Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения средствами православной музыки



Скачать 193,69 Kb.
Pdf просмотр
Дата08.02.2021
Размер193,69 Kb.
#94993


ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ
С.В. Кузьмина
Саратовский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского
Мировоззрение современного ребенка формируется под влиянием разных источников: семьи, школы, сверстников, телевидения, Интернета.
Но, пожалуй, одним из главных институтов, закладывающих основы духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, является школа. Конечно, образование в России, являющейся светским государством, строится на научном материалистическом восприятии мира.
Однако положительное влияние в воспитании у школьников чувства добра и ответственности человека за свое существование в этом мире могут оказывать многие школьные предметы. Так, на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, музыки учитель формирует важные духовно-нравственные ценности и представления посредством знакомства учащихся с религиозной и духовной картиной мира.
Вспомним слова И. Ильина, говорившего о русском учителе как знающем и понимающем важность не только развития в детях наблюдения, рассудка и памяти, но и пробуждения, укрепления их духовности, придавая определенное направление их будущей жизни. А ведь духовные ценности и нравственную жизнеспособность надо не просто преподавать детям; их надо
передавать
в буквальном смысле слова.
Не случайно особое место в такой трансляции нравственного сознания отводится искусству. Созданные писателем, художником, композитором образы оказывают влияние не только на осознаваемые регуляторы поведения, но и неосознаваемые. К ним можно отнести психологическое внушение, подражание, идентификацию. При этом отражение разных характеров и точек зрения, жизненные ситуации, непременно присутствующие в художественном произведении, помогают подрастающему поколению обнаружить и принять духовные ценности, сформировать убеждения, дать нравственную оценку и самооценку.
На наш взгляд, музыка является тем бесценным нравственным средством, при помощи которого возможно действенное решение этих задач в современной школе. И.В. Кошмина утверждает необходимость обращения учителя музыки к духовному наследию нашего народа, которое базируется на любви и уважении к Отечеству, на вере в добро и справедливость, на уважении к религиозным концессиям, на вероисповедании своих отцов. «Для эстетического развития детей необходимо вводить в программу исполнение духовной музыки, так как одна из ее важных особенностей – синтез с литературой, родным языком и

историей. Это дает возможность нравственного воспитания человека через приобщение к духовной культуре»
1
В настоящее время многие учителя музыки ищут собственные пути формирования духовно-нравственных ценностей учащихся, создавая нестандартные образовательные программы, обновляя педагогические подходы и расширяя музыкальный репертуар для слушания и исполнения.
Современные программы по «Музыке» интересны и разнообразны.
Рассмотрим одну из них, довольно популярную среди учителей музыки г.Саратова и Саратовской области. Создана она для 1-9 классов авторским коллективом Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной и ориентирована на формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Для решения этой благородной цели авторы включили в содержание программы ключевые направления мирового музыкального искусства: фольклор, духовную музыку, произведения композиторов-классиков, а также современников.
Урок музыки трактуется Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С.
Шмагиной как урок искусства, на котором затрагиваются «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества. Отличительной особенностью данной программы является возможность постоянного выхода учителем музыки за рамки музыкального искусства и включение в урок сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства.
Отрадно заметить тот факт, что программа не подразумевает жестко регламентированного деления музыкального материала на учебные темы, уроки. Такое творческое планирование учителем музыки художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся конкретного класса способствует вариативности музыкальных занятий.
Интересно и то, что в содержании программы есть семь повторяющихся ежегодно разделов под названием «О России петь, что стремиться в храм». На занятиях учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте, о православных церковных праздниках, слушают молитвы, стихиры, тропари. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским
(кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, картина «Александр
Невский» П. Корина), Сергием Радонежским (народные песнопения о
Сергии Радонежском, М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»,
«Юность Сергия Радонежского»). Эти художественные произведения создают благодатную почву для проникновения младших школьников в мир духовности и нравственности.
Музыкальный материал старших школьников включает уже более

сложные и объемные образцы православной музыки. Так, в 5 классе учащиеся знакомятся с произведениями П. Чайковского и С. Рахманинова
«Всенощное бдение», Г. Свиридова «Любовь святая» из музыки к драме А.
Толстого «Царь Федор Иоаннович». Школьники 6 класса осваивают сочинение П. Чеснокова «Да исправится молитва моя» и фрагмент
«Духовного концерта» М. Березовского. Учащимся 7 класса авторы предлагают прослушать «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Согласно программе восьмиклассники осваивают «Литургию» А. Гречанинова, а в 9 классе – «Фрески Софии Киевской» В. Кикта и «Духовный концерт Г.
Нарекаци» А. Шнитке.
Однако практика работы по данной программе показала, что духовную музыку учащиеся на уроках музыки в основном слушают.
Между тем характерной чертой русской православной культуры является песенность. Издревле на Руси объединяющими людей были такие понятия, как «соборность», «хоровое начало», где личность не подавлялась, а сохраняла свое своеобразие.
Мы убеждены, что только при условии сочетания слушания и непосредственного исполнения школьниками духовных песнопений более полно осуществится осмысление себя социально активными личностями, руководствующихся мотивами любви и преданности своему народу. Такие простейшие духовные песнопения, как тропари, кондаки, светильны, ирмосы, обобщающие особенности национального восприятия мира, образа жизни русских людей, в хоровом исполнении детьми способны облагородить, возвысить их сердце, душу и разум.
Конечно, на плечи учителя музыки ложится еще одна задача – поиск и отбор хорового репертуара, в процессе усвоения которого дети должны приобрести не только певческие навыки, но и получить нравственно- художественное образование. Репертуар должен быть разнообразным по жанрам, стилю, исполнительским сложностям, и при этом учитывать психофизиологические возможности школьников.
Так, разучивая одновременно светские и духовные произведения по принципу: от душевного – к духовному или от простого к сложному, учащиеся смогут обнаружить их взаимосвязи и особенности взаимопроникновения, мелодическое и ладоинтонационное сходство.
Для следования этим принципам учитель музыки может включить в школьный репертуар помимо фольклора и классических произведений, песнопения церковных двунадесятых праздников, Всенощного бдения,
Божественной Литургии.
Безусловно, разучивание православных сочинений меняет обычную атмосферу урока музыки. В первую очередь учителю следует подготовить ребят специальной беседой, используя репродукции икон или картин по теме. Следует помнить, что само восприятие духовной музыки должно отвлечь детей от сиюминутных дел и настроений. Поэтому, чтобы

православная музыка стала ближе и понятней детям, учителю музыки необходимо обратиться к педагогическим средствам: вербальным (яркая, образная речь при анализе самого духовного сочинения), невербальным
(мимика, жесты), межпредметным связям (литературные произведения, репродукции храмовой архитектуры, мозаики, фрески), учебно- вспомогательным (ноты, словари, справочники, учебники, методическая литература, словарь церковных терминов) и аудио-визуальным средствам.
Все это в совокупности усиливает создание учителем особой атмосферы, способствуют более глубокому принятию детьми духовных ценностей.
Педагог может использовать такие интересные нетрадиционные формы проведения уроков музыки по духовной тематике, как: музыкальные кроссворды; музыкальные ринги (в ходе них развивается и индивидуальное отношение детей к явлениям искусства).
Особенно актуальны подобные занятия накануне Великих христианских праздников: Пасхи, Рождества, Благовещения, Троицы. Так как каждый из них олицетворяет особое настроение человека и природы, близкое и понятное всем, то школьникам легче будет проникнуться его нравственным содержанием. Так, Рождество – зимнее морозное утро, новогодние праздники, елка, подарки. Пасха являет собой весеннее возрождение природы. Благовещение знаменует собой прилет птиц, а
Троица – наступление лета, каникул, буйство природы.
Одной из самых благодатных тем, на наш взгляд, является праздник
Рождества Христова. При организации тематического урока или внеклассного мероприятия учитель может широко использовать элементы арт-технологий. К примеру, можно предложить детям узнать, о чем пели дети 100 или 200 лет назад, исполнив произведения русской и зарубежной классики XVII-XIX вв. Или «отправиться в путешествие» по христианским странам, освоив традиции встречи Рождества и Нового года разных народов мира и исполнив их песни.
Помимо хорового пения в урок можно включить пение солистов, игру на музыкальных инструментах, чтение стихов, разыгрывание сценок и т.п.
Дополнительно атмосферу непринужденности создадут загадки, всевозможные игры, а изобразительная палитра праздника обогатится благодаря воспроизведению мультимедийных файлов. Венцом такого
«диалога культур» может стать инсценировка колядования.
Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей школьников осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования, эффективность которой, в первую очередь, определяется творческой инициативой учителя музыки, его умением духовно наполнить урока музыки слушанием и, конечно активным исполнением народных песен, шедеврами мировой классики и современных отечественных композиторов.
1
Кошмина И.В.
Русская духовная музыка: Пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: В 2 кн. М.:


Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.Кн. 2: Программы. Методические рекомендации.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2015
2015 -> Психология личности
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «Прикладная политология» для студентов 4 курса очной формы обучения направления «Политология» бакалавриат
2015 -> Формировать у аспирантов систему проектировочных, оценочных умений и навыков, развитие их адаптационных способностей
2015 -> Рабочая программа дисциплины История и философия науки Направление подготовки 06. 06. 01 «Биологические науки»
2015 -> Шелакина А. А. Студентка 2 курса атп 921 ппк сгту имени Гагарина Ю. А
2015 -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социология Интернета»
2015 -> Реферат и 1 презентацию в соответствии с представленной ниже тематикой
2015 -> Примерный перечень вопросов к зачету «Криминальная психология»
2015 -> Примерный перечень вопросов к экзамену «Пенитенциарная психология
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «История философии» для студентов специальности 030101 философия

Скачать 193,69 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница