Колесникова Елена Михайловна



Дата22.04.2016
Размер57,2 Kb.
#28859
Колесникова Елена Михайловна

МГППУ, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

kolesnikova@mail.ru

УДК: 316

Текущее состояние и пути повышения доступности научно-технического направления дополнительного образования (ДО) в г.Москве

Спрос на услуги дополнительного образования детей среди учащихся и родителей


Увеличение доступности различных форм и направлений дополнительного образования является одной из приоритетных задач развития как общероссийского, так и московского образования. В соответствии с Госзаданием Департамента образования г. Москвы Лабораторией мониторинговых исследований было проведено исследование «Доступность различных форм и направлений дополнительного образования в г. Москве с точки зрения основных участников образовательного процесса». Одной из главных задач исследования был анализ того, насколько существующая система ДО удовлетворяет спрос различных участников образовательного процесса, и выделение наиболее проблемных точек и перспектив её развития. Основным методом исследования служил анкетный опрос учащихся московских школ и их родителей. Выборка репрезентирует 9 административных округов Москвы и различные типы средних общеобразовательных учебных заведений: обычные школы, гимназии и центры образования. Всего в исследовании приняли участие 500 учащихся 7 и 10 классов и 451 родитель (275 родителей учащихся 7 и 10 классов и 187 родителей учащихся 3 класса).

При оценке структуры спроса среди школьников и их родителей принципиально обратить внимание на специфику дополнительного образования как особого сектора образовательных услуг. Двумя основными движущими факторами развития этого сегмента являются образовательная / профориентационная составляющая, в сочетании с образовательными стратегиями семей и запросами рынка труда, и социализационный / развивающий компонент. Закономерным следствием данного факта является необходимость учета широкого диапазона направлений дополнительного образования и типичность одновременного участия школьников сразу в нескольких из них. А также вариативность форм услуг, представленность сектора не только классическими учреждениями дополнительного образования и секциями / кружками в общеобразовательных учреждениях и при ВУЗах, но и негосударственным сегментом услуг, а также репетиторством.

Обобщенные результаты опроса учащихся и их родителей свидетельствуют, что доля детей, посещающих дополнительные занятия велика: 82% учеников 7 и 10 классов посещают дополнительные занятия в настоящее время, 17% посещали их в прошлом и только 1% не посещали никогда. А данные опроса родителей учеников 3их классов указывают на то, что 91% детей посещают дополнительные занятия в настоящее время, 8% посещали в прошлом и только 1% опрошенных не посещал никогда. Отдельно стоит отметить, что достаточно высокой популярность пользуются услуги частных преподавателей: 62% учеников отметили, что занимаются с репетитором. При этом как родители, так и дети продемонстрировали также и высокий уровень потенциального спроса. Так 70% школьников, принявших участив в опросе, и 80% их родителей подтвердили, что хотели бы посещать какие-то секции/кружки/репетиторов, которых не посещают на данный момент.

Большинство школьников посещают сразу несколько направлений дополнительного образования, ориентированных как на образовательную составляющую (репетиторство и занятия с целью повышения успеваемости и образовательных результатов), так и на личностное развитие (оздоровление, социализацию, самореализацию). Преобладающая доля респондентов (81% среди родителей учащихся 3х классов и 74% учащихся 7 и 10х классов) и отметили, что посещают «2 и более» занятий сектора дополнительного образования.

Отражением факта многофункциональности дополнительного образования является структура актуального и потенциального спроса на направления занятий. Анализ данных фактического выбора занятий дополнительного образования для посещений школьниками свидетельствует, что наиболее популярны в настоящее время: «спорт» (43% подростков и 56% 3е классников) и «иностранные языки» (42% подростков и 44% 3е классников). Среди наиболее популярных направлений в такой форме дополнительного образования как репетиторство чаще всего респонденты-подростки отмечали: «иностранный язык» (72%), «математику» (41%) и «русский язык, литература» (17%); среди учащихся 3х классов большинство также занимается «иностранным языком» (57%). С позиций потенциального спроса лидирующие позиции также занимают «спортивные занятия» (62% подростков и 42% 3е классников) и «иностранные языки» (45% подростков и 51% 3е классников).

«Спорт и иностранные языки» можно отнести к категории востребованных инструментальных ресурсов и значимых социальных маркеров. Они соотносятся с такими весомыми составляющими человеческого капитала как «здоровье» и «общение», что создает спрос на них при формировании практически любых успешных профессиональных и социальных траекторий. Закономерным следствием является потребление услуг этих направлений не только детьми школьного возраста, а скорее людьми всех возрастов в сегодняшнем развитом мире. В нашем случае (напомним, что ощутимой частью нашей выборки были десятиклассники, то есть учащиеся выпускного класса) они дополняются занятиями по предметам, которые являются обязательными для ЕГЭ – «русский язык» и «математика».

Также к разряду востребованных для посещения с позиций и школьников и родителей относятся творческие направления дополнительного образования. Для учащихся 3-х классов они высоко востребованы в актуальном посещении: «изобразительные искусства» (31%), «хореография и танцы» (31%) и «музыкальные занятия» (20%). Для подростков же «хореография и танцы» и «музыкальные занятия» относятся к категории направлений, которые они активно посещали в прошлом (48% и 35% соответственно) и хотели бы посещать их с позиций потенциального спроса (38% и 34% соответственно). Их особенность, на наш взгляд, состоит в сочетании столь значимых функций рекреации, общего развития и социализации. Их выраженные задачи существенно отличает их от других направлений, связанных с профориентационной деятельностью и способствующих успешному продвижению образовательной стратегии подростков. Они также предлагают сочетание развития социальных связей со сверстниками и родителями, посредством совместного творчества и воплощения результатов участия детей в занятиях этих направлений в наглядных, «красочных» мероприятиях с присутствием родителей. Эти факторы стимулирует спрос на этот сегмент дополнительного образования и активизирует интерес к ним. Эти направления были востребованы для школьников всех возрастов, но наибольшим актуальным спросом они пользуются среди более юных респондентов.

Научно-техническое творчество детей как пример популяризация экспертизы при формировании профессиональной группы.

Одной из существенных задач любой профессиональной группы является поддержание внутреннего единства, а также внешнего престижа и авторитетности занятия. С этой точки зрения, вопросы «Кто будет выбирать данное образование и профессию для себя? Будут ли это самые успешные и мотивированные дети, подростки и работники? Будут ли новые молодые специалисты способствовать общему позитивному образу профессии?» не теряют своей актуальности.

Очевидно, что популяризация сути основного содержания труда служит важным ресурсом для профессий в поддержании и повышении их статуса. Это предполагает среди прочих стратегий и систему контроля над распространением экспертного знания, доступом в группу, воспроизводством посредством сложной системы профильного профессионального образования. И это не только традиционное послешкольное образование, но и широкий диапазон мер по популяризации и профориентации, начиная от популярной художественной и научной литературы, кинематографа, интернет-ресурсов, дополнительного образования для детей и молодежи до музеев, выставок, олимпиад и т.д. В данной статье мы хотели бы обратиться к профессии инженера и использованию научно-технического творчества детей как способа ее популяризации и профориентации.

Популяризация науки и техники является весьма распространенной и успешной практикой в мире [В качестве примера анализа мирового опыта см.: 1, 2]. Ее основной функцией является общая реклама среди населения в доступной форме достижений современной науки и инженерно-технической практики, а также профориентационная составляющая. С этой точки зрения, весьма показателен доклад английских ученых, подготовленный для Европейской Комиссии, по вопросам роли популяризации науки, техники и инженерных специальностей среди детей 12-16 лет [3]. В нем не только представлен обзор программ, практикуемых в странах Европы для детей этого возраста, но и приведены данные профессиональных ассоциаций специалистов технических профилей, свидетельствующие об их понимании роли деятельности в этом направлении. В частности, хотелось бы привести мнение председателя Рабочей Группы «Инженеры для 21 века» Королевской Академии Инжиниринга: «в то время как мы испытываем огромную потребность в талантливых инженерах, а молодое поколение все больше заинтересовано в поиске путей сохранения планеты, мы не можем убедить их в том, что карьера инженера хорошо оплачиваема и заслуживает внимания. … В долгосрочной перспективе нам необходимы меры стимулирования большого количества школьников к … выбору инженерного образования и, в конечном итоге, применению их квалификации в промышленности» [3].

В России также существуют различные направления популяризации науки и техники среди детей и подростков. Так широко известны и популярны частные и государственные музейные проекты («Экспериментариум», Политехнический музей и т.д.). Но в данной статье мы хотели бы обратиться к опыту научно-технического творчества детей в сети дополнительного образования. В период СССР это была успешная и довольно масштабная сеть учреждений, которая переживает сейчас сложный период. Основы массовой системы проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащихся были заложены А.В.Луначарским еще в первые годы советской власти. В конце 20-х и в 30-х гг. во многих городах страны организовались детские технические станции. Для конца 60-х гг. характерно было появление новых организационных форм технического детского творчества: школьных конструкторских бюро и организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов - ВОИР, школьных клубов по различным направлениям технического любительства [Более подробно историю научно-технического творчества детей в советский период см: 5].

За последние два десятилетия резко изменилась ситуация с кружками научно-технического творчества в дополнительном образовании детей. За период с 1998 по 2009 года число учреждений «технического творчества» как вида образовательной деятельности в ведении Минобразования России сократилось с 634 до 64 учреждений [6,7]. В 2011 году, после реорганизации административной принадлежности учреждений, ранее не принадлежавших Минобразования, их насчитывалось 31094 объединения, что составляет 6% от общего числа объединений дополнительного образования для детей всех направлений [8]. При этом в 2011 году в них занималось 419013 детей, что составляет 0,2% от общей численности детей, занимающихся в объединениях дополнительного образования всех направлений [8]. В 2011 г. в Москве было 1135 объединения «научно-технического» направления, в которых занималось 15023 детей, что составляло лишь 4% от общего контингента детей, включенных в дополнительное образование столицы [8].

Чтобы стать ресурсом экономического и технологического развития г. Москвы система столичного образования должна обеспечить условия подготовки кадров для сферы науки, техники и технологий. Развитие научно-технического творчества детей и подростков в учреждениях дополнительного образования имеет свою специфику, отражающуюся в добровольности участия, свободе выбора направления творчества, программы и места занятий. С учетом этих факторов, выбор именно учреждений дополнительного образования как сферы развития научно-технического творчества детей представляется нам вполне оправданным и перспективным.

Материалом для данной статьи послужили интервью с педагогами, осуществляющими обучение по программам дополнительного образования (19 интервью). В исследовании приняли участие педагоги с высокими показателями педагогического стажа, что дает основание рассматривать их как информантов, владеющих непосредственным и длительным опытом практики.


Научно-техническое творчество в учреждениях дополнительного образования как часть процесса начальной профессиональной ориентации детей и подростков


Высокотехнологичность и наукоемкость современных производств и услуг предполагает соответствующий уровень профессиональной культуры и подготовки молодых специалистов, как залог их востребованности на рынке труда, а, следовательно, создает условия для использования системы научно-технического творчества детей как площадки их развития. Деятельность научно-технических кружков (особенно таких классических как судо-, авиа-, ракетомоделирования) всегда была связана с привлечением детей и молодежи в сферу профессиональной деятельности и повышением ее престижа. Не случайно, что последний яркий всплеск популярности данного направления приходился на 60-70-ые годы на волне научно-технических успехов страны в таких отраслях как космос и ядерная энергетика. Эта тенденция нашла свое выражение и в открытии ежегодной выставки НТТМ на ВДНХ, существующей по настоящее время (хотя и с некоторым перерывом в работе). Значимыми задачами научно-технического творчества всегда являлись формирование интереса, мотивации, опыта научно-исследовательской и научно-практической деятельности, а также помощь в профессиональном самоопределении детей.

Переход к инновационной экономике невозможен без инженерных кадров. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что «важнейшим направлением инновационного развития является стимулирование инновационной активности молодежи, в том числе научно-технического творчества школьников и студентов» [11]. Таким образом, процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

Педагоги, принявшие участие в исследовании отмечают, что их занятия, безусловно, сохраняют профориентационную функцию. Многие рассматривают обучение в научно-техническом творчестве как продвижение популярности той отрасли производства или услуг, в которой дети могут быть заняты после обучения в их кружке\секции. Педагоги заинтересованы не только в выявлении наиболее талантливых детей, тех, кто мог бы, по их мнению, добиться больших результатов в профессиональном будущем именно в этой отрасли, но и в массовой пропаганде ценности труда, общественной значимости профессий индустриального сектора и сектора информационных и высокотехнологичных услуг.

Одним из показателей данной работы является сохранение системы участия коллективов секций/кружков в различных соревнованиях, ориентированных на развитие значимых элементов не только детского творчества, но и профессиональной культуры. Таких как: поддержание общей лояльности к выбранному направлению творчества, демонстрацию собственной работы в пространстве экспертизы и сопоставления, обмен опытом, формирование и поддержание внутрикорпоративных контактов, простраивание моделей будущей профессиональной мобильности и т.д.

На сегодняшней день, соотношение систем общего, среднего и дополнительного образования имеет несколько серьезных проблем. Отсутствие ясно выраженного государственного заказа, неразработанность образовательных критериев, механизмов оценки качества программ, содержания образования, результатов обучения ребенка делает невозможным учет достижений в дополнительном образовании в других уровнях государственной образовательной системы. Успехи участия детей в системе конкурсов/соревнований/олимпиад в рамках дополнительного образования не могут быть формально задействованы при поступлении в учреждения профессионального образования (СУЗы, ВУЗы и т.п.). Отсутствует четкий перечень таких мероприятий, а также система привлечения и финансирования участия учреждений дополнительного образования в них.

Существование и открытие новых учреждений научно-технического творчества при ВУЗах отчасти направленно на решение этой проблемы. Развитие таких программ, безусловно, дает возможность детям заниматься со специалистами высокой квалификации (зачастую с преподавателями профессионального образования), использовать материально-техническую базу институтов и университетов, наращивать социальный капитал в профессии (общаться, консультироваться с учеными, а возможно и представителями профильных предприятий, продвигать свои идеи, предложения, разработки). В таких программах есть своя система соревнований, результаты которой более реально учитывать при зачислении в данное конкретное учебное профессиональное учреждение. Но ориентированы они скорее на детей более старшего возраста, что не снимает проблем более ранней и массовой профориентации и способствует оттоку наиболее мотивированных и успешных детей в более узкоспециализированные центры.

Таким образом, скорее ослабляется связь дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования с профориентационной работой школьной системы, профессионального образования и рынка труда. В данном контексте является показательной позиции родителей, свидетельствующая, что "учет достижений дополнительного образования при поступлении в ВУЗ" является самым весомым фактором, определяющим готовность родителей платить за услуги дополнительного образования.

Состояние материально-технической базы учреждений дополнительного образования как значимая составляющая эффективности профориентационной функции научно-технического творчества


Возможность применения на практике теоретических знаний из школьных предметов естественно-научного цикла расценивается педагогами как преимущество системы дополнительного образования. Визуализация знаний и формирование практических умений, составляющих важную часть многих рабочих и инженерных профессий, рассматривается не только как часть поддержки общеобразовательных программ, но и как начало формирования культуры трудовой деятельности в целом и ручного труда в частности. Связанность всех видов научно-технического творчества с необходимостью поэтапного развития навыков ручного и технического труда у детей, делает наличие материально-технической базы необходимым условием открытия секции практически любого направления.

Отличительной особенностью дополнительного образования исходно была уникальная материально-техническая база (включавшая речные и морские суда, автодромы, обсерватории, концертные залы, бассейны и т.д.), позволявшая ей выгодно отличаться от системы общего образования. Этому способствовала история создание учреждений дополнительного (внешкольного) образования в "советский" исторический период в ведении различных министерств, всероссийских добровольных обществ (таких как, например, ОСОАВИАХИМ), ведомств и даже крупных предприятий. Педагоги отмечают доступность для ребенка оборудования, построение процесса занятий в физическом окружении инструментальной базы как важные составляющие профориентационной направленности дополнительного образования. Учреждения, сохранившие свою материально-техническую базу или значимые ее элементы (хорошие станки, картодром и т.д.), получают дополнительные конкурентные преимущества по сравнению не только с кружками в общеобразовательных школах, но и коммерческими организациями дополнительного образования в своем районе и даже городе. Поэтапное развитие у ребенка инструментальных навыков в разные возрастные периоды (с раннего до позднего школьного возраста), с точки зрения специалистов-респондентов, дает возможность одновременно формировать и закреплять интерес к инженерно-технической деятельности как таковой и к ее конкретным воплощениям в профессиях.

Одновременно одной из основных проблем актуального положения дополнительного образования все педагоги-респонденты отметили неудовлетворительное состояние материально-технической базы их учреждений в следствие длительного недофинансирования. Данная ситуация характерна не только для классических направлений научно-технического творчества детей (моделирование, конструирование), но и для таких направлений как робототехника, компьютерный дизайн, графика и т.п. Устаревание материально-технической базы (физический и моральный износ оборудования, программного обеспечения) не только снимает все вышеперечисленные преимущества дополнительного образования по сравнению со школьным, но и ведет к дополнительному отказу родителей от обращения к услугам учреждений в силу их визуальной непривлекательности.

Использование учреждениями устаревшего оборудования также снижает и представления о статусных достижениях тех профессий, отраслей, которые предлагаются педагогами как перспективные варианты трудоустройства. Объединение в единый образ "профессии" - "профильного образования" - "занятий в данном кружке\секции" - "его\ее вещественное наполнение" может быть как выигрышной стратегией в профориентации (в случае современного и изобильного предметного окружения ребенка в помещении кружка\секции), так и проигрышной (в случае устаревшего и скудного окружения). Неудивительно в данном ключе и позиции родителей, свидетельствующая о том, что "улучшение материально технической базы" является весомым фактором, определяющим готовность родителей платить за услуги дополнительного образования.

Здесь стоит отметить, что направление, связанное с компьютерной графикой и программированием, требующее дорогостоящего компьютерного оборудования учреждений, попадает в ситуацию конкуренции со школами, в которых закупки более современного оборудования и программного обеспечения осуществляются за счет программ системы образования. Финансирование же учреждений дополнительного образования не входило до самого последнего времени в эту программу. Поэтому и здесь научно-техническое творчество в учреждениях дополнительного образования оказывается в проигрышной позиции по сравнению со своими конкурентами в этом секторе предложения услуги.

Недостаточный уровень материально-технической базы также способствует вымыванию из научно-технического творчества детей более старшего возраста, так как именно они заинтересованы в более сложных проектах, требующих наиболее дорогостоящих материалов и оборудования. А также к отказу от участия в соревнованиях, особенно в высоко затратных видах научно-технического творчества детей.


Кадровая обеспеченность системы научно-технического направления дополнительного образования г. Москвы


Проблема кадровой обеспеченности также занимает важное место в понимании специфики и перспектив развития научно-технического творчества детей. Кадровый педагогический состав учреждений дополнительного образования в целом и научно-технического профиля в частности обладает определенной спецификой с точки зрения исходного профиля образования педагогов. Большинство из них - это специалисты с техническим или профильным не педагогическим образованием. Система профессионального педагогического образования в России не имеет и не имела в прошлом практики подготовки специалистов по профилю "дополнительное или внешкольное образование". Отчасти это объяснялось ведомственной принадлежностью в прошлом этих учреждений и их политикой формирования кадрового состава. Их ядром скорее были инженеры и научные работники научно-исследовательских институтов, а не педагоги. Отражением этой ситуации можно считать возможность уникального сочетания профильного профессионального образования, опыта практической работы и мотивации к педагогической и воспитательной работе у педагогов в дополнительном образовании. Комбинация педагогической и узкопрофильной/технической компетенции рассматривается респондентами как обязательная составляющая педагога дополнительного образования. Именно сочетание ярко выраженной профессиональной атмосферы деятельности и индивидуального подхода к социальным и психологическим особенностям детей дают возможность реализации и востребованности подобного комплекса знаний. Ситуация совместной творческой деятельности ребенка с профессионалом, имеющим опыт непосредственной научной или практической работы в отрасли, безусловно способствует профориентационным задачам дополнительного образования в целом и научно-технического творчества в частности.

Закономерным является тот факт, что большинство педагогов, принявших участие в нашем исследовании, достаточно активно включены в участие в общей системе педагогического непрерывного образования. Они посещают курсы институтов повышения квалификации, связанные с педагогическим аспектом их деятельности. Также все они самостоятельно повышают свою квалификацию в рамках того предметного направления, программу которого они реализуют в своем учреждении. Отсутствие государственной программы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования именно по предметному содержанию их программ делает более востребованным развитие неформального внутрипрофессионального сообщества: налаживание неформальных связей, общения, формирования собственной системы мероприятий/встреч/соревнований.



По оценке педагогов, принявших участие в исследовании, специфика кадрового состава их учреждений отражает основные проблемы отрасли в целом. В городских и окружных учреждениях высокая доля специалистов предпенсионного и пенсионного возраста. Объясняется это низкими показателями притока молодых педагогов, а также нежеланием специалистов более молодых возрастов концентрации на данной профессии как на основном заработке. Низкие показатели заработка вымывают более молодых работников, заставляют их рассматривать данное занятие скорее как совмещение. Зачастую для них это хобби, а значит только подработка к основной занятости и заработку. Негативным фактором в данный момент является также невозможность учета не педагогического трудового стажа при трудоустройстве в образовательное учреждение. Необходимость именно педагогического стажа, как основание для повышения заработной платы, делает наиболее уязвимыми опытных специалистов отрасли, не работавших как педагогов. В гораздо более выигрышном положении оказываются преподаватели ВУЗов и других учреждений профессионального образования, но их приток в массовое научно-техническое творчество детей не отмечался нашими респондентами. Одновременно данная ситуация может быть благоприятна для прихода студентов профильных ВУЗов к педагогической работе с детьми. Но практика (опыт респондентов) показывает, что при принятии решения о постоянной занятости вопрос материальной компенсации становится решающим. Наиболее благоприятна ситуация в учреждениях, где присутствует возможность реализовывать и развивать наиболее популярные направления научно-технического творчества и результативно вводить элементы дополнительной оплаты труда педагога за счет родителей.

Основные факторы, способствующие формированию спроса на научно-техническое творчество учащихся.


Данные интервью свидетельствуют о тенденции все более раннего обращения детей к этому направлению (в среднем это возраст – 4-6 лет). Специалисты отмечают несколько ключевых мотивов привлечения детей и родителей к выбору именно этого направления. Среди наиболее значимых факторов обращения родителей к выбору именно научно-технического творчества является ответ на естественный интерес детей младшего школьного возраста к познавательной деятельности посредством ручного труда, а также популяризация современной психологией значимости развития мелкой моторики для общего развития ребенка. Общая тенденция раннего начала простраивания образовательных стратегий детей отражается во все более раннем включении в дополнительное образование - переключении с начальной школы на дошкольников. Также дети именно этого возраста располагают большим ресурсом свободного времени. Очевидно, что современные старшеклассники при выборе дополнительных занятий, связанных с познавательной мотивацией, отдают предпочтения занятиям в школе или с репетиторам по предметам, которые будут задействованы в ЕГЭ. Именно эта форма дополнительного образования (даже при наличии сформированной профессиональной ориентации и желания поступать в технические ВУЗы) дает большие преимущества при продолжении образования, чем участие в научно-техническом творчестве. Ограничение для детей среднего школьного возраста также является проблема территориальной доступности учреждений - сокращение количества учреждений дополнительного образования в Москве и необходимость добираться до них общественным транспортом зачастую становятся значимым фактором отказа от посещения именно в среднем школьном возрасте.

Другим значимым фактором педагоги также отмечают распределение учащихся и выбор направлений их родителями в следствие популярности некоторых направлений. Высокий рыночный спрос на специалистов IT индустрии ведет к активизации выбора именно тех программ, которые связаны с программированием. Именно эти направления научно-технического творчества рассматриваются родителями не только как занятия, способствующие общему развитию ребенка, но и как профориентационные. Характерно, что направления, связанные с роботехникой, получают поддержку и от общей рекламы продуктов этой индустрии - включения высокотехнологичной и компьютеризированной техники как значимого героя в образах подросткового и детского кинематографа, мультипликации, рекламы компьютерных игр и конструкторов, сильной техногенной выраженности индустрии сегодняшнего развлечения, ориентированной на подростков, детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Отсутствие в общественном сознании связи образов "героев", "успешных людей" с профессиями и профессиональными атрибутами инженерных и технических специализация, промышленной индустрии также снижает общий ресурс этого направления научно-технического творчества детей. Так, отсутствие у профессий, с которыми ассоциируются классические направления научно-технического творчества (особенно кружки авиа-, судомоделирования), общепризнанной репутации высокодоходных и востребованных ведет к снижению интереса к ним со стороны родителей. Кружки этих направлений связываются ими скорее с мотивами общего развития ребенка, формированием навыков полезных в повседневной высокотехнологичной жизни или развития популярных хобби, характерных для совместного проведения досуга детей и взрослых или уже только взрослых (спортивный авиамоделизм, фотография и т.д.).

Оценка финансовой доступности образовательных организаций, развивающих научно-техническое творчество учащихся.


Финансовая доступность научно-технического творчества в г. Москва оценивается педагогами в целом как сложная проблема. Стоит отметить, что большинство педагогов считают свои занятия вполне доступными и зачастую даже "бесплатными". Основанием для этого является отсутствие формальной платы за посещение кружков в учреждениях дополнительного образования. При этом признается необходимость все более активного участия родителей учащихся в косвенном и прямом финансировании научно-технического творчества.

Например, система государственных закупок для учреждений дополнительного образования критикуется педагогами как неприспособленная к специфике их образовательных программ, потребностей в расходных материалах и рыночной дороговизне высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения. Отсутствие адекватных предложений делает невозможным эффективно использовать даже поступающее финансирование, что способствует перекладыванию расходов на родителей детей, посещающих занятия. В определенной мере данная стратегия даже видится педагогами как более предпочтительная, так как она дает возможность отказываться от сложной и бюрократизированной процедуры закупок в принципе и таким образом сокращать траты времени на административную составляющую своей профессиональной деятельности.

Проблемы финансирования затрагивают также вопросы оплаты проезда и индивидуальной дополнительной работы с детьми, готовящимися к конкурсам. Отсутствие системы целевого государственного финансирования участия в мероприятиях, делает принципиально значимым уровень материального благополучия семьи ребенка, так как в данном случае доход родителей становится определяющим фактором возможности участия в высокобюджетных проектах. Другим значимым ресурсом является социальный капитал родителей или учреждения дополнительного образования - наличие знакомств, собственных достижений в отрасли, должностное положение могут быть использованы для привлечения средств, компенсировать недостаточный уровень благосостояния.

Представления о путях повышения популярности научно-технического творчества среди детей


Практически все респонденты в исследовании отмечали, что основной проблемой системы дополнительного образования является отсутствие государственного внимания и стратегии развития системы научно-технического творчества детей, недооценка уровня решаемых ею задач. В государственной программе "Развитие образования на 2013-2020годы" отмечается, что система образования должна соответствовать развитию экономики, основанной на знаниях, предъявляющей новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров [4]. В государственной программе города Москвы "Столичное образование на 2012-2018 годы" говорится о необходимости развития научно-технического творчества молодежи, популяризации среди московских учащихся инженерного и технологического образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники [9, с. 26-27]. Важными приоритетами столичной социально-экономической политики становятся привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий - от рабочих до инженеров. [10, с. 12].

При этом именно отсутствие четко сформулированного государственного заказа и способов его реализации не только к системе дополнительного и профессионального образования, но и к индустриальной отрасли в целом рассматривается респондентами как основной объект внимания. Понимание ими системы научно-технического творчества детей как части единого профессионального пространства делает неделимым предмет обсуждения и действия. Восстановление и развитие профориентационной составляющей научно-технического творчества невозможно без повышения престижа основного поля профессиональной практики. При этом именно государство видится респондентам, как основной субъект, способный изменить ситуацию во всей цепочке составляющих престижа профессий инженера и индустриального специалиста. Государство, как доминирующий собственник и заказчик услуг индустрии производства и образования, располагает не только максимальными ресурсами, но и является основным проводником реальных политических и административных мер, способных изменить ситуацию. Особенно данное мнение характерно для наиболее опытных специалистов, имеющих большой опыт работы в научно-технической отрасли, пришедших в образование после работы на предприятиях и в научно-исследовательских институтах.

В своих интервью, отвечая на вопрос: "Как Вы видите перспективы развития научно-технического творчества детей в Москве?", педагоги отмечали, что:

- Если послушать, то и Президент выступает и говорит, что вот мы хотим внутри России и СНГ развить свою промышленность. Знаете, вот погубить промышленность, закрыть, то это одного дня достаточно. А чтобы развить …. И тем не менее заниматься этим надо. А кто будет это делать? Это надо инженеров готовить своих. А кто им в институты поставляет детей? Кто в техническом направлении детей увлекает? Это мы должны. Значит, концепция будет такая, что сокращать и сворачивать техническое творчество - это будет большой и большой ошибкой. (педагог кружка «робототехника»)

- Поскольку нет промышленных предприятий, не востребованы рабочие и инженеры, нет соответствующей оплаты труда. ... Инженер не востребован. Замечательные, талантливые детки приходят, но в лучшем случае (в профессиональной биографии - прим.) они оказываются в мастерской по ремонту иномарок. (педагог кружка «астрономия»)

- У меня ребятки закончили МАИ с отличными дипломами, специальность термодинамика, двое. Но никто не пошел работать по специальности. Один правда пошел в аспирантуру в МАИ, а другой просто свою фирму организовал. ... а ребята умные, один - чемпион мира по ракетомоделированию, а другой входит в пятерку сильнейших в этой области. (педагог кружка «ракетомоделирование»)

Отсутствие на сегодняшний день понятных и проработанных механизмов участия учреждений дополнительного образования в мероприятиях под эгидой системы образования и вопросов его финансирования также оставляет непонятным для респондентов перспективы научно-технического творчества. Необходимость соблюдения большого числа административных требований и выполнения бюрократической работы, характерной для системы образования, не сопровождается качественным изменением уровня и формата финансирования, что в свою очередь только нагнетает ощущение отчужденности и недовольства со стороны педагогов-респондентов.

Реклама научно-технического творчества рассматривается педагогами как практика на нескольких уровнях: на уровне пропаганды научно-технического творчества как части профессиональной карьеры в рамках общей политики государства, на уровне учреждения и на уровне самого педагога. Стоит отметить, что во всех случаях важным является учет возможных ресурсов, которые способно аккумулировать государство/система образования/учреждение/сам педагог. Если о пропаганде на уровне государства говорилось чуть выше, то в отношении системы образования педагоги также отмечают недостаточную задействованность внутренних резервов (малое освещение мероприятий научно-технического творчества на городском уровне). Ресурсы собственных учреждений не рассматриваются педагогами как достаточные или потенциально обеспечивающие продвижение. Если обратиться к структуре расходования средств учреждениями дополнительного образования, то становится очевидно, что подавляющее большинство расходов приходится на заработную плату педагогов и на системные меры даже в рамках города ресурсов самих учреждений изыскать невозможно. Наиболее востребованными (и вполне результативными) ресурсами рекламы учреждений педагоги отмечали сайт учреждения и работа с близлежащими школами.

Активно используемой стратегией является самостоятельная реклама педагогом собственных успехов в работе кружков/секций. Здесь задействуется как наглядная составляющая научно-технического творчества, так и социальные ресурсы педагога, накопленные за длительный период работы как педагогом, так и профессионалом в научно-технической сфере занятости (наличие знакомств в профильных СМИ). Используются также педагогами и сайты собственных учреждений, реклама на которых является не только необходимой (как часть бюрократической составляющей профессиональной деятельности, отчетностью перед администрацией учреждений и родителями), но и наиболее доступной (как с финансовой точки зрения, так и с административно-технической).

При этом зачастую собственная востребованность и загруженность становятся ограничением в рекламе услуг в ситуации отсутствия возможности расширения предложения. Ограниченность физических и временных ресурсов каждого конкретного педагога (по количеству рабочих мест для детей, специфике индивидуальной работы в научно-техническом творчестве, наличествующей материально-технической базы, рабочего времени) ведет к невозможности расширить предложения учреждений без радикального изменения положения дел в вопросах кадров и материально-технической базы.

Педагоги видят государство и систему образования как основных агентов, располагающих ресурсами и полномочиями коренного изменения ситуации в дополнительном образовании детей в целом и научно-техническом творчестве в частности. Ограниченность собственных ресурсов делает усилия на уровне учреждений и самих педагогов не эффективными и неперспективными в решении сложного комплекса проблем.


***

В целом, научно-техническое направление дополнительного образования является важной составляющей общей профориентационной деятельности системы образования. Но, к сожалению, не пользуется высокой популярностью среди учащихся и их родителей. Среди наиболее значимых проблем отмечается отсутствие формальной включенности результатов участия детей и подростков в научно-техническом творчестве в учреждениях дополнительного образования в системе оценки знаний школьников в общем образовании; неудовлетворительное состояние материально-технической базы и кадрового состава. Они стимулирует негативные коннотации в восприятии статусов профессиональной инженерной деятельности и отказу от посещения занятий детьми. Решение сложного комплекса проблем данного сектора дополнительного образования связывается ими с усилиями именно государства.



Список литературы:

1. Fujun R., ‎Jiequan Z. Communication and Popularization of Science and Technology in China. China science and technology press and Springer, Berlin, Heidelberg, 2014

2. Expository science: forms and functions of popularisation (ed. by Shinn T., Whitley R.) D. Reidel Publishing Company, Dordrecht, Holland, 1985

3. Report on approaches to popularisation targeted at 12-16 years olds Dr. Steve Bull, Prof. Eric Larkins Department of Electrical and Electronic Engineering, University of Nottingham, 2006

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Министерство образования и науки РФ. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409

5. Детское творчество. Статья в Большой советской энциклопедии (ДЕ). Стр.51 [Электронный ресурс]. – URL:http://modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_de/read_51/


6. Образование в Российской Федерации. Москва: ГУ ВШЭ, ЦИСН, 2003


7. Образование в России – 2008. Статистический бюллетень. М. МГУПИ, 2009, 436с.

8. Образование в России – 2011. Статистический бюллетень. М. МГУПИ, 2011, 580с.

9. Паспорт Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» от 22 апреля 2014 г. № 206-ПП

10. Проект «Концепция и механизмы развития научно-технического творчества молодежи в общеобразовательных учреждениях города Москвы на период 2012-2014 годов» ред. от 6 февраля 2012 года. – М:Департамент образования г. Москвы, 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-642-39561-1_2

11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Российская газета. - URL: www.rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc
Kolesnikova Elena M.

Senior researcher, Laboratory of monitoring research Moscow State Pedagogical-Psychological University

kolesnikova@mail.ru

Popularization of expertise in the formation of professional groups: the case of scientific and technical complement education of children.

1. Fujun R., ‎Jiequan Z. Communication and Popularization of Science and Technology in China. China science and technology press and Springer, Berlin, Heidelberg, 2014

2. Expository science: forms and functions of popularisation (ed. by Shinn T., Whitley R.) D. Reidel Publishing Company, Dordrecht, Holland, 1985



3. Report on approaches to popularisation targeted at 12-16 years olds Dr. Steve Bull, Prof. Eric Larkins Department of Electrical and Electronic Engineering, University of Nottingham, 2006

4. The complement education of children. Article in the Great Soviet encyclopedia (DE). P.51 [Electronic resource]. - URL:http://modernlib.EN/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_de/read_51/

5. Education in the Russian Federation. Moscow: HSE, CISN, 2003

6. Education in Russia - 2008. Statistical Bulletin. M. MSUPI, 2009

7. Education in Russia - 2011. Statistical Bulletin. M. MGUPI, 2011

8. The strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020. [Electronic resource]. - Russian gazeta. - URL: www.rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc

9. The state program of the Russian Federation "Development of education for 2013-2020" [Electronic resource]. - Ministry of education and science of the Russian Federation. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409

10. Passport of the State program of the city of Moscow for the medium period (2012-2018,) "The Development of education of the city of Moscow ("Capital education") on 22 April 2014 No. 206-PP

11. Project of concept and mechanisms of development of scientific-technical complementary education of youth in educational institutions of the city of Moscow for the period 2012-2014" as amended on 6 February 2012. - M:the Department of education, Moscow, 2012 [Electronic resource]. - URL: http://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-642-39561-1_2
Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница