Е. В. Посохина (отв ред.), Ю. Д. Костинов, Т. А. Вагнер, О. Н. Барташевич в данном сборнике представлены материалы выступлений участников конференции, в которых раскрываются управленческий механизмы и методические особе



страница1/16
Дата22.04.2016
Размер1,64 Mb.
#28662
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Управление образования и спорта администрации Ракитянского района Белгородской области
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2» - ресурсный центр предпрофильной подготовки и профильного обучения


Стратегия развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений:

новое качество образования
Материалы межрайонной научно-практической конференции

п. Ракитное, 19 мая 2010 г.

2010
Стратегия развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений: новое качество образования. Материалы межрайонной научно-практической конференции.- г. Белгород, 2010- ООО «ГиК» 210 с.

Редакционная коллегия:

Е.В. Посохина (отв.ред.), Ю.Д. Костинов, Т.А.Вагнер, О.Н. Барташевич



В данном сборнике представлены материалы выступлений участников конференции, в которых раскрываются управленческий механизмы и методические особенности организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Публикуемые материалы имеют практическое значение и предназначены для обсуждения руководителям и педагогам образовательных учреждений, реализующих сетевую организацию профильного обучения .

Содержание


Раздел 1 Управление сетевым взаимодействием образовательных учреждений


6

Условия и механизмы организации образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений Сорокина Е.Г.

6

О механизмах реализации сетевого взаимодействия в системе образования

Фролова Е.И.

9

Управление качеством образования в условиях сетевого взаимодействия на основе компетентностного подхода Печерская В.В.

17

Сетевое профильное обучение как средство выбора образовательной траектории и самореализации старшеклассников

Шевцова Е.П.

22

Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения

Пенская Е. А.

26

Реализация профессиональной подготовки и профильного обучения через сетевое взаимодействие в условиях сельской малокоплектной школы

Иващенко Е.С.

29

Мониторинг качества образования в условиях сетевого взаимодействия

Позняк Ф.В.

33

Управление методической работой в базовой школе в условиях сетевого взаимодействия

Шевченко Л.И., Гащенко Л.Н.

37

Организация методической работы в условиях школьного округа

Анисенкова В.В.

40

Управление методической работой ресурсного центра как средство повышения качества образования

Барташевич О.Н.

45

Научно-методическая поддержка инновационной деятельности учителя в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений

Грибова Р.Н.

52

Управление инновационной деятельностью педагогов в рамках работы межшкольных методических объединений

Остапенко Л. И.

56

Система тьюторского сопровождения, обеспечивающая развитие потенциала обучающихся и профессионализма педагогов

Вагнер Т.А., Посохина Е.В.

60

Становление инновационной сетевой модели организации методической работы учителей иностранных языков ассоциации

Шириня Г.А.

66



Раздел 2. Педагогическое сопровождение сетевой модели организации процесса обучения учащихся

73


Организация тьюторского сопровождения учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного взаимодействия

Ягодкина И.П.

73

Проектная технология как средство социализации учащихся.

Усова С.П., Усов С.Г.

80

Проектно-исследовательская деятельность как фактор повышения качества образования школьников

Дьячкова А.Н.

85

Использование современных образовательных технологий в преподавании биологии на профильном уровне в условиях сетевого взаимодействия

Псарева И.Н.

88

Использование инновационных технологий на уроках английского языка

Жукова Р.В.

93

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная технология

Остапенко Л.И.

99

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках православной культуры

Печерская В.В.

103

Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Трутнева Н.С.

105

Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования образовательных компетенций старшеклассников

Литвинова Л.А.

110

Активные формы обучения как средство формирование учебно - познавательной компетенции младших школьников

Андреева С.И.

111

Использование ИКТ при обучении разным видам чтения на иностранном языке

Сысоев В.П., Евстигнеев М.Н.

118

Новые подходы в использовании УМК по обществознанию в условиях сетевой модели организации обучения учащихся профильных классов

Мельчаков В.А.

122

Использование коллективной, групповой и индивидуальной форм работы на уроках русского языка как средство формирования ключевых образовательных компетенций учащихся

Данилова Е.В.

127

Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения

Ремизова Н.Н.

132

Исследовательская деятельность учащихся начальных классов

Скирденко М.Н.

135

Одаренный ребенок в начальной школе

Цигикал А.А.

147

Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы.

Еремина Н.М., Чупахина Р.П.

150

Воспитательная система школы и класса как механизм профориентации, социализации и самоопределения школьников

Войтенко С.В.

154

Профориентация, социализация и самоопределение школьников в воспитательной системы школы

Якименко Н.Ю.

157

Воспитательная система школы как средство социализации личности учащихся

Трунова Е.И.

163

Диагностический инструментарий оценки уровня сформированности ключевых компетенций школьников

Печерская В.В.

168

Организация эффективного контроля за формированием у учащихся навыков правильного чтения посредством ежедневного диагностического замера техники чтения Писаренко И.В.

172

Личностно-ориентированная технология как условие формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка

Вагнер Т.А.


180

Приложение

189

Мастер – класс «Решение проектных задач как средство формирования самоконтроля младших школьников» Рыбцова А. Н.

189

Мастер – класс «Реализация в образовательном процессе технологии ИСУД (индивидуального стиля учебной деятельности)» Барташевич О.Н.

194

Мастер-класс «Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках географии с использованием развивающих методических приёмов» Гретченко Т.М.

200

Мастер - класс «Организация педагогического взаимодействия на уроке»

Васильченко И.М.

204

Мастер-класс «Организация исследовательской деятельности учащихся младших классов» Болховитина Е.А.

209

Мастер-класс «Использование билингвальных уроков в практике работы при обучении иностранному языку» Токарева И.С., Жукова Р.В.

215

Раздел 1 Управление сетевым взаимодействием образовательных учреждений

Условия и механизмы организации образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений
Сорокина Е.Г.
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника. Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный), нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения на третьей ступени. С 2002 года нашим образовательным учреждением апробированы разные формы введения профильного обучения: профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Реализованы: физико-математический; информационно-технологический; биолого-географический профили. Изменения в запросах учащихся, не позволяющие набирать полные классы, потребовало введение двупрофильных классов, где учащиеся в одном классе изучают предметы по двум направлениям. Проведении итоговой аттестации учащихся, сдача экзаменов в форме единого государственного экзамена, с последующим зачислением в высшие учебные заведения привело к распространению практики реализации права учащихся на обучение по индивидуальному учебному плану, что допускает формирование каждым учащимся своего набора учебных предметов. Для небольших ОУ, где учащиеся 10 классов малочисленны, отбор в профильные группы с удовлетворением всех запросов вызывает трудности. Организация обучения по индивидуальным учебным планам ставит перед нами проблемы:

  • Невозможность полностью реализовать запросы учащихся с выбором обучения;

  • Низкая численность групп;

  • Отсутствие полноценного отбора.

Все больше учащихся на старшей ступени общего образования начинают получать образовательные услуги в более чем одном образовательном учреждении.

Вместе с тем, введение профильного обучения предполагает соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одного общеобразовательного учреждения. Таким образом, одним из путей достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

При организации профильного обучения сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие в Краснояружском районе осуществляется в рамках экспериментальной работы, поэтому согласованной работой в сети образовательных учреждениях занимается координационный совет, в который входят представители Управления образования, заместители по учебной работе из школ. Создана и согласована нормативно-правововая база с вышестоящим органом - Управлением образования и другими образовательными учреждениями:


    • Внесены изменения в устав школы;

    • Разработаны школьные локальные акты;

    • Разработаны формы договоров, заявления, ведомостей.

Организация сетевого профильного взаимодействия не возможно без предпрофильной подготовки учащихся. В сетевой предпрофильной подготовке наша школа участвует с 2004 года. Нами реализовано более 25 элективных курсов. Каждый год перечень элективных курсов обновляется, зависимости от запросов учащихся. В этом учебном году реализовано элективных курсов по десяти направлениям. Охвачено 100 % девятиклассников района. В дни летних каникул организовываются социальные практики учащихся на предприятиях района. Большое внимание уделяется разъяснительной работе в сельских школах. С этой целью в течение учебного года администрация школы проводит презентации; организует встречи с родителями и учащимися; привлекает учащихся на предпрофильную подготовку, распространяет печатные материалы. Всю информацию об образовательном учреждении можно получить на сайте школы. Предварительное формирование групп и зачисление проходит в июне после проведения итоговой аттестации учащихся 9 классов. В настоящее время на базе Краснояружской СОШ №2 в сети в профильных классах обучаются учащиеся их четырех ОУ района.

Обучение 10 классов  осуществляется по принципу разделения учебного плана:



  • базовый компонент учебного плана (минимальный, общий для всех) изучается учащимися в своей школе;

  • профильные предметы и элективные курсы (выбранные каждым учащимся) изучаются в двух базовых опорных школах.

К ведению педагогического процесса привлечены  лучшие учителя из опорных базовых школ, добившиеся высоких результатов в учебно-воспитательной  деятельности. Преподавание профильного обучения в нашей школе осуществляется педагогами, компетентными в общепедагогических, информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения в целом.

Наше образовательное учреждение в этом учебном году реализует в сети три профильных предмета: физика, биология, география. Учащиеся зачисляются приказом по школе на основании личного заявления и запроса ОУ. Заявление пишется учащимся, с обязательным ознакомлением родителей (законных представителей). Обязательным является заключение трехсторонних договоров: о совместной деятельности муниципальной сети профильного обучения с Управлением образования, базовой школой, школами района, и на получение образование между школой, учащимся и родителями.

Для решения организационных процессов заместители по учебной работе согласовывают расписание в двух школах, составляется график переездов. Выделены дни для проведения уроков и элективных курсов. Согласовано расписание звонков с учетом переезда и подвоза учащихся. Четкая координация всех организационных вопросов позволяет приступить к занятиям в начале учебного года, поэтому учащиеся не пропускают в сентябре занятия. Подвоз осуществляется организованно, ответственные за подвоз учащихся назначены из числа учителей всех школ, участвующих в сети. Оплата за подвоз осуществляется за счет стимулирующего фонда оплаты труда. В школе ребят встречает дежурный администратор и координирует работу в этот день. В дни посещений ребята из других образовательных учреждений имеют возможность питаться в школьной столовой, что они с удовольствием и делают это в течение учебного года. Контроль и учет успеваемости и посещаемости ведется в отдельном журнале. Согласно положению о промежуточной аттестации, готовятся ведомости: в конце 1,3 четверти и по результатам первого полугодия. По итогам четверти это информация о текущих оценках и пропусках учащихся, с целью отслеживания успеваемости и оповещения родителей классным руководителем. По итогам полугодия это оценки за итоговый зачет, полугодовая оценка и оценка по элективному курсу. На основании данной ведомости выставляются оценки в классный журнал каждого образовательного учреждения, ведомости хранятся у заместителя директора.

Особое внимание внедрению и реализации сетевого профильного обучения уделяет администрация школы. Систематически проводится контроль посещаемости, регулярно контролируется качество проведения занятий. Ведется мониторинг успеваемости учащихся. По итогам года проводится промежуточная аттестация по профильным предметам, ее результаты учитываются в своей школе в соответствии с положением о промежуточной аттестации.

Таким образом, введение сетевого профильного обучения позволяет обучающимся:


  • расширить выбор предметов;

  • углубить и пополнить знания в определенной, соответствующей личным интересам, предметной области;

  • получить навыки взаимодействия в измененной социальной ситуации;

  • помочь обучающимся в выборе профиля и конкретного места получения полного среднего образования в следующем учебном году.

Управление качеством образования на основе сетевого взаимодействия в условиях формирования вариативной образовательной среды обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволяет удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.

О механизмах реализации сетевого взаимодействия в системе образования
Фролова Е.И.
Педагог современной школы осуществляет профессиональную деятельность в период высоких темпов развития науки и технологий, информационной цивилизации, работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться учениками в рамках специально организованного процесса обучения. Глобальное противоречие современного образования заключается в том, что школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления. Умение школьников получать информацию из альтернативных систем формального образования источников (СМИ, Интернет, социальная среда и т.п.) приводит к тому, что уровень социальной компетентности и информированности некоторых учащихся зачастую оказывается выше, чем у обучающего их педагога. Сам же педагог, опираясь на свой прошлый опыт и стереотипы деятельности, стремится научить школьников «тому, что знает сам».

С другой стороны, проводимая диагностика проблем профессионально-педагогической деятельности учителя и осуществленный анализ видения учителями собственных трудностей позволяют выявить следующие наиболее типичные профессиональные затруднения учителя:

- в анализе и презентации опыта собственной педагогической деятельности;

- в осмыслении и анализе собственной личностно-профессиональной позиции;

- в развитии субъектной позиции по отношению к собственной профессиональной деятельности;

- в освоении методологии и методов ведения инновационной и исследовательской деятельности в условиях сетевого взаимодействия;

- в освоении новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий и способов их применения в системе образования;

- в проектировании способов разработки и реализации регионального компонента содержания образования.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). Таким образом, для решения поставленной педагогической задачи необходимо организовать целевую научно-методическую поддержку профессиональной деятельности учителя в ситуации инновационного преобразования школы. При этом традиционные формы и содержание методической работы во многом не соответствуют современным задачам профессионального развития учителя, особенно – работающего в условиях инновационной школы.

На сегодняшний день модель образовательного пространства - «Школьный округ» - является наиболее перспективной для упорядочивания механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Под «Школьным округом образовательной сети» понимают территорию, в рамках которой расположена базовая (опорная) школа и общеобразовательные учреждения, находящиеся с ней в договорных отношениях.

Школьный округ аккумулирует на своей базе информационные, научно-методические и прочие виды обеспечения образовательных программ, осуществляет предпрофильную подготовку учащихся и профильное обучение старшеклассников школьного округа, взаимодействует с образовательными учреждениями в целях повышения эффективности образовательной подготовки школьников на всех ступенях обучения и улучшения качества методической работы в школьном округе. Таким образом, образовательная система переходит в инновационный режим. А это требует изменений и в структуре управления образовательным учреждением.

Соответственно, имеется социально-профессиональный заказ на приведение модели научно-методической поддержки учителя в соответствие с требованиями времени и изменившейся ситуации в общем образовании. Возможности организации такой модели сегодня возрастают в связи, с одной стороны, с наличием мотивации педагогов к инновационной деятельности и готовностью инновационных школ оказать учителям необходимую научно-методическую поддержку, ё с другой стороны - с широким распространением информационно-коммуникационных технологий и имеющимся опытом их применения в сфере дополнительного профессионального образования, с развитием информационной культуры большинства педагогов и их готовности выступать в качестве потребителей электронных и других образовательных услуг.

Все это обусловило разработку научно-методической поддержки учителя в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений школьного округа.

Проблему инновационной разработки определяет выявленное противоречие между социально-профессиональным заказом на организацию научно-методической поддержки учителям, ориентированным на осуществление инновационной образовательной деятельности и совершенствование собственной профессиональной деятельности, и невозможностью оказать такую поддержку в условиях традиционных форм и содержания методической работы в общеобразовательных учреждениях.

Объект: организация научно-методической поддержки учителям, ориентированным на осуществление инновационной образовательной деятельности и совершенствование собственной профессиональной деятельности.

Предмет: инновационная модель научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности и совершенствование собственной профессиональной деятельности.

Гипотеза: можно предположить, что организация предлагаемой нами научно-методической поддержки будет способствовать повышению готовности учителя к осуществлению инновационной образовательной деятельности и совершенствованию собственной профессиональной деятельности.

Цель: разработка и опытная апробация инновационной модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности и совершенствование собственной профессиональной деятельности.



  1. Какие задачи могут быть решены:

1. Диагностика профессиональной позиции учителя, потребностей в профессиональном саморазвитии и экспертиза проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

2. Составление индивидуальных программ профессионального саморазвития учителя.

3. Создание психолого-педагогических условий становления и развития проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных умений учителя.

4.Разработка и опытная апробация инновационной модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности.

5.Создание системы сопровождения индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя методической службой:

- разработка психолого-педагогического обеспечения позиционного самоопределения педагога в системе профессиональной деятельности;

- построение технологии инновационного проектирования педагогического процесса учителем.

6.Разработка и апробирование дискантной сетевой модели распространения опыта инновационной деятельности школы.

7.Разработка и внедрение информационной обучающей среды для сетевых педагогов.

Для этого необходимо изучить документы и литературу по вопросам управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, провести теоретический анализ экономической, социально-философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучить и обобщить передовой опыт по развитию инновационных общеобразовательных учреждений, управлению общеобразовательными учреждениями; смоделировать схему управления инновационными процессами общеобразовательным учреждением; вести наблюдение и сравнительный анализ учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении

Исследование потребностей педагогов в организации научно-методической поддержки их деятельности должно осуществляться на базе сети образовательных учреждений школьного округа.

На первом - проблемно-поисковом этапе - провести изучение литературы по исследуемой проблеме, анализ опыта работы школ области и других регионов России; определение исходных теоретических позиций, изучение готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности в системе образования; диагностика профессиональной позиции учителя, потребностей в профессиональном саморазвитии и экспертиза проблем, возникающих в профессиональной деятельности коллектива к работе в инновационном режиме в условии сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

На втором - организационно-управленческом этапе - разработка теоретических основ педагогической самоэкспертизы; разработка и опытная апробация инновационной модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности; конструирование модели управления инновационными процессами в условиях организации школьного округа; разработка психолого-педагогического обеспечения позиционного самоопределения педагога в системе профессиональной деятельности; разработка дискантной сетевой модели распространения опыта инновационной деятельности школы; разработка информационной обучающей среды для сетевых педагогов; составление индивидуальных программ профессионального саморазвития учителя.

На третьем - опытно-экспериментальном этапе - проверка инновационной модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности; апробация технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении в условиях организации школьного округа; создание системы сопровождения индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя методической службой; апробирование технологии инновационного проектирования педагогического процесса учителем; апробирование сетевой модели распространения опыта инновационной деятельности школы; внедрение информационной обучающей среды для сетевых педагогов; создание модели сетевой методической службы в Школьном округе с целью научно-методической поддержки учителя.

На четвертом – аналитико-обобщающем этапе - проводится анализ научных результатов, осуществляется повторная диагностика, подтверждающая жизнеспособность и эффективность созданной модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности и технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении в условиях организации школьного округа.

Ожидаемые конкретные научные результаты (форма изложения должна дать возможность провести экспертизу результатов и оценить степень выполнения заявленного в проекте плана работы).

1. Создание модели сетевой методической службы в Школьном округе с целью научно-методической поддержки учителя посредством:

- создания модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности и совершенствование собственной профессиональной деятельности;

- разработки технологии и методических рекомендаций по организации модели дистантной научно-методической поддержки учителей на базе информационно-коммуникационных технологий (Интернет) с целью осуществления повышения квалификации педагогов округа;

- создания рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению инновационной деятельности учителя;

- создания своих форм, средств и материалов для внутришкольного обучения по программе самообразования.

2. Повышение качества образовательных услуг школы, удовлетворяющих образовательные запросы субъектов педагогической системы, появляющейся в осмыслении педагогом своей профессиональной позиции и выстраивании собственной траектории профессионального развития в условиях инновационной деятельности.

Критерии и способы изучения эффективности функционирования модели научно-методической поддержки учителей, ориентированных на осуществление инновационной образовательной деятельности и совершенствование собственной профессиональной деятельности.

Для определения изучения эффективности функционирования модели научно-методической поддержки учителя определены следующие критерии:

1. Критерий эффективности инновационной деятельности образовательного учреждения:


  • повышение качественных показателей образовательной деятельности;

  • повышение инновационной активности коллектива в области обновления содержания образования, внедрения инновационных технологий;

  • интенсивность и качество сетевого взаимодействия по внедрению профильного обучения, активность участия педагогов и учащихся в сетевых мероприятиях и проектах;

  • соответствие структуры управления ОУ образовательным потребностям социума;

  • высокий уровень мотивации преобразования профессиональной педагогической деятельности;

  • адаптированность к изменениям в профессиональной педагогической среде.

2. Критерий эффективности технологии управления инновационными процессами в образовательном учреждении:

  • системность функционирования управленческого цикла, включающего в себя анализ, целеполагание, планирование, программирование, организацию, системный мониторинг и коррекцию инновационных процессов по результатам обратной связи:

  • эффективность проектирования инновационных процессов, проработки аспекта проблематики, разработки современного критериального аппарата, оценки и самооценки, анализа последствий реализации проекта;

  • эффективность функционирования системы информационно- аналитического сопровождения процесса модернизации образования в условиях образования Школьного округа;

  • разрешение психологических и социальных барьеров, препятствующих внедрению инновационных процессов.

3. Критерий готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности в системе образования:

  • высокий уровень мотивации преобразования профессиональной педагогической деятельности;

  • адаптированность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением новых программ, учебников, с появлением новых способов контроля знаний и т.п.);

  • способность осваивать новые педагогические технологии, обновлять формы и методы педагогической деятельности;

  • умение извлекать новые педагогические знания из исследования собственной профессионально-педагогической деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;

  • решение профессиональных педагогических задач не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации;

  • способность к проектировочно-прогностической деятельности.

Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке.

При построении модели нужно опираться на результаты проведенных исследований в педагогической теории и практики:



    • педагогическим основанием построения модели научно-методической поддержки инновационной деятельности учителя выступает личностно-ориентированный подход (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, С.Д. Поляков, В.В. Сериков и др.), в рамках которого целью образовательной деятельности является личность, ее профессиональное развитие и саморазвитие;

    • психологическим основанием построения модели выступает субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.К. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, Е.И. Рогов и др.), предполагающий взаимное развитие человека и деятельности. В рамках этого подхода человек рассматривается как источник активности по отношению к той деятельности, которую он осуществляет;

    • профессионального развития педагога (Л.М. Митина, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Е.И. Рогов, М.М. Кашапов);

    • инновационной деятельности в образовании (А.И. Адамский, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, М.В. Кларин, А.А. Мешков);

    • рефлексии педагога (О.С. Анисимов, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий);

    • исследовательской деятельности педагога (Л.Н. Горбунова, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Т.Г. Новикова);

    • проектировочной и прогностической деятельности педагога (А.И. Адамский, В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина, Л.А. Регуш).

Базовыми принципами в организации модели научно-методической поддержки инновационной деятельности учителя являются положения гуманистического подхода, нацеленного на приоритеты индивидуальности, самобытности, самоценности человека, но не отказывающегося от его социальной детерминации:

• принцип целостности и гибкости образовательной среды, то есть цели и содержание, технологии дополнительного педагогического образования формируются на основе самоэкспертизы учителя, вырабатываются совместно всеми субъектами образовательного процесса;

• принцип активности и внутренней мотивации субъектов, то есть признание потребностей и интересов учителя, способного реализовать в образовательном пространстве школы собственные личностные смыслы;

• принцип личностного самоопределения, то есть создание условий для понимания педагогами своей позиции, осуществление ими ценностного выбора;

• принцип ориентации на личностный рост субъектов, то есть, постоянное стимулирование и вовлечение учителя в процесс саморазвития;

• принцип ориентации на деятельностный подход, то есть максимальное включение педагогов в инновационную практическую деятельность, позволяющую в ходе непосредственного "проживания" овладеть новыми способами деятельности.

Наличие статуса базовой школы школьного округа дает образовательному учреждению право в рамках реализации программы своей деятельности вносить инновационные изменения в содержание, цели, способы, системы средств обучения и воспитания; режим функционирования и систему управления школой.

Образовательный процесс полностью обеспечен необходимыми методическими комплектами, частично оборудованы кабинеты (для расширения профильного обучения), постоянный кадровый состав, осуществляется информационная и профориентационная работа на достаточно высоком уровне.

Возможности тесного взаимодействия с культурными центрами поселка: филиалом №1 МОК РКМЦ «ПРОЛЕТАРСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА», филиалом духовно-просветительского центра им. Серафима Тяпочкина, музеем школы, школой искусств, районной библиотекой, краеведческим музеем, МОУ ДОД «Ракитянская станция юных натуралистов», Домом детского творчества, физкультурно-оздоровительным комплексом «Спартак», парком культуры и отдыха - позволяют обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных и эстетических потребностей учащихся.

Ведется инновационная деятельность школы, которая обусловлена стремлением учительского и ученического коллективов школы к самореализации своих потенциальных возможностей. Эта работа осуществляется через апробацию новых инновационных образовательных программ, введение профильного обучения, исследование оптимальных вариантов учебных планов, апробацию новых образовательных и информационных технологий, ориентацию процесса обучения на личностно-ориентированное образование, осуществление опытно-экспериментальной работы в школе (за три года более 70% учителей включилось в экспериментальную работу), организация сетевого взаимодействия с указанными школами Ракитянского района.

В школе используется информационный ресурс Интернета для реализации субъектной позиции всех участников образовательного процесса. Как современное средство коммуникации Интернет позволяет в системе образования наладить эффективное оперативное взаимодействие между органами управления образованием и школами, между школой и родителями, взаимодействие школ между собой и с широким кругом субъектов образования.


Каталог: doc
doc -> В данной статье представлен опыт работы, демонстрирующий возможности программно-аппаратного комплекса afs и датчиков Vernier в формировании исследовательской компетенции учащихся, сборе и обработке информации, реализации основных дидактических принципов
doc -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница