Факторы педагогического стимулирования профессионального саморазвития студента



Скачать 80,91 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата12.03.2021
Размер80,91 Kb.
#105192
  1   2

ФАКТОРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА
Е.Н. Воронова
Педагогический институт СГУ
Проблематика саморазвития личности и формирования представлений о себе в последнее время интенсивно разрабатывается в педагогике работы В.И.Андреева, А.И.Кочетова, О.М.Орлова и др. ПФ. Каптерев считает саморазвитие человека исходной основой всего педагогического процесса, рассматривая внешнюю природу и общество в качестве возбудителей саморазвития, где берёт своё начало и педагогический процесс. Учёный делает вывод о том, что не передача важнейших культурных приобретений, а саморазвитие личности выражает сущность педагогического процесса, чья внешняя сторона – обучение – оказывает влияние на внутреннюю, те. на самодеятельность души. Продолжая высказанные выше положения, мы считаем целесообразным отметить, что творческое саморазвитие может быть обеспечено в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, в том числе ив самостоятельной учебной деятельности. Нельзя не согласиться с В.С. Лазаревой, Н.В. Коноплиной, Л.А. Байковой,
Л.К.
Гребенкиной, рассматривающих саморазвитие как определённый вид деятельности. Как виды деятельности самостоятельная учебная деятельность и профессиональное саморазвитие аналогичны по своему компонентному составу. Данная теоретическая посылка позволяет нам говорить об их взаимосвязи, которая проявляется в аналогии их структурных компонентов. Учитывая вышесказанное, мы выделяем в профессиональном саморазвитии, как ив самостоятельной учебной деятельности, следующие элементы 1) мотивационно-целевой;
2) содержательный 3) операционно-деятельностный; 4) результативный.
Рассмотрим первый, мотивационно-целевой элемент. В данный элемент входит целеполагание как выбор личностно значимых целей. Постановка конкретной цели даёт возможность актуализировать у человека внутренние основания (знания, убеждения, методы действий, которые позволят ему в дальнейшем управлять своей деятельностью. Профессиональное саморазвития – это процесс, требующий достаточно сильной мотивационной поддержки. Мотив саморазвития возникает обычно как результат осознания степени расхождения содержания реального и идеального Я личности. Его строение определяется
1
Каптерев П.Ф
. Избранные педагогические сочинения. М, Педагогика, 1982. С. 170.

наличием двух оснований – исходного, обусловленного реальной самооценкой личности, и идеального, смоделированного предвосхищения себя в будущем. Очевидно, что для педагогического стимулирования профессионального саморазвития большое значение имеет исходная мотивация студентов (их желания, интересы, ценности, установки.
Мотивационная сфера – это совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера мотивационной сферы у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Педагогам необходимо создавать такую мотивационную сферу, которая стимулировала бы мотивацию достижения у студентов, которая, в свою очередь, способствовала бы выработке инициативной линии поведения. Важно также формировать у них умение самомотивировать свою деятельность (заинтересоваться, убедить себя в необходимости осуществлять е, увидеть важность деятельности и её результатов для себя лично. Одной из основных задач преподавателя является повышение в структуре мотивации у студентов удельного веса внутренней мотивации учения. Под постоянным контролем преподавателей вузов также должен находиться процесс формирования профессионального интереса студентов. Управление этим процессом – это целенаправленное воздействие педагога на эмоции, потребности и мотивы личности. Педагогу необходимо учитывать следующие аспекты - исходный уровень интереса к выбранной профессии - мотивы выбора профессии - индивидуальные особенности студентов - психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса
1
При классификации мотивов учения выделяют две основные группы. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности 1) связанные с содержанием учения стремление узнать новые факты, овладение знаниями, способами действий, стремление проникнуть в суть явлений и т.п.; 2) связанные с самим процессом учения стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, те. увлечение самим процессом решения, а не только получаемыми результатами. II. Мотивы, связанные стем, что лежит вне самой учебной деятельности 1) широкие социальные мотивы (долга перед обществом, родителями, учебной группой, самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.), самосовершенствования получить развитие в результате учения 2) узколичные мотивы стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация
1

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей

Скачать 80,91 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница