Кандидатский экзамен
«История и философия науки»
(2015-2016 учебный год)
Перечень примерных контрольных вопросов
по общим проблемам истории науки, философии науки,
и философии социально-гуманитарного знания
для направлений подготовки
социально-гуманитарного профиля
1. Общие проблемы истории развития научного знания
-
Зарождение научных знаний в странах Древнего Востока.
-
Природа и Космос в античной натурфилософии.
-
Античное натурфилософское учение об атомах.
-
Развитие математики и логики в Древней Греции.
-
Античная антропология и учения о душе.
-
Геоцентрическая модель мироздания Аристотеля – Птолемея.
-
Античные учения об обществе и государстве.
-
Развитие научных знаний в период европейского Средневековья.
-
Развитие научных знаний о природе в странах арабо-исламского Востока (X-XV вв.).
-
Религиозно-философские учения о совершенном обществе в странах арабо-исламского Востока (X-XV вв.).
-
Научные знания в эпоху европейского Возрождения (XV-XVI вв.).
-
Гелиоцентрическая модель Вселенной Николая Коперника.
-
Эмпирическая предыстория научной медицины (Гиппократ, Ибн Сина, Андреас Везалий, Парацельс, Уильям Гарвей).
-
Дискуссия о методе научного познания XVII века:
эмпиризм и рационализм.
-
Формирование первой научной картины мира (XVII в.)
-
Возникновение экспериментально-математического метода научного познания: Френсис Бэкон, Галилео Галилей, Рене Декарт.
-
Диалектика как основа научного историзма и эволюционизма.
-
Научные знания о природе в эпоху Просвещения (XVIII в.).
-
Общество и государство в европейской философии Нового времени (XVII-XVIII вв.).
-
Формирование эволюционной теории в европейской науке Нового времени (XVII – XIX вв.).
-
Проблема сознания в философских дискуссиях Нового времени (XVII-XIX вв.).
-
Теория химических элементов Дмитрия Менделеева (XIX в.).
-
Исследования электричества и магнетизма в европейской науке Нового времени (XVII-XIX вв.).
-
Теория биологической эволюции Чарльза Дарвина (XIX в.).
-
Изучение структуры атома (XIX-начало ХХ вв.).
-
Теория относительности Альберта Эйнштейна и трансформация научных представлений о пространстве и времени (нач. ХХ в.).
-
Возникновение и развитие генетики (XIX-XX вв.).
-
Физика микромира и формирование квантовой механики (ХХ в.).
-
Научная концепция нестационарной Вселенной: Альберт Эйнштейн и Александр Фридман (первая половина ХХ в.).
-
Теория Большого взрыва и научная космология ХХ века.
-
Научные представления о структуре микромира во второй половине ХХ века: классификация элементарных частиц.
-
Современные научные представления о фундаментальных физических взаимодействиях (ХХ-XXI вв.).
-
Устройство атома с точки зрения квантовой теории (ХХ-XXI вв.).
-
Научные основы современной синтетической теории эволюции.
-
Исследования механизмов биологической наследственности и изменчивости в ХХ веке.
-
Научные и ненаучные представления об антропогенезе (биологический эволюционизм, антропокосмизм, креационизм).
-
Идейные основы и достижения синергетики (ХХ в.).
-
Возникновение и развитие информатики и кибернетики (ХХ-XXI вв.).
-
Современные научные представления о строении Земли.
-
Современные научные представления о строении Солнечной системы.
-
Современные научные представления о строении Вселенной.
-
Современные концептуальные подходы к пониманию сознания: физикализм, дуализм, ментализм, лингвистический бихевиоризм, функционализм, имперсонализм.
-
Современные концептуальные подходы к пониманию физической материи: дискретность (теория атомизма, «элементарные частицы») и континуальность (теория физического вакуума, теория супер-струн, М-теория).
-
Когнитивные принципы современного научного знания: детерминизм, эволюционизм, историзм, корпускулярно-волновой дуализм, принцип дополнительности, принцип однородности и изотропности пространства, принцип относительности научного знания.
-
Научная революция XVII века.
-
Научная революция начала XX в.
-
Классическая научная картина мира.
-
Постнеклассическая научная картина мира.
-
Фундаментальные проблемы современного научного знания.
-
Основные тенденции развития современного научного знания.
2. Общие проблемы философии науки
и философские проблемы
социально-гуманитарного знания
-
Предмет и основные проблемы современной философии науки.
-
Роль науки в современном образовании и формировании личности.
-
Наука как социокультурный феномен.
-
Функции науки в жизни современного общества.
-
Философские основания и специфика научного знания.
-
Принцип детерминизма как основа научного познания: сущность и исторические разновидности понимания детерминизма.
-
Принципы диалектической методологии в научном познании (двойственность, развитие, взаимосвязь).
-
Научное и ненаучное знание: специфика, когнитивный потенциал, проблема взаимодействия (мифология, религия, искусство, мистика, паранаука, лженаука).
-
Проблема демаркации научного и лженаучного знания.
-
Современные классификации наук: фундаментальные и прикладные науки; естественные, общественные, технические науки.
-
Дифференциация гуманитарных и социальных наук.
-
Универсальные и частные науки.
-
Методологическая специфика естественных наук.
-
Методологическая специфика гуманитарных наук.
-
Методологическая специфика социальных наук.
-
Структура научного знания: научный факт, гипотеза, научный закон, научная теория, научные методы познания, научная картина мира.
-
Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
-
Классификация и специфика методов научного познания.
-
Теоретические методы научного познания.
-
Эмпирические методы научного познания.
-
Общие и специальные методы научного познания.
-
Анализ и синтез в научном познании: методологические особенности.
-
Индукция и дедукция в научном познании: методологические особенности.
-
Проблема когнитивной достоверности индуктивной логики в научном познании.
-
Проблема когнитивной достоверности дедуктивной логики в научном познании.
-
Метод моделирования в научном познании: логическое, математическое, компьютерное, психологическое, техническое моделирование.
-
Понятие научной абстракции и метод научного абстрагирования.
-
Аналогия и аппроксимация в научном познании.
-
Язык научного знания: термины и понятия, математическая формализация, научные неологизмы.
-
Проблема рационально-понятийной репрезентации научного знания.
-
Когнитивная сущность и основные функции научной теории.
-
Научная картина мира: понятие, специфика, историческое развитие.
-
Функции научной картины мира (картина мира как научная онтология, как форма систематизации знаний, как исследовательская программа).
-
Причины трансформации и развития научного знания.
-
Проблема относительности научного знания.
-
Понятие и причины научных революций. Основные научные революции в истории человеческого познания.
-
Теории развития научного знания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
-
Мировоззренческие идеалы и ценностные приоритеты науки.
-
Этические принципы научного познания.
-
Проблемы «ценностной нейтральности» и моральной ответственности учёного за результаты научного поиска.
-
Истина и заблуждение в научном познании: понятие истины, концепции истины, разновидности истины, критерии истины.
-
Специфика социально-гуманитарного знания.
-
Общенаучные и специальные методы социально-гуманитарных наук.
-
Аксиологические аспекты социально-гуманитарного знания.
-
Объяснение, понимание и интерпретация как гносеологические принципы социально-гуманитарного знания.
-
Герменевтическая методология в гуманитарных науках.
-
Сциентизм и антисциентизм.
-
Наука как социальный институт: структура, организация, управление, тенденции развития.
-
Задачи и научные возможности социального прогнозирования.
-
Научные и ненаучные методы исследования будущего. Понятие и задачи научной футурологии.
Начальник кафедры философии
Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя
доктор философских наук, доцент
_____________________________ С.Р. Аблеев
15.10.15.
Поделитесь с Вашими друзьями: |