Федеральное государственное автономное образовательное



страница1/9
Дата10.02.2016
Размер1,56 Mb.
#314
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"»
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Отделение прикладной политологии Факультета менеджмента

Кафедра прикладной политологии

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: «Практики инклюзии в отношении детей с ограниченными возможностями в процессе изменений социальной политики в России»

Направление 030200.62 Политология

Студент группы № 640:

Пучкова Наталья Сергеевна

Научный руководитель:

старший преподаватель кафедры прикладной политологии

Барандова Татьяна Леонидовна

Санкт-Петербург

2013


Аннотация

Бакалаврская работа посвящена практике инклюзии в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе изменений социальной политики в России.

В I главе приводятся определения понятия «социальная политика», обсуждаются ее содержание, модели, направления. Рассматривается социальная политика переходного периода в России и ее основные этапы. Особое внимание уделяется реформированию социальной политики в ходе построения гражданского общества и социального государства, призванного обеспечить равные возможности для самореализации всем членам общества, включая его наиболее незащищенные группы – граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Во II главе обсуждаются социальная политика в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России и проблемы, возникающие при реализации этой политики. Рассматриваются международные и российские нормативно-правовые акты (законы, решения, конвенции), в которых декларируются права и свободы граждан с ограниченными возможностями здоровья. Значительное внимание уделяется инклюзии как принципу образования, основанному на включении лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток социокультурного процесса, помощи в преодолении географических неудобств и экономических различий, преодолении дискриминации по полу, возрасту, здоровью, этнической принадлежности и каким-либо иным признакам.

В III главе обсуждается практика инклюзии через образование в России. Приводятся данные анализа жалоб и обращений граждан к Уполномоченным по правам человека и к Уполномоченным по правам ребенка в РФ, регионах, краях и областях по тематике инклюзии через образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждаются результаты исследования практик инклюзии в ряде общеобразовательных школ Санкт-Петербурга.

На основании полученных результатов сделаны выводы о состоянии дел по реализации практики социальной инклюзии через образование детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России.

Бакалаврская работа состоит из 3-х глав, аннотации, введения, заключения, библиографического списка и приложения.



Summary

Bachelor`s thesis is devoted to the inclusion practice in respect of handicapped children within the changes of social policy in Russia.

  Chapter I contains the definitions of "social policy", discusses its content, patterns, and schools. It also covers such an issue as the social policy of transition period in Russia and its main stages. Particular attention is paid to the reform of social policy in the course of creation of a civil society and the welfare state, designed to provide equal opportunities for self-realization of all members, including its most vulnerable groups - people with disabilities.

   Chapter II discusses the social policy in respect of people with disabilities in contemporary Russia and the problems emerging in the process of implementation of this policy. The international and Russian normative legal documents (laws, resolutions, conventions), which declare the rights and freedoms of citizens with disabilities, are also considered. Special attention is paid to the inclusion as a principle of education, based on the engaging of people with disabilities into the mainstream of sociocultural process, help in overcoming geographical inconveniences and economic differences, overcoming discrimination by sex, age, health, ethnicity, and other characteristics.

   Chapter III discusses the practice of inclusion through education in Russia. The analysis of complaints and appeals to the Ombudsman and the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation, regions, territories and oblasts on the subject of inclusion through education of children with disabilities is also presented.

   The research results of inclusion practices in a number of secondary schools in St. Petersburg are also discussed.

   On the basis of these results some conclusions about the state of affairs concerning implementation of the social inclusion practice through education of children with disabilities in Russia are made.

   Bachelor`s thesis consists of three chapters, summary, introduction, conclusion, bibliography and appendix.



Оглавление

Введение 5 стр.



1 глава. Процесс изменений социальной политики в России 9 стр.

1.1. Определение понятия и содержания социальной политики 9 стр.

1.2. Классификация моделей социальной политики 16 стр.

1.3. Социальная политика переходного периода в России: основные этапы 22 стр.



2 глава. Социальная инклюзия людей с ограниченными возможностями 35 стр.

2.1. Социальная политика в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья в современной России 35 стр.

2.2. Социальная интеграция через образование как практика инклюзии 45 стр.

2.3. Международное законодательство в сфере социальной инклюзии 60 стр.

2.4. Нормативно-правовая база Российской Федерации в сфере социальной

инклюзии 64 стр.



3 глава. Практики инклюзии через образование в реализации 69 стр.

3.1. Права детей с ограниченными возможностями в России сквозь

призму государственных правозащитных институтов 71 стр.

3.2. Практики инклюзии и соблюдения прав детей с ограниченными

возможностями в глазах общественных экспертов 84 стр.

3.3. Практики инклюзии через образование в Санкт-Петербурге (на

основе изучения случаев специальных программ и специализированных школ) 86 стр.

Заключение 99 стр.

Библиографический список 104 стр.

Приложения 114 стр.



Введение

Актуальность темы связана с тем, что в современном мире, в котором доступность качественного образования является базой самореализации и полноценности гражданина, его достойного социального положения, образовательная реабилитация представляет собой важный аспект интеграции людей с ограниченными возможностями (инвалидов) в общество. Существует насущная необходимость обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья, развития их умений и навыков с целью интеграции их в общественную жизнь. Для реализации политики инклюзии (включения их в самостоятельное обслуживание своей жизнедеятельности, устранение барьеров и предоставление возможностей для самореализации, предоставления им равных прав и возможностей), практики получения образования на всех возрастных этапах становятся ключевыми, что подтверждают как эксперты, так и сами представители данной социальной группы и их родители. Совокупность мероприятий образовательной реабилитации направлена на воспитание и обучение в первую очередь детей c ограниченными возможностями, получение ими необходимого уровня общего, а также специального образования, в особенности для того, чтобы люди имеющие «ограниченные возможности» раскрыли их «дополнительные возможности». Общемировая практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволила разработать наиболее эффективную модель инклюзивного образования (модель полноценного включения). Согласно этой модели ребенок, имеющий любую степень официально установленной инвалидности или просто страдающий рядом осложняющих жизнь недугов, имеет право на обучение вместе с другими сверстниками, что подразумевает активное включение в образовательный процесс и социальную активность.

Исследовательский вопрос: каким образом социальная политика воздействует через практики инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной сфере на их интеграцию в современной российское общество.

Объект исследования: изменения социальной политики в Российской Федерации.

Предмет исследования: практики инклюзии через образование в отношении детей с ограниченными возможностями.

Цель исследования: в контексте изменений социальной политики в России выявить ограничения при реализации равенства прав и свобод и изучить практические возможности интеграции детей с особыми потребностями в социальную среду посредством практик инклюзии через образование.

Задачи исследования:

- изучить теоретические концепты «социальная политика», «модели социальной политики», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «социальная интеграция», «политика инклюзия», «инклюзивное образование»;

- проследить изменения социальной политики в России и их влияние на ситуацию с соблюдением прав человека на достойную жизнь в отношении людей (детей) с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществить обзор комплекса международных и национальных нормативно-правовых механизмов, касающихся положения детей с ограниченными возможностями, и проанализировать их реализацию в России на основе обращений в адрес государственных правозащитных институтов;

- выявить основные проблемы в процессе социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России, опираясь на опыт экспертов из общественного (некоммерческого) сектора и исследователей социальной политики из стран Скандинавии;

- исследовать практики инклюзии на примере анализа случаев специализированных школ с инклюзивным образованием Санкт-Петербурга;

Для реализации исследовательских целей и задач в работе использовались следующие качественные методы:

1) анализ содержания текста (применялся для изучения Ежегодных докладов Уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в регионах России);

2) участвующее (партисипаторное) наблюдение в работе экспертных групповых фокусированных на изучаемой тематической области дискуссий в рамках Форума некоммерческих организаций стран региона Балтийского моря (апрель 2013, Санкт-Петербург);

3) экспресс-интервью в формате экспертного заключения (как участников Форума, так и иных исследователей и практиков инклюзивной политики);

4) анализ вторичных источников (научно-исследовательские и экспертные публикации по теме, материалы деятельности общественных организаций и специализированных учебных заведений (школ), периодические издания);

5) включенное наблюдение в 2-х школах Санкт-Петербурга (элементы стратегии изучения случаев использованы на примере анализа практик инклюзии в деятельности этих школ).

Выполненное в эмпирической части данное исследование носило преимущественно аналитический (поисково-прикладной и частично оценочный) характер, поэтому гипотеза не выдвигалась. Исходным предположением являлось то, что изменения в социальной политике, в частности в отношении детей с ограниченными возможностями, связанны с включением концепта «социальной интеграции» и ориентации на соблюдение международных механизмов защиты прав ребенка, подкреплены практиками инклюзии, важнейшие из которых сосредоточены в доступе к образованию.

Дипломная работа состоит из 3-х глав, аннотации, введения, заключения, библиографического списка и приложений.



1 глава. Процесс изменений социальной политики в России

1.1. Определение понятия и содержания социальной политики1

Социальная политика - это междисциплинарная область науки, находящаяся на стыке политологии, экономики, права, социальной философии, социологии, развивающееся на протяжении последних двух веков. В узком понимании под социальной политикой, в её прикладном, смысле обычно понимают «систему конкретных мер и социальных программ, направленных на жизнеобеспечение населения»2.

Т.Ю. Сидорина предлагает определение социальной политики в широком смысле, теоретически более соответствующее реалиям ХХ века, отмечая, что это «общественный институт, деятельность которого направлена на обеспечение основных социальных потребностей общества и его слоев; это одно из важнейших направлений внутренней политики государства, имеющее в своей основе социальную доктрину, которая определяет стратегию и цели развития общества, а также деятельность институтов гражданского общества; это направление социальной теории, область научных исследований, учебная дисциплина и, наконец, - это система мер, обеспечивающая решение по всем направлениям социальной сферы (занятость населения, здравоохранение, образование, социальное и пенсионное обеспечение и пр.)»3.

Исходя из такой интерпретации, следует полагать, что как любая научно обоснованная сфера реализации политических программ, социальная политика имеет институциональное измерение, определяющее в то же время субъекты и объекты воздействия политического курса государства. Исследователи отмечают, что «субъектами социальной политики являются: государство, политические лидеры, политическая и хозяйственная элита федерального, регионального и муниципального уровней, политические партии, чиновники всех уровней управления, предприятия и фирмы, общественные организации, профсоюзные объединения, предприниматели, частные лица»4. Имея в распоряжении различные ресурсы, все эти субъекты призваны использовать их для разработки и реализации социальных программ, принятия соответствующих решений в виде законов, программ и проектов, ориентированных на распределение получаемых доходов, материальных благ и духовных ценностей. Отмечается особая роль государства как политического и правового субъекта, обладающего всей совокупностью властных полномочий. Объектом социальной политики являются социальные процессы в различных формах проявления. Политическая деятельность институтов государства по решению задач социальной политики оформлена нормативно в виде правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики, а социальная работа во всем многообразии агентов, форм и технологий выступает как способ реализации социальной политики.

В развитых странах социальная политика проводится исходя из серьезных теоретических оснований, проверенных на практическом уровне. Специально подготавливаются кадры, интенсивно развивается инфраструктура учебно-методологической работы, «в частности в таких странах как Великобритания, Германия, США, Франция, Канада гордятся учеными, теоретиками, государственными деятелями, создавшими и воплотившими в жизнь известные во всем мире концепции и модели социальной политики. В России многие эти идеи, теории, концепции до сих пор малоизвестны, не востребованы»5.

Как отмечено выше, социальная политика как область научно-практического знания в ее современном виде сформировалась на базовом уровне в течение ХIХ-ХХ веков. Теоретические основы в западных традициях были заложены в работах экономистов и социологов А. Смита, И. Бентама, Л. фон Мизеса, Дж. М. Кейнса, Ф. А. фон Хайека, В. Зомбарта, Т. Х. Поланьи, Т. Х.Маршалла и других. В России тоже на данные темы размышляли социальные философы. Рассмотрим кратко некоторые из их идей по дефиниции социальной политики.

В трудах В. Зомбарта6 выделяются два уровня социальной политики. Первый уровень обозначается в определении социальной политики, под которой понимается сумма мероприятий экономической политики, которые имеют целью или следствием сохранение, поддержание или уничтожение, отрицание определенной хозяйственной системы или части ее. Второй уровень касается мероприятий, направленных на поддержание благосостояния отдельных лиц или социальных групп вне зависимости от существующей экономической системы.

Для Т.Х. Маршалла7 одним из достоинств социальной политики является направленное участие в решении социальных проблем. Он считал, что все процессы социальных изменений (как экономические, так и политические) ведут к появлению победителей и проигравших. Это понимание вынуждает создавать институт социальных работников, призванных отвечать на конкретные практические проблемы и вопросы о политических программах, политиках и услугах, а не абстрактно рассуждать о социальной политике.

П.А. Сорокин рассматривал социальную политику как специальный раздел социологии, считая, что социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье. Он пишет: «социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни, для наилучшего использования социально-психической энергии». 8

С.Н. Булгаков связывал социальную политику с социальной наукой. По его мнению, социальная политика, «это нерв социальной науки, она владеет ключами от всех ее зданий. Возможная научность социальной политики не уничтожается тем, что в ней, как и во всякой деятельности, руководимой практическими интересами, неизбежно участвует доля субъективизма»9.

В сфере политологии развитие теории социальной политики в ХХ веке неразрывно связано с такими понятиями, как социальное государство, правовое государство, государство всеобщего благосостояния, гражданское общество, социальная справедливость. Эти концепты являются значимыми не только для контекстного изучения форм государственной власти, но и для аналитической интерпретации реализуемых политических курсов в том или ином государстве, в рамках устанавливающихся политических режимов. В современном мире существенным становится дебат вокруг становления и трансформации форм деятельности социального государства, определения его сущности в качестве гаранта справедливости, выработке практик реализации и защиты социальных прав человека. Социальное государство (Welfare State) как концепт имеет разные аналитические определения, но мы рассматриваем его вслед за В.Г. Постниковым, в качестве политической системы, которая «перераспределяет материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся»10. Становление такого понимания происходило на протяжении всего прошлого столетия в рамках междисциплинарного диалога социальных исследователей. Среди первых социологических объяснений социального государства и точек зрения на его функции можно указать следующие:

- гражданская точка зрения, представленная в работах Т.Х. Маршалла, согласно которой государство обеспечивает минимальную социальную поддержку, чтобы гарантировать подобающее место индивида в либеральном демократическом обществе11;

- функционалистская перспектива, берущая начало в работах Т.Парсонса12, считает необходимым государственное вмешательство средствами социальной политики для разрешения конфликтов в развитых индустриальных обществах;

- марксистский взгляд постулирует, что государство всеобщего благосостояния играет идеологическую роль в легитимации капиталистических социальных отношений, а само понятие «государство всеобщего благосостояния» трактуется как государство, в котором именно правительство принимает на себя принципиальную ответственность за обеспечение основных социальных нужд граждан, исходя из принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена (социалистического) общества13.

В правовом государстве современного западно-европейского типа, идеи которого первоначально развивали такие политические философы как Вольтер, И. Кант, Ш. Монтескье, реализуются принципы гарантированности прав и свобод человека, верховенство закона на всех уровнях государственной и общественной жизни, разделения властей, правовая защита собственности. С точки зрения И. Канта14 люди в условиях государственного существования постоянно сталкиваются с альтернативой: личная автономия или гетерономия (подчинение извне приходящим нормам). Автономии соответствует правовое государство, гетерономии – патерналистское. Кант противопоставляет модель правового государства, граждане которого «совершеннолетние» и ответственные личности, патерналистскому, где власть «отечески» заботится о благе подданных. В такой интерпретации основой правового государства является развитое гражданское общество, представляющее постоянно взаимодействующие экономические, культурные, религиозные и другие негосударственные объединения граждан, на которые и должно опираться правовое государство, поддерживая и охраняя его структуры15, что описано нами далее.

Согласно В.А. Торлопову, социальное государство представляет собой «закономерный этап в развитии человеческой цивилизации и является сознательно конструируемым политико-правовым и социальным образованием, позволяющим равномерно распределять общественные ресурсы, выравнивать стартовые условия граждан, способствуя тем самым социальной стабильности и социальному согласию в обществе»16.

К универсальным принципам, определяющим существование социального государства в современный период, относятся принципы гуманизма, признание неотъемлемых фундаментальных прав граждан на человеческое достоинство и свободное развитие личности, личную и общественную ответственность граждан за свое материальное благополучие. Эти принципы сформулированы в ряде международных документов. Прежде всего к ним относятся: Всеобщая Декларация прав человека (принята ООН в 1948 году), Рекомендации Международной организации труда (МОТ), Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей от 20 ноября 1989 г.), Декларация и Программа действий, принятые на Копенгагенском социальном саммите в 1995 году и другие.

Необходимым условием существования социального государства служит наличие развитых структур гражданского общества, позволяющих более чутко реагировать на потребности и нужды конкретного человека, более мобильно решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между гражданами. «Гражданское общество - это общество, способное быть самостоятельным субъектом деятельности и, благодаря этому, ставить государство под особый контроль граждан. Оно является самоорганизованным, структурированным, имеющим механизмы представительства и контроля над государством со стороны негосударственной сферы, политических партий, предпринимательских групп, профсоюзов и других неправительственных организаций, общественных движений, правозащитных групп»17 – так определяет этот концепт одна из ведущих отечественных исследователей истории социальной политики Т.Ю. Сидорина. Очевидно, что это модель демократического социального государства, задачи которого на Западе решались посредством институциализации социального контракта между государством и гражданским обществом и строились на принципе солидарности.

Нельзя не согласиться с Т.Ю. Сидориной, что именно благодаря демократической политике солидарности социальных групп, государства индустриальной Западной Европы, в особенности Скандинавии, превратили рыночную экономику в социальную рыночную экономику. Именно эти государства сыграли роль в консолидации демократии и сплочении общества, обеспечили проведение эффективного курса на социальную справедливость посредством прогрессивного налога и его перераспределения. Однако социальная политика как динамическая политическая сфера управления, «многогранный процесс и структурно сложное явление. Объект и предмет социальной политики не линейный, а многоуровневый и системный»18.

Рассмотрев понятие и некоторые подходы к определению социальной политики, важно привести и пути классификации социальной политики.



Каталог: data -> 2013
2013 -> Программа дисциплины Анализ отраслевых рынков  для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
2013 -> Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
2013 -> Управление изменениями в образовательном процессе на основе мониторинга состава студентов
2013 -> Школьная социальная сеть в управлении внеурочной деятельностью
2013 -> Влияние средств массовой информации на сознание человека в современном обществе трудно переоценить
2013 -> Программа дисциплины «для магистерской программы «Управление образованием»
2013 -> «Особенности выхода на международные рынки литаско групп»
2013 -> Новые тенденции в деятельности тнк в условиях глобализации
2013 -> Применение теорий международной торговли при разработке экспортной стратегии компании
2013 -> Сетевой образовательный клуб «Некрасовская республика»: самоорганизация, саморазвитие, сотворчество. «Некрасовская республика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница