Интернет коммуникации в социальных сетях



Скачать 56,69 Kb.
Дата25.04.2016
Размер56,69 Kb.
#36596
Шундеева О.В. (Ульяновск)

ИНТЕРНЕТ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922551

В настоящее время интернет коммуникация представляет собой не только новый канал связи, но и является специфической социокультурной средой, накладывающей отпечаток на все стороны сетевого взаимодействия. Статья рассматривает психологические особенности интернет коммуникации в социальных сетях.

Интернет коммуникация стала неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Рост популярности электронных сетей обусловил необходимость пересмотра феноменологии общения с учетом новых технологических возможностей. Внимание исследователей привлекают особенности общения в электронных сетях, а также влияние последних на пользователей [1, с. 40; 2, с. 315].

Например, Н.Н. Богомолова выделяет ряд особенностей общения в контексте массовой коммуникации, к ним она относит: опосредованность общения техническими средствами, общение больших социальных групп, отсутствие непосредственной обратной связи, наличие массовой, анонимной, разрозненной аудитории и пр. [3, с.80]. Л.Н. Мун указывает на то, что в интернете возникают «коммуникативные сбои» восприятия; отсутствие эмоций, ответных поведенческих реакций приводит к ряду трудностей при взаимном восприятии собеседника и построению его образа [4, с. 262–272].

Среди психологических особенностей интернет-коммуникации чаще всего отмечаются следующие [5, с. 384]:



  • Повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью общаться молча;

  • Разорванность, мозаичность коммуникации. Люди, участвующие в быстрой коммуникации, при отсутствии визуальной и слуховой информации совершают короткие и эгоцентрические коммуникативные акты;

  • Специфический этикет общения, новый язык;

  • Эмоциональность общения: пытаясь восполнить недостаток невербальной коммуникации, пользователи часто пишут сообщения, включающие в себя слова и значки, обозначающие эмоции.

  • Эмоциональное состояние во время общения;

  • Опыт «потока», который отличают следующие особенности: погруженность в деятельность, смена объекта деятельности, чувство удовольствия, потеря ощущения времени, чувство контроля над ситуацией;

В исследовании “выявление психологических особенностей интернет-коммуникации в социальных сетях", на разных этапах приняли участие 139 человек в возрасте 17 — 25 лет. 50 % выборки составили респонденты мужского пола, 50 % — женского. Для сбора данных использовалась анкета об особенностях интернет-коммуникации в социальных сетях Чумаковой В.А., а также тест неоконченных предложений для пользователей интернет-СМИ Е.В. Пономаревой.

Интернет-коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, обладающий определенными особенностями: повышенная вербальная активность, разорванность, специфический язык общения, эмоциональность.

Выявлено, что респонденты достаточно часто заходят в интернет с различными целями: для поиска нужной информации, по учебе, для общения, развлечения. Отношение к общению в интернете у респондентов неоднозначное: присутствует как положительное отношение, характеристики («легкое», «удобное», «сокращает расстояние между людьми»), так и отрицательное («ненастоящее», «обман», «занимает много времени»). Также подчеркиваются существенные отличия общения в интернете от «реального» общения.

Была также получена информация о том, что означает интернет для мужчин и женщин. Интернет для мужчин — это в основном источник информации, развлечение, работа, «способ убить время»; для женщин — прежде всего источник информации, а также способ времяпровождения и общения. Таким образом, и для мужчин, и для женщин интернет является прежде всего источником информации, а также выступает в качестве способа времяпровождения, однако мужчины также отметили, что интернет для них — это работа, чего у женщин не прослеживается.

Что касается интересных для респондентов сайтов, то наблюдается большое разнообразие, однако самым часто упоминаемым респондентами сайтом является социальная сеть «Вконтакте».

Выявлены основные цели общения мужчин и женщин с представителями своего и противоположного пола: у женщин по сравнению с мужчинами более разнообразные цели в общении с представителями своего пола. Наиболее распространенные цели — это обмен информацией (в большей степени неформального характера), а также поддержание и установление отношений. Для респондентов мужского пола в большей степени характерны цели обмена информацией и практически отсутствуют цели по установлению и поддержанию контактов.

Также необходимо отметить различия в целях установления отношений у мужчин и женщин. Респонденты мужского пола в большей степени нацелены на интимные отношения. У респондентов женского пола данные цели явно не представлены.

Информация о том, на какие неформальные и деловые темы респонденты общаются чаще всего: наиболее популярные неформальные темы среди респондентов женского пола — темы о любви, отношениях, представителях противоположного пола; среди респондентов мужского пола — темы спорта, досуга, отношений, музыка. Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что респонденты женского пола в большей степени затрагивают темы, непосредственно связанные с взаимодействиями с другими людьми (отношения, противоположный пол и т.д.). Респонденты мужского пола склонны ориентироваться больше на действия (спорт, музыка и т.д.), нежели на людей.

Наиболее популярными деловыми темами среди респондентов как женского пола, так и мужского являются темы учебы и работы. [6, c. 91 -100]

В деловой коммуникации мужчин и женщин (в общении с представителями как своего, так и противоположного пола) привлекают наличие аргументации, а также высокая степень развернутости сообщения. Кроме того для мужчин со стороны противоположного пола привлекательными являются комплименты в их адрес, а со стороны своего пола — проявление настойчивости в защите своих позиций.

Можно отметить, что в деловой коммуникации в качестве привлекательных действий отмечены типичные для мужчин действия, тогда как в неформальной отмечены как действия, чаще используемые мужчинами, так и действия, которые чаще используют женщины [6, с. 384]. Возможно, это связано с полоролевыми стереотипами: мужчины более успешны в профессиональной сфере, для женщин наиболее важны семейные роли.

Фактом о том, что женщин будут в большей степени привлекать эмоциональные проявления, в то время как мужчин — содержание и форма сообщения, можно проинтерпретировать, основываясь на результатах исследования А.В. Визгиной и С.Р. Пантилеева [6, с. 96]. Авторами в результате анализа самоописаний мужчин и женщин было выявлено, что эмоциональность текста воспринимается мужчинами и женщинами по-разному. Эмоциональность текста для мужчин является показателем некоторого психологического неблагополучия; и наоборот, сдержанные, маловыразительные, достаточно формальные тексты говорят об уверенности в себе, уравновешенности. Эмоциональность текста у женщин выступает как признак общительности. Неэмоциональный текст может свидетельствовать о необщительности, неуверенности в себе, либо чрезмерно развитой мужественности. По предположению авторов, корни этого различия лежат в различном отношении мужчин и женщин к социальным нормам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

1. Интернет - коммуникации – это новый и современный метод общения между людьми, обладающий такими особенностями: вербальная активность, специфический этикет общения, эмоциональность, возможная анонимность;



2. Интернет-коммуникация обладает определенными особенностями, имеющими, в том числе, и половую специфику;

3. Коммуникация в социальных, на современном этапе, является наиболее удобным средством общения.
Список использованной литературы


  1. Богомолова, Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации / Н.Н. Богомолова. — М.: Аспект Пресс, 2010.

  2. Гулевич, О.А.Психология коммуникации / О.А. Гулевич. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т, 2008.

  3. Богомолова, Н.Н. Массовая коммуникация и общение / Н.Н. Богомолова. — М. : Знание, 1988.

  4. Мун, Л.Н. Информационные технологии и гуманитарная культура / Л.Н. Мун // Мир психологии. — 2002. — № 1.

  5. Гулевич, О.А. Психология коммуникации / О.А. Гулевич. — Москва : М: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.

  6. Визгина, А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А.В. Визгина, С.Р. Пантилеев // Вопросы психологии. — 2001. — № 3.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь

Скачать 56,69 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница