Из опыта работы учителя истории, обществознания и географии моу гранитная сош



Скачать 160,34 Kb.
Дата20.04.2016
Размер160,34 Kb.
Из опыта работы учителя истории, обществознания и географии

МОУ Гранитная СОШ

Кизильского муниципального района

Челябинской области

Трофимова Николая Борисовича
Любое обучение человека есть ни что иное

как искусство содействовать стремлению

природы к своему собственному развитию

И.Песталоцци

Отправной точкой моего обращения к теме «Одаренные дети» стал 2006 год, когда 1 сентября я пришел на свой первый урок истории в 5 классе. Они были нормальными детьми, мои пятиклашки, но чувствовалось в них какое -то особое внимание к нашим занятиям. Хотя тогда я и предположить не мог, что через несколько лет успехи в олимпиадах некоторых из моих учеников заставят меня задуматься о детской одаренности вообще и о необходимости развития их способностей.

Все началось со знакомства с существом проблемы, поиска литературы, публикаций в сети Интернет, знакомства с опытом моих коллег в разных уголках России. Итогом стал проект «Зимняя Олимпийская Школа», который был реализован в нашем районе в 2010 -2011 годах мной и моими коллегами.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

Одаренных детей отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы развития таких детей определяются "уровнем их достижений и потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной и психомоторной деятельности".

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.

Одаренных детей отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.

Проявлением общей интеллектуальной одаренности является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. А между тем, это грубейшая ошибка и просчет и родителей и учителей! Здесь видится, что главная задача родителей таких детей – попытаться создать домашние условия, в которых бы одаренный ребенок мог чувствовать себя самим собой, занимался любимым делом. Основная же нагрузка в раскрытии, а, главное, поддержании такого необычного ребенка, ложится даже не на школу, а на конкретного педагога.

Главная задача учителя - разглядеть эту индивидуальность, помочь ребёнку развить эти свои качества, помочь адаптироваться в социуме.

Такая работа должна вестись планомерно и на уроке и во внеурочное время особенно, обязательно такие учащиеся должны принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах конференциях. Это - реальная возможность оценить свои способности, и понять, над чем стоит работать дальше.

Одаренные дети - это явление уникальное, несерийное. Соотвественно, от учителя требуются усилия в десятки раз большие, нежели при работе с детьми средних способностей. Заблуждение состоит в том, что одаренный ребенок все сделает сам, только успевай подсовывай ему во время и после уроков энциклопедии да тесты повышенной сложности. На самом деле, учитель должен позаботится и о своей "форме". Любое подозрение в некомпетентности наставника по каким-либо вопросам может разочаровать ребенка, даже разозлить и привести к уходу "в себя". А уж достать его из своей "ракушки" бывает очень сложно. В любом случае, общение с одаренными детьми - это и радость, и вдохновение, и испытание. Не все к этому готовы. Вообще-то одаренные дети неудобны в школе своим нетрадиционным мышлением. Они часто отстаивают свою точку зрения, решая по своему предлагаемые задачи, решают проблемные ситуации часто не соответствуюшим методом, нередко вступают в споры по поводу выводов, сделанными учителями. С такими учениками работать довольно сложно, их надо понимать. На то они и одаренные. На таких детях школа держится.

Одаренные дети – это уникумы с высоким уровнем мотивации, с высоким умственным потенциалом. Разработкой специальных программ обучения, работы с одаренными детьми давно и плодотворно занимаются в США. Там, например, специально разрабатываются программы в учебных заведениях для работы с такими детьми.

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом в США относят:

1. Ускоренное формирование базовых навыков посредством реорганизации основной учебной программы в соответствии с более высоким уровнем знаний и развития одаренных учащихся ("ускорение").

2. Включение учащихся в активную учебную деятельность по разработке и решению проблем и в исследовательскую работу ("обогащение").

3. Обеспечение учащихся возможностью налаживать связи внутри предлагаемой системы знаний посредством концентрации на ключевых вопросах, идеях и темах ("междисциплинарное обучение").

Последнее положение, на мой взгляд, прямо связано с тем, что и в нашей стране в последнее время серьезно разрабатывается теория метапредметности. При этом в рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Между тем, как отмечают российские ученые, среди них А.И.Савенков, модель "обогащения учебных программ" не может быть применена в отечественной системе образования из-за разницы культурно-образовательных традиций. В качестве одной из исходных идей, лежащих в основе нашей модели, предлагается идея о том, что традиционное содержание образования - органичная часть социокультурной среды и не может быть изменено без изменения самой этой "среды". В отечественной дидактике разработка детской одаренности ведется не по линии радикальной модернизации содержания образования, а по линии эволюции "обогащения" традиционного содержания для отечественной школы. .

Модель обогащения содержания отечественного образования имеет два уровня: "горизонтальный" и "вертикальный". Под "горизонтальным обогащением" следует понимать систему мер по дополнению традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами, обычно выделяемых в связи с проблематикой детской одаренности. "Вертикальное обогащение" касается не столько учебного плана, сколько изменения в содержании всех учебных программ, входящих в систему "основного" и "вариативного" (дополнительного) образования.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью.

Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

Интеллектуально - творческий потенциал личности (одаренность) не может быть сведен к какой-то одной характеристике: «высокий коэффициент интеллекта», «высокий уровень креативности» и др. Это понимание влечет за собой и особое отношение к его выявлению и развитию.

«Мотивация», «выдающиеся способности», «креативность» - глубинные личностные характеристики. Их сочетание имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка:

-любопытство, сверхчувствительность к проблемам, способность прогнозировать результат, богатый словарный запас, способность к самооценке;

-оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, способность к анализу и синтезу, высокая концентрация внимания, память;

-увлеченность содержанием задачи, перфекционизм (способность доводить продукт деятельности до соответствия самым высоким требованиям), нонкорформизм (стремление противостоять мнению большинства), лидерство, соревновательность, широта интересов, юмор.

Современный человек - личность свободная, творческая, умеющая понимать конкретные жизненные ситуации, оценивать их, а также самостоятельно принимать оптимальные жизненно важные решения.

Задача педагогов состоит в создании условий для самореализации личности, сделать ученика своим партнером в сложном процессе развития, обучения и воспитания.

Такие условия - это элементы целостного педагогического процесса, который осуществляется на основе принципов проблемности, индивидуализации, диалогичности и рефлексии субъектов педагогического процесса.



Принцип индивидуализации означает всемерный учет выявленных педагогом индивидуальных особенностей учащихся, который обеспечивает проявление, осознание и выражение учащимися собственной индивидуальности, наиболее отчетливо проявляющейся в деятельности творческого типа.

Принцип рефлексии предполагает постоянное и осознанное внимание субъектов педагогического процесса к своим эмоциям, мыслям и поведению.

Принцип диалогичности требует, чтобы в основу педагогического процесса был положен равноправный диалог не только между всеми его субъектами, но и между различными точками зрения, представленными не только очно, но и заочно, т.е. в публикациях.

При разрешении проблемных ситуаций в рамках учебной технологии у учащихся развиваются навыки работы с информацией, вырабатывается умение выделять в каждом изучаемом явлении его суть, узловые моменты, вести поиск и находить пути и способы решения проблемных задач.



Принцип проблемности предполагает максимальное использование методов обучения, предполагающих включение учащихся в проблемные ситуации, а через них – в исследовательскую деятельность. С этой точки зрения наиболее действенными следует считать методы, представленные в типологии И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина: проблемное изложение, эвристический (частично-поисковый) и исследовательский. При выборе метода педагог обязательно учитывает уровень познавательной самостоятельности учащихся, возможность самостоятельного и полноценного прохождения ими всех этапов исследовательского поиска. Реализация принципа проблемности направлена на усиление роли учащихся в педагогическом процессе, на активизацию их познавательной деятельности на всех этапах обучения, начиная с постановки учебных целей и заканчивая оценкой результатов. Все вышеизложенное представляется абсолютно справедливым и в отношении одаренных детей.
Особая проблема – подготовки одаренных учащихся к конкурсам, олимпиадам. Как привить интерес ученика к публичным состязаниям, не навредить его здоровью, не нарушить психологический климат, показать индивидуальную траекторию успеха, а главное, помочь овладеть технологиями, ведущими к успеху – ответы на эти вопросы и легли в основу работы, которую я и мои коллеги проводим в нашем районе уже несколько лет.

В течении двух учебных лет в нашем районе работает «Зимняя Олимпийская Школа» - проект, автором которого я являюсь.

Идея Проекта родилась в 2010 году на заседании РМО учителей истории и обществознания, когда обсуждались итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Надо отметить, что некоторые мысли на этот счет уже витали в воздухе, так как к этому моменту мои ученики несколько лет были в лидерах олимпиад по истории, праву и обществознанию, а одна ученица стала призером регионального этапа и участницей заключительного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию 2010 года. Моим ближайшим помощником и соратницей в реализации Проекта стала учитель истории и обществознания МОУ Измайловская СОШ Уркия Сембаевна Жунусова.

Идеи Проекта достаточно просты и понятны:

-теоретическая, практическая и психологическая подготовка учащихся 8-11 классов, Победителей и Призеров муниципального этапа по истории, обществознанию и праву, завоевавших право представлять Кизильский район на региональном этапе Всероссийской Олимпиады Школьников, подготовка резерва будущих участников Олимпиады;

- создание ситуации успеха через взаимную поддержку, взаимодействие всех членов команды.

- обобщение и использование опыта лучших учителей района в подготовке участников олимпиад.

Надо отметить, что изначально были определены и основные приоритеты Проекта:



  1. Добрая Воля. В Проекте было предложено принять участие педагогам, которые изъявили такое желание, а кроме того, были внутренне готовы к работе с нашими олимпийцами, в первую очередь тем, чьи дети показывают стабильно высокие результаты, и кто имеет определенный опыт участия в разных конкурсах и проектах.

  2. Мы не соперники, Мы - Соратники и Друзья! Смысл как раз и состоял в том, что бы ни ученики, ни педагоги на данном этапе не рассматривали друг друга с точки зрения соперничества.

  3. Успех Одного – Радость для Всех! Создание ситуации успеха, помощь команды, совместная работа и достигнутый результат, как закономерный итог.

Хочу отметить, что на мой взгляд, нам удалось следовать этим приоритетам, о чем свидетельствуют отзывы участников школы.

Что касается основных идей, то главный упор был сделан на технологическую подготовку ребят. Мы прекрасно понимаем, что те, кто целенаправленно готовится к олимпиадам и конкурсам, знает, зачем это нужно, тот зачастую владеет бОльшим объемом информации, чем учитель. Поэтому главное - обратить особое внимание на представление технологий применения знаний, решения задач, работы с источниками, творческими заданиями! Наша задача в этой школе - не давать знания, а научить их эффективному применению!

В 2010 году в основе работы школы были общетехнологические приемы, так как у участников олимпиад были серьезные проблемы с написанием эссе, работой с документами и т.д. Для того, чтобы устранить эти пробелы в расписание занятий были включены следующие темы:

День Первый. Теоретическая часть:



    1. Общие основы подготовки к олимпиадам различного уровня.

    2. Методика решения тестовых заданий.

    3. Работа с творческими заданиями:

( эссе, проекты, решение задач, работа с источниками).

День Второй. Практическая часть:



    1. Разбор и анализ заданий муниципального этапа олимпиады.

    2. Работа над ошибками.

    3. Разбор и решение заданий муниципальной и региональной олимпиады прошлых лет.

Как видно, работа была задумана объемная, мы постарались охватить все наши «узкие места». Справедливости ради, надо отметить, что такая организация работы была не очень рациональна, поэтому ошибок избежать не удалось. Об этом говорили и участники школы в своих итоговых анкетах.

Учитывая опыт предыдущего года, в декабре 2011 школа стала тематической. Проанализировав олимпиадные работы, мы решили обратить особое внимание на технологию проекта. С учетом этого и была построена

Программа работы Школы:

Тема 2011 г. : «Учебный проект и проектная деятельность»

День Первый. Тема: « Учебный проект и проектная деятельность»


  1. Основы проектной деятельности

  2. Практическая работа в группах

День Второй. Тема: « Культура»

  1. Культура как сфера жизни общества

  2. Культура в истории

  3. Практическая работа в группах

Обращаю внимание, что тема «Культура» была рассмотрена именно с позиций проектной технологии.

В итоговом опросе этого года ребята отмечали (особенно те, кто участвовал в работе уже второй год), что школа была более интересной и целенаправленной, помогла решить многие вопросы, освоить новые для них технологии.

Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта возможности таких инноваций заложены:

участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;

творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.


   Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, владеющих технологиями; людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.  

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее Л.Выготский

Использованные источники:



  1. Государственные образовательные стандарты РФ.

  2. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом

Аксенова Э. А.,доктор педагогических наук, профессор, гл. научный

сотрудник лаборатории изучения зарубежного опыта ИСМО РАО.

М., Изд-во РАО, 2009.

3.«Компетентностный подход в образовании», М., 2003.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2007.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1991.

Одаренные дети./ Под ред. Т.В. Бурменского, В.Н. Слуцкой.-М.: Прогресс, 1991. с. 380

5. Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

6. Рындак В.Г. Школа в условиях обновления. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1993. 168с.

7. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

8. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми /авт-сост. Н.И. Панютина и др. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.

9. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1 сайт Федеральной целевой программы "Дети России" подпрограмма «Одаренные дети»

10. http://child.edu.yar.ru/?mod=programs&sort=popular

_________ 2012 г. _________ / Трофимов Николай Борисович/





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница