Исследования. Ядро исследований – эмпирическая проверка



Скачать 89,25 Kb.
Дата14.02.2016
Размер89,25 Kb.
#5378
1. Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.
По Нурковой, Березанской (и немного по «ответам»):

Наука – систематически организованный процесс превращения неизвестного в известное. Ядро науки – исследования. Ядро исследований – эмпирическая проверка. Исследования предполагают определенные методы, которые связаны с понятием парадигма (Кун) – или системой основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика. Смена парадигм – революция. Между революциями – периоды «нормальной науки». Специфика психологии в том, что в ней никогда до сих пор не было периодов «нормальной науки» («достаточного» согласия между представителями разных подходов).
По Гиппенрейтер:

Слово «психология» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение») буквально означает «наука о душе». В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия душа – самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы (донаучная психология – предметдуша).


Появлению науки психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии. Психология возникла на их пересечении.
В системе наук психология занимает особое место так как:

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи».

2. В ней как бы «сливаются» объект и субъект познания. Те психические способности и функции, которые служат средством для освоения мира сами являются предметом осмысления.

3. Имеет уникальные практические следствия. Познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Познавая себя, человек изменяет себя (свои отношения, цели, состояния и переживания).
Отличия научной психологии от житейской:

1. Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям (в противовес конкретным житейским знаниям). Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2. Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны (в противовес интуитивным житейским).

3. В науке знания аккумулируются и передаются с большей эффективностью. Это возможно благодаря тому, что знания кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе.

4. Житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки.


При всех отличиях имеется тесная взаимосвязь научной и житейской психологии. Научная психология 1) опирается на житейский психологический опыт; 2) извлекает из него свои задачи 3) на последнем этапе им проверяется.
Истоки первого понимания предмета научной психологии.

Рене Декарт (1596 - 1650). Если хотеть найти истину, то для начала надо все подвергнуть сомнению. Подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется? Останется наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем: «Мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»).

Декарт под мышлением подразумевал «все то, что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». Мыслить для него значит не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать».

В этих утверждениях Декарта содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в. Постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняла идеи Декарта и сделала своим предметом сознание.
I. Предмет психологии – сознание.

Психология официально оформилась в самостоятельную науку в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии (Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания).

Психология сознания под началом В. Вундта считала единственным методом психологии метод интроспекции (букв, «смотрения внутрь»). Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 - 1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей. Метод интроспекции с самого начала соединился с атомистическим подходом в психологии, т. е. убеждением, что исследовать - значит разлагать сложные процессы на простейшие элементы. Простейший элемент сознания – ощущение (отдельное впечатление).
Все рассуждения могут быть заключены в нескольких коротких предложениях: предмет психологии – факты сознания; последние непосредственно открыты мне - и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции - и никак иначе.
Психология этого периода описала многие важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы. Однако, к концу первой четверти нашего столетия она практически перестала существовать. Для этого было по крайней мере три причины:

1. слишком узкий круг изучаемых явлений – содержания и состояния сознания (не отвечала запросам практики; от психологии отвернулись все, кто не считал ее своей профессией);

2. идея разложения психики на простейшие элементы была ложной. Психологи стали находить содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Возьмите мелодию и перенесите ее в другую тональность; в ней изменится каждый звук, однако мелодия при этом сохранится. Значит, не отдельные звуки определяют мелодию, не простая их совокупность, а какое-то особое качество, которое связано с отношениями между звуками. Это качество целостной структуры (нем. – «гешталът»), а не суммы элементов.

3. метод интроспекции, который психология сознания считала единственно возможным, оказался очень ограниченный по своим возможностям. Практика использования и обсуждение метода интроспекции обнаружили ряд фундаментальных его недостатков:

а) интроспекцию настоящего, полнокровного акта сознания можно осуществить, только прервав его. Приходится наблюдать не столько сам непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след. А чтобы следы памяти сохраняли возможно большую полноту, надо процесс дробить (актами интроспекции) на мелкие порции. Таким образом, интроспекция превращалась в "дробную" ретроспекцию.

б) тезис о непосредственной открытости причин на проверку оказывается неверен. Неожиданно всплывшее воспоминание или изменившееся настроение часто заставляет нас проводить настоящую исследовательскую работу по отысканию их причин. Если бы человек мог непосредственно усматривать причины психических процессов, то психология была бы совсем не нужна!

в) тезис о том, что интроспекция поставляет сведения о фактах сознания в неискаженном виде так оказался несостоятельным. Даже когда человек дает отчет по памяти о только что пережитом опыте, он и тогда неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на определенные его стороны или моменты. Именно это искажающее влияние внимания, особенно внимания наблюдателя, который знает, что он ищет, настойчиво отмечалось критиками. Интроспекционист находит в фактах сознания только те элементы, которые соответствуют его теории.

Эти недостатки были настолько существенны, что поставили под сомнение метод в целом, а с ним и предмет психологиисознание – тот предмет, с которым метод интроспекции был неразрывно связан и естественным следствием постулирования которого он являлся.


II. Предмет психологии – поведение.

В 1913 году американский психолог Дж. Уотсон заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour - поведение). В психологию были введены совершенно новые факты – факты поведения.

Таким образом, спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция («революция в психологии»): смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.


Вопрос о методе был основным для нового направления: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще. Постулировалось, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. Их можно наблюдать из внешней позиции, по поводу них можно добиться согласия нескольких наблюдателей.

В отрицании сознания был главный смысл бихевиоризма и в этом же пункте он в дальнейшем не выдержал критики.
Важными заслугами бихевиоризма являются.

1. Введение в психологию сильного материалистического духа, благодаря которому психология была повернута на естественнонаучный путь развития.

2. Введение объективного метода, основанного на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов.

3. Чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: поведение животных, доречевых младенцев и т. п.

4. Были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.

Основные недостатки бихевиоризма:

1. Недоучет сложности психической деятельности человека,

2. Сближение психики животных и человека,

3. Игнорирование процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.


III. Предмет психологии – неосознаваемые (бессознательные) психические процессы.

Сознанию можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому – внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы.

Неосознаваемые психические процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала 20-го века. Уже первые результаты этого изучения фактически нанесли смертельный удар по психологии сознания, вполне соизмеримый с тем, который она получила со стороны бихевиоризма.

К «неосознаваемому психическому» обращались в разное время очень разные ученые. Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:



1. неосознаваемые механизмы сознательных действий (Д. Н. Узнадзе и др.)

2. неосознаваемые побудители сознательных действий (З. Фрейд – Психоанализ и др.)

3. «надсознательные» процессы (У. Джеймс и др.)


По Гриншпуну:

Конец XIX и начало XX века знаменательны тем, что возникают очень разные направления психологии, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии. Первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. В разных школах в качестве основного предмета изучения выступают:



- закономерности строения сознания (структурализм);

- его функции (функционализм);

- закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ);

- поведения (бихевиоризм);

- формирования и функционирования целостных психических структур (гештальтпсихология и связанные с ней направления);

- формирования высших психических функций (культурно-историческая теория),

- деятельности (деятельностный подход),

- установки (теория установки),

- отношений (теория отношений),



- самоактуализации (гуманистическая психология),

- измененных состояний сознания (трансперсональная психология) и т.д.


По Нурковой, Березанской (они по Франклу):

Времена научного плюрализма. Противоречивые картины, которые рисуют различные направления психологии не противоречат единству реальности. Каждый подход делает свое «сечение» реальности. Каждое направление упускает какие-то важные стороны «объемной» фигуры (реальности), но при этом продвигают нас на пути познания.
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования

Скачать 89,25 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница