Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности



Дата20.04.2016
Размер50 Kb.
#21926
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кошелева М.Б. - заведующая, Копылова М.П. - старший воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №116
Федеральные государственные требования к проектированию содержания дошкольного образования в качестве самостоятельной образовательной области выделяют труд. Ведущей целью реализации трудового воспитания дошкольников выступает формирование положительного отношения к труду, первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. На 2011-2012 уч. год педагогический коллектив МБДОУ г. Иркутска детского сада №116 определил в качестве годовой задачи формирование у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых в процессе организации проектной деятельности. Обновление содержание трудового воспитания осуществлялось с учетом нормативных ориентиров, заданных на уровне ФГТ и обновленных требований СанПиН 2.4.1.2660-10 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

Содержание трудового воспитания в дошкольном возрасте разнопланово, включает формирование навыков самообслуживания, организации хозяйственно-бытового, ручного труда, организации труда в природе и прочее. В процессе интеграции образовательной области труд с другими образовательными областями, в частности, познание, социализация и безопасность, особое место в плане содержания образования приобретает решение задачи формирования представлений о труде взрослых, приобщение детей к миру современных профессий человека.

Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Выработка системы отношений к профессиям, идентификация себя применительно к разным профессиональным видам деятельности определяет развитие механизма социализации личности, который берет свое начало в дошкольном возрасте. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.

В условиях нашего дошкольного образовательного учреждения формирование представлений о труде взрослых, приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности осуществляется в процессе организации проектной деятельности. Выбор проектной деятельности в качестве ведущего средства активного обучения дошкольников определяется коллективом в связи с возможностью включения всех участников образовательного процесса в совместную деятельность для достижения поставленных задач.

1) развитие интереса к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей;

2) формирование представлений о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

3) формирование у детей представлений о разных современных профессиях, значимости профессиональной деятельности взрослых;

4) формирование у детей способности различать свои и чужие эмоциональные состояния, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест на материале ознакомления детей с трудом взрослых;

5) развитие навыков общения с окружающими людьми и формирование способности контролировать и управлять своим поведением с учетом моральных и этических норм, заложенных в обществе.

При организации проектной деятельности большое внимание было уделено подготовительной работе, направленной на обогащение развивающей среды, реализации содержательной стороны проекта с детьми с привлечением родителей и оптимизация взаимодействия педагогов с родителями для закрепления и совершенствования достигнутых результатов в процессе организации семейного воспитания.

При обогащении предметно-развивающей среды педагоги осуществляли:

- подбор методической литературы, дидактических игр, в которых отрабатываются первичные представления о труде взрослых (профессиях, трудовых инструментах и трудовых действиях);

- подбор наглядного материала: иллюстрации, плакаты, энциклопедии, семейные альбомы и альбомы по профессиям;

- подбор художественной литературы;

- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;

- создание условий для трудовой деятельности детей.

Методическая работа с педагогами была построена с целью поиска педагогических идей построения модели современного познавательного мероприятия с детьми при ознакомлении с трудом взрослых. Продуктом явились выполненные макеты газеты, посвященные профессиям.

Основной этап проектной деятельности был ориентирован на организацию работы с детьми, в процессе которой осуществлялось:



  1. Знакомство с профессией по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.

  2. Экскурсионная деятельность, где дети могут наглядно наблюдать за трудовым процессом. В качестве основных форм организации были использованы выездные экскурсии в Планетарий и экспериментальную лабораторию, посещение библиотеки и др. В процессе дальнейших бесед, сведения, полученные во время экскурсий, уточняются, дополняются и закрепляются.

  3. Встречи с представителями разных профессий, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Так, в старшей группе, Филина Елена Анатольевна, кандидат химических наук, провела серию экспериментальных опытов с детьми, в доступной форме рассказала детям о профессии учёного, работника научной лаборатории. Михайлова Елена Владимировна, пекарь Иркутского хлебозавода, рассказала воспитанникам средней группы о нелёгком труде пекаря, в подарок детям оставила свой рабочий костюм. Бутаков Леонид Константинович, начальник бутафорского цеха театра юного зрителя им.Вампилова, поделился секретами изготовления театральных декораций и костюмов. Во время общения с инструктором по пропаганде ДПС Мариной Михайловной, дети обратили внимание на форму инспектора, жезл – необходимый атрибут для его работы. Взрослые вовлекали детей в производимый ими трудовой процесс, давая им посильные поручения. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.

  4. Просмотр мультимедийных презентаций: «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Исследователи космоса», «Слава добрым докторам» и др.

  5. Использование дидактических игр: «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом», «Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает» и др.

  6. Организация совместной деятельности детей и взрослых осуществлялась в процессе бытового труда, труда в природе и труда по обслуживанию игр и занятий. Воспитателям необходимо было открыть интересные, увлекательные, занимательные стороны трудовой деятельности. Дети с радостью поддерживали порядок в группе, занимались стиркой мелких вещей, с удовольствием стряпали печенье, пекли хлеб, делали мелкий ремонт игрушек, книг, пособий, занимались посадкой огорода на окне. В ДОУ успешно прошла акция «Плачущая игрушка», где каждая сломанная игрушка нашла своего хозяина и была отремонтирована. Ребята старших групп взяли шефство на младшими – играли с ними, помогали одеваться на прогулку. Не остались без внимания пернатые друзья – к работе подключились папы и дедушки, в результате было изготовлено примерно 120 кормушек. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», «расчистим дорожки от снега» вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны быть взаимосвязаны.

  7. Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Проектная деятельность детей как раз наполняет содержанием сюжетно-ролевые игры. Игра является результатом всей проводимой работы.

  8. Чтение художественных произведений усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова, В.Маяковского и др.

В качестве завершающего этапа в организации проектной деятельности была организована работа с семьёй. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о своей работе. Важно, чтобы с раннего возраста дети участвовали в посильном труде дома на приусадебном участке. Взаимодействие с семьями осуществлялось в процессе организации творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды, изготовлении атрибутов, пошиве необходимых костюмов для игровой и трудовой деятельности. Самыми продуктивными оказались совместные мероприятия с родителями – субботники, мастер-классы и тематические встречи детей с родителями.

Таким образом, проектная деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о труде взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даёт необходимый воспитательный эффект. В результате, работа над проектами способствовала социально-личностному развитию детей, обогатила образовательный процесс в учреждении и стимулировала личностный и профессиональный рост воспитателей, работающих над ними. Большинство проектов были представлены в форме презентаций и защищены на педсовете.



На данном этапе работы мы можем говорить о положительных результатах работы и, конечно, о необходимости продолжения систематической работы в данном направлении. Мы верим, что дети будут уважать труд взрослых, будут гордиться своим трудом и в будущем, при выборе профессии, ими будут руководить нравственные ценности.
Каталог: upload -> 116 -> dok -> nauchno-issl
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики
nauchno-issl -> Гендерное воспитание дошкольников через игровую деятельность


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница