Интерактивные технологии обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды



Скачать 429,55 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата01.04.2021
Размер429,55 Kb.
#110675
  1   2


О.С. Васильева
Институт развития бизнеса и стратегий
СГТУ им. Гагарина Ю.А.
Интерактивные технологии обучения иностранным языкам в
условиях информационно-обучающей среды
Аннотация
Информационно-коммуникационные технологии – это важнейший параметр современной социокультурной системы. Информационно- обучающая среда позволяет формировать и развивать языковые знания, умения и навыки, способствует развитию личности учащегося.
Использование интерактивных средств обучения таких, как информационные программы и интернет-технологии, медиасредства, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют эффективно решать многие задачи обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: информационно-обучающая среда, интерактивные медиасредства обучения, методология создания обучающих мультимедийных технологий.
Abstract.
Information and communication technologies – this is the most important parameter of contemporary socio-cultural system. Information and training environment let you create and develop language skills, abilities and skills, promote the development of the individual student. The use of interactive learning tools such as information programs and Internet technologies of media, as well as cooperative learning and project method can effectively solve many problems of teaching foreign languages.
Key words:
information and training environment, interactive training of media, training methodology for the creation of multimedia technologies.
Информационно-коммуникационные технологии являются мощным средством обучения, контроля и управления учебным процессом, так как - это важнейший параметр современной социокультурной системы.
Интернет-ресурсы – привычное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый источник образовательного процесса. Именно поэтому, в основе системного подхода к реформированию методов обучения иностранному языку с использованием новых информационных технологий лежит концепция информационно-обучающей среды, которая рассматривается в тесной связи с системой развивающего обучения.
Информационно-обучающая среда (ИОС) представляет собой совокупность условий, которые не только позволяют формировать и развивать языковые знания, умения и навыки, но и способствуют развитию

личности учащегося. Учебная ситуация проектируется в такой среде, как динамический, опосредованный компьютерными технологиями процесс субъективно-субъективного взаимодействия всех участников учебного процесса. Обучаемый по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе самостоятельной учебной деятельности по усвоению иностранного языка превращается из пассивного объекта воздействия учителя в полноправного соучастника учебного процесса.
Педагогическая актуальность формируемой в информационно-обучающей среде системы языковых знаний и умений состоит в том, что обучаемому должна быть предложена для усвоения именно такая система знаний, которая ему необходима на данном этапе своего развития, впоследствии дающая возможность решать задачи возрастающего уровня сложности.
Задачи ИОС по изучению иностранного языка:
- обеспечение условий для творческого освоения письменных и устных умений и навыков;
- интеграция различных форм и стратегий, направленных на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности в процессе индивидуальной и групповой работы обучаемых;
- повышение мотивационной насыщенности учебного процесса;
- организация познавательной коммуникативной деятельности с носителями языка и членами сетевого сообщества, изучающими иностранный язык;
- формирование на базе языковых знаний современной информационной культуры, позволяющей работать в компьютерной и телекоммуникационной среде.
В основе данной инновационной технологии лежат принципы, отражающие специфику изучаемого предмета и самой среды обучения: открытость, интегративность, системность и последовательность, интерактивность, наглядность представления материала, многоаспектность и избыточность всех компонентов среды.
Эффективное функционирование ИОС зависит: от уровня развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образования и взаимодействия данной инфраструктуры с обучаемыми; от целого комплекса психолого-педагогических условий; от контроля мотивационного фона и его развития; учета индивидуальных особенностей обучаемых; от языкового сотворчества всех участников учебного процесса.
Структурно ИОС организуется в виде модели, представляющей собой совокупность участвующих в процессе обучения субъектов, связи между которыми реализуются с помощью информационных потоков, организованных в соответствии с целями и задачами учебного процесса в функциональные блоки. Каждый из блоков (программно-тренажерный, информационно-методический, коммуникационный, инструментальный, социокультурный, мотивационный и идентификационно-

контролирующий) направлен на реализацию стратегий освоения иностранного языка, а также контроль за ходом учебного процесса. Среда находится в постоянном развитии, которое обусловлено динамикой включения новых форм и педагогических технологий обучения иностранному языку, а также развитием самих участников процесса.
Участие в информационно-коммуникационной педагогической деятельности способствует комплексному формированию всех аспектов коммуникативной компетенции: языковой, социокультурной, познавательной, лингвострановедческой; а также смежных коммуникативно-когнитивных умений учащихся (поиск и отбор релевантной информации, её анализ, обобщение и классификация).
Моделирование реальной аутентичной среды посредством привлечения
Интернет-ресурсов служит не только более успешному освоению языка, но и позволяет постичь глубинный закон единства и многообразия культуры.
[Полат 2000]
Интерактивные медиасредства также получают свое достойное применение. Большинство самых разнообразных интерактивных учебных компьютерных программ по изучению английского языка нацелено на самостоятельную проработку фонетических и грамматических аспектов и доведение их до автоматизма в употреблении. Особенностями этих программ являются интерактивные диалоги, системы распознавания речи и визуализации произношения, анимированные ролики, демонстрирующие артикуляцию звуков, упражнения для развития всех видов речевых навыков, видеосюжеты с переводом, отслеживание собственных результатов обучения.
Поскольку целью обучения английскому языку является коммуникативная деятельность студентов, то есть практическое владение языком, в задачи преподавателя входит активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Использование современных средств таких, как информационные программы и интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи.
Так, в качестве интернет-источников, которые могут прийти на помощь преподавателю иностранных языков в организации самостоятельной работы, можно отнести вещательные, интерактивные и поисковые интернет-ресурсы, из которых можно получить познавательную информацию, обучающие материалы и условия, способствующие формированию профессиональной компетенции будущих специалистов. [Роберт 1994]
Интенсификация процесса перехода к информационному обществу, связанная с широким внедрением новых информационных технологий и компьютерных средств телекоммуникации, обуславливает

необходимость разработки иных форм и методов преподавания иностранных языков.
Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей новых информационных технологий может помочь преподавателю в подборе более интересного и разнообразного учебного материала, осуществить дифференцированный подход к каждому из студентов, и тем самым способствовать лучшему усвоению студентами необходимых знаний и навыков.
Среди различных видов инноваций, как показали результаты социологического исследования, проведенного в вузах
СНГ, преподавателям наиболее знакомо обучение с помощью использования мультимедийных средств (66.7 %). [Фролова 2000]
Технология мультимедиа
(англ. multi-много и media-среда) рассматривается как информационная технология обучения, интегрирующая аудиовизуальную информацию нескольких средств (текст, видео, аудио, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности.
Использование мультимедийных технологий в процессе обучения позволяет: совершенствовать процесс органического сочетания традиционных форм и методов образования с инновационными; реализовывать обучающую, информационную, игровую, моделирующую, конструирующую и аналитическую функции; выполнять такие обще дидактические принципы как наглядность, доступность, посильная трудность, системность, переход от обучения к самообразованию, положительный эмоциональный фон обучения, связь теории с практикой.
[Фролова 2000]
Кроме того, мультимедийные технологии поддерживаются мультимедийными программами, энциклопедиями, словарями и специальными информационными образовательными средами, созданными для познания целостного окружающего мира в контексте его компьютерного проектирования, моделирования и конструирования.
Мультимедийные технологии выступают в качестве особых интеллектуальных средств деятельности и имеют ряд преимуществ по сравнению с другими информационными технологиями обучения, так как они:
1. Являются педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания в современных условиях.
2.
Дают возможность выявить и поддерживать студентов с лингвистическими способностями.
3. Представляют собой основу дистанционного обучения.


4. Обеспечивают доступ к передовым методам воспитания и обучения широкой педагогической общественности благодаря всемирной сети
Интернет и разветвленной коммуникационной сети.
5. Создают искусственную языковую среду, позволяют обеспечить изучение иностранного языка (ИЯ) в индивидуальном темпе, повысить самостоятельность и ответственность студента, организовать обучение ИЯ для всех возрастных групп, выстроить обучение ИЯ в соответствии с интересами, целями учащегося, ввести в обучение ИЯ межкультурный компонент.
6. Мультимедийными технологиями представляются новые и, по- видимому, безграничные возможности создания средств изобразительной наглядности. [Гальцова 2006]
Наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах компьютерного обучения. Например, преподаватели используют способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Технические преимущества обучения английскому языку с помощью компьютера состоят в том, что звуковые карты позволяют пользователю записать свою речь, а затем прослушать и сравнить ее с произношением носителей языка. Графические возможности компьютера могут представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе позволяют ассоциировать фразу на английском языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Более того, мультимедиа являются прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, соединяющая несколько машин в одном учебном заведении, так и Интернет – глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру.
Мультимедиа
(компьютер с дополнительными устройствами) способны стать для каждого изучающего иностранный язык мощным средством самостоятельной работы, осуществляющим тщательный контроль и постоянную оперативную помощь.
Наряду с положительными моментами существуют негативные тенденции, препятствующие массовому созданию и внедрению мультимедийных технологий в процесс обучения. К ним можно отнести:
1) недостаточная готовность существующей системы образования к активному использованию мультимедийных технологий, интеграции их в педагогический процесс и его организация на базе данных технологий;
2) дефицит квалифицированных разработчиков;
3) отсутствие развитой методологии построения мультимедиа технологий;


4) недостаток финансовых средств на создание и широкое внедрение технологий мультимедиа;
5) не разработан аппарат оценки.
Для того, чтобы внедрить мультимедийные технологии в процесс обучения, необходимы, в первую очередь, условия для педагогически и методически обоснованного применения мультимедийных технологий.
Вопрос использования Интернета в образовании и, в частности, в обучении иностранным языкам в настоящее время достаточно актуален.
На данный момент большинство школ и университетов в нашей стране оснащены мультимедийными кабинетами. Эти кабинеты располагают компьютером, проектором и интерактивной доской.
Таким образом, сочетание традиционных и новых методических приемов обучения иностранному языку позволят обеспечить более высокий уровень усвоения учебного материала.
В целом же в настоящий момент сложилась ситуация, когда, с одной стороны, имеется небольшое количество теоретических исследований, не получивших широкого внедрения в практику, а, с другой, – масса разрозненных программ, не имеющих под собой серьезной теоретической базы. [Полат 2000]
Анализ показал, что в педагогической науке и, особенно в практике отечественного вузовского преподавания, наблюдается недооценка возможностей компьютерных средств обучения, в том числе и мультимедиа.
Это связано, прежде всего, со сложностью и недостаточной разработанностью в теории понятия мультимедиа как дидактического средства.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2015
2015 -> Психология личности
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «Прикладная политология» для студентов 4 курса очной формы обучения направления «Политология» бакалавриат
2015 -> Формировать у аспирантов систему проектировочных, оценочных умений и навыков, развитие их адаптационных способностей
2015 -> Рабочая программа дисциплины История и философия науки Направление подготовки 06. 06. 01 «Биологические науки»
2015 -> Шелакина А. А. Студентка 2 курса атп 921 ппк сгту имени Гагарина Ю. А
2015 -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социология Интернета»
2015 -> Реферат и 1 презентацию в соответствии с представленной ниже тематикой
2015 -> Примерный перечень вопросов к зачету «Криминальная психология»
2015 -> Примерный перечень вопросов к экзамену «Пенитенциарная психология
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «История философии» для студентов специальности 030101 философия

Скачать 429,55 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница