Формы, методы, приёмы совершенствования урока музыки в начальной школе



Скачать 121,84 Kb.
страница1/15
Дата24.03.2022
Размер121,84 Kb.
#130103
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Формы, методы, приёмы совершенствования урока музыки в начальной школе .
Осуществление всеобщего среднего образования требует еще большей гибкости в организации и методике учебной работы, приспособления ее к различным категориям учащихся.
Цели и задачи музыкального образования наиболее тесно связаны с главным предназначением общеобразовательной школы — личностным становлени­ем молодого поколения. Поэтому нельзя отделять урок музыки от об­щей системы учебно-воспитательной работы в школе (над чем и бьются по­стоянно учителя музыки). Отрывая музыкальную работу на уроках от всей системы воспитания, можно "обескровить" процесс приобщения школьников к музыке, затолкнуть его в тесные рамки искусственных теоретических по­строений.
Исходя из особенностей детей младшего школьного возраста, мы работаем над решением задач по музыкальному воспитанию.
Общие задачи музыкального воспитания (по Н.А. Ветлугиной):
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
4. Развивать общую музыкальность.
5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды
и все формы организации музыкальной деятельности.
7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Необходимо также соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознательность и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований. Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, и индивидуальных особенностей и потребностей. Исходя из этих условий, следует планировать свою работу с акцентом на максимальном всестороннем развитии каждого ребенка.
Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются в работе с детьми. Рассмотрим, прежде всего, общие методы музыкального образования.
Методы обучения как способы достижения цели представляют собой систему действий учителя, направленных на организации деятельности учащихся по усвоению содержания образования. Общая педагогика называет три ведущие функции методов обучения: регулятивную, познавательную и коммуникативную.
Регулятивная функция определяется отношением учебной деятельности с целью и задачами обучения (Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.). Познавательная функция раскрывается через отношение учебной деятельности с содержанием обучения (М. И. Мазутов, И. Т. Огородников, М. и др.). Коммуникативная функция методов обучения отражает стиль взаимодействия учителя с учащимися (Т. Н. Мальковская и др.). Организация, стимулирование и педагогический контроль в учебно-познавательном процессе обусловливают необходимость разработки соответствующих методов (Ю. К. Бабанскпй).
Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса. Эта обусловленность методов целью и содержанием музыкального обучения реализуется в процессе деятельности учащихся под руководством учителя. В практике музыкальных занятий, в методических работах, обращенных учителю, в специальных исследованиях появления новой программы было накоплено большое разнообразие конкретных методов и приемов, соответствующих отдельным видам музыкальной учебной деятельности школьников на уроке.
Такая направленность в разработке форм и методов музыкального обучения была содержанием предмета, самой структурой существовавшей ранее программы - пение, музыкальная грамота, слушание музыки.
В 60—70-е годы в музыкальной педагогике общеобразовательной школы начинает широко обсуждаться вопрос о познавательных возможностях школьников в различных видах музыкальной учебной деятельности; предлагаются разные методические пути и средства расширения музыкального кругозора учащихся, ориентации в современной музыке, в музыкальном фольклоре разрабатываются методы анализа общего и особенного о различных национальных музыкальных культурах.
Так, обращаясь к педагогическим идеям Б. Асафьева, В. Шацкой, Н. Гродзенской, Корсунская, В. Судаков разрабатывают метод сходства и контраста при знакомстве школьников с творчеством современных композиторов и установления связи между музыкальным искусством прошлого и настоящего.
Особое внимание уделяется методам активизации музыкального восприятия. Л. Горюнова для этих целей использует метод интонационно-тематического анализа. В. Белобородова предлагает использовать приемы многовариантного воспроизведения произведений, применять прием «разрушения» и т.д.
Все большее внимание уделяется методам активизации деятельности школьников, повышению роли творческого начала в учении (О. Апраксина, Н. Ветлугина, Л. Дмитриева и др.), методам пробуждения и развития интереса школьников к музыке (В. Шацкая, Н. Гродзенская, Л. Бартенева и дp.). В музыкальной педагогике представлены различные подходы к установлению связей между методами обучения. Т. Беркман выделяет в качестве основы объединения методов музыкального обучения конкретные виды занятий.
Пение по нотам с сопровождением и без сопровождения, устный диктант и т. д. выступают и как форма организации деятельности школьников, и как форма активизации, стимулирования их развития, и как норма педагогического контроля. Наибольшее признание получила группировка методов музыкального обучения в соответствии с «разделами» урока (пение, слушание музыки, музыкальная грамота).
В существовавшей ранее программе по музыке содержалось требование достижения целостности урока музыки. И отдельные педагоги, прежде всего, Гродзенская, добивались здесь интересных результатов. Однако это требование не могло быть систематически реализовано в практике в силу объективных причин: целостность, единство отсутствовали в самом содержании обучения.
Новая программа по музыке с ее тематическим содержанием объединила все формы и виды музыкальной деятельности на уроке. Все они стали подчиняться теме. Задача заключалась в том, чтобы на основе новых принципов и содержания учитель смог бы в реальной практике обеспечить высокую организацию самого процесса обучения с помощью соответствующих методов [92,3].
Анализ принципов и содержания новой программы по музыке позволил выделить три метода музыкального обучения, которые в своей совокупности, прежде всего, направлены на решение поставленной цели и организацию усвоения содержания; они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Разумеется, эти методы не отрицают действия других методов и приемов музыкального обучения и, как будет показано далее, находятся во взаимодействии с ними.
Первый из этих методов, прежде всего, направлен на организацию усвоения школьниками темы урока. Как уже отмечалось, программа содержит в себе систему музыкально-эстетических тем. Каждая тема носит обобщенный характер и объединяет все формы и виды занятий. Коль скоро тема носит обобщенный характер, то, следовательно, усвоить ее можно лишь методом обобщения.
Метод музыкального обобщения — ведущий метод организации музыкальных занятий. Он, прежде всего, направлен на развитие осознанного отношения учащихся к музыкальному искусству, на формирование художественного мышления. Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупности способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирования у них ведущих умений. Этот метод помогает реализовать в практике запланированный в программе целостный урок.
Метод музыкального обобщения включает ряд последовательных действий. Первое действие метода ставит задачу активизировать тот музыкальный; жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или углубления темы. В тексте содержания программы эта подготовка в ряде случаев предусматривается. Метод музыкального обобщения необходимо рассматривать не только как метод организации, но и стимулирования процесса музыкального обучения. Ведь его применение помогает ребятам убедиться в способности познать музыку, самостоятельно размышлять о ней. А это всегда способствует воспитанию более увлеченного отношения к искусству, к процессу музыкальных занятий.
Метод музыкального обобщения является ведущим, специфическим для урока музыки методом организации процесса обучения. Он направлен на развитие художественного мышления школьников, способности самостоятельно ориентироваться в музыке, осознав ее идейную, нравственную, эстетическую функцию. В применении этого метода прослеживается определенная последовательность действий, хотя приемы и способы могут при этом широко варьироваться [38,13].
Продуктивные и репродуктивные, дедуктивные и индуктивные методы выступают в функции конкретных способов реализации данного ведущего метода. Успешность применения метода во многом зависит от понимания учителем сущности каждой отдельной темы, умения привлечь жизненный и музыкальный опыт учащихся, активного включения самой музыки в процесс усвоения темы и знания индивидуальных особенностей, учащихся класса.
Действие метода художественного обобщения на уроке музыки в отличие от действия этого же метода на уроках литературы и изобразительного искусства обладает определенной спецификой: она выражается, прежде всего, в том, что усвоение учащимися обобщенного знания может проходить только в опоре на музыкальное восприятие. Поэтому метод, направленный на организацию усвоения содержания обучения, в основе которого лежит обобщенное знание о музыке, условно назовем методом музыкального обобщения.
Как было показано выше, содержание новой программы представляет собой систему взаимосвязанных между собой тем. Ни одна из них не может быть рассмотрена изолированно, в отрыве от других тем. Важно, чтобы урок в сознании учителя и учащихся выступал как неразрывное звено общей темы и программы в целом. Поэтому учителю важно, с одной стороны, постоянно иметь в виду, насколько учащиеся готовы к восприятию нового материала, скажем, не только ближайшей темы, но и последующей.
С другой стороны, необходимо постоянное возвращение к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне. Такой метод призван помочь установить в сознании школьников целостное представление о музыкальном искусстве. Этот метод разработан и образно назван Д.Б. Кабалевским методом «забегания вперед» и возвращения к пройденному материалу.
Как уже отмечалось, построение новой программы в виде системы последовательно связанных между собой тем обусловило необходимость разработки метода «забегания вперед» и «возвращения» к пройденному (терминология Д. Б. Кабалевского). Этот метод призван, прежде всего, установить в сознании школьников целостное представление о музыке, содержащееся в самой программе.
Все это возможность учителю не просто закрепить с учащимися пройденный ранее материал, а установить в сознании школьников внутренние логические связи между темами. При реализации этого метода задача учителя состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать наилучшие, то есть наиболее необходимые и целесообразные для данного класса варианты «забеганий» и «возвращений».
Здесь прослеживаются связи трех уровней: между этапами обучения (классами), между темами четвертей и между музыкальными произведениями. Итак, благодаря данному методу учитель имеет возможность устанавливать в самой практике занятий со школьниками единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой. Здесь, как было показано выше, могут быть применены разные приемы и средства обучения. Но во всех случаях основой применения данного метода является система тематического содержания программы.
В программе подчеркивается, что организация целостного урока музыки как урока искусства — необходимое условие его проведения. Данное положение воплощено в поурочных методических разработках — при отборе и распределении музыкального материала, при сопоставлении разных видов и форм музыкального занятия. Однако известно, что каждый конкретный класс специфичен по своему составу, психологической характеристике, уровню музыкального и жизненного опыта. В практике учения он, естественно, находится в условиях, чем-то отличающих его от другого класса.
Все это требует от учителя умения соотнести предлагаемую программой «режиссуру» урока с конкретными условиями обучения, создать «эмоциональную драматургию» урока и реализовать ее в процессе обучения. Этот метод назван методом эмоциональной драматургии. Метод эмоциональной драматургии, прежде всего, направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальному занятию[1,125]. Его основная функция состоит в первую очередь в том, чтобы помочь школьникам впитывать в себя опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, заключенный в музыкальном произведении. В то же время этот метод призван делать процесс познания музыки, ее исполнения детьми процессом более эмоциональным и увлекательным. Каков механизм действия этого метода? Как и два вышеописанных, он состоит из совокупности конкретных приемов и предусматривает применение различных средств обучения. Рассмотрим некоторые его особенности.
Анализ материала программы показывает, что уроки строятся в основном по двум основным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального фона урока. Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.
Данные три метода назовем ведущими методами музыкального обучения, поскольку именно они, прежде всего, обеспечивают усвоение содержания программы, способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке.

Каталог: servisy -> meropriyatiya -> faily ishodniki
faily ishodniki -> Современные тенденции развития образования. Поиск новых взглядов и мировоззрений на современное образование
faily ishodniki -> «Конфликт и выход из него»
faily ishodniki -> Маоу сош №35 г. Томска Музейно-педагогическое геоэкологическое образование в школе: от концепции к практике в г. Томске
faily ishodniki -> Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем, педагогом. Сейчас я понимаю, что другого будущего у меня и быть не могло, так как выросла я в семье педагогов
faily ishodniki -> Мастер-класс «Во сне и наяву» в рамках проведения «Арктического форума – 2015»
faily ishodniki -> Реферат секрет возникновения арабских чисел Лазарев Михаил Сергеевич 2
faily ishodniki -> Задача для педагога. Реализация технологий индивидуального подхода включает
faily ishodniki -> Факторы развития способностей и личностных качеств одарённых детей
faily ishodniki -> «Проектирование как способ развития способностей ребенка в начальной школе»

Скачать 121,84 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница