Для студентов факультета журналистики Москва



Скачать 139,33 Kb.
Дата14.02.2016
Размер139,33 Kb.
#2718
ТипПрограмма

Программа
КУРСа


политические
реклама и
паблик рилейшнз



Для студентов факультета журналистики



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2003

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой рекламы
и связей с общественностью

С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. Т.Э. Гринберг



Программа курса «Политические реклама и паблик рилейшнз». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 10 с.


Подготовлена на факультете журналистики.

© Гринберг Т.Э., 2003



Цели и задачи курса
В данном курсе рассматриваются проблемы паблик рилейшнз и рекламы в политической сфере, среди которых – технологии организации избирательных кампаний, способы изучения избирательного рынка, методики конструирования имиджа политических лидеров и партий, коммуникативные стратегии в политической кампании.

Овладение материалами курса позволит студентам в дальнейшем профессионально организовывать избирательные и рекламные кампании, ПР-мероприятия.

Практические и семинарские занятия, в частности деловая игра «Выборы лидера», призваны сформировать у студентов практические навыки подготовки и проведения избирательной кампании.

Во время изучения данного курса студенты смогут приобрести глубокие знания в избранной профессиональной отрасли – рекламе и связях с общественностью; усвоить основы политической рекламы и ПР, зарубежной и отечественной теории и практики избирательных кампаний; овладеть приемами и методами конструирования политического имиджа.

Также они смогут овладеть навыками исследовательской работы с первоисточниками и библиографией, практическими навыками подготовки рекламных и ПР-обращений политического характера, смогут научиться грамотно и квалифицированно организовать избирательную кампанию, начиная с проведения маркетинговых исследований и заканчивая представлением «своего» кандидата аудитории.

Изучение курса также может стать отправной точкой для углубленных теоретических исследований по данному вопросу.


ПРОГРАММА



Тема 1. Становление политических коммуникаций в России

Структура современного информационного рынка. Возникновение и становление рынка ПР-услуг в России. Политический ПР как одно из основных направлений паблик рилейшнз в России.

Особенности политической ситуации в России и их влияние на избирательные процессы. Краткий анализ российских избирательных кампаний 1990–2000 гг. Маркетинговые коммуникации в избирательных кампаниях, их динамика. Тенденции развития рынка политических ПР в России. Институциональная структура паблик рилейшнз. Институты ПР, ориентированные на оказание консультационных и организационных услуг в сфере политики. Профессиональные объединения ПР-консультантов. Институты ПР органов государственной власти и управления. ПР-департаменты политических партий и объединений.

Политическая реклама как форма политической борьбы в условиях конкуренции. Специфика и структура политической рекламы. Основные определения политической рекламы. Функции политической рекламы. Основные тенденции развития политической рекламы. Задачи политических консультантов, рекламистов и специалистов по связям с общественностью в области политического маркетинга.


Тема 2. Политическая реклама и связи с общественностью
в системе маркетинга

Политический маркетинг. Избирательный маркетинг. Основные понятия.

Имидж лидера как товар. Понятие имиджа. Характерные признаки имиджа. Имидж и стереотип. Политическая реклама как инструмент воздействия на массовое сознание.

Система маркетинговых коммуникаций в политической сфере.

Сравнительный анализ составляющих комплекса маркетинговых коммуникаций (критерии – предмет, задачи, фокус деятельности, тип и характер коммуникации, тип аудитории). Специфические особенности политической рекламы. Паблик рилейшнз в системе маркетинговых коммуникаций в политических кампаниях.

Правовые и этические основы рекламы и PR в политике.


Тема 3. Целевые аудитории в политической коммуникации

Электоральное поле как объект коммуникационного воздействия. Факторы, формирующие политический выбор. Специфика электорального поведения. Идеологические установки. Политическая культура. Особенности российской политической культуры, влияющие на электоральное поведение. Тип мышления российского избирателя. Интерес к политике. Социальный статус, условия и характер труда, материальный и культурный уровень, пол, возраст, географические и религиозные различия как факторы, влияющие на выбор избирателей.


Классификация избирателей на основе их предполагаемого поведения на выборах.
Тема 4, 5. Планирование и организация избирательной кампании

Оценка ситуации (ситуационный анализ). Ресурсы избирательной кампании. Административный ресурс. Информационные ресурсы выборных кампаний (исследование округа, общественного мнения, СМИ, кандидатов-оппонентов, кандидата и команды, прошлых выборов). Типы исследований общественного мнения. Количественные и качественные методы исследования.

Изучение пристрастий избирателей в отношении потенциального избранника.

Определение целей (маркетинговый синтез).

Определение контактных групп. Критерии выявления целевых групп, определение их удельного веса, изучение групповых интересов. Сегментирование электората (классификация характеристик электората; выбор целевых сегментов (аудитории) кандидата; критерии выявления целевых групп, определение их удельного веса, изучение групповых интересов).

Стратегическое планирование и тактическое планирование. Направления стратегического планирования. Основополагающие принципы стратегии. Основные стратегии, использующиеся в избирательных кампаниях.

Маркетинговый контроль. Оценка результатов.
Тема 6, 7. Имиджевые стратегии в избирательных кампаниях

Специфика и функции имиджа. Характерные особенности имиджа. Функции имиджа. Типология имиджей. Структурные составляющие политического имиджа. Персональные, социальные и символические характеристики. Характеристики, предпочтительные для российской аудитории.

Основные приемы построения политического имиджа. Определение требований аудитории (сегментов аудитории). Соотнесение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории. Отбор характеристик, востребованных электоратом. Выбор дополнительных характеристик, формулировка составляющих имиджа, перевод выбранных характеристик в разные знаковые контексты. Отслеживание восприятия образа аудиторией. Внесение коррективов с учетом предвыборной ситуации и устойчивости представлений о кандидате.

Имиджевые программы. Позиционирование. Моделирование политических ситуаций и реакций. Активность политического лидера. Готовность принять ответственность за положение в обществе. Лидер как человек, добивающийся успеха. Характер отношений с последователями и врагами. Конструирование прошлого. Включенность в образ символических ценностей в рамках определенной идеологии. Требования к внешнему облику. Особенности речи, поз, жестов, пространственного положения. Рекомендации по выдвижению неизвестных кандидатов.

Репозиционирование. Рекомендации по моделированию образа известных политиков. Снижение и восстановление имиджа. Эффективность имиджа.

Требования к программе. Рекомендации по поводу представления программы.


Тема 8. Медиастратегии в политической кампании: пресса

Средства политической коммуникации. Каналы коммуникации.

Составление медиакарты в период избирательной кампании.

Типы ПР-обращений в прессе.

Типы рекламных обращений в прессе: традиционные виды рекламной продукции, предназначенные для почтовой рассылки, раздачи, уличной коммуникации, размещенные на страницах газет и журналов, программные документы и выступления, рекламные обращения, основанные на традиционных газетно-журнальных жанрах.

Политическое объявление, плакат, листовка, рекламная фотография, политические программы и выступления, интервью как жанры политической рекламы в прессе.

Специальные издания в период выборов.

Тема 9. Медиастратегии в политической кампании: телевидение

Специфика телевизионной коммуникации. Структура телевизионного образа. Общение в кадре. Внешность лидера на экране. Природные данные как основа визуального имиджа. Физиогномика, некоторые психологические аспекты восприятия черт лица. Взгляд. Составляющие взгляда, их влияние на восприятие и возможности корректировки посредством съемки. Мимика и жестикуляция как элементы невербальной коммуникации. Некоторые особенности восприятия мимики и жестов. Жесты-символы. Одежда политика. Рекомендации по выбору одежды и аксессуаров. Традиции. Одежда как способ передачи информации.

Формы телевизионной ПР-коммуникации в избирательной кампании. Выступления лидеров перед телеаудиторией. Речь политика в кадре. Требования к содержанию речи при выступлении на телевидении. Искусство речи. Общение в кадре. Организация и методика проведения теледебатов. Практика телевизионных дебатов в России.

Типы телевизионных обращений политической рекламы: ролики, видеоклипы, видеофильмы; рекламные телепередачи.


Тема 10. Полиграфические материалы в избирательной кампании

Выразительные средства полиграфической рекламы. Визуальный ряд. Требования к изображению в рекламе. Портрет как основа визуального ряда в политической полиграфической рекламе. Требования к рекламному фотопортрету. Графика в политической рекламе. Роль политических символов и эмблем. Цвет, шрифт, композиция, полиграфическое исполнение.

Текстовая информация в полиграфической политической рекламе. Слоган как основной элемент любого рекламного обращения. Политический призыв. Требования к лозунгам и призывам. Принципы формулировок. Личностный блок вербальной информации. Средства выражения (прямое выражение, цитирование, свидетельства знаменитостей). Биографические данные. Программный блок информации.

Политический плакат как жанр политической рекламы. Его характерные особенности, требования, классификация, рекомендации по исполнению и использованию.

Политическая листовка, ее типы. Игровые формы в полиграфической политической рекламе.

Буклет как жанр политической рекламы, его особенности. Рекомендации по организации материала в буклете и его оформлению.

Почтовые рекламные обращения как форма политической коммуникации.

Интернет в политических кампаниях.

«Информационные войны» как современная информационная технология.


Тема 11. Формы непосредственной коммуникации с избирателями

Предвыборные митинги, встречи с избирателями, кампании «из двери в дверь» как формы непосредственной коммуникации с избирателями.

Встречи с избирателями на специально организованных мероприятиях, по месту работы, по месту жительства, по месту интересов, «хождение в народ».

Митинги, собрания избирателей, поездки по округам. Особенности митинговой коммуникации. Рекомендации по проведению митингов.

Политическая речь. План политического выступления.

Кампания «от двери к двери». Правила ведения кампании «от двери к двери».


Тема 12. Психотехнологии избирательной кампании

Методика проектирования политического пространства в деятельности кандидата. Психотехники управления восприятием электората. Психотехника электоральной игры. Психотехника формирования эффективного имиджа. Психологические особенности процесса восприятия имиджа. Приемы эффективной презентации имиджа кандидата. Приемы блокировки предубеждений избирателей. Использование определенных типов восприятия для создания обращений. Учет ситуативной установки принятия образа. Создание фиксированной установки. Приемы оказания влияния в межличностном общении.

Управление восприятием в процессе межличностного общения (приемы «стенка», «взгляд на сторону», отзеркаливание, эмоциональное побуждение, наложение субмодальностей). Использование приемов нейролингивистиче-ского программирования в политических текстах. Мобилизация избирателей с использованием психотехники электоральной игры.

Дизайн обращений политической рекламы.



Тема 13. Дискредитационные технологии и способы
противодействия им в избирательной кампании

Методы «партизанской» атаки: «клонирование», имитационная дезинформация и диверсионные действия, распространение компромата, перенос отрицательной оценки, «общественное неодобрение», использование слухов в целях дискредитации конкурента.

Методы фронтальной атаки: псевдологические выводы, наклеивание ярлыков, «перенос негативного образа».

Техники противодействия нападению соперников. Превентивные технологии: «прививка», ожидающая контрпропаганда.

Приемы отражения фронтальной и «партизанской» атаки. Отвлекающие маневры. Прямое опровержение. Игнорирование. Использование контрслухов. Метод демонстрации технологии. Осмеяние. Снижение доверия избирателей к негативным сведениям о себе.

Управление новостями и методики спинконтроля применительно к избирательной кампании.



Методы дезавуирования противника и информационные технологии, использовавшиеся в президентской кампании 1996 г., выборах в Государственную Думу 1999 г. и региональных кампаниях.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Информационные ресурсы политической кампании: методы сбора и анализа информации.

  2. История политических кампаний в России.

  3. Маркетинговые коммуникации в избирательной кампании.

  4. Избирательные технологии и их применение в условиях современной России.

  5. Технология и организация избирательных кампаний.

  6. Структура и формирование политического имиджа.

  7. Вербальные и невербальные коммуникации в политической ПР-кампании.

  8. Дискредитационные технологии и методы противодействия им в политических кампаниях.

  9. Политические коммуникации в сети Интернет.

  10. Политическая кампания на телевидении.

  11. Специфика политических связей с общественностью в условиях российской предвыборной кампании.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Маркетинговые коммуникации в избирательных кампаниях.

  2. Институты паблик рилейшнз в сфере политики.

  3. Специфика и структура политической рекламы.

  4. Правовые и этические основы рекламы и ПР в политике.

  5. Факторы, формирующие политический выбор.

  6. Планирование и организация избирательной кампании.

  7. Ресурсы избирательной кампании.

  8. Критерии выявления целевых групп и сегментирование электората в политической кампании.

  9. Стратегическое и тактическое планирование избирательной кампании.

  10. Специфика и функции имиджа.

  11. Структура политического имиджа.

  12. Основные приемы построения политического имиджа.

  13. Позиционирование. Рекомендации по выдвижению неизвестных кандидатов.

  14. Репозиционирование. Рекомендации по моделированию образа известных политиков.

  15. Дискредитационные технологии и способы противодействия им в избирательной кампании.

  16. Типы ПР-обращений в прессе.

  17. Типы рекламных обращений в прессе.

  18. Формы телевизионной ПР-коммуникации в избирательной кампании.

  19. Типы телевизионных обращений политической рекламы.

  20. Полиграфические материалы в избирательной кампании.

  21. Дизайн обращений политической рекламы.
  22. Интернет в политических кампаниях.

  23. «Информационные войны» как современная информационная технология.


  24. Особенности митинговой коммуникации.

  25. Кампания «от двери к двери».

  26. Управление новостями и методики спинконтроля применительно к избирательной кампании.


ЛИТЕРАТУРА



Амелин В.Н., Устименко С.В. Технология избирательной кампании. – М., 1993.

Березкина О.П. Социально-психологические технологии создания политического имиджа. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. – 324 с.

Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. – М., 1995.

Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. – М., 1999.

Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. – Обнинск, 1995.

Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: Издательский дом «Коммерсантъ», 2000. – 320 с.

Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: российский опыт. – М.: Дело, 1999.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: РОССПЭН, 1999.

Политическое консультирование. – М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. – 471 с.



Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М.: Рефл-бук, 2000. – 576 с.

Самый короткий путь к власти: Сб. современных технологий проведения политических кампаний. – Таганрог, 1995.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении. – М.: РАГС, 2001. – 520 с.

Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. – М., 1990.

Содержание

Цели и задачи курса 3

Программа 3

Темы докладов, рефератов и курсовых работ 8



Вопросы для подготовки к зачету 8

Литература 9
Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»
meth -> Программа курса «Юридическая психология». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. 19 с. Подготовлена на юридическом факультете

Скачать 139,33 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница