Готовность будущих педагогов начальной школы к культурно просветительской деятельности



Pdf просмотр
страница1/3
Дата24.03.2021
Размер0,85 Mb.
  1   2   3

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 3(50). Март 2017 ■ www.grani.vspu.ru
С.а. МорозоВа
(Волгоград)
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К КУЛЬТУРНО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассматриваются сущностные характеристики готовности будущих педагогов начальной школы к культурно-
просветительской деятельности. На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования, профессионального стандарта педагога показаны трудовые действия учителя начальных классов
в области культурно-просветительской деятельности.
Ключевые слова
готовность, трудовые действия, культурно-просветительская деятельность,
педагог начальной школы.
Одной из актуальных проблем современного образования в России является проблема духов- но-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, что отражено в национальной доктрине образования в Российской Федерации дог, в которой говорится, что стратегической целью образования является сохранение, распространение и развитие национальной культуры. В распространении культурных ценностей важная роль отводится педагогу начальной школы, для которого приоритетной задачей является передача ученику всего того, что человечество накопило в виде знаний о самом себе и о природе, об основных достижениях в области созидания и творчества. Однако ввек глобальной информатизации общества необходимые знания передаются ребенку и воспитывающим его взрослым не только от педагога. Большой поток информации часто противоречивой и недостоверной они получают через средства массовой информации, Интернет. Бездумное восприятие информации отрицательно сказывается на интеллектуальном уровне и культурном развитии подрастающего поколения. В связи с этим особого внимания требуют обучающиеся на ступени начальной школы, поскольку это важный этап в развитии ребенка, в котором закладываются основы учебной деятельности, происходит познание окружающего мира, изменяется характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, в связи с чем и детям, и родителям необходима поддержка со стороны педагогов начальной школы. Организуемая педагогами культурно-просветительская деятельность повышает общекультурный уровень взрослых и детей, развивает педагогическую культуру родителей как первых воспитателей ребенка, создает культурное пространство, в котором осуществляется становление личности ребенка. Поэтому одной из задач педагога является просвещение, как детей, таки взрослых. Современная ситуация, сложившаяся в системе высшего образования, выдвигает новые требования к подготовке будущих педагогов начальной школы, способных организовывать культурно-про- светительскую деятельность. Целью данной подготовки становится готовность будущих педагогов начальной школы к культурно-просветительской деятельности. Проблеме изучения готовности посвящены исследования КА. Абульхановой-Славской, МИ. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.Д. Левитова, К.К. Платонова, В.В. Серикова, В.А. Сластенина и др. Ученые рассматривают готовность как интегральное личностное образование, систему качеств личности, которая способствует обеспечению результативности деятельности педагога. Проблема формирования готовности будущих педагогов начальной школы к культурно-просве- тительской деятельности напрямую связана с требованиями, предъявляемыми к обучению бакалавров, которые содержатся во Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования. Согласно ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (отв области культурно-просветительской деятельности перед бакалавром стоят следующие профессиональные задачи изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности организация культурного пространства [4]. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компе- тенциями в области культурно-просветительской деятельности, а именно способностями
©
Морозова С.А., 2017 51

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 3(50). Март 2017 ■ разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-про- светительские программы (ПК-9); выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10) [4]. В соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (4 декабря 2015 г. N 1426) по сравнению с предыдущим стандартом к профессиональным задачам будущих учителей начальных классов в области культурно-просветительской деятельности помимо уже существующих добавлена задача – разработка и реализация культурно-про- светительских программ для различных социальных групп. Изменились компетенции в области куль- турно-просветительской деятельности. Исходя из требований данного стандарта, будущий педагог начальной школы должен овладеть способностями:

выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)[4].
Для решения проблемы сформированности компетенцийв области культурно-просветительской деятельности у будущих учителей начальных классов нами было уточнено понятие «культурно-про- светительская деятельность с учетом специфики работы педагога в начальной школе.
На основании анализа работ в области внешкольного образования (АС. Пругавин, Е.Н. Медын- ский, В.П. Вахтеров, В.И. Чарнолуский и др, культурно-просветительной работы (Е.В. Литовкин, МА. Поликарпова, АИ. Ветерков, И.А. Зеткина, Л.А. Шуклина, Л.С. Фрид и др, культурно-досу- говой деятельности (АД. Жарков, ГА. Аванесова, В.М. Чижиков, и др, социально-культурной деятельности (Ю.Д. Красильников, В.Е. Триодин, МА. Ариарский, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др, а также анализа исследований, посвященных выявлению специфики работы учителя начальных классов
(Н.В. Акинина, В.Ю. Арестова, Т.В. Голубева, МВ. Николаева, Т.П. Лакоценина, Е.А. Маркушевская,
З.В. Шагина, Е.А. Руденко, Ю.Ю. Березина, МВ. Николаева, Т.С. Бурякова и др, выделения цели и задач культурно-просветительской деятельности, субъектов данной деятельности было сформулировано ее определение.
Культурно-просветительская деятельность
– это особый вид профессиональный деятельности педагога, предметом которой является просвещение субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей, различных социальных групп в области культуры, духовных ценностей (справедливость, милосердие, доброта, красота, любовь, совесть и др, способствующая освоению и присвоению ими знаний в области культуры и поиску индивидуальных культурных интересов, направленная на приобретение взрослыми и детьми опыта культуротворческой деятельности, результатом которой станет воспитание человека культуры.
Большое значение средствам искусства и культуры во взаимодействии с детьми отводили выдающиеся педагоги С.А. Рачинский, Н.Ф. Бунаков, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский, НЕ. Щуркова. Мы согласны с мнением НЕ. Щурковой о том, что музыка, поэзия, театр, живопись – транслируют детям вечные ценности жизни, содействуя осваиванию, усваиванию и присваиванию ценностных отношений, с.53].
Поэтому мы в процессе подготовки будущих педагогов начальной школы к культурно-просвети- тельской деятельности особое внимание уделяем средствам культуры и искусства, которые на современном этапе развития образования недостаточно оценены педагогами.
В структуре культурно-просветительской деятельности будущего педагога начальной школы мы определили внешние и внутренние средства. К внешним средствам относятся произведения искусства музыка, живопись, скульптура, литература, кинотеатр и т.д.); труды педагогов, психологов, философов, раскрывающие вопросы развития личности. Внутренними средствами культурно-просветитель- ской деятельности являются потенциал педагога, его способности к самообразованию, самопознанию, саморазвитию, саморефлексии. При использовании средств культурно-просветительской деятельности учителю начальных классов важно помнить о том, что он является не транслятором культуры, а, как считает Н.Б. Крылова, организатором многочисленных форм наследования, освоения, присвоения та Морозова С.А., 2017 52

Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ Грани познания 3(50). Март 2017 ■ www.grani.vspu.ru кой информации, при этом доминируют такие культурные механизмы, как механизмы культурного отбора и поиска личностно значимых идей и ценностей [2, с.139].
Изучив ситуацию, сложившуюся в современной практике начальной школы, проведя анкетирование и беседы с педагогами-практиками, а также, проанализировав ФГОС высшего образования, профессиональный стандарт педагога, нами были разработаны трудовые действия в области культурно- просветительской деятельности для учителей начальных классов, как системообразующих субъектов организации культурно-просветительской деятельности в начальной школе, которые представлены в следующей таблице.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница