Интроспекция как предмет и как метод лингвистики



Скачать 277,56 Kb.
Pdf просмотр
страница1/13
Дата05.01.2021
Размер277,56 Kb.
#83880
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Вестник НГУ. Серия История, филология. 2010. Том 9, выпуск 2: Филология
© М. К. Тимофеева, 2010
УДК 81-13
М. К. Тимофеева

Институт математики СО РАН пр. Акад. Коптюга, 4, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: mtimof@inbox.ru
ИНТРОСПЕКЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ И КАК МЕТОД ЛИНГВИСТИКИ
Интроспекция – это составляющая любой коммуникации и один из базовых методов исследования языка. Однако в силу естественности данной когнитивной способности для мышления человека она долгое время не была объектом лингвистического исследования. Цель статьи – продемонстрировать возможность и востребованность ее изучения. Обсуждение видов языковой интроспекции основано на концепции Л. Талми.
Ключевые слова
: методология лингвистики, интроспективное наблюдение, объекты языковой интроспекции, метод интроспекции. Языковое чутье, языковая интуиция свойственны в той или иной степени всем пользователям языка. Эти способности являются примерами проявления интроспекции (или самонаблюдения, позволяющей человеку непосредственно осознавать некоторые аспекты языка. Интроспекция – это сознательное направление внимания на свое собственное сознание. Обращения к сознанию происходят в рамках любой языковой коммуникации, являясь ее неустранимой составляющей. Поэтому способность к интроспекции, конкретные акты ее использования и усматриваемые посредством них данные можно было бы, в принципе, считать составляющими языка, если бы язык было принято рассматривать таким, каким он предстает в реальной жизни человека. Однако научный взгляд на язык до недавнего времени был не столь широк. Иными словами, теоретически интроспекция могла бы издавна быть
само-
стоятельным
предметом изучения в науке о языке, нов силу исторически сложившихся обстоятельств, в течение большей части периода развития лингвистики она таковым не являлась. Вместе стем как
метод
исследования языка интроспекция активно используется ясно, что умение пользоваться языком, интуитивное знание языка локализованы в индивидуальном сознании человека, поэтому в поисках данных о языке естественно обратиться именно к возможностям индивидуального сознания. На использовании метода интроспекции основано, например, традиционное лингвистическое экспериментирование (восходящее к идеям Л. В. Щер- бы, в рамках которого приемлемость правильность, синонимичность, тождественность, взаимозамещаемость и т. д) тех или иных языковых составляющих проверяется путем обращения к интуиции носителя языка. При этом лингвист сознательно направляет свое внимание на то, как воспринимается в сознании тот или иной конкретный аспект языка. По сути, в таких экспериментах речь идет об использовании интроспекции для
оценивания
определенных свойств языковых выражений (сконструированных специально или же найденных в реальной речи. Возможен вопрос всели обращения к индивидуальному сознанию, осуществляемые в процессе использования языка рядовыми его носителями, производятся с целью оценивания? Для ответа на этот вопрос необходимо сделать интроспекцию
предметом
исследования и понять, какие аспекты языка и насколько четко можно посредством нее наблюдать. Именно по отношению к этим аспектами можно продуктивно использовать интроспекцию как
метод
. Сданной точки зрения интроспекция в лингвистике обычно не рассматривается интроспективные наблюдения многим кажутся столь естественными, что мысль о более детальном их изучении просто не возникает. Не всякий


4 Языкознание лингвист вообще упоминает о применении интроспекции в своих исследованиях, полагая обращение к ней чем-то само собой разумеющимся. Ситуация, следовательно, такова интроспекция это одновременно и составляющая языка, и средство непосредственного доступа к некоторым языковым знаниями умениям. Тем самым потенциально интроспекция законна ив качестве предмета, ив качестве метода лингвистического исследования, причем в полной мере использовать ее как метод можно лишь на основе изучения ее как предмета.

Каталог: xmlui -> bitstream -> handle -> nsu
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «социальная психология»
nsu -> Рабочая программа курса «Физическая культура»
nsu -> Рабочая программа дисциплины «логика» Уровень высшего образования Бакалавриат направление подготовки 031300. 62 Журналистика
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «конфликтология»
nsu -> Рабочая программа по дисциплине «история зарубежной журналистики»
nsu -> Теория, методология и методы психологического исследования Фёдоров Александрович
nsu -> Программа «управление коммуникациями» рабочая программа по дисциплине «современные теории массовой коммуникации»
nsu -> Программа лекционного курса и самостоятельной работы для студентов, специализирующихся на кафедре общей биологии и экологии

Скачать 277,56 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница