изучение, формулировать подсказанные программой мировоззренческие идеи и формировать соответствующие умения.. Раньше единая программа была нормативным документом государственного характера, доскональное выполнение которого было обязательным для всех школ и учителей. Теперь программы носят авторский характер (при их публикации указываются имена авторов), и это существенно меняет их статус. Современный статус учебных программ не рассчитан на унифицированное обучение и стимулирует критический подход педагогов к выбору программ и учебников, их творчество в планировании обучения истории с учетом региональных, школьных и иных субъективных особенностей.
Как правило, программа открывается Объяснительной запиской. В ней авторы заявляют о своем видении образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения истории, ее роли и месте в системе современного школьного образования. Обычно в объяснительной записке указывается, чем данная программа отличается от предыдущих и аналогичных, в чем своеобразие и актуальность предложенного варианта, каким учащимся он адресован. Кроме информации о методологических основах учителю в вводном разделе программы предлагаются советы по использованию вариативных учебников, эффективных форм занятий, дифференциации обучения, введению региональных и краеведческих материалов и т. п организация учебного содержания на двух уровнях: помимо основного в программы включается дополнительный вариативный материал, рассчитанный на разные по обучаемости категории школьников. Об этом авторы программ тоже заранее предупреждают учителей истории.
Основная часть программы рассредоточена по концентрам, по классам и(или) историческим курсам. Внутри них фактический и теоретический материал может быть оформлен в разделах и темах, с указанием учебных часов. В программах с развернутым содержанием темы делятся на абзацы, количество которых соответствует количеству планируемых занятий. Заголовки абзацев в таких случаях являются, по сути, готовыми названиями уроков, и учителям остается оформить в поурочных конспектах это содержание в виде плана изучения новой темы. Но встречаются и противоположные решения, когда распределение часов по темам и урокам оставлено на усмотрение учителя.
В основной части представлен фактический и теоретический материал в виде систематизированного перечня главных исторических фактов (событий, явлений, процессов), ведущих понятий и теоретических положений. Кроме объяснительной записки и основной части, в одних программах представлены перечни понятий по курсам; в других — требования к уровню подготовки выпускников и минимальные требования к оснащенности учебного процесса; в третьих — списки рекомендуемой литературы. Некоторые программы по многообразию дополнительных компонентов, детализации методических рекомендаций приближаются к развернутым тематическим планированиям.
-
Учебно-методический комплекс по истории.
Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:
учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);
методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);
научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);
наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. . Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.
Характеристика школьного учебника. К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);
систематизирующая ( обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);
обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);
воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).
Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.
Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях,, теориях, способах деятельности.
Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.
К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.
Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.
В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критериев:
• соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;
• отражение в нем ценностей современного российского общества;
• научность подходов к изложению фактов;
• представление исторических фактов с разных точек зрения;
• соответствие содержания книги программным требованиям;
• соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;
• качество источниковедческой базы учебного материала;
• методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями;
-
Понятие метод и методический прием.
Методы обучения — это способы организациями учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
методический прием —часть метода, это действие, направленное на решение конкретной задачи.
Метод и методический прием имеют две стороны: внешняя – действие учителя ( выбор средства, организация работы с ним).
Внутренняя – субъективный аспект учитывает переработку учащимися учебной информации).
Методы:
По деятельности учителя и ученика:
-
Пассивные ( субъект – объект)
-
Активные ( субъект –субъектные) – взаимодействие
-
Интерактивные – многоплановое взаимодействие.
По выбору средств обучения:
-
Устно-словесный ( печатно-словесный)
-
Наглядный
-
Практический( материал с которым можно оперировать: модели, реконструкции)
По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся:
-
Объяснительно-иллюстративный ( для передачи устной информации)
-
Репродуктивный ( закрепление знаний) – главный признак – воспроизводящая деятельность учителя – учатся применять знания и умения и действовать по образцу.
-
Проблемного изложения – показать сложный процесс исторического познания. Ученик сам формирует проблему и показывает образец решения ( рассуждают, вступают в беседу) – ограничены учебным материалом. Используется во втором концентре.
-
Частично-поисковый метод – приобщение учеников к творческой деятельности. Научить ученика самостоятельно применять знания.
-
Исследовательский метод – приобщение к творческой деятельности ( нет времени, готовности готовности учащихся).
Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения.
-
Характеристика стратегий.
Стратегия – как организовано взаимодействие преподавателя и ученика.
3 стратегии
1пассивная –учитель активен, ученик пассивен. Учник – пассивный объект воздействия. Учитель показывает, указывает, организует, следит за дисциплиной. Ученик слушает. субъект -объект. Приемы: все где нет активного взаимодействия ( чтение, Анализ документа, реферирование, конспектирование лекции, заполнение таблицы). Передача информации от учителя к ученику.
2. Стратегия активного преподавания- предпочтительное взаимодействие преподавателем и преподавателя с учащимися, в основе которого лежит диалог: беседа, обсуждение – нет взаимодействия между всеми участниками – отличие от интерактивной ( кто-то отвечает, остальные слушают).
3. Интерактивная –взаимодействие всех присутствующих м/у собой и учителя в том числе –обще- групповая деятельность, внутреннее многоплановое взаимодействие. Приемы: обсуждение, дискуссия, мозговой штурм. Обязательно должен быть коллективный продукт. Обучение других через немедленное применение обучения.
-
Роль наглядности в обучении истории. Классификация наглядных средств.
Наглядность формирует представления, представления лежат в основе суждения. основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции);
условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);
технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).
-
Виду устного изложения исторического материала учителя в зависимости от характера познавательной деятельности.
Уровни познавательной деятельности:
- репродуктивный ( все монологические формы изложения)
- продуктивный ( рассуждение, беседа, диалог, проблемное изложение)
-творческий ( дискуссия) – новое в способах достижения.
Монолог , Диалог ( внутренний и внешний).
Виды устного изложения:
Объяснительно-иллюстративное – требуется сформировать основной запас знаний, при изучении объемных теоретических вопросов ( низкая познавательная активность учеников)
- рассуждающее – учитель формулирует задачи и с помощью диалога приходит к выводам
-проблемно- формулирующие – формулировка проблемы. Требования проблемного изложения: достаточное количество информации, нет подсказок, учитывать степень подготовленности класса, оптимальный темп изложения.
-
Методика работы с исторической картой.
Общая характеристика исторических карт. Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимся цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения и исторической пропедевтики в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе.
На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.
При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охватывает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, взаиморасположение политических объединений; раскрывает характерную особенность границ данного периода; знакомит с исторической географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.
При переходе от одной карты к другой важно обеспечить преемственность. Если на картах отмечены разные регионы, то определяются их пространственные взаимоотношения. Этому помогает обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем выявляются временные отношения между картами — разновременность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Развитию пространственных представлений учащихся способствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, создавая представление о реальной местности и пространстве. В старших классах понять соотношение неизменного и поддающегося трансформации позволяет сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масштабе, но в различных исторических условиях. При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов).
Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.
14 Новые подходы к месту исторических документов в обучении истории. Методика работы с ними.
При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует усвоению исторических знаний. У учеников вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.
Классификация документов: Актовые документы — это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные. Повествовательно-описательные документы — летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова относятся произведения устного народного творчества. На уроках истории документы могут использоваться как учителями, так и учениками.
Подготовка учителя к использованию первоисточников на уроке предусматривает предварительный их отбор и педагогическую обработку.
Прежде чем обратиться к документу на уроке, учитель дает его краткую характеристику; говорит, когда и кем он составлен, в каких целях; что ученики узнают из этого документа. На уроках истории в среднем звене ученикам надо дать представление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований.
Работа учеников с документом, постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей. Обучение работе с документом включает следующие этапы: 1) учитель дает образец разбора документа; 2) ученики анализируют документ под руководством учителя; 3) работают под руководством учителя и самостоятельно; 4) самостоятельно изучают документ в классе и дома. Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Работа с документами также включает в себя: чтение и пересказ документа и составление по нему плана; объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой; самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему; сравнительное сопоставление двух дополняющих друг друга документов, характеризующих одно и то же событие; критическую оценку документа. При этом ученики определяют его логически завершенные части, главные идеи, учатся находить доказательства тому или иному положению.
15. Тематическое планирование.
Функция тематического планирования – обеспечить своевременное прохождение программы, систему работы с основными понятиями и системный контроль.
Тематическое планирование –перспективный план работы преподавателя с учащимися по освоению курса.
Рабочий план урока – план для достижения частичной цели исторического образования.
План взаимодействия учащихся и преподавателя.
Структура плана – деятельность учителя и учащихся по всем структурным пунктам урока.
16. Урок – основная форма учебных занятий.
Основная форма обучения в массовой государственной школе - классно-урочная, когда класс — это группа учащихся примерно одинакового возраста и постоянного состава, получающая единые базовые знания. Урок — это занятие с классом учеников продолжительностью 40—45 минут. Количество таких занятий определяет учебный план школы, а их содержание — школьные программы и Госстандарт.
Классификация урока:
-по дидактической цели ( изучение нового материала, обобщение, урок контроля знаний)
- по ведущему методу – формы занятия – игра и т.д.
- традиционные и нетрадиционные уроки – в основе стратегия взаимодействия
Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.
17. Методика проведения структурно-функционального анализа.
Проводится чтобы определить цели занятия.
Отбор главных факторов – сформировать представления – для логической связи.
18. Этапы учебного процесса.
Опрос, закрепление учебного материала, домашнее задание.
Комбинированный урок иначе называют составным, так как он состоит из всех основных звеньев процесса обучения. Такой урок включает в себя проверку и учет знаний и умений, связанных с содержанием урока; переход к изучению нового материала; изучение и закрепление нового, включая повторение изученного на предыдущих уроках.
Вслед за оргмоментом проводится проверка знаний и умений. Это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической.
Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотивация опроса (без знания пройденного нельзя двигаться вперед); 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей учеников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) мотивация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно делать для развития успеха познания).
Из опроса следует исключать приемы, требующие больших затрат времени. Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Учитель отбирает для проверки материал, значимый по содержанию и сложный по усвоению. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям.
Качество ответов учащихся и выполнения заданий зависит от требований учителя, например: давать ответы краткие, исчерпывающие, логически правильно построенные; делать записи в тетрадях аккуратные; рассказ подтверждать ссылками на документы и иллюстрации учебника
Дидактически важен этап перехода к изучению нового материала Учитель переключает внимание учащихся на изучение нового, старается вызвать у них интерес к теме, создает необходимый психологический настрой. На этом этапе урока учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, в случае необходимости напоминает об основных представлениях и понятиях. Затем он намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные задания и вопросы. часть урока может занимать рассказ учителя. Рассказ строится с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Младшие школьники не могут удерживать внимание на чем-то одном длительное время, для поддержания внимания требуется смена деятельности.
Исходя из этого изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Основное внимание обращается на сложный теоретический материал, базовые знания
Цель закрепления -- добиться запоминания изучаемого на уроке материала, установить связи нового с ранее изученным, усилить внимание учеников, а также проверить усвоение новых знаний Закрепление базовых знаний может проходить сразу после объяснения учителя При этом повторяют узловые события, то, что легче всего забывается в силу своей отвлеченности: последовательность исторических событий, их основное содержание, обобщения, географические названия, даты, имена. ходу объяснения учитель проводит текущее повторение, установление органической связи между старым и новым а также систематизация, обобщение и углубление знаний по теме, разделу или всему курсу в целом
Комбинированный урок включает в себя домашнее задание. Оно должно быть конкретным и соответствовать цели урока, быть разнообразным, посильным и доступным, учитывать новые умения учащихся. Следует указывать учащимся и то старое, что надо повторить для усвоения нового на следующем уроке. Задание на дом, как правило, учитель дает в начале или в конце урока. Возможны практические задания на длительный срок, например: сделать макет или модель, разработать эскиз памятника, корабля, собрать архивные и статистические данные. Такие задания оцениваются В идеале домашнее задание должно проверяться на следующем уроке у большинства учащихся. Систематическое невыполнение домашних заданий ведет к низкому качеству знаний или к их полному отсутствию.
19. Учебно –историческая игра
Игра как мето – реализованная деятельность в условных обстоятельствах.
Место игры в уроке – любое.
Типы учебных игр:
По Коротковой:
Ролевые (делоые, деловые с элементами рестроспективы).
Неролевые ( командные, игры путешествия)
Методика проведения учебной игры: подготовительный этап, вводный этап, сама игра, рефлексия ( самоанализ и оценка). Учитель выполняет роль организатора, судьи и т.д.
Теория понятия, обобщения и выводы.
20. структура исторических знаний.
Главный элемент содержания исторического образования — это знания. исторических знаний включает в себя познание самой исторической науки: ее содержания, способов действия с
историческим материалом, теоретических и методологических основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, событие, явление, процесс.
Факты:
Уникальный факт – уникальное событие привязанное ко времени и пространству.
Факты-свидетельства, факты-интерпретации.
Факты первого порядка – крупные (ВОВ), второго – мельче , третьего – еще мельче ( операция тайфун).
Из сочетания фактов разного порядка возникает представление. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. При отборе фактов для урока требуется учитывать также их научную достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Большей образности требуют факты для учащихся среднего звена, и большей документальности, доказательности — для учащихся старших классов.
События — это значительные единичные факты. К ним относятся, например, Ледовое побоище, восстание Степана Разина Изучение единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.
Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам,
В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе.
Процесс — это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот — это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.
основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических понятий.
Виды исторических представлений.
Представление – знание о самом факте, о пространстве, о времени.
Курская битва – причины, сама битва, результаты.
Для формирования представлений используют карты, учебник, иллюстрации.
20. Ист. Понятия.
Понятие – обобщенное представление, повторяющихся существенных признаков. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятии. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Например, в начальной школе учащиеся знакомятся с макетом плуга. Ученики узнают, что плуг — это земледельческое орудие труда. Учитель предлагает ученикам нарисовать схематический рисунок плуга. Затем замечает, что, кроме плуга, имеется много других орудий труда. Представления о них формируются эмпирически на основе иллюстраций. Однако само понятие орудия труда активно применяется не в начальной, а в средней школе. Работа с понятиями продолжается в среднем звене учащихся (200, с. 40). Учитель демонстрирует рисунки орудий труда и предлагает ученикам определить их признаки, т.е. указать, чем одно орудие труда отличается от другого.
Структура понятия: термин, определиение, признаки.
Понятия: частноисторические ( работа только на уроке), общеисторические, социологические.
Пример: Частноисторическое – триера, общеисторическое – гражданская война, барщина, социологическое – модернизация, государство, культура.
Методики формирования понятия: индуктивный путь ( от частного к общему), дедуктивный путь ( от общего к частному).
Для определения понятия важно отобрать существенные признаки Например, наиболее существенный признак сельской общины состоит в том, что земля считалась общей собственностью. Формируемые понятия находят выражение в словах-терминах. Термин — это то, что означает данное слово Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Требуется также специально продуманная система работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в активный. На уроках не следует применять термины, не созвучные эпохе.
22. Понятие о познавательных способностях учащихся.
Познавательные способности : индивидуальные и возрастные.
Особенности психофизиологических процессов: память ( визуальная, аудиальная и т.д.).
Обучение, ориентированное на ученика.
Гора условно разделил учеников на 3 группы:
-слабые, сильные, средние.
Внутренняя дифференциация.
23. ЗУН
Умения:
Условные умения: интеллектуальные умения ( анализ, синтез, умение выявлять главное, второстепенное, причины событий, следствия и т.д.)
Картографические умения, хронологические умения. Все что связано с формированием умений должно отрабатываться. ( помогает текст параграфа).
24. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений.
проверка знаний и умений- Это организуемая учителем деятельность учащихся по оперированию материалом, изучавшимся на уроках и при выполнении домашнего задания. Она может быть устной, письменной и письменно-графической.
Проверка знаний включает в себя ряд требований: 1) мотивация опроса (без знания пройденного нельзя двигаться вперед); 2) включение всех учащихся в работу; 3) учет особенностей учеников, дифференциация проверки; 4) связь содержания проверки с новой темой; 5) определение места проверки на уроке; 6) мотивация оценки знаний (в чем продвижение вперед, что нужно делать для развития успеха познания).
Из опроса следует исключать приемы, требующие больших затрат времени. Нерациональна, например, длительная беседа с множеством дополнительных вопросов одному ученику, большой, излишне подробный рассказ ученика, запись на доске громоздких текстов и подробных схем, таблиц.
содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала.
фронтальной беседы следует обратить внимание на содержание вопросов и технику проведения беседы. Чтобы активизировать работу учеников всего класса, учитель сначала ставит вопрос, дает немного времени на его обдумывание и лишь затем вызывает ученика.
взаимоопрос учащихся Учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок, поручает ученикам дома составить вопросы и задания. Накануне занятия формулировки вопросов и заданий корректируются и исправляются. Ученик, задающий вопрос, должен знать на него ответ, иначе он не сможет внести исправления и оценить.
Рассказ развивает устную речь учеников и выявляет умение применять приемы устного изложения знаний (конспективное или объясняющее изложение, сюжетный рассказ и т.д.). В младшем и среднем звене возможен рассказ по цепочке. Во время рассказа ученики отчетливее осознают связь между историческими фактами, у них вырабатывается свое отношение к событиям прошлого. Они привыкают анализировать и обобщать материал, доказывать выдвигаемые положения, учатся исторически мыслить.
Для этого существуют различные приемы, например: повторение перед ответом материала по учебнику; выполнение письменного задания по указанным способам работы, по образцу; рассказ в классе по плану, подготовленному дома. Или же ученики каждого ряда получают вопрос для ответа, по нему составляют план и отвечают по этому плану. При необходимости планы проверяются и оцениваются.
25. Внеурочная работа.
Развивает мотивацию к предмету. Формы внеурочной деятельности – по количеству учащихся.:
Индивидуальная ( конференции, проективаня деятельность, рефераты, творческие задания, кружки, экскурсии)
Массовая – олимпиады, виктонины, просмотр исторических фильмов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |