Как помочь ученику преодолеть трудности при обучении русскому языку и чтению. Основные группы трудностей



страница1/5
Дата27.02.2016
Размер1,06 Mb.
#13184
  1   2   3   4   5
КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЧТЕНИЮ.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ТРУДНОСТЕЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЧТЕНИЮ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвое­нии учебного материала по русскому языку, чтению и их психологические причины могут быть разделены на три группы.

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигатель­ных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значи­тельной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.

Конкретными недостатками развития психомоторной сферы явля­ются:

- несформированность зрительно-двигательных координации;

- недостаточный уровень дифференцированности мышечных уси­лий руки;

- недостатки в развитии микромоторики.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отме­чаются следующие трудности в написании букв и цифр:

- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону' букв и цифр);

- отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв;

- плохой, небрежный почерк;

- очень медленный темп письма;

- сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополни­тельных штрихах, дрожащих линиях;

- слишком большое напряжение руки при письме (сильное надав­ливание) либо слишком слабый нажим.

При формировании двигательного навыка чтения (речевые уме­ния) важную роль играют особенности артикуляции учащегося, кото­рые влияют на темпо-ритмические характеристики громкого чтения.

Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ученик ха­рактеризуется: а) низкой скоростью чтения, б) слоговым типом чте­ния, в) низким уровнем понимания читаемого в связи со смешивани­ем близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, приводящим к смешиванию значений слов. Кроме того, низкая ско­рость чтения затрудняет осуществление синтеза смысловых единиц текста, что также затрудняет понимание прочитанного.



Вторая группа трудностей обусловлена особенностями форми­рования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычис­лительных умений. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:

- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;

- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, ис­кажение смысла слов;

- неправильное чтение похожих по начертанию букв;

- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;

- отсутствие устойчивых навыков счета;

- незнание отношений между смежными числами;

- трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;

- неумение решать задачи;

Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие.



I. Несформированность пространственных представлений.

Учащиеся с низким уровнем развития анализа пространственных отношений с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке.

У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например, вместо буквы «3» пишут букву «£», вместо буквы «Я » - «R». То же имеет место и при написании цифр: вместо «1» пишут «1», «£» вме­сто «4», «Ь> вместо «5»)

Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных пред­ставлений могут проявляться:

-в сращивании и расщеплении слов при письме;

-в слитном написании с предлогами;

- в замене букв по пространственному сходству (с - е, б - д);

- высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;

- при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности (вместо " на" пишут и читают " ан", вместо "нос" - "сон" и т.д.);

- учебный материал располагается на странице снизу вверх, ко­пия - выше образца;

- при чтении имеет место повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.

Затруднения в счете, ошибки при выполнении счетных операций с переходом через десяток, несоблюдение рабочей строки, при списы­вании цифровой последовательности осуществление записи с по­следнего элемента (например, 123 вместо 321)- все эти ошибки и трудности учеников на уроках математики могут в своей основе иметь недостаточное развитие пространственных представлений.

Ряд ошибок у школьников может возникать из-за несформирован­ности у них однонаправленности считывания материала слева напра­во, затруднения при освоении правила размещения учебного мате­риала в направлении сверху вниз.

Некоторые трудности при усвоении математики связаны с несформированностью понятия числового ряда и его свойств, в основе которого лежат недостатки в формировании пространственных пред­ставлений.

Учащиеся, у которых не сформировано понятие числового ряда, с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счетом в обратном порядке, ^ем на более низком уровне овладения числовым рядом находится ученик, тем более значительные трудно­сти при обучении математике он испытывает.

В том случае, когда счетное действие не приобрело обобщенного характера, ученики могут хорошо считать предметы, но допускать ошибки в счете звуков, движений и др.

Наши подсчеты показали, что недостатки в развитии пространст­венных представлений лежат в основе 47% трудностей, испытывае­мых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыка письма и 16% трудностей при обуче­нии чтению.

II. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия.

Звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и дос­таточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс звукобуквенного анализа и синтеза предполагает на­личие следующих умений:

- способность расчленять непрерывный звуковой поток устной ре­чи на отдельные части (предложения, слова);

- умение выделять устойчивые смыслоразличительные признаки -фонемы - из звукового состава слова;

- овладение действием последовательно выделять все звуки, вхо­дящие в состав слова, и свободно оперировать ими;

- умение синтезировать выделенные звуки в слоги и слова.

Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа за­трудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, ш - ж), звонкие и глухие (б - п, д - т, г- к и т.д.), твердые и мягкие звуки. Вследствие этого иногда наблюдается смещение значений слов. Зада­ние подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполня­ется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как "жаба", "жук"; назвук "г"- "корабль", "кукла".

Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с фор­мированием слухоречедвигательного взаимодействия, выражающего­ся, в частности, в правильной артикуляции при произношении звуков. Недостатки произношения часто оказываются индикатором, сигнали­зирующим о неблагополучии в сфере звукового анализа.



III. Недостатки в развитии познавательных процессов.

Недостаточность зрительного анализа может проявляться в сме­щении сходных по начертанию букв (б- в, н- п, м-л, ш- т и т.д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувели­чение и преуменьшение количества элементов буквы) могут появ­ляться не только вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения.

Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании пере­носного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу

текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное и др.

Недостаточное развитие мыслительной деятельности у младших школьников приводит к тому, что они испытывают трудности в фор­мулировании правила на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В осно­ве этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение. Недостаточность операции абстрагирова­ния проявляется в трудностях при переходе из конкретного в абст­рактный план действия.

При овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать. У слабоуспевающих школьников та­кое умение часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выраже­ния, не умеет при сравнивании устанавливать взаимнооднозначные со­ответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явле­ний и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.

Определенные трудности при усвоении учебного материала соз­дают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:

конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);

синкретичность мышления (отсутствие необходимого и доста­точного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозак­лючениям и ошибочным решениям задач; _

недостаточная обобщенность мышления (обусловливает затруд­нения при образовании поднятий, которые основываются на выделе­нии существенных признаков в учебном материале;

однолинейность мышления (т.е. прикованность к какой-либо од­ной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение ви­деть и удерживать в сознании одновременно разные стороны, различ­ные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать од­новременно всеми нужными для решения задачи данными, обуслов­ливает решение задачи только одним способом;

инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий; может затруднять переход от прямого способа действий к обратному; проявляться в трудностях при переводе из одной

формы в другую, например, из буквенной формы в цифровую).

Недостатки в развитии памяти могут проявляться в нечетком зна­нии всех букв алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворе­ний, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо-зрительно-двигательных образов отдельных букв и слов, неточном запоминании различных формулировок (правил правописания, зако­нов, последовательности выполнения заданий и др.)

Недостаточное развитие у ученика процессов произвольного вни­мания является причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывания слов и предложений, лиш­них вставок букв, пропусков букв при списывании, перестановок сло­гов в словах, при чтении "потеря" строки, повторное считывание той

же строчки и др.

Третья группа трудностей связана с недостатками в формирова­нии регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычисли­тельных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.

Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморе­гуляции могут быть:

- неумение обнаруживать свои ошибки;

- возрастание количества ошибок концу работы;

- выполнение требований учителя не в полном объеме;

- трудности с формированием двигательного навыка письма;

- медленный темп письма.

Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенно­стями темперамента учащихся, отражающего своеобразие при­родной организации их нервной системы. В первую очередь это каса­ется медлительных детей - детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:

- пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследст­вие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);

- медленный темп письма, чтения, счета;

- невыполнение письменных заданий в полном объеме при огра­ничении времени, отведенного на работу;

- замедленное протекание умственной деятельности.


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
Таблица 1. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "шапаги" вместо "сапоги", "панка"вместо "банка")

Недоразвитие фонетико-фоне-матического анализа

Задания 26, 27






Недостатки в развитии процес­сов произвольного внимания

Задание 2






Несформированность звуко-буквенных ассоциаций

Задания 40, 46






Недостатки в произношении

Задания 31,32

Консультация логопеда

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., трва" вместо "трава", кродил вместо "крокодил", "жвт" вместо "живет", "сдт" вместо "сидит", "красны" вместо "красный", "набухл" вместо "набухли")

Недостаточность звуко-буквен-ного анализа

Задание 28






Неустойчивость внимания

Задания 26, 5






Сниженная работоспособность




Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")



Индивидуально-психологичес­кие особенности (особенности темперамента)




Повышение концен­трации внимания, усиление самокон­троля

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием

Недостатки в развитии фонети-ко-фонематического анализа

Задания 26,27




мягких согласных (напр., "васелки" вместо "васильки", "кон" вместо

Не развито умение дифференци­ровать мышечные усилия

Задание 43(9)




"конь", "смали" вместо "смяли")

Не усвоены правила правописания




Ликвидировать пробелы в знаниях

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова

Несформированность фонетико-фонематического анализа

Задания 26, 27







Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Задания 41, 42




Трудности при выделении слова из предложения, при определении

Недостатки в развитии вербального анализа

Задание 34




количества названных слов

Несформированность понятия числа

Задания 88, 89




Неразличение звуков в слове, выделение только

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Задания 26, 27

Консультация логопеда

акустически сильных

Недостаточность звукового анализа

Задание 28




Затруднения при определении последовательности звуков в слове

Недостатки в развитии звукового анализа

Задание 28







Слабое развитие слуховой памяти

Задания 14, 15




Неразличение при письме сходных по начертанию

Недостаточность зрительного анализа

Задания 5,33,40,44,76




букв (6-е, н-п, м-л. ш-т б-д и др.)

Несформированность анализа пространственных отношений

Задания 41, 42




Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Недоговаривание, добавление звуков

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Задания 26, 27

Консультация логопеда



Недостаточность процессов звукового анализа

Задание 28






Недостатки в артикулировании

Задание 32

Консультация

логопеда


Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо "клюква", "кувашин" вместо "кувшин")

Несформированность звуко-буквенного анализа

Задание 28






Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2




Перестановка букв и слогов в сло­вах, (напр.,"звял" вместо "взял",

"пеперисал" вместо "переписал"^ "уманя" вместо "умная")



Недостаточность зрительного анализа

Задания 3, 4, 5,33,40,44,76






Недостаточность звуко-буквенного анализа

Задание 28

Консультация лого­педа (при недостат­ках произношения)



Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2




При письме сращивание и расщеп­ление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок(напр."виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела" вместо "взяла", "жи вет" вместо "живет", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя")

Несформированность вербально­го анализа

Задание 34






Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза

Задания 3,4,5,33,40,44,76






Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42




"Зеркальное" написание букв, неуз­навание букв в перевернутом виде

Недостаточность зрительного анализа

Задания 3,4,40

Конструировать букву из ее элементов




Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42







Отсутствие прочной связи меж­ду зрительным и двигательным образами буквы

Задание 40



Замена букв по пространственному сходству (с-е,б-дм-п,н-п)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42







Недостаточность зрительного анализа

Задания 3,4,5,33,40,44,76




Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы

Слабо развита тонкая моторика-руки

Задание 43




располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Задание 8



надстрочное или подстрочное



пространство рабочей строки

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41,42







Не усвоено понятие "рабочая строка"

Задание 6




Расположение букв при списывании в обратной последовательности; ко-пия располагается слева от образца

Не сформирована однонаправ­ленность считывания слева направо

Задание 6





Недостаточно развит анализ пространственных отношений

Задания 41,42




Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположе­но на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образ­ца; продолжение учебного материа­ла располагается за границей рабо­чей строчки}

Недостаточно развит анализ пространственных отношений

Задания 41,42






Не отработано правило разме­щения учебного материала в направлении сверху вниз

Задания 6,7




Затруднения при усвоении правиль­ного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Недостаточность зрительного анализа ,

Задания 3,4,5,33,40,44,76






Недоразвитие микромоторики

Задание 43






Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8






Несформированность дифференци­рованных зрительных образов букв

Задание 40






Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)

Задание 3




Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш

Недоразвитие макро- и микро­моторики

Задание 43






Неумение дифференцировать мышечные усилия

Задание 43(9)






Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8






Несформированность личност­ных качеств аккуратности и прилежности




Выработка соответ­ствующих качеств

Очень медленный темп письма

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8







Недостаточное развитие микро­моторики

Задание 43







Трудности в произвольном управлении движениями

Задания 9,11







Инертность нервных процессов




Предоставить возможность рабо­тать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения зада­ний; проводить тре­нировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; вы­полнять задания с ограничением вре­мени работы; фор­мировать личност­ные качества (собранность, орга­низованность, уме­ние быстро сосредо­тачиваться).
















Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв

Задание 46






Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа

Задание 28




С ошибками списывает с доски

Несформированность процессов зрительного анализа

Задания 3,4,5,33,40,44,76






Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2






Неумение поэлементно воспро­изводить образец

Задания 4,83






Слабое развитие кратковремен­ной зрительной памяти

Задание 12




Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Недостатки в развитии зритель­но-двигательных координации

Задание 8






Недостаточное развитие про­цессов зрительного анализа

Задания 1,3,4,5,33,40,44,76






Отсутствие прочной связи меж­ду зрительным и двигательным образами буквы

Задание 40




Сложности при переводе звука в бу­кву и наоборот

Несформированность звуко-буквенного анализа

Задание 28






Не выработаны прочные ассоциа­тивные связи между звуковой и графической формами буквы

Задание 46




*

Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение

Задания 26,40






Дислексия




Занятия с логопедом

Трудности в удержании и воспроиз­ведении элементов речи (звуков, слов, предложений)

Недостатки в развитии непо­средственной кратковременной памяти

Задания 12,14,15






Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании

Задания 17,21






Недостатки в развитии произвольного внимания

Задание 2




Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв)

Недостаточность развития • процессов зрительного анализа

Задания 1,

3,4,5,33,40,44,76








Недостаточная отдифференциро-ванность зрительных образов печатных и письменных букв

Задание 40






Недостаточное развитие зрительной памяти

Задание 12




Тремор (дрожание руки) при письме

Трудности в произвольном управлении микромоторикой

Задание 43






Неумение дифференцировать мышечные усилия

Задание 43(9)






Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координации

Задание 8







Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)




Щадящий режим {снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")

Появление или возрастание ошибок к концу работы

Постепенное ослабление самоконтроля

Задание 11







Недостаточный уровень разви­тия процессов саморегуляции

Задание 9







Ослабление процессов произвольного внимания

Задание 12







Астеническое1 состояние




Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ")

Количественные ошибки (преувеличение или

Недостаточность зрительного анализа

Задания 3,4,5,33,40,44,76




преуменьшение количества букв, слогов и элементов

Несформированность понятия числа







букв; например, "бабабушка", "ш " вместо "и ", "п " вместо "т ", "тг " вместо "т ")

Индивидуально-типологические особенности (инерция возбуди­тельного процесса или прежде­временное торможение)




Повысить концен­трацию внимания, усилить самокон­троль

Плохо ориентируется в пространстве листа тетради

Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)

Задания 41,42



















Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля

Задание 9




Трудности в усвоении алфавита-

Недостатки в развитии непосред­ственной произвольной памяти

Задание 12






Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию

Задания 26,40






Несформированность звуко-буквенного анализа

Задание 28

-

Затруднения в употреблении заглавной буквы

Недостаточное развитие вербального анализа

Задание 346






Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Задание 16






Не усвоено соответствующее правило




Ликвидировать пробелы в знаниях

Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложения

Несформированность вербально­го анализа

Задания 346, 35






Недостаточное развитие процессов зрительного анализа {синкретичность восприятия)

Задания 1,5,35




Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение " называет глаголами, "лежать", "молчать" -не глаголами, т.к. не обозначают действия)

Конкретность мышления ^не может отделить слово от обозначаемого содержания)

Задание 39






Недостаточность операции абстрагирования

Задание 75




Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы ~ часовой, жарко -жаркий, светает - свечка)

Конкретность мышления

Задание 39

Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов



Недостаточность мыслительной операции обобщения

Задания 18,24



Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "жи-ши " пишется с буквой "и", пишет "сидел на крыши")

Недостаточность операции абст­рагирования

Задание 75

Отдифференциро­вать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах)



Несформированность операции сравнения

Задание 48





Недостатки в развитии мысли­тельной операции анализа

Задания 3,4,5,35



Отсутствует "орфографическая зор­кость" (не умеет найти орфограмму)


Недостатки в развитии слухово­го вербального анализа

Задание 47

Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов;" отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив)



Недостатки в развитии зритель­ного анализа вербального мате­риала

Задания 44,45,60,64,65





Несформированность звукового анализа

Задание 26





Недоразвитие зрительной памяти

Задания 12,45





Недостаточность звуко-буквенного анализа

Задание 28





Недостатки в развитии самокон­троля

Задание 10





Несформированность двигатель­ных образов слов

Задание 40





Недостаточное артикулирование слов при письме

Задание 32







Не отработана связь графиче­ской формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой Недостатки в развитии фонема­тического восприятия

Задание 46 Задание 26







Недостаточность развития про­цессов произвольного внимания

Задание 2 ,




Неправильная постановка точки при письме

Недостатки в развитии верба-льно-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)

Задание 34

Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из




Недостаточность развития мыш­ления (не понимает предложен-" ный текст)

Задания

53,54,55,56



отдельных слов; сос­тавление несколь­ких предложений;




Несформированность мысли­тельной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)

Задание 21,36

работа с деформи­рованными предло­жениями и текстами (со слитно написан­ными словами, с пропущенными сло­вами, рассыпанные" предложения); вы­разительное громкое чтение; составление плана текста

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Не умеет находить ошибки в собст­венной работе

Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)

Задания 10,54

Учить выделять отдельные слова и проверять каждое




Недостаточная концентрация внимания

Задание 2

из них на соответ­ствие общему смы­слу предложения; делить отдельные слова на слоги, про­читать их и прове­рить, нет ли про­пуска, замены, пе­рестановки, удвое­ния букв или сло­гов; использование приема "ошибаю­щийся" учитель


Каталог: upload -> pages
pages -> Формирование
pages -> Программа состоит из двух частей: I часть. Специальная психология II часть. Коррекционная педагогика
pages -> Заместитель Министра образования
pages -> Магистратура
pages -> 1. общая характеристика специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью
pages -> Заместитель Министра
pages -> Программа "Психолого-педагогическая коррекция и консультирование" требования к уровню подготовки
pages -> Специализированной подготовки магистра по направлению психология
pages -> Законодательное собрание пермской области закон об охране семьи, материнства, отцовства и детства принят
pages -> Iii. Организационные виды, формы и методы внутришкольного контроля


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница