Его некоторые элементы. Но будет ли простая модернизация, простая проекция



Скачать 116,43 Kb.
Pdf просмотр
Дата19.05.2021
Размер116,43 Kb.
#163195
Связанные:
Эссе. Мамардашвили



Эссе

Преемственность, как принято понимать, есть связь между явлениями в процессе развития, когда старое - «оригинал», сменяется новым, сохраняющим его некоторые элементы. Но будет ли простая модернизация, простая проекция прошедшего на современную действительность являться переходом на иной уровень? Ведь с течением времени изменяются и социокультурные ориентиры общества. С философской точки зрения к вопросу о идеи преемственности подошел доктор философских наук Мераба Константиновича Мамардашвили. В этой работе будет рассмотрена точка зрения Мамардашвили, а также будут приведены высказывания других философов, касаемо данного вопроса.
Так что же такое преемственность? Является ли это чем-то материальным, предметным, что можно передать «лично в руки»? По мнению Мамардашвили, преемственность – это мысль, которая можешь возникнуть в голове человека, при этом, возможно, уже осмыслённая его предшественниками, но помысленная уже в современной для человека трактовке. Однако, смысл в том, что человек не просто совершенствует мысль, которую он получил от своих предшественников.
Дело кроется в сознании человека, в сознании всех людей, живших ранее и живущих сейчас. Их объединяет наличие одной непрерывной нити – осознание себя мыслящим и стремление познать мир через возможности своей собственной мысли. Такая преемственность непрерывна, она образует связь, словно машина времени, между старым и новым; между настоящим и прошлым; между настоящим одного человека, и, возможно, кардинально отличающимся настоящим другого человека, при этом живущих в одно и то же время.
Как уже было сказано, может обнаружиться то, что мысль, пришедшая в голову человека, уже была некогда сформулирована. Человек может осмыслить мир по-своему, а потом узнать, что подобная точка зрения уже была сформулирована задолго до него в трудах великих философов. Тогда будет ли это являться лишь проекцией на свою действительность? В таком случае, можно обратиться к выражению Рене Декарта «мыслю, следовательно, существую». И ведь действительно, человек существует мыслью, ему необходимо самому познать, объяснить для себя устройство вещей, явлений и мира в целом. И как только человек осознаёт себя мыслящим, он начинает чувствовать себя живым и, возможно, потенциально великим мыслителем. «Мы живы в том акте, который выполняем сейчас, если держим живыми, а не умершими в тексте, своих предшественников. Если жив Кант, если мысленно я держу Канта живым, то жив и я. И наоборот, если жив я, если я могу помыслить нечто кантовское как возможность моего собственного мышления, а не учености, то жив и Кант.» - так утверждает Мамардашвили. Переосмысляя, возможно, основываясь, но не

всецело полагаясь на чужую мысль и слепо доверяя, человек поддерживает бесконечную нить/мысль, держа живыми своих предшественников, и, как следствие, поддерживая бесконечную связь – преемственность. В таком случае, опыт и мысли великих людей будут бессмертны - бессмертие личности в мысли.
Человек мыслит живо, когда его знания живут вместе с ним, когда он не просто текстуально воспроизводит мысль и заучивает, а применяет её и в жизни.
В ином случае, на чем заостряет внимание Мамардашвили, нужно быть осторожными и не считать каждую появившуюся в голове идею гениальной.
Простые попытки человека скопировать чье-то мышление, будь то великий философ или современник, будут лишь имитированием мысли, но не мыслью самой по себе. Лишь простой проекцией мысли он ничего не сможет достичь. Мераб Константинович приводит отличный пример подобной ситуации: «Бывают такие "блаженные" периоды или состояния истории, когда нити преемственности ткутся механически, так как люди продолжают развивать идеи по их содержанию. То есть чисто предметно. <…> Отсюда, между прочим, вся проблема так называемого модернизма <…> в этом случае приходится неклассическими средствами, то есть совершая некоторые дополнительные акты, в содержании самой мысли не присутствующие, решать фактически ту же классическую задачу.»
Преемственность будет «бесконечной нитью» только в том случае, если люди не утратят возможность мыслить живо. Однако, на данный момент заметно изменение мышления в сторону имитации мысли. И есть вероятность того, что великие личности перестанут жить в нашу эпоху технического прогресса. О подобной проблеме, помимо Мамардашвили, высказывались многие философы.
Например, об этом подробно говорил М.Хайдеггер в тексте «Отрешенность», основанной на памятной речи празднования годовщины рождения композитора
Крейцера, называя такой образ мышления бездумностью: «Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления.
Это бегство от мышления и есть основа для бездумности». При этом, когда человек бездумен, он не теряет способности думать. Его способность осмыслять заменяет вычисляющее мышление, та же, по своей сути, имитация мысли. Чем дальше мы развиваемся, тем больше мы зависим от технических приспособлений и больше теряем способность осмыслять, даже не замечая этого, которая должна работать непрерывно.
В конце данного рассуждения хотелось бы сказать о том, что современному человеку, даже в условиях технического прогресса, когда «нити преемственности ткутся механически», необходимо сохранять неравнодушное отношение к мышлению. Придерживаясь этого, мы продолжаем цепочку

преемственности, которая выступает не как случайный процесс, а как необходимое явление, благодаря которому происходит поступательное развитие.
При этом, необходимо помнить, что новое не возникает на пустом месте. Оно имеет глубокие корни, уходящие в прошлое. А наше прошлое – это великие философы и учителя прошедших эпох. И если мы не будем топтаться на месте, постигая мир силой человеческой мысли, то мы сделаем их, фактически, бессмертными. Поэтому, человек не имеет права прерывать эту цепочку, длинною в века.

Скачать 116,43 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница