ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
Колесникова
Ольга Леонидовна
учитель биологии
МОУ "СОШ №16"
г. Подольска
Московской области
Подольск, 2010г.
Оглавление.
Введение.
-
Понятие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
-
Информатизация образования.
-
Положительные и отрицательные стороны информатизации образования
-
Понятия ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции.
-
Виды ИКТ, используемые в учебном процессе
-
ИКТ на уроках биологии.
Методы проведения учебных занятий в школе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
-
Заключение.
-
Список литературы.
-
Приложение.
Введение.
Выбор темы проекта обоснован тем, что информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.
В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Академик А.П. Ершов писал, что "информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности". При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится "стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию".
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.
В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет отрицательный эффект.
Очевидно, что решение проблем уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Необходимо обучать корректному, оправданному и уместному использованию средств информационных и коммуникационных технологий не только учителей, но и обучающихся.
Поэтому предполагаю сделать целью своего исследования формы организации уроков биологии с использованием ИКТ и методы применения ИКТ в обучении школьников и ставлю следующие задачи:
-
Изучить теоретический материал об использовании информационных технологий в образовании;
-
Разработать методическую базу и внедрить информационные технологии в учебный процесс, изменив методику преподавания предмета.
-
Понятие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
В трактовке И.В. Роберта под информационными технологиями понимаются "программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио-, видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации".
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации в различных областях деятельности человека. Сфера образования является одной из областей деятельности человека. Таким образом, появляется понятие "информатизация образования".
-
Информатизация образования.
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация образования на практике невозможна без применения специально разработанных средств информатизации образования.
Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования. При этом понятие средств информатизации образования является более широким и включает в себя средства ИКТ.
Информатизация каждого учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения общего среднего образования.
Часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки школьников. Однако важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но не единственной областью деятельности современной школы, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.
Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе.
-
Положительные и отрицательные стороны информатизации образования
Использование средств ИКТ обогащает педагогическую и организационную деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:
-
совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;
-
введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
-
внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
-
повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
-
организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;
-
совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.
Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Однако использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.
-
Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Обучаемый надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, не используя активную живую речь, Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения.
-
Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.
-
Получая значительную свободу в поиске и использовании информации, некоторые обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.
-
Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
-
Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.
-
Часто при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.
-
Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.
-
Определенную опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИКТ и информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.
Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.
-
Чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
-
Понятия ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции.
ИКТ – грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и (или) сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Понятие ИКТ–грамотности определяет, какими навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
-
определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
-
доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
-
управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
-
интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
-
оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
-
создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
-
сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
Понятие ИКТ – компетенции.
Компетенция – понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции.
Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни.
Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.
В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ–компетентности.
Под ИКТ–компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ– грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
-
Виды ИКТ, используемые в учебном процессе
В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения. С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:
-
Офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных материалов в Word, Excel, PowerPoint, Access;
-
Сетевые технологии, осуществляющие доставку учебных материалов в рамках локальной школьной и глобальной Интернет сети и регламентирующих доступ к ним;
-
Телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, форумов и чатов;
-
Широкий спектр специализированных прикладных программных средств,
обеспечивающих школьный документооборот, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением;
-
Средства разработки программных комплексов учебного назначения (от HTML документов до виртуальных миров и виртуальных лабораторий).
-
ИКТ на уроках биологии.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенное значение приобретает изучение биологии в школе.
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
В преподавании биологии всегда большое внимание уделялось овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному. Детям с низкой познавательной активностью это не всегда интересно. Современные дети все меньше добывают информацию с "листа", стараются получить её из компьютера. Они лучше читают с "экрана". Использование новых информационных технологий в курсе биологии, как и других предметов, значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а дополняют его, делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет подачи материала фрагментами. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
У учащихся высока потребность к соревнованию. Это повышает познавательный интерес, побуждает к поиску чего-то нового. Жесткие рамки учебных занятий становятся тесными. Начинается работа по самостоятельному углубленному изучению материала.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны
Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
Основной формой организации обучения, характерной для современной школы, является урок. Это необходимо учитывать при разработке и использовании средств ИКТ для системы общего среднего образования. Обучение школьников биологии в рамках классно-урочной системы идет в специальных кабинетах. Поэтому перспективы повышения эффективности классно-урочной системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей.
Классификации возможных форм образовательного процесса, для которых разрабатываются образовательные электронные издания, применяемые в общем среднем образовании, достаточно четко фиксированы. Выбор формы образования для ОЭИ должен осуществляться в строгом соответствии с классификацией:
-
уроки-лекции,
-
уроки-семинары,
-
практические занятия,
-
лабораторные занятия,
-
учебная игра,
-
учебная исследовательская работа школьников (УИР),
-
педагогическое измерение и контроль,
-
самостоятельная учебная деятельность школьников
-
Методы проведения учебных занятий в школе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют говорить об уроке биологии в компьютерном классе, например, с интерактивной доской. Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями ИКТ. Для этого необходимы, прежде всего, ОЭИ, которые можно легко встраивать в структуру урока. ( К сожалению, большинство образовательных программных продуктов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Хотелось бы, чтобы учитель получил такие средства ИКТ, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы.)
1). Метод мультимедиа-презентации.
Одним из наиболее распространённых методов применения ИКТ в обучении биологии является метод мультимедиа-презентации.
Термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видеоинформации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в практику работы различных учреждений.
Целесообразность применения мультимедиа в обучении биологии можно проиллюстрировать многими примерами.
-
Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.
-
Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать учащимся ряд опытов по биологии, выполнение которых невозможно в школьных условиях.
-
Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать учащимся ряд биологических объектов, которые невозможно показать в реальном времени.
-
С помощью мультимедиа можно "переместиться в пространстве" и показать учащимся изучаемые в курсе биологии экспонаты музеев или природные заповедники, не покидая класса.
Использование мультимедиа позволяет школьникам работать с учебными материалами по-разному - человек сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса
Мультимедиа способствует:
-
Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
-
Повышению мотивации учащихся к изучению предмета;
-
Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
-
Развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
С мультимедиа работаю по двум направлениям:
-
для изучения нового материала использую презентации свои и созданные коллегами;
-
для обобщения и закрепления знаний предлагаю учащимся сделать свои небольшие работы.
2). Метод проектов.
Как и любой учитель, я веду поиск способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающий вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. Фронтальные работы все чаще заменяю индивидуальными, парными, групповыми. Парная или групповая работа обучаемых с использованием средств ИКТ оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
Школьники, работая в группах, разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).
Основными требованиями к использованию метода проектов в обучении школьников с использованием средств ИКТ считаю:
-
наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
-
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
-
самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность ученика;
-
определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;
-
структурирование содержательной части проекта;
-
использование исследовательских методов;
-
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
-
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
-
анализ полученных данных;
-
оформление конечных результатов;
-
подведение итогов, выводы, творческие отчеты и т.д.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.
Выполнение проектного задания способствует:
-
формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;
-
выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;
-
активизации познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно-компьютерных исследований;
-
развитию творческих способностей, позволяющих реализовывать проектную задачу в соответствии с собственным видением;
-
воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;
-
осознанию учениками себя творцами собственных знаний.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности активно используем средства ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
В процессе реализации метода проектов в обучении школьников могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности как:
-
работа учеников в группах с сетевыми партнерами;
-
усвоение общекультурных знаний, формирование мировоззрения школьников на основе мультимедиа-информации, получаемой ими по телекоммуникационным каналам;
-
использование новейших средств ИКТ;
-
развитие коммуникативной письменной речи у школьников.
К образовательному проекту школьник может подключиться самостоятельно, если он уже обучен работе с телекоммуникационными системами. При реализации метода проектов вся проектная деятельность направлена на обучаемого, и не столь важно, пересекается он с ней в школе или дома. Самостоятельность в выборе учебной траектории позволяет школьнику выйти на новый, более высокий уровень работы с информационными и коммуникационными технологиями и рассматривать их как инструмент познания и саморазвития, что способствует проявлению социальной активности учащегося.
3). Метод информационного ресурса.
Работу учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой считаю одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам добавляю электронные издания и ресурсы.
Образовательным электронным изданием (ОЭИ) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Наибольшее распространение на уроках биологии получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.
Метод работы с учебной литературой и ОЭИ эффективно применяю в своей работе.
Еще одним немаловажным фактором является то, что современные гипермедиа-технологии, реализованные в сети Интернет, позволяют связывать между собой разрозненную мультимедиа-информацию, находящуюся на различных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым целостный информационный ресурс, размеры которого могут быть в принципе не ограничены.
Таким образом, моя задача как учителя, использующего метод информационного ресурса, - подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них школьников.
Основные отличия данного метода от стандартных методов программированного обучения и метода работы с литературой состоят в следующем:
-
используемые ОЭИ находятся на различных серверах в сети Интернет;
-
количество информационных ресурсов и связей между ними может быть практически неограниченным;
-
система подачи информации с помощью гипертекста позволяет обучаемому находить собственную траекторию прохождения учебного материала, углублять и расширять знания по своему желанию и возможностям;
-
гипермедиа-технологии, использующиеся в сети Интернет, позволяют при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию.
Считаю основной целью использования метода информационного ресурса -закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации школьника в огромном количестве самой разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.
Управляю деятельностью ученика при использовании метода информационного ресурса - помогаю подобрать и систематизировать информационные ресурсы с целью закрепления и расширения знаний, а также провожу контроля знаний обучаемых. Это определяет учебно-контролирующую деятельность.
К недостаткам метода информационного ресурса могу отнести значительные затраты времени как со стороны учителя, связанные со сбором и структуризацией ОЭИ, повышенным требованием к качеству используемых средств ИКТ в процессе обучения, однообразность ресурсов, так и со стороны ученика: навигация, просмотр, чтение и т.д.
4). Дидактическая игра.
Достаточно эффективным методом обучения, реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является дидактическая игра. Существует несколько важных особенностей, которые считаю необходимым учитывать при использовании метода игр в обучении школьников. При организации игры на уроке с использованием средств ИКТ важно продумать, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность. Наиболее удачно проходят игры с экологической направленностью и игры-путешествия.
Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.
5). Контроль и измерение результативности обучения школьников.
Средства информационных и коммуникационных технологий все чаще применяют на уроках биологии для автоматизации процессов контроля и измерения результативности обучения школьников. Использую как специально разработанные средства, нацеленные на педагогические измерения с использованием компьютерной техники, так и контрольно-измерительные подсистемы образовательных электронных изданий и ресурсов, предлагаемых в сети.
Мой интерес к подобному способу оценивания знаний предопределили его положительные стороны:
-
высокая степень формализации и унификации процедуры тестирования,
-
возможность одновременного проведения тестирования на нескольких компьютерах,
-
возможность организации дистанционного тестирования посредством локальной компьютерной сети, либо через глобальную информационную сеть Интернет.
Тесты, как правило, применяю для целей контроля. В этом случае с их помощью определяю качество знаний обучаемых, закончивших изучение темы, одного или нескольких учебных курсов.
Кроме этого, применяю тесты непосредственно в ходе учебного процесса.
Тестовые материалы могут так же служить инструментарием, применяемым для достижения целей диагностики.
-
Заключение.
Применение средств ИКТ в системе естественного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они привносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в обучении естественным наукам требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание.
Таким образом, введение информационных технологий при изучении биологии позволяет:
-
интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;
-
рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
-
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
-
использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
-
изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
-
представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью;
-
конкретным образом изменить организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления.
-
обеспечить психологический рост личности, развитие навыков самообразования и самовоспитания.
-
выявлять и поддерживать одаренных детей.
Однако ИКТ никоим образом не сможет заменить живое знакомство с природой: выход на экскурсии, посещение музеев естественной истории, работу с микроскопом, гербариями, коллекциями и т. д.
Но за этими технологиями будущее, они позволяют делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.
-
Список литературы.
-
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
-
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
-
Беспалов П.В. Компьютерная компетентность личностно-ориентированного обучения //Педагогика. 2003, № 4.
-
Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 – 7.
-
Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36
-
Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30
-
Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
-
Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.
-
Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.
-
Приложение.
 

Поделитесь с Вашими друзьями: |