Программа
«Информационные технологии в управлении и образовательном процессе школы»
Содержание
Введение
1. Использование информационных технологий в управлении и образовательном процессе школы
2. Проектная деятельность учащихся на уроках информатики в условиях сельской школы
3. Использование ресурсов Интернет Список литературы Приложения
Введение
Задача концепции модернизации российского образования на период до 2010 года - подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Решение этой задачи невозможно без владения современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.
В настоящее время существуют ключевые параметры информатизации образования, например оборудованный в школе компьютерный класс с выходом в Интернет; достаточный набор электронных учебных пособий по каждому предмету, количество часов работы за – компьютером и в Интернете для учащегося, учителя и т.д., в процессе управления наличие автоматизированных систем хранения, использования баз данных типа «АРМ директор».
Все параметры одновременно не могут быть использованы в условиях сельской общеобразовательной школы, у которой есть своя специфика. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительной малокомплектностью учебного заведения создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников. Слабо развита информационная культура как педагога, так и обучающегося. В отличие от городских сверстников сельский ученик не имеет возможности свободного доступа к Интернет, следовательно, отсутствует возможность дистанционного обучения, консультации высококвалифицированных специалистов, нет достаточного количества компьютеров на дому у каждого обучающегося. Низкий уровень информационных и функциональных возможностей сельских школьников приводит к снижению навыков работы с книгой, проведения умственных операций классификации, анализа и синтеза, сравнения и противопоставления, нахождения причинно-следственных связей, установления связей с ранее изученным материалом. Отметим, что многие ученики испытывают затруднения при самостоятельной работе с текстом, поиске и использовании дополнительной литературы, работе со словарями.
В целом это приводит к тому, что во взрослую жизнь выходит человек, не умеющий извлекать и использовать информацию, применять свои знания в нужных ситуациях, формулировать выводы, находить определения, использовать термины и т.д., т.е. не обладает функциональными умениями.
Несомненно, нужно стремиться к тому, чтобы уровень ориентации на продолжение образования, степень развития познавательного интереса, объем функциональных умений, информационная компетентность учащихся сельских школ не были ниже, чем у городских обучающихся.
Выполнение социального заказа современного информационного общества по информатизации системы образования и формированию информационно-функциональной компетентности руководителя, педагога и учащихся возможно, если отмечается применение современных информационных технологий в процессе управления и образования даже в условиях сельской школы, что создает благоприятные условия для функционирования школьной системы, формирования личности учащихся и будет отвечать запросам современного общества.
1. Концепция использования информационных технологий в управлении и образовательном процессе школы
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.
Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.
Информатизация системы образования имеет два направления: внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием школы. Исходя из этого, сформулирована тема школьного проекта (исследовательской работы): «Информационные технологии в управлении и образовательном процессе школы». Объектом исследования является МКОУ СОШ № 14 х. Красный Пахарь
Ближайшая перспектива — создание и продуктивное функционирование информационного центра как неотъемлемой части образовательного пространства школы, который позволит удовлетворить потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации и качественном ее использовании.
Актуальными задачами на сегодняшний день являются:
совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным и информационным материалом;
планирование и организация комплексной информатизации управления образовательным процессом;
более широкое использование информационных технологий, проектной деятельности в образовательном процессе;
переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационной базы данных (АРМ Директор);
создание условий эффективного использования возможностей информационной среды Интернет.
Решение этих задач возлагается на школьный информационный центр (далее ШИЦ).
Основные обязанности руководителя ШИЦ:
планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе;
организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;
оказание методической помощи учителям в создании электронных программно - методических материалов с использованием инструментальных гипермедийных программных средств;
организация работы факультативов, кружков, проведение компьютерных олимпиад, конкурсов, фестивалей и т. п.;
планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и делопроизводстве;
обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области ИКТ с возможностью их дальнейшего использования в образовательном процессе;
планирование закупки нового оборудования и программно методических комплексов (для медиатеки и дистанционного обучения в том числе).
ШИЦ осуществляет работу по следующим направлениям:
техническое оснащение школы средствами ТСО и обслуживание средств ВТ;
помощь в методическом обеспечении образовательного процесса;
повышение квалификации педагогических работников;
программно-методическое обеспечение;
обеспечение функционирования поста электронной почты и доступа в Интернет;
проведение мероприятий по информационной безопасности.
Структура ШИЦ:
1. Кабинет информатики - медиатека — мультимедиа кабинет. Здесь сосредоточены новейшие носители информации: учебные видеокассеты, аудиокассеты, CD-диски, компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, многофункциональный принтер. Установлен высокоскоростной и спутниковый Интернет. В кабинете могут проводиться различные мероприятия, уроки с применением ИТ.
2. Школьная библиотека. Кабинет библиотекаря оснащен компьютером, программным обеспечением АИБС «MAPK-SQL, множительной и копировальной техникой. Здесь осуществляется индивидуальная работа учащихся.
3. Оборудованы компьютерами рабочие места директора, заместителя директора по УВР и по ИООП, секретаря-делопроизводителя.
Появление новых информационных технологий, связанное с широким применением компьютеров в образовательной среде, значительно облегчает процесс сбора информации для анализа учебно-воспитательной работы, позволяет оптимизировано осуществить системный подход в управлении школой.
Прогнозируемый результат внедрения проекта:
1. Структурированность информации.
2. Автоматизированность документооборота в части аналитических справок, отчетов.
3. Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач процесса обучения, создание портфолио ученика.
4. Достижение высокого уровня информационной культуры учителя и ученика.
5. Изменение деловых отношений всего коллектива.
6. Системный подход в управлении, как образовательным процессом, так и школы в целом.
Возможные проблемы при внедрении проекта:
невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков у части учителей;
необходимость постоянной доработки программных продуктов в связи с меняющимися особенностями учебно-воспитательного процесса;
психологический барьер между учителями и специалистами службы информатизации, внедряющимися в их предметную область.
Ближайшие задачи, необходимые для реализации проекта:
Подвести к пониманию задач и участию в процессе внедрения ИТ подавляющего большинства педагогов.
Провести обучение пользовательским навыкам всех учителей школы.
Постоянно исследовать рынок программных продуктов и создавать собственные.
Информационные технологии в управлении школы внедряются по 4 направлениям:
1. Учебная деятельность.
Работа в кабинете информатики. Большинство учащихся работают самостоятельно дома (при наличии домашнего компьютера). Учащиеся приобретают необходимые знания:
при интеграции уроков в начальных классах;
на факультативных занятиях с 5 по 8 класс;
на предпрофильных спецкурсах в 9 классах
при изучении информатики в 9 - 11 классах;
при углублённом изучении информатики в профильных классах.
2. В рамках педагогической деятельности компьютеры используются в образовательном процессе:
в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренажа и контроля знаний;
для психолого-педагогического мониторинга за развитием учащихся и их здоровьем.
B этом направлении мы применяем как приобретённые готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися под руководством зам. директора по информационному обеспечению образовательного процесса. Перечень готовых программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Наиболее удачными являются программы фирм “1С. Репетитор”, “Физикон”, “Медиахауз”, “Кирилл и Мефодий”.
Информационные технологии в педагогическом процессе позволяют:
коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя у учащихся системное мышление.
рационально организовать познавательную деятельность школьников.
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Другим вариантом использования компьютера в педагогическом процессе является создание учителем и использование на уроках мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Часть учителей, прошедших обучение компьтерной грамотности в школе, в центре Интернет-образования и по программе «Intel – обучение для будущего» успешно создают и применяют на уроках мультимедийные презентации.
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования. Эти образовательные услуги универсальны для использования как на уроке, так и во внеурочное время. Использование образовательных ресурсов Интернета заставляет учителя отказаться от акцента на передачу информации и стать менеджером образовательного процесса.
Использование современных информационных технологий в педагогической деятельности может обеспечить:
интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;
многоаспектное развитие школьника;
подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
3. В управленческой деятельности используется уже имеющийся программный продукт “АРМ Директор” ООО “ФинПромМаркет-XXI”, который представляет собой специализированную систему, предназначенную для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса.
Данный программный продукт имеет следующие функциональные подсистемы: делопроизводство, планирование, успеваемость, здоровье, приказы, тарификация, аналитика.
4. В рамках реализации организационной деятельности информация накапливается у заместителя директора по ИООП и делопроизводителя.
Таким образом, создаётся единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам, информационное пространство, целостная информационная среда, комплексно отражающая деятельность школы и ее элементов.
Трёхлетний опыт внедрения информационных технологий в управление образовательным учреждением и образовательный процесс показал, что это способствовует:
изменению образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности;
высвобождению временных ресурсов всех участников учебно-воспитательного процесса;
активизации познавательной деятельности учащихся и осуществлению не декларативного, а реального личностно-ориентированного обучения.
Информатизация образовательного учреждения — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
2. Проектная деятельность учащихся на уроках информатики в условиях сельской школы
Каждая современная школа стремится построить процесс обучения и воспитания наиболее эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации. Данный раздел знакомит Вас с опытом внедрения в образовательную практику школы метода проектов. Почему именно ему мы уделяем должное внимание в последнее время?
Наблюдается тенденция в педагогической науке в необходимости усиления познавательной самостоятельности обучающегося в его образовательной деятельности. Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки.
Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, позволяет направить процесс обучения и развития в данном направлении.
Метод проектов предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим, метод можно успешно применять как в социальной практике, так и в учебной деятельности, как в городской, так и в сельской школе.
Как мы понимаем сущность метода проектов? В различной методической литературе даются различные определения. Приведём один из них.
Поделитесь с Вашими друзьями: |