Формирование мировоззренческих позиций личности в образовательном процессе



Скачать 186,21 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата12.04.2021
Размер186,21 Kb.
#116742
  1   2


ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ
ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И.А. Соломатина
Томский государственный педагогический университет
В средней общеобразовательной школе учащиеся на всем протяжении предметного обучения в определенной системе овладевают основами наук о природе, обществе и человеке. Они усваивают ведущие мировоззренческие, исторические, нравственные, эстетические, экологические идеи и понятия, закладывают убеждения, что является научной основой формирующегося самосознания, мировоззрения школьника. Особую роль в формировании мировоззрения имеют предметы естественнонаучного цикла, в том числе, физика. Существуют различные подходы в определении мировоззрения (Мощанский В.Н., Спиркин А.Г.,
Черноволенко В.Ф., Залесский Г.Е.), однако все ученые сходятся в оценке значимости формирования мировоззрения личности, которая реализуется через учебный процесс, поэтому он должен быть построен таким образом, чтобы, в конечном итоге, привести к формированию у учащихся научного мировоззрения.
Наиболее общая формулировка мировоззрения являются следующая:
«...система таких обобщающих взглядов и представлений о действительности, система таких идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способ видения, понимания и оценки окружающей действительности». Достаточно глубоко понятие
«мировоззрение» раскрывается в работах Лернера И.Я
1
., который сделал попытку выделить глубинные характеристики явления, раскрывающие взаимосвязь усвоенных мировоззренческих знаний с фундаментальными личностными образованиями: потребностями, идеалами, ценностными ориентациями.
Формирование научного мировоззрения
– сложный и многосторонний процесс. Конечным итогом и важнейшей целью физического образования в школе является обобщенное научное представление о природе и процессе ее познания, “…понимание природы таковой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений…”.
Отсюда следует, что при планировании учебного процесса учитель должен думать не только о том, что нужно объяснить на уроке, какие опыты показать, какие задачи следует решить, но и о том, как с максимальной пользой использовать урок с его содержанием и методами
1
Лернер И.Я.
Понятийный состав проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащегося. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся VII классов: Сб. научных трудов М.,1973.

для того, чтобы формировать личность ученика с четким научным мировоззрением.
Основоположник русской педагогической науки и народной школы
России, дидакт, психолог
Ушинский К.Д. выдвинул важное методологическое положение о поэтапном возрастном развитии мировоззрения младших школьников, а затем более углубленном познании мира подростками и юношеством в процессе овладения знаниями, идеями.
И поэтому в образовательном процессе могут возникать проблемы при формировании мировоззрения, если не учитывать возрастной уровень мышления на определенном этапе развития личности.
На раннем возрастном этапе учащиеся владеют бытовым уровнем восприятия информации, полученной посредством жизненного опыта. В результате у них складывается перцептивный уровень осмысления действительности. В педагогической и психологической литературе ХХ века, в работах Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Бабанского Ю.К. и других ученых рассматривается процесс развития мышления учащихся, их способностей к овладению знаниями, наукой. Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте учащиеся воспринимают информацию на эмоционально-образном уровне. Далее, на последующих этапах подросткового, старшего возраста этот процесс становится качественно более глубоким.
Важный методологический вывод сделал Рубинштейн С.Л.
2
о том, что в подростковом и старшем школьном возрастах отчетливо проявляется связь интеллектуального развития с общим психическим развитием личности, ее эмоциональной, мотивационной сферами. Рубинштейн С.Л. писал: "Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психологического развития ребенка". Он отмечал, что каждая концепция обучения, которую сформирует педагог, включает в себя (осознает он это или нет) определенную концепцию развития, которая опирается на соответствующую теорию образования. Следовательно, в процессе обучения у него формируются убеждения, выстроенные на определенной системе образования, возникает собственная точка зрения, складывается абстрактно-логическое мышление и появляется система обобщенных знаний об окружающем мире и месте в нем человека.
Мировоззрение в данном случае основывается на базе более углубленного восприятия окружающей действительности, усвоения формализма физической науки.
Представляет интерес характеристика мыслительной деятельности, данная Давыдовым В.В
3
.: "В подростковом и старшем школьном возрастах обобщение производится на основе мыслительного и системного анализа отношений и связей объектов. Такое обобщение обладает должной
2

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей

Скачать 186,21 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница