Упражнение 1. 1. Определите разновидность значения количества у выделенных слов:
В первый раз у Кристины Деспайн из небольшого французского городка родилась девочка. Спустя двагода уже двойня. А сейчас, когда Кристине исполнилось двадцать три года, она родила сразу троих. Теперь каждый верит, что следующие четверо, которые должны родиться, заставят ждать себя всего несколько лет. Первый раз – порядковое числительное. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества.
Два года – количественное числительное. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества.
Двойня – существительное, образованное от числительного.
Двадцать три года – количественное числительное. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества:
Троих – собирательное числительное. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества.
Четверо –собирательное числительное. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества.
Несколько лет – собирательное числительное. Числительные самим словом, его лексическим значением выражают идею числа, количества.
2. Подберите примеры употребления собирательных числительных, охарактеризуйте особенности их сочетаемости с существительными и местоимениями.
В соответствии с нормой литературного языка собирательные числительные употребляются со следующими существительными:
с названиями лиц мужского пола (двое водителей);
с названиями лиц общего рода: двое недотрог и со словами лица, люди, дети, ребята: шестеро детей.
с названиями детенышей животных: пятеро волчат;
с предметами, имеющими форму только множественного числа: двое ножниц, двое очков.