Сыченкова Л.А.(Казань)
Детские рисунки как текст в интерпретации Ф.Шмита
(20-е гг. XX века)
Интерес к детскому творчеству возник у Ф.Шмита не случайно. К середине 20-х годов XX века Федор Шмит – искусствовед, академик ВУАН, директор ГИИИ1в Ленинграде, уже создал оригинальную теорию циклического развития искусства, в которой разделил по проблемам всю историю искусства на циклы. Теория Ф.Шмита не получила признания современников и достойного обсуждения научной общественности. Стремясь добиться большей убедительности своей теории, Ф. Шмит параллельно попытался проверить свою гипотезу на материале детского художественного творчества2. С этой целью в 1920 году Ф. Шмит создал в Харькове лабораторию по изучению этапов развития изобразительного мышления детей.
Тексты-рисунки рассматривались Ф.Шмитом не с точки зрения художественности, а как модель эволюции изобразительного мышления человечества. В лаборатории3, Ф.Шмитом, его коллегами и учениками был собран колоссальный материал: около трех десятков тысяч рисунков детей от года до 13-14 лет, из простых семей, детских садов и приютов. Обобщая итоги исследования экспериментальной лаборатории в своей книге «Почему и зачем рисуют дети» 1925 года4, Ф.Шмит прокомментировал образцы детских рисунков, убедительно подтверждавших его теорию. Оказалось, что дети также последовательно осваивали шесть художественно-пластических проблем, которые осваивало человечество предшествующих эпох: проблему ритма, формы, движения, композиции, пространства и света. Дети самого раннего возраста – от года до двух лет успешно решают проблему ритма, изображая на бумаге знаменитые детские «макароны», каракули из линий. Ближе к трем годам начинают осваивать проблему формы – овалы, и очертания различной величины могут означать «папу», бабушку», «стул», «скамейку», маму в полосатом платье». Все это напоминает искусство зрелого палеолита5. Дети от 3до 5 лет пытаются создать человекоподобные фигуры и т.д.
В этом же возрасте в рисунке наступает
Поделитесь с Вашими друзьями: |