К психол н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ипкиппро огпу л. С. Самсоненко Эмпатия как составляющая коммуникативной компетентности педагога



Скачать 64,29 Kb.
Дата27.04.2016
Размер64,29 Kb.
к.психол.н., старший преподаватель

кафедры педагогики и психологии

ИПКиППРО ОГПУ Л.С. Самсоненко
Эмпатия как составляющая

коммуникативной компетентности педагога.
На современном этапе социально – экономического развития мы наблюдаем переход от индустриального общества к информационному. По мнению исследователей, это приводит к расширению объема коммуникативных потоков; увеличению числа людей, занятых в профессиях социономической группы - типа «человек - человек», для которых одной из главных составляющих профессиональной компетентности является компетентность в общении. В тоже время, сужение специализации работников, занятых в разных областях трудовой деятельности, требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения профессиональных целей.

Межличностное общение характеризуется существованием различных уровней передачи информации (вербальный и невербальный), процессом обратной связи, феноменом коммуникативного влияния и наличием коммуникативных барьеров. В межличностное взаимодействие включаются психические состояния партнеров, их взаимоотношения, наличие сопереживания, совместного опыта действия. Исследования показывают, что успешность в различных профессиональных сферах определяется особенностями межличностного взаимодействия. В этих условиях особую роль в профессиональной деятельности приобретает умение понять эмоциональное состояние партнера по общению, возрастает значение эмпатии как способности распознать (когнитивный уровень) и почувствовать (эмоциональный уровень) переживания другого человека.

В современной психологической науке не существует единого мнения относительно того, что понимать под эмпатией. Анализируя определения эмпатии в зарубежных психологических словарях, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся: 1) понимание чувств другого, 2) вчувствование в событие, 3) аффективная связь с другим, 4) свойство психотерапевта.

Даймонд предлагает следующее определение эмпатии: «эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу».

Д. Майерс рассматривает эмпатическое переживание как мотив альтруистического поведения.

В отечественной психологии представлены различные точки зрения на природу эмпатии. А.А. Бодалев определяет эмпатию как способность личности «не только более или менее глубоко и правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, но и самой более или менее сильно откликаться и подстраиваться под него».

Как «аффективное понимание» определяет эмпатию Г.М. Андреева.

Т.П. Гаврилова считает, что эмпатия включает сопереживание, возникающее по механизму эмоционального заражения, и сочувствие, сопровождающееся стремлением к оказанию помощи.

И.С. Кон видит в эмпатии способность непосредственного эмоционального отклика на переживания другого, а когнитивную способность осознания эмоциональных состояний другого называет пониманием.

В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально – эмоционально -интуитивную форму отражения, которая является средством «вхождения» в пространство другого человека. По его мнению, эмпатия является «ценнейшим средством познания человеческой индивидуальности в целях воспитания и обучения, лечения и профилактики».

Эмпатия играет ключевую роль в тех видах деятельности, эффективность которых в большой степени зависит от межличностного взаимодействия, как, например, торговля, управление, а, в первую очередь, обучение.

Общей чертой профессионалов, занятых в сфере образования, по мнению Е.А. Климова, является значительный объём и интенсивность контактов при взаимодействии с различными людьми. Педагогам необходимо ориентироваться на настроение, поведение, образ жизни людей и формы их активности.

Исследователи отмечают, что главное в области познавательных процессов педагогов - своеобразная направленность ума, наблюдательность к проявлению чувств, характера человека. Важно умение и способность представить внутренний мир человека, а не приписать ему собственный. В.В. Бойко такие особенности считает основной для возникновения рациональной эмпатии.

Большое значение Е.А. Климов придаёт умению слушать и слышать другого человека. Важно постижение чувств другого на основе эмоционального опыта, через эмоциональные ассоциации и переносы.

Профессия педагога требует умения ориентироваться в неожиданных условиях, моделировать варианты возможных последствий действий окружающих. Это определяется тем фактом, что нестандартные ситуации - нормальная стихия социума. Здесь возрастает роль интуитивного постижения другого; когда обобщение проходит без участия логики, на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом.

Таким образом, в педагогической деятельности эмпатия как способность отражения партнера на различных уровнях необходима для успешной работы. Рациональная составляющая эмпатии позволяет реализовать возможность наблюдения за другим, способность восприятия его состояния и переживания. Эмоциональная сторона эмпатии играет важную роль для понимания поведения, образа мыслей других людей. Эмпатия на интуитивном уровне даёт возможность быстро и верно реагировать в нестандартных ситуациях.

Вышеизложенное дает основания говорить, что эмпатия для педагогов является важнейшим профессионально важным качеством и выступает одним из факторов успешности в деятельности.

Однако существуют различные обстоятельства, препятствующие эмпатии.

Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц описывают два основных синдрома, с которыми они связывают снижение эмпатии: синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания.

Усталость в профессиях, связанных с взаимодействием человека с человеком, это, прежде всего, усталость от людей. Это совершенно специфический вид усталости, обусловленный большим количеством эмоциональных контактов. В значительной степени проявлению усталости может способствовать организация работы (собрание после уроков, работа в несколько смен). Кроме того, одной из основных причин профессиональной усталости можно считать эмоциональное отношение к жизни в целом, позицию жизнеутверждения или жизнеотрицания.

Последствия утомления могут быть самыми разнообразными. Но всегда проявляются нетерпеливость и раздражительность. Проявляется стремление к сокращению времени общения, желание как можно быстрее закончить вызывающую утомление работу. Такой работник производит впечатление занятого своими проблемами человека. Могут даже возникать конфликт из-за ошибок, неквалифицированных высказываний, отсутствия психологического подхода.

Синдром эмоционального выгорания включает в себя чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизацию, деперсонализацию, развитие негативного отношения к людям. Работник с синдромом эмоционального выгорания неизбежно утрачивает свой авторитет у коллег, начинает негативно, а иногда и агрессивно относиться к окружающим. Человек в подобном состоянии начинает передавать другим свои чувства бессмысленности, безнадежности и вины, что отрицательно сказывается на любом рабочем процессе.

Синдром эмоционального выгорания тесно связан с синдромом хронической усталости. Эти два синдрома являются содержательными характеристиками профессиональной деформации. Но между ними существуют и значительные различия. Синдром хронической усталости связан с изначальным принятием готовых форм знаний о мире, о себе и других людях; приобретением функционального подхода к другому человеку – отношения как к объекту. Синдром эмоционального выгорания приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, ориентированные на другого человека. В любом случае, развитие этих синдромов препятствует глубокому эмпатическому восприятию другого, затрудняет процесс взаимодействия.

Среди причин низкой эмпатийности В.В. Бойко называет отчужденность, безразличие к личности. Отчужденность стала социальным нормативом поведения - каждый стремиться к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая причина, о которой говорит В.В. Бойко, психологический дискомфорт личности. Если человек тревожен, агрессивен, депрессивен или просто слишком озабочен текущими проблемами, то ему не того, чтобы глубоко постигать партнеров. В его психологическом состоянии нет необходимых «степеней свободы», голова занята чем-то иным. Впечатление о причинах и следствиях поведения партнера становится поверхностным. Отсюда проистекают спешные выводы, необоснованные советы или требования к другому. Эмпатийное постижение индивидуальности партнера подменяется стереотипными выводами о поведении среднестатистической личности.

В.В. Бойко отмечает, что человек нередко необоснованно проецирует на партнера свои качества – недостатки, привычки, эмоциональный опыт. Или применяет сомнительные эталоны, мерки для оценки другой личности. Например, это могут быть устаревшие взгляды, житейские псевдомудрости или предвзятые суждения.

Таким образом, в педагогической профессии, принадлежащей к типу «человек – человек», эмпатия необходима для восприятия состояний и переживаний другого, для быстрого и верного реагирования в нестандартных ситуациях. Высокая эмпатийность способствует успешности деятельности. Однако существуют различные причины, препятствующие глубокой и проникающей эмпатии. Это могу быть высокая степень психологической защиты от негативных эмоциональных состояний; синдром хронической усталости или синдром эмоционального выгорания; отчужденность; психологический дискомфорт личности, а также проецирование своих переживаний, «приписывание» собственного внутреннего мира другому.



Литература.

  1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982 – 200 с.

  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996 – 472 с.

  3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.//Вопросы психологии. – 1975 - №2. - с. 147-158.

  4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: МГУ, 1995 – 224 с.

  5. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 400 с.

Каталог: text
text -> Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края
text -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
text -> Психология личности
text -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
text -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
text -> Гуманитарная основа федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
text -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
text -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница