Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку



страница1/6
Дата14.02.2016
Размер1,05 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Секция 2. Информационно-коммуникационные технологии

в организации самостоятельной работы студентов

И.Н. Аксенова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ ЖУРНАЛИСТОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Рассматривается важность и необходимость использования самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку как одному из факторов индивидуализации процесса обучения, создания мотивации к обучению, возможности для студентов проявить себя, а также применения ИКТ для совершенствования навыков всех видов речевой деятельности на основе аутентичного материала. Рассматривается важность самостоятельной работы с применением ИКТ для профессиональной деятельности журналиста. Даются некоторые практические рекомендации организации самостоятельной работы будущих журналистов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, ИКТ, учебная деятельность, иностранный язык, индивидуализация, мотивация.
В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в условиях глобальной конкуренции. В связи с этим оптимизация процесса самостоятельной работы на занятиях выступает основной повышения качества профессиональной подготовки.

Организация самостоятельной работы студентов ставит перед собой следующие задачи:

  • Работа с пройденным материалом (закрепление, обобщение, повторение)

  • Формирование исследовательских умений

  • Индивидуализация учебной и научно-познавательной деятельности учащихся

  • Формирование готовности будущих специалистов к самообразованию в дальнейшей жизни

Информационно-коммуникационные технологии уже прочно укрепились в нашей жизни, и тем более в процессе обучения. В данных условиях наработка практического опыта использования ИКТ более чем актуальна. Поэтому на любых занятиях в ВУЗе, а при изучении иностранных языков в частности, использование ИКТ является более чем обязательным.

Рассмотрим более подробно некоторые ИКТ в применении к процессу обучения иностранному языку будущих журналистов.

Интернет создает отличные возможности: общение с носителями языка, чтение аутентичных текстов, участие в разнообразных online проектах, и т.д.

Современные учебники также стараются ориентироваться на ИКТ в процессе обучения. Например, в пособиях «SpeakOut» в конце каждого Unit есть ссылка на видео подкаст, который нужно просмотреть и выполнить ряд упражнений на понимание. Также в этом же подкасте имеется ссылка на Интернет-страницу со статьей на тему подкаста. Следует отметить, что статья аутентичная, чаще это даже новости BBC. Например, при изучении темы «Origins» в “SpeakOut Advanced” студентам предлагается ряд рекомендаций по созданию собственного “Family Tree”. Причем данные рекомендации находятся на американских оригинальных сайтах, куда студенты переходят по ссылкам:

  • Family History: Get Started

  • Family History: Next Steps

  • Family History: Research Timeline

  • Family History: Your Photos

  • Family Trees Message Board

  • Who Do You Think You Are

В процессе обучения журналистов можно дать им задание построить свое «семейное дерево», а также «семейное дерево» какой-нибудь знаменитости (в качестве подготовки к интервью). А затем подготовить презентацию, в которой отразить результаты работы над “family tree”.

При организации самостоятельной работы студентов важную роль играют веб-квесты (в переводе с английского «поиск в сети Интернет»). Веб-квесты – «это деятельностно-ориентированная проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу учащихся в сети Интернет» [1, с.220]. Они имеют ряд преимуществ, среди которых:

  • мотивация учащихся к изучению нового языкового материала;

  • организация работы в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени;

  • активизация самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности учащихся, которой они сами управляют.

Несмотря на название «самостоятельная работа студентов», все равно в этой работе существенную роль играет преподаватель, правда, только как наставник и консультант.

При организации самостоятельной работы с применением ИКТ, в частности, при веб-квестах, сначала необходимо определить проблемную задачу, затем продумать предполагаемый результат, потом определиться с примерным перечнем источников информации, продумать процесс деятельности, и уже на конечном этапе – презентация результатов поисковой деятельности. Во всем этом учитель помогает, следит, направляет.

В качестве примера удачного применения веб-квестов в обучении иностранному языку может выступить задание страноведческого характера. Например, при изучении темы «Travelling» студентам предлагается составить детальный план путешествия в один из городов Англии. Студентов можно разбить на группы по 3-5 человек и попросить их определиться с городом, в который они будут «путешествовать». А на следующем занятии каждая группа предоставляет результаты своей поисковой и исследовательской деятельности в виде Power-Point презентации.

Для будущих журналистов веб-квесты особенно полезны, так как им в профессиональной деятельности придется много работать с информацией, с ее поиском, анализом, вычленением главного. Фактически, давая задание бакалавру журналисту написать статью на английском языке по определенной тематике, мы уже даем ему установку на веб-квест, нужно только еще вместе с ним определить примерно, если это возможно, какие сайты он будет посещать.

Также при организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка с применением ИКТ следует обратить внимание на ведение студентами блогов, общение их в форумах, в группах. Для будущих журналистов это отличная практика выражения своих мыслей на публику. Обсуждать можно все, что угодно. Во многих ВУЗах существует практика просмотра фильмов и чтения книг на английском языке в качестве дополнительных заданий. Например, можно создать группу в социальной сети, где каждый студент должен будет размещать либо свое мнение о фильме, либо пересказ книги на иностранном языке. Очень хорошо, если вся группа или несколько студентов прочитают одну и ту же книгу или посмотрят один и тот же фильм, чтобы у них было больше возможности рассуждать, спорить или соглашаться друг с другом. Очень хорошо для студентов общаться на международных форумах, где есть как носители изучаемого языка, так и люди из других стран. Это развивает толерантность, принятие и понимание других культур, менталитетов. Плюсы ведения блогов, форумов, общения в группах:

  • Большая свобода выражения мысли (студент не чувствует себя скованно, как будто он на уроке и под жестким контролем).

  • Возможность общения на иностранном языке на темы, которые действительно представляют интерес для студента.

  • Это один из способов выражения своей индивидуальности.

Еще одна форма работы, которая набирает все большую популярность - Power-Point презентации. Они могут быть составлены как индивидуально, так и в группе. Плюсами работы с презентацией являются:

  • Индивидуализация процесса обучения.

  • Повышение познавательной активности и мотивации учащихся.

  • Возможность студенту проявить себя творчески.

В работе над презентацией у студента снижается уровень тревожности. А тот факт, что текст можно несколько раз перепроверить самому, а потом еще и попросить учителя исправить ошибки, придает уверенности в работе с теми языковыми единицами, которые вызывают обычно трудности.

Таким образом, проанализировав некоторые формы организации самостоятельной работы студентов, можно сделать вывод, что введение и активное использование разных форм самостоятельной работы на занятиях иностранного языка способствует превращению студента из пассивного объекта в активный субъект. А активное применение ИКТ при самостоятельной работе позволяет успешно решать следующие задачи:

  • Обогащение словарного запаса современными словами иностранного языка.

  • Страноведческий аспект – знакомство в реалиями страны изучаемого языка.

  • Совершенствование навыков и умений письменной, устной речи, различных видов чтения и аудирования.

  • Индивидуализация процесса обучения, учет особенностей темперамента, памяти, внимания и т.д.

  • Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Однако следует отметить, что применение ИКТ не должно быть самоцелью. Их следует применять в тех случаях, когда они помогают наиболее эффективно и с наименьшей затратой времени решить определенные методические задачи.

Список литературы

  1. Тарасевич Е.Б. Использование веб-квестов при организации самостоятельной работы учащихся в обучении иностранным языкам // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. Материалы III Международной научной конференции, посвященной 88-летию образования Белорусского государственного университета. Минск, 2009. – С. 219-221

  2. Швайба О.Г. Применение компьютерных технологий для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. Материалы III Международной научной конференции, посвященной 88-летию образования Белорусского государственного университета. Минск, 2009. – С. 231-232

  3. Чувилина О.В. Методика обучения студентов неязыкового вуза самостоятельной работе с материалами СМИ при использовании интернет-технологий : английский язык : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Чувилина Олеся Владимировна; [Место защиты: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова]. - Нижний Новгород, 2009.

  4. Antonia Clare, JJ Wilson. Speakout Advanced Students` Book. Pearson Education Limited, 2012.


М.Б. Баликаева

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ МНОГОУРОВНЕВОМ ОБУЧЕНИИ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ
Рассматривается потенциал учебно-методического комплекса в процессе развития иноязычного профессионального самообразования. Приводятся требования к современному печатному и электронному учебнику иностранного языка.

Повышение качества образования будущего выпускника инженерного профиля — объективное требование реформы высшего профессионального образования. В целях повышения качества образования социальный заказ диктует принципиальный пересмотр содержания и технологий обучения специалистов, направленных на формирование новой, самостоятельной, инициативной творческой личности, подготовленной к жизни и профессиональной деятельности.

Активное участие России в жизни мирового сообщества, появление различных международных научных проектов и программ объективно выдвигает свободное владение, и практическое применение, как в повседневной, так и в профессиональной деятельности хотя бы одним иностранным языком в приоритетное направление совершенствования образования современного специалиста.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»

отмечено, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные, решении, отличающиеся мобильностью и свободно владеющие иностранными языками [2].

Для выполнения этих требований в учебных планах на дисциплину «Иностранный язык» отводится в среднем только 340 часов.

Недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка по учебному плану в неязыковых вузах, вызвало необходимость применения различных форм иноязычного профессионального самообразования студентов, организованных не только в рамках инвариантного (учебная деятельность академического типа), но и в рамках вариативного (самостоятельная работа, встреча с носителями языка, научно-практические конференции, олимпиады и т. п.).

Исходя из целесообразности определения базового содержания обра­зования (инвариантного блока) и различных форм углубленного изучения иностранного языка, многие ученые и практики предлагают два типа учеб­ников: основной (базовый) и предназначенный для гибких учебных планов с различными конечными целями обучения.

По мнению М.А. Богатырёвой, современный учебник иностранного языка [1] должен отвечать следующим требованиям: 1) способствовать формированию эмпатических способностей обучае­мых; 2) обладать высокой степенью информационной ценности; 3) должен иметь актуальность с точки зрения современного языкового сознания носителей языка; 4) создавать условия для аутентичного общения на межкультурном уровне; 5) опираться на родной язык и культуру адресата; 6) учитывать стилистическую дифференциацию языкового и речевого материала; 7) анализировать языковые и речевые явления с учётом принципа сопоставления лингвокультур; 8) решение комплекса речевых, коммуникативных и социокультурных задач должно быть подчинено профессиональным потребностям адресата; 9) развивать ассоциативное мышление обучаемых; 10) учитывать речевой и социокультурный опыт обучаемых на конкрет­ном этапе овладения лингвокультурой.

На первом курсе бакалавриата темами межкультурной коммуника­ции могут быть: неофициальное и официальное знакомство, ориентирование в городе, в ресторане, в магазине, в отеле, в аэропорту и другие. На втором курсе бакалавриата темами профессиональной коммуникации могут быть, например: строительные материалы (направление: «Строительство»), виды предприятий (направление: «Экономика»). В связи с тем, что предметом иноязычного образования являются языковые средства всех лингвистических уровней и в ка­честве доминанты, выступает аутентичный текст. Как уже упоминалось, лингводидактический подход к обучению иностранному языку предполагает гармоническое сочетание методов и приёмов ознакомления обучающих с историей, наукой, экономикой и техникой и др, культу­рой стран изучаемого языка в том их виде, как они опосредованы языков. Поэтому требования аутентичности стало неотъемлемой частью иноязычного профессионального самообразования.

В одной из публикаций сборника "Иностранные языки в высшей шко­ле" А.А. Миролюбов высказал мысль о том, что оптимизацию учебного процесса по иностранному языку в вузе необходимо связывать с более эф­фективным использованием имеющихся внутренних резервов [304. С.4]. Учитывая новые тенденции в разработке концепции иноязычного об­разования, в процессе коллективного взаимодействия нами был создан со­лидный учебно-методический комплекс для осуществления проекта еди­ной языковой системы при многоуровневом обучении в вузе. Основы «об­щего языка» дают учебные пособия для бакалавров, отраслевые учебные пособия и методические указания созданы для профессионально-ориентированного обучения студентов старших курсов направлений «Строительство», «Экономика», «Менеджмент» и др., пособия для продвинутого этапа обучения - для магистров и аспирантов всех направлений. Весь ком­плекс существует в электронном и бумажном варианте и включает в себя также гибкие рабочие программы для всех уровней обучения, комплекты разноуровневых тестовых заданий.

Наряду с традиционными учебными посо­биями нами используются созданные авторским коллективом кафедры электронные учебники. Электронный учебник иностранного языка как дидактическое произведение включает в себя по своим возможностям типовые черты пе­чатного издания, видеофильма и звукозаписи.

При изучении иностранного языка с помощью электронного учебни­ка в отличие от традиционного печатного учебника предполагается, прежде всего, моделирование аутентичной языковой среды (в типовых ситуациях общения), которую студент наблюдает, в которой как бы путешествует, познавая язык и культуру страны. С помощью электронного учебника могут быть по-новому решены такие проблемы обучения, как индивидуализация, мотивация и др. Он вы­ступает в определенном смысле в функции репетитора, который помогает каждому студенту найти свой наиболее удобный путь изучения иностран­ного языка на основе таких методов обучения, как показ ситуации, объяс­нение и комментирование, организация тренировки и практического упот­ребления учебного материала в речи. Реализуются принципы как усвоения учебного материала на основе контакта с моделируемой средой, так и ов­ладения им через обучение.

В электронном учебнике реализуются также основные принципы проблемного обучения. Это осуществляется путем постановки проблем­ных задач (найти, узнать, понять, выразить мнение и др.), поиска и ориен­тировки в способах их решения с тем, чтобы студент мог прийти к самостоятельному выводу и на этой основе - к деятельности. Такой подход становится все более и более актуальным.

Актуальность создания компьютерных учебников вызвана тем, что современная методика активно ищет новые способы реализации ведущих принципов иноязычного профессионального самообразования (проблемность, когнитивность, индивидуализация), которые вполне естественно могут воплощаться с помощью компьютер­ных технологий.

На кафедре иностранных языков разработаны электронные учебники по английскому и немецкому языку для студентов – бакалавров первого курса, а также второго курса направлений «Городской кадастр», «Строительство» и др., а также закончена работа по созданию системы тестирования по принципу TOEFL для самоконтроля знаний по двум языкам для всех уровней обучения. В рамках научной организации самостоятельной работы студентов, в том числе проблем дистанционного с использованием компью­терных телекоммуникационных сетей, разработан комплекс тестов к учеб­ному пособию "Английский язык для бакалавров", "Немецкий язык для бакалавров".

Таким образом, создание электронного учебника в сочетании с традиционными учебными пособиями имеет большой потенциал в рамках развития иноязычного профессионального самообразования в условиях сложного многокомпонентного учебно-методического комплекса при многоуровневом обучении в неязыковом вузе.

Список литературы

  1. Богатырёва, М.А. Социокультурный компонент содержания профессио­нально-ориентированного учебника (англ.яз., неязыковой вуз), дис.канд.пед. наук. - М., 1998. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.01 № 1756-Р // Бюл. Мин-ва. образования России, 2002. — № 2.


А.Ш. Байчурина

Использование виртуальной обучающей среды Moodle для организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей
Рассматривается организация самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей при изучении дисциплины «Иностранный язык» с использованием системы дистанционного обучения MOODLE.
Ключевые слова: Самостоятельная работа, компьютерные технологии, иностранный язык, студент.
Дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Одним из путей, повышения эффективности языковой подготовки будущих специалистов неязыковых специальностей, является организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа - работа студентов, выполняемая во внеаудиторное или аудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов). Целью вузовского обучения является не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной деятельности и играет значительную роль в современном обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Государственным стандартом предусматривается, как правило, не менее 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов.

В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а вместе с ними всё чаще поднимается вопрос об использовании компьютерных технологий для организации самостоятельной деятельности студентов. Одной из таких технологий является виртуальная обучающая среда Moodle.

Виртуальная обучающая среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Эта система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит как для организации самостоятельной (аудиторной внеаудиторной) работы студентов.

Богатый набор модулей-составляющих для курсов - Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога), которые акцентируют внимание обучаемых на отдельных фрагментах (элементах) излагаемого содержания, позволяют закрепить предлагаемое содержание, информирует обучаемого о трудностях в освоении материала, контролируют усвояемость учебного материала. Учебный материал, как правило, сопровождается заданиями, упражнениями и опросами, которые дают возможность «разбавлять» монотонное изложение материала активными действиями, задавать вопросы на понимание, помогают закреплению излагаемого материала. Хорошо спланированные задания и упражнения помогают обучающимся постоянно актуализировать получаемую информацию. Они служат средством учета разнообразных стилей освоения материала (стилей обучения).

Например, некоторые интерактивные модули могут быть использованы для организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания иностранных языков:

Модуль Ресурс. Для создания содержания курса используются различные программные системы и редакторы. Например, презентация нового материала в Microsoft PowerPoint или аудио или видео-файл, книга. Кроме того, можно просто сослаться на другой сайт или веб-страницу.

Модуль Тест:

• преподаватель может в web-интерфейсе создать базу данных, содержащую вопросы для многократного использования в различных тестах;

• тесты автоматически оцениваются (и могут быть переоценены при изменении «стоимости» вопросов);

• тесты могут иметь ограниченные временные рамки;

• по выбору учителя, тесты могут проходиться несколько раз, могут показывать комментарии к ответам и/или правильные ответы;

• вопросы могут содержать картинки, аудио и видео файлы;

• вопросы, предполагающие выбор из вариантов ответов могут иметь как один правильный ответ, так и несколько;

• поддерживаются вопросы с ответом в виде слова или фразы;

• поддерживаются альтернативные вопросы (верно/не верно).

Тестирование может осуществляться или во время занятий по расписанию, или во внеурочное время, как разновидность самостоятельной работы студентов.

Вопросная база может состоять из вопросов, составленных или в соответствии со структурой дисциплины, или в соответствии с определенными темами курса, или по усмотрению преподавателя. Вопросы могут быть различного типа: с одним вариантом ответа, с множеством вариантов ответа, с возможностью вписать свой ответ. Вопрос также может иметь пояснение, объясняющее ученикам данный ответ на вопрос. Преподаватель может создавать вопросную базу, основываясь на темах, разделах, семестрах и др. организационных схемах при проектировании учебного курса.

Модуль SCORM позволяет добавлять различные типы заданий (кроссворды, задания с мультимедийными приложениями) созданных в других системах, таких как Hot potatoes.

Модуль Глоссарий в системе Moodle – это довольно мощный инструмент обучения. Практически глоссарий имеет множество особенностей, который облегчает преподавателю и студенту процесс изучения: добавляет комментарии к определениям и автоматически связывает слова в курсе с его определением в глоссарии.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> Рабочая программа дисциплины (модуля) Политическая психология Направление подготовки 030200 «Политология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница