«КЛИЕНТ-КОНСУЛЬТАНТ ОТНОШЕННЯ В ИНТЕРНЕТ-БОНСУЛЬТИРОВАНИИ»
Цель — ознакомить слушателя с особенностями отношений клиента и консультанта в интернет-консультировании, профессионально-важными качествами и требованиями к личности консультанта (е-терапевта), особенностями
«интернет-клиентов».
Консультирование — это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на ero языке с целью оптимизации ero (их) функционирования. Руководствуясь многочисленными теориями, психологи—консультанты воздействуют на клиента. Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследовании по эффективности психотерапевтической практики доказано, что эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, кроме того, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы. лишь некоторые из них (В.Н. Цапкин): во—первых, ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью, во—вторых, расширение репертуара когнитивных схем, в—третьих, изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии, в—четвертых, убеждение и внушение, явное или скрытое, и, в—пятых, усвоенное или осознанное отношение клиента к новым формам поведения. Таким образом, окончательный эффект и результат работы консультанта зависит главным образом от качества консультативного контакта.
О психологии консультирования Эйдемиллер пишет:
«Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику, психологию, этику и политику. ... Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не
может быть эффективного политика и консультанта». Сдерживающим моментом, предотвращающим злоупотребление властью и влиянием, являются фундаментальные параметры личностного и профессионального измерения консультанта.
Предпринимались попытки выделить своиства личности,
необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:
Проявление глубоко интереса к людям терпение в общении с ними;
Чувствительность к установкам и поведению других людей;
Эмоциональная стабильность и объективность;
Способность вызвать доверие других людей;
Уважение прав других людей.
Комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие шесть качеств личности:
Доверие людям;
Уважение ценностей другой личности;
Проницательность;
Отсутствие предубеждений;
Самопонимание;
Осознание профессионально долга.
К особо вредным для консультанта чертам по материалам того же источника относят:
Авторитарность;
Пассивность;
Зависимость;
Замкнутость;
Склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей;
Неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов;
Невротическую установку в отношении денег.
В одном из своих исследований Гоббс установил, что преуспевающий консультант воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.
Таким образом, можно поставить следующий вопрос:
«Какова возможная модель Личности эффективного консультанта?» Скорее всего, исходя и того, что каждый человек по своему уникален, консультант тоже является уникальной личностью, и речь, конечно, пойдет, о
«подвижной» модели, посколіжу каждый профессионал имеет право ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.
Аутентичность. Аутентичность является стержневым
качеством консультанта и важнейшей экзистенциональной ценностью. Выделяется три основных признака аутентичного существования:
Полное осознание настоящего момента.
Это способность быть самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Аутентичный человек позволяет не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они