Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева



страница1/3
Дата11.02.2016
Размер485 Kb.
#470
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ


Москва 2013

Разработчик: Н.Н.Суворова, директор Детской школы театрального искусства имени А.Калягина города Вятские Поляны Кировской области, заслуженный работник культуры Российской Федерации


Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Рецензент: Е.И.Крынжина, заместитель директора по учебно-воспитательной, творческой работе Детской театральной школы города Мурманска, преподаватель, заслуженный работник культуры Российской Федерации
Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой методической литературы

- Рекомендуемые Интернет-ресурсы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Театральные игры» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Содержание учебного предмета «Театральные игры» направлено:

на формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

на воспитание активного зрителя, участника творческой самодеятельности, а также на приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и навыков в театральном искусстве.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6-7 лет.

Программа по учебному предмету «Театральные игры» составлена с учетом возрастных особенностей детей и возможностей игровых методов обучения, а именно:

- игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде;

- игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти;

- театральные беседы и игры способны реализовать потребности детей в самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют развитию у детей познавательных интересов;

- театральные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности.

В игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые возможности.



Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы «Театральные игры» составляет 3 года. Продолжительность учебных занятий - 34 недели.



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Объем учебного времени, составляет 204 часа аудиторной нагрузки, 102 часа внеаудиторной (самостоятельной), максимальная нагрузка составляет 306 часов.



Сведения о затратах учебного времени

Год обучения

1-й год


2-й год


3-й год


Итого часов

Форма занятий










Аудиторная (в часах)

68

68

68

204

Внеаудиторная (самостоятельная, в часах)

34

34

34

102

Максимальная учебная нагрузка.

102

102

102

306

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:


  • 1-3 годы обучения – по 2 часа в неделю;

внеаудиторная (самостоятельная):

  • 1-3 годы обучения – по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебные аудиторные занятия проводятся в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек) в первый и второй годы обучения и в форме групповых занятий (от 11 до15 человек в группе) в третий год обучения.

Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность урока: первый год обучения - 35 минут, второй и третий годы – 40-45 минут.


Цели и задачи учебного предмета

Цель:

Развитие духовных, творческих и интеллектуальных способностей детей на основе игровой художественно-творческой деятельности в области театрального искусства.



Задачи:

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

развитие внимания, фантазии и воображения;

воспитание творческой инициативы;

устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости;

создание комфортной среды для общения, гарантирующей ребенку ситуацию эмоционального благополучия, психического здоровья и успеха.



Структура программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником и содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



практические:

- игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление определенных навыков;

- творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки), сценические (этюды, мини спектакли);

наглядные:

- просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам;

- просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок с обязательным обсуждением увиденного;

- просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности;



репродуктивные:

- участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня;



частично-поисковые:

- совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы, жанра;

- разработка этюдов к образу, экспромтов, импровизаций;

проблемные:

- создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.



Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:

- наглядные и учебно-методические пособия;

- методические рекомендации;

- наличие учебной и методической литературы для учащихся и педагога.



Материально-технические:

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарным нормам и правилам;

- сценическая площадка с наличием звуковой и световой аппаратуры;

- учебная мебель (стулья, сценические станки, кубы, стол, лавки);

- спортивный инвентарь (маты, обручи, скакалки, мячи);

- видеомагнитофон, DVD проигрыватель;

- проектор и экран;

- слайды, диски;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- видеотека;

- использование сети Интернет;

- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

- спортивная форма, желательно однотонного цвета; удобная, нескользкая обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе занятий;

-помещение для хранения реквизита и бутафории;

- школьная библиотека.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план
Первый год обучения



Темы уроков


Вид учебного



занятия


Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка


1

Вводный урок: Театр – игра! Добро пожаловать в игру «Сказка странствий»!

урок

3

1,5

4,5

2

Игра 1 «Азбука тела»




6

3

9

3

Игра 2 «Беби-степ»




6

3

9

4

Игра 3 «Внимание, внимание, дорога - на внимание!»




6

3

9

5

Игра 4 «Вообразилия»




8

4

12

6

Игра 5 «Герой»




6

3

9

7

Игра 6 «Домашний театрик»




6

3

9

8

Игра 7 «Жизнь сказки»




10

5

15

9

Игра 8 «Загадки превращений»




8

4

12

10

Игра 9 «Заключительная»




8

4

12

11

Игра 10 «Итоговый показ»




1

0,5

1,5




Итого:




68

34

102


Второй год обучения



Темы уроков


Вид учебного

занятия


Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка

1

Игра 1 «Контрасты»

урок

10

5

15

2

Игра 2 «Логика»




6

3

9

3

Игра 3 «Монолог»




6

3

9

4

Игра 4 «Мизансцена»




6

3

9

5

Игра 5 «Необыкновенное приключение - обычного предмета»




6

3

9

6

Игра 6 «Обыкновенное чудо»




6

3

9

7

Игра 7 «Этюд»




8

4

12

8

Игра 8 «Роль»




8

4

12

9

Игра 9 «Спектакль маленький, а роль большая»




11

5,5

16,5

10

Игра 10 «Сказка-импровизация».

Итоговый показ






1

0,5

1,5




Итого:




68

34

102



Третий год обучения



Темы уроков


Вид учебного

занятия


Общий объем времени (в часах)

Ауди-торные занятия

Самостоя-тельная работа

Макси-мальная учебная нагрузка

1

Игра 1 «Театр и его жанры»

урок

50

25

75

2

Игра 2 «Сказка странствий»




17

8,5

25,5

3

Игра-премьера:

итоговый показ






1

0,5

1,5




Итого:





68

34

102


Годовые требования
1 год обучения
Занятия начинаются со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи предмета «Театральные игры».

1. Вводный урок: Театр – игра! Добро пожаловать в игру «Сказки странствий».

Знакомство с детьми (контактные, сюжетно-ролевые игры).

Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Этика отношений на занятиях. Примерные правила поведения:

- обращаться друг к другу только по имени;

- слушать и не перебивать;

- не опаздывать на занятия;

- приходить в надлежащей форме одежды.

Правила поведения в театре (например, разыграть стихотворение А.Барто «В театре»).



Рекомендуемые игры для знакомства

Игра «Снежный ком».

Участники сидят в кругу. Первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге, последний участник говорит имена всех играющих, а затем - и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней (рекомендуется участие в этой игре не более 4-5 детей и преподавателя).

Игра «Назови свое имя».

Дети встают в круг, выбирается водящий. Водящий ребенок бросает мяч любому участнику круга и представляется: «Я - Миша», поймавший мяч должен представиться в ответ, назвав своё имя. Игра проводится несколько раз, причем преподаватель тоже играет с детьми, и дети обращаются к нему по имени. В ходе игры отметить, какие красивые имена у детей, вместе рассуждая о том, зачем нужно имя человеку. Правила игры можно изменять, придумывать новые.

Игра 1 «Азбука тела».

Знакомство с возможностями своего тела через игры: «Я – буква», «Я – цифра».

Игра «Я – цифра».

Мизансцена тела (принять позу) в форме цифр. Найти в позах своего тела цифры от 1 до 9. Игровая ситуация «учимся вместе считать». Например, дети с помощью различных поз изображают арифметический пример: 1+3 = 4. Такие знаки как «плюс», «минус», «равно» ребенок может показывать с помощью рук.

Игра «Я - буква».

Мизансцена тела (принять позу) в форме букв алфавита от А до Я.

Сначала знакомимся с гласными в следующей последовательности: И Э А О У Ы Е Я Ю.

Затем согласные: Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т; Ж-Ш; З-С.

Отдельно разобрать, на что похожи буквы и где живут: М Н Л.

Где рычит буква: Р-Р (мотоцикл, тигр и т.д.).

Где шипят буквы: Х Ч Щ («дыхание ёжика», «кузнечики стрекочут», «накачивают колесо» и т.д.).

Где цокает буква: Ц (лошадка и т.д.).

Игра на согласованность действий. Учимся телом «писать» слова: МАМА, ПАПА, ЖИЛИ – БЫЛИ.

Игра 2 «Беби-степ» – первый шаг ребенка на пути к слагаемым выразительности маленького актера. Знакомство с правилами игры для юного актера. Этика поведения на сцене.

Знакомство с такими понятиями выразительности как «жест», «мимика», «слово». Важно научить ребёнка понятно объяснять жестами свои желания.



Рекомендуемые игры

Игра «Угадай».

Ребёнок жестами объясняет остальным детям свои желания (пойти гулять, купить газированной воды, кушать, спать, играть и т.д.).

Учащиеся продумывают, какие жесты, позы, мимика характерны для уверенного, неуверенного или грубого человека. Затем каждый по очереди показывает, какие позы, жесты, походка, характерны для неуверенного или уверенного поведения, для грубого и воспитанного человека, а вся группа отгадывает.

Игра «Приветствие».

Всем известно, что слово «привет» можно заменить жестами – снять шляпу, поклониться, пожать друг другу руку. Участникам игры предлагается поздороваться жестами, которые могли бы быть у туземцев:

племени людоедов (придумать название племени); племени доброжелательных дикарей; племени скачущих человечков и т.д., при этом, не забывая, что театр – это фантазия и воображение.

Игра «Театральная разминка».

Раз, два, три, четыре, пять –

Вы хотите поиграть?

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.).

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что поможет здесь, друзья?

(Жесты и конечно мимика).

Что такое мимика друзья?

(Выражение нашего лица).

Верно, ну, а жесты?

(Это движения).

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(Преподаватель называет, а дети показывают в мимике настроение: грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, испуг и т.д.)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(Преподаватель называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «до свидания», «тихо», «здравствуйте», «нельзя», «я думаю», «понял», «нет», «да»).

Игра на выразительность жестов, мимики, голоса.

Преподаватель читает стихотворение, а дети сами должны изобразить услышанное с помощью жестов, мимики, движений, одновременно упражняясь в выразительности.

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет.

(Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь).

Мишка хочет сладких ягод,

(Погладить себя по животу).

Да никак их не найдет.

(Оглянуться по сторонам, пожать плечами).

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал

(Восторг, двумя руками собирать ягоды в рот).

Подошли к мишутке детки,

Мишка ягоды им дал.

(Промаршировать. Протянуть руку вперед, имитируя жест «возьми»).

Можно предложить любые простейшие стихи, под которые дети придумывают движения.

Игра «Походка».

Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица, рассеянный).

Игра «Показать частями тела».

Как твои плечи говорят: «Я горжусь».

Как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек».

Как твой палец говорит: «Иди сюда».

Как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»

Как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».

Как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница