Исследовательская практика Разработка исследовательской практики в рамках образовательного пространства обусловлена комплексом факторов



Скачать 132,23 Kb.
Дата14.02.2016
Размер132,23 Kb.
#3617
Исследовательская практика
Разработка исследовательской практики в рамках образовательного пространства обусловлена комплексом факторов.

  1. Введение компететнтностного подхода в учебный процесс, условием и целью которого является формирование ключевых компетенций личности обучаемых, требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Меняются подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение педагога за деятельностью учащихся.

Меняются формы и методы организации занятий, общим принципом их организации становится факт организации обучения через деятельность, которая даст возможность самореализации педагогу и ученику, обучение через практику, продуктивную работу учащихся, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Ведущей потребностью педагога становится желание ответить на вопрос: «Как учесть разные интересы различных возрастных групп учащихся».



Общение в рамках исследовательского пространства способствует расширению предметных связей и формированию коммуникативных и ценностных приобретений детей через общение друг с другом и организованное общение с педагогом.

  1. Целью организации проектно-исследовательской деятельности является развитие творческих способностей учащихся через освоение новых форм образовательной деятельности, характерных для современного информационного общества, формирование исследовательской культуры учеников и приобщение к способам самостоятельной творческой работы.

*****Ключевые компетенции, формируемые в процессе освоения практики: Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Учебно-познавательные компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции - навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

  1. Планирование исследовательской практики осуществляется координационным центром под патронажем клуба «Эврика», творческого объединения учащихся 2-11 классов. Деятельность клуба регламентируется Положением об общешкольном ученическом клубе «Эврика» МОУ СОШ № 6 г. Карпинска, утвержденном на организационном собрании. Планирование деятельности составляется на учебный год, утверждается на методическом совете, совете кураторов клубной деятельности.




  1. Ориентировочная основа исследовательской практики: если объединить, систематизировать исследовательскую работу учащихся школы, то есть создать общешкольный интеллектуальный исследовательский клуб на разноуровневой разновозрастной многопрофильной основе, то значительно возрастет уровень внутренней мотивации к учению, самостоятельной деятельности, повысится качество социализации учащихся, будут сформированы навыки самоопределения и коммуникативно-деятельностные умения ребят.

Функция педагога-руководителя в организованнои исследовательском пространстве школы – консультационная, направляющая: необходимо сохранить логику дела, единства замысла и проекта, создать условия для реализации коммуникативных потребностей, формирование положительного социального опыта, создать среду успешности и личностной значимости образования.

Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл и повышающий внутреннюю мотивацию к учению и обучению. Универсальное включение базовых знаний в исследование обеспечивается за счет универсального их использования учителем в разных ситуациях.



4. Формы практики:

  • Исследовательский проект

  • Исследование – экспедиция, исследование-маршрут и другие

  • Интеллектуально-исследовательская работа клуба «Эврика»

Участники практики: учащиеся 1-11 классов

5. Рефлексия. Безотметочная вербальная система оценивания на всем этапе проектирования является одним из наиболее значимых приемов мотивации. Ситуация успеха (получилось!) усиливает внутреннюю мотивацию как к коллективному творческому делу, так и к индивидуальной учебной деятельности.

***Диагностика мотивации учащихся и педагогов.

***Плюсы и минусы этапа реализации проекта.
6. Оценка результативности исследовательской деятельности осуществляется образовательным сообществом при публичном представлении результата (продукта) на научно-исследовательских форумах учащихся.

План работы ТИГ «Исследовательская проектная деятельность» на 2008\2009 учебный год





Направление деятельности

сроки

ответственные

коррекция

куратор учитель

учащийся



Составление плана по секторам

сентябрь

Тарасова О.В.,

Терентьева Н.С.



Совет клуба






Корректировка проблематики и объектов исследования

октябрь

Тарасова О.В.,

Терентьева Н.С.

Ямбаршева С.В.

Корабельщикова Л.М.



Пестовских К.

Семенова Ю.









Разработка исследовательских проектов


ноябрь-февраль

Тарасова О.В.,

Терентьева Н.С.

Ямбаршева С.В.

Корабельщикова Л.М.



Пестовских К.

Семенова Ю.



Учащиеся нач.шк







Проект «Педагогические династии» и «Учителя школы - ее выпускники»




Терентьева Н.С.


Новоселова А. 8а







Проект «Бронзовый век русской культуры: «Музыка «бронзового века»




Терентьева Н.С.


Заводчикова Ю. 11а




«Художники «бронзового века»




Терентьева Н.С.


Бушмелева И. 11а




«Искусство скульптуры «бронзового века»




Терентьева Н.С.


Цыбина Д. 11а







Систематизация материалов творческого проекта «Дню Победы посвящается…»




Терентьева Н.С.


Болдырева К. 8а







Проект «Школьные традиции: Лауреаты школьной премии «Овация»




Терентьева Н.С.


Честнейшая Э. 8а







Завершение работы над проектом «История моей семьи в истории моей школы»




Корабельщикова Л.М.

Манацкая П. 3а







Проект «Проблемы городских отходов»




Тарасова О.В.

Красильникова С. 9а







Подготовка к конкурсу минипроектов «Проблемы охраны окружающей среды и здоровья человека в г. Карпинске»




Тарасова О.В.

Учащиеся 8 классов







Развитие проекта «Культурный Карпинск» «Экология и туризм»,

«Художественная и музыкальная культура Карпинска»






Терентьева Н.С.

Икрин М. 8а

Горяйнова К. 8а





4.

В рамках клуба «Эрудит»:

  • К юбилею Д.И.Менделеева

  • «Свердловской области - 75»

  • Конкурсная программа «Своя игра»



Тарасова О.В.

Корабельщикова Л.М.

Ямбаршева С.В.



Совет клуба




5.

Школьная НПК

Городская НПК

Подготовка творческих отчетов и презентаций

март


Тарасова О.В.,

Терентьева Н.С.

Ямбаршева С.В.

Корабельщикова Л.М.



Пестовских К.

Семенова Ю.

Учащиеся нач.шк





6.

Публичная защита (отчеты)

апрель-май

Тарасова О.В.,

Терентьева Н.С

Ямбаршева С.В.

Корабельщикова Л.М.



Пестовских К.

Семенова Ю.

Учащиеся нач.шк





7.

Рефлексия. Подготовка отчета. Мониторинг

май

Терентьева Н.С.

Совет клуба





Методические рекомендации к организации исследовательской практики в школе

Методические рекомендации ученику


  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка, которая поможет тебе не только узнать новое, но и поделиться своим опытом с другими. Выполняя проект, не бойся обращаться за помощью к учителю, родителям, друзьям и знакомым. Помни: чем шире круг твоего общения, тем больше шансов сделать работу интересной и познавательной.
    2. Выполняй проект в следующем порядке:
    а) выбери проблемную тему;

б)Определи цель: чего ты хочешь достичь в результате своей работы?
в) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.); определи для себя главные источники информации.

г)определи порядок выполнения действий. Если не можешь сам, обратись за помощью к учителю-консультанту.


д) выполни теоретическую и практическую части проекта;
е) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения исследования;
е) напечатай графическую часть проекта; подготовь презентацию, чтобы продемонстрировать ключевые моменты работы другим
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы

з) защити проект.


3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет – это сделает твою работу интереснее и полнее.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

10. Попробуй оценить свою работу и ее результат сам, а потом соотнеси оценку с той, которую выставили другие (комиссия, слушатели, учитель).




Методические рекомендации учителю

Внимание, педагог! Организовать работу над проектом будет легче, если вы будете следовать логике!

Этапы работы над проектом

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы – решение – представление результата экспертной комиссии через публичную защиту. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – роль педагога руководящая, мотивирующая

  • определение руководителей проектов (ТИГ – творческая инициативная группа)

  • поиск проблемного поля, актуального для данного этапа развития образовательно пространства и состояния;

  • выбор тематики исследований;

                • формирование проектной группы учащихся или индивидуальных разработчиков проектов.

ПОИСКОВЫЙ – роль педагога консультирующая
          • уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
          • определение и анализ проблемы;

                • постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ – совместное с учащимися обсуждение материала

  • анализ имеющейся информации;

  • поиск информационных лакун;
          • сбор и изучение информации;

  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

  • составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

                • анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ – контрольно-корректирующая роль педагога

  • выполнение запланированных технологических операций;

  • текущий контроль качества;

                • внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ - консультирующая роль педагога
          • Подготовка презентационных материалов;
          • Презентация проекта;

                • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ - педагог как центр психологической поддержки учащихся


ЭТАП РЕФЛЕКСИИ: необходимо проанализировать все плюсы и минусы процесса исследовательской работы и ее продукта. мотивировать на дальнейшее сотрудничество и развитие исследовательской, коммуникативной культуры ребят, поощрить самостоятельность, подчеркнуть актуальность и ценность продукта и процесса исследовательской деятельности.

И обязательно поблагодарить за сотрудничество!

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Каталог: metcab -> workshop -> social
social -> 1 в опытно-экспериментальной работе принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме в профильных (при наличии) и общеобразовательных классах школы
social -> Методические рекомендации по организации образовательных практик
social -> Словарь Компетенция
social -> Память ребенка должна становиться мыслящей
social -> Структура социокультурной игровой практики Методические основы игровых практик. Функциональная направленность игровых технологий
metcab -> Программа дисциплины экологическая психология

Скачать 132,23 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница