Л. Н. Толстой Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяюще



Скачать 192,04 Kb.
Дата27.02.2016
Размер192,04 Kb.
#13135
ТипПояснительная записка
















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -

гимназия №2 города Асино Томской области

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Управляющий совет Директор гимназии:

Протокол № _____ ________ Седюкова Н.В.

от «____»____ 2013 г. «____»____ 2013 г.

м.п.

ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ГИМНАЗИИ № 2

привлечения родителей к активному участию

в организации учебно-воспитательного процесса

и управлениигимназией
на 2011 – 2016 учебные годы
«СЕМЬЯ И ГИМНАЗИЯ»

Составитель программы: Булыгина Н.А.,

заместитель директора по УВР гимназии №2

города Асино Томской области

2013 г.

Пояснительная записка
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н.Толстой


Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее, все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека. Семья же способствует получению образования.

В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.

Необходимы встречи молодых родителей со специалистами, тем более, что именно молодые родители готовы к восприятию новых подходов в воспитании. Заинтересованные встречи дают возможность своевременно проанализировать семейные отношения, родителям укрепиться в успешных позициях, пересмотреть ошибочные принципы, найти новые, менее травмирующие варианты сотрудничества.

Мы надеемся, что данная программа позволит поднять уровень ответственности родителей за собственный успешный жизненный сценарий, передачу ответственности собственным детям, отсюда и появится возможность продуктивного взаимопонимания между всеми участниками учебно- воспитательного пространства.



Цель программы:Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой, вооружить родителей современными знаниями и технологиями по воспитанию подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

  2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.


Срок реализации программы: 2011 – 2016 учебные года
Основные направления программы


Направления

Задачи

Ожидаемые результаты


Диагностика семьи

- Изучение образа жизни семьи.

- Особенности семейного воспитания.

- Выявить взаимоотношения детей и родителей.

- Выявить взаимоотношения семьи и гимназии.



-Характеристика микроклимата семьи, создание «социального паспорта семьи» учащихся;

- раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей



Взаимоотношения с родителями обучающихся и воспитанниками

- Выявление резервов семейного воспитания.

- Установление путей взаимодействия гимназии и семьи.



-Создание приоритета родительского воспитания.

Просвещение родителей и организация консультативной помощи в воспитании детей

- Учитывать и предупреждать асоциальное поведение родителей.

- Просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка.



-Взаимопонимание общих проблем и совместное их решение.

Организация полезного досуга

- Включать семью и общественность в воспитательный процесс.

- Пропаганда здорового образа жизни.



- Активное участие родителей в жизни школы.

-Укрепление взаимоотношений детей и взрослых.



Творчество детей и родителей

Организация совместного творчества детей и родителей


-Помощь в проведении творческих дел;

- Классные часы и школьные КДТ;

- Классные и общешкольные вечера, праздники;

- Помощь в проведении спортивных мероприятий.



Поощрение

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни гимназии и класса.

Отметить и поощрить активных родителей

Родительский комитет

Привлечение к работе родительского комитета гимназии.

- Помощь в укреплении материально-технической базы;

- Помощь в благоустройстве гимназии;

- Помощь в организации

экскурсий, поездок




Возможные формы работы:


  • семейные викторины;

  • фестиваль семейных традиций,

  • классные часы;

  • тематические линейки;

  • проведение дней открытых дверей отдельно для мам, пап, бабушек, дедушек,

  • семейные праздники и развлечения;

  • совместные экскурсии,

  • родительские собрания, лектории,

  • совместная проектная деятельность,

  • конференции


Основные принципы реализации программы

Принцип индивидуально-личностной ориентации предполагает предоставление ребенку возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы для самореализации.

Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.

Образование и воспитание может и должно быть принято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Принцип природосообразностипредполагает признание индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения индивидуальных природных особенностей ребенка, отказ от сравнения его с другими, уважение посильных ритмов его жизни, труда.

Принцип творческого начала творчество рассматривается как единый рычаг, способный придавать образованию поступательное движение в направлении совершенствования, развития. Актуально творчество педагогов как в использовании эффективных традиционных, так и в создании современных педагогических технологий.

Принцип комфортности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.
Содержание программы

Организация работы с детьми, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: «Семья и здоровье», «Семья в обществе», «Семья и ценности».


«Семья и здоровье»

« Состояние счастья сильно зависти от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу.

Через гармонию тела проявляется торжество духа.

Умственная ясность имеет сугубо физическую основу».

П.С. Брэгг




Показатель__Характеристика__Цель'>Показатель

Характеристика

Цель:

формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения

Задачи:

  • показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;

  • научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;

  • формировать у учащихся потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Направления деятельности:

пропаганда здорового образа жизни

Содержание деятельности:

  • акции;

  • тематические беседы с детьми, родителями, педагогами;

  • игровые программы;

  • конкурсы;

  • выставки;

  • соревнования;

  • психологические занятия;

  • «Минутки здоровья» в образовательном процессе;

  • разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов.

Ожидаемые результаты:

  • овладение навыками психофизическойсаморегуляции;

  • овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.


«Семья в обществе»

«Дети – это наш суд намиру, наше зеркало,

в котором совесть, ум, честность,

опрятность нашу – всё наголо видать».

В.П. Астафьев


Показатель

Характеристика

Цели:

  • повышение педагогической, правовой культуры родителей;

  • создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности;

  • формирование социально-активной личности гражданина.

Задачи:

  • содействовать укреплению семьи и сохранению её нравственных устоев;

  • сформировать модель единого культурного пространства «ребёнок – семья – социум»;

  • ознакомить с нормативно – правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребёнка, Уставом гимназии;

  • сформировать представление о социальных правах и обязанностях;

  • способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;

  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.

Направления деятельности:

  • психолого-педагогическое просвещение;

  • правовое просвещение.

Содержание деятельности:

  • экскурсии;

  • копилка «вопрос-ответ»;

  • выставки;

  • организация работы с родителями: лекции на следующие темы: «Типы отношений в семье», «Опасные крайности родительской любви», «Право на жизнь», «Права и обязанности родителей»

  • консультации для родителей по проблемам воспитания ребёнка в семье;

  • день Открытых дверей

Ожидаемые результаты:

  • овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;

  • овладение коммуникативными навыками;

  • укрепление семейных традиций;

  • формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.


«Семья и ценности»
«Только добро, творимое человеком,

остается, и благодаря ему жизнь

чего-нибудь стоит».

Ж.Ж. Руссо


Показатель

Характеристика

Цели:

  • развитие нравственных и духовных ценностей;

  • раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.

Задачи:

  • развивать и воспитывать культуру общения;

  • содействовать укреплению семейных традиций;

  • включать воспитанников в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;

  • помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;

  • развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.

Направления деятельности:

  • укрепление детско-родительских отношений;

  • формирование семейных ценностей

Содержание деятельности:

  • родительский лекторий;

  • игровые программы;

  • совместные выставки;

  • конкурсы;

  • творческие вечера;

  • родительские собрания;

  • экскурсии.

Ожидаемые результаты:

  • овладение навыками культуры общения;

  • укрепление и развитие семейных традиций;

  • личностное самосовершенствование;

  • развитие потенциала.


Социально-психологическая работа с родителями обучающихся:




Мероприятия


Ответственные



Провести учёт и обследование условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях

Соц. педагог, классные руководители



Провести изучение условий жизни в семьях педагогически запущенных подростков

Соц. педагог, классные руководители



Организовать индивидуальные психолого-педагогические консультации по вопросам обучения и воспитания для родителей педагогически запущенных и слабоуспевающих обучающихся

Соц.педагог, классные руководители



Продолжить практику заслушивания родителей не занимающихся воспитанием детей на заседаниях совета гимназии, совета профилактики

Соц.педагог, классные руководители, директор гимназии


Совместная работа школы, семьи, общественности

по обучению и воспитанию

Цель: координация усилий всех общественных и государственных организаций, заинтересованных в решении проблем воспитания.


п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Родительская конференция

«Итоги и перспективы развития гимназии»



ноябрь

Руководство гимназии

2.

Организация работы Совета гимназии (отдельный план)

в течение года

Директор ОУ

3.

Организация и проведение родительского собрания гимназии

«Проблемы детей – наши общие проблемы» -

приглашаем к сотрудничеству:

«Особенности эмоционального и психофизического развития обучающихся»


Апрель


Коллектив педагогов,

ЗДВР, Завуч, психолог, соц. педагог, педиатр,

медработник гимназии.


4.

Организация и проведение тематических родительских собраний

Не менее – 3-х

Классные руководители

5.

Организация и проведение совместных мероприятий для родителей и учеников:

- Посвящение в первоклассники

- Проведение мероприятия в 4 классе «Прощай, начальная школа»

- Проведение выпускных вечеров для 9-11 классов


октябрь


май

июнь


Классные руководители

ЗДВР, классные руководители



6.

Организация Совета профилактики по предупреждению правонарушений учащихся

в течение года

Директор, ЗДВР, соц. педагог

7.

Привлечение родителей в организацию и участие в классных и общешкольных мероприятиях

в течение года

ЗДВР, классные руководители

8.

Организация индивидуальных встреч и бесед с родителями, посещение семей, оказание психологической поддержки при взаимоотношениях родителей с их детьми

в течение года

Классные руководители,

соц. педагог, психолог.



9.


Открытие страницы для родителей на сайте гимназии

в течение года

Психолог,

ЗДВР, соц. педагог.



10.

Выпуск рубрики в школьной газете «Школа для родителей»

в течение года

Руководитель кружка «Школьный камертон»

11.

Месячник «Семья»

 


 В течение года.

 Кл.руководители.

 


12.

 « День рожденья у меня!» - совместные праздники в классе с родителями.

 1 раз в четверть.

 Кл.руководители.

13.

Классные родительские собрания .

 


1 раз в четверть.

Кл.руководители.

 


14.

 Педагогический лекторий «Педагогика для родителей»

1 – 11кл.

 


 Сентябрь, май.

 

 



 Зам.директора по УВР

Зав.библиотекой,

Психолог


15.

 «День открытых дверей»

2 – 11кл.



 В течение года

 Администрация школы.

16.

 Общешкольные родительские собрания.

 


 Октябрь, апрель

 


 Кл .руководители

Администрация школы.



17.

Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья !»

В течение года

Учителя физкультуры

18.

 Кл.часы «Семейные традиции», «Наша гордость», «Моя родословная»

 В течение года

 Классные руководители.

19.

Встреча с родителями «Мы одна семья»»

Киноклуб «Моя семья»

(фильмы о многодетных семьях, детях-сиротах)


 В течение года

 


Зам.директора по УВР

классные руководители

 Совет старшеклассников

Совет музея.



Взаимодействие с общественностью и с учреждениями

воспитания и культуры


УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВ-ЛЕНИЕ

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЯ
МИКРОСРЕДА


Общественные организации и СМИ




СПЕЦИАЛИСТЫ




ученик




Учреждения спорта (ДЮСШ № 1, ДЮСШ№ 2)




АДМИНИСТРА-ЦИЯГИМНАЗИИ




Учреждения культуры




ОУ города и района




УДО

(ДДТ, ДШИ)



Учреждения медицинской ипсихологичес-кой поддержки



МАКРОСРЕДА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ:



Учреждение

Задачи и направления

Форма взаимодействия

1.

МУЗ АЦРБ

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии

Профосмотры, диспансеризация,

медицинская помощь, проведение бесед и лекций по профилактике различных заболеваний и вредных привычек.



2.

ГИБДДД и

Инспекция по делам несовершеннолетних



Предупреждение детского травматизма и профилактическая работа по правонарушениям среди несовершеннолетних.

Лекции, беседы, проведение ролевых игр, организация конкурсов.

3.

Управление культуры и спорта Асиновского района

Привлечение старшеклассников к общественной жизни,

развитие молодежной политики



Организация конкурсов, соревнований и т.д.

4.

ПУ № 24,

ПУ № 8,


ТСХТ,

ТГАСУ



Совместная работа по профориентации учащихся выпускных классов. Организация получения ими дополнительной профессии.

Организация занятий по субботам.

5.

Библиотечно – эстетический центр

Привлечение учащихся к читательской и просветительской деятельности.

Проведение бесед, лекций, тематических классных часов.

6.

ДЮСШ № 1, ДЮСШ № 2,

ВСК «Десант»,

ВСК «Баграм»


Привлечение учащихся к соблюдению ЗОЖ и развитие интереса и любви к спорту.

Организация секций, соревнований, спортивных эстафет, игр и других мероприятий.

7.

Краеведческиймузей

Воспитание у учащихся любви к родному краю, интереса к живой природе и знакомство с историей создания и развития нашего района.

Экскурсии, лекции, беседы, проведение тематических классных часов.

8.

Военный комиссариат Асиновского района

Постановка на воинский учет учащихся старших классов. Проведение медосмотра на выявление годности к воинской службе.

Медосмотр

9.

ДК «Восток»
МУК ЦКНТД
Дом детского

творчества


Детская

школа искусств




Воспитание и развитие творческих способностей учащихся, выявление и развитие музыкальных и художественных способностей.

Организация кружковой работы, обучающих занятий, концертов, конкурсов и т.д.

10.

Центр занятости населения

г. Асино



Просвещение старшеклассников в разнообразии и выборе профессий.

Летнее трудоустройство



Лекции, беседы, организация «Ярмарки профессий».


Предлагаемый результат:

  1. Повышение уровня вовлеченности родителей в учебную и внеучебную жизнедеятельность класса и гимназии.

  2. Наличие механизмов, обеспечивающих вовлечение родителей в формирование образовательной среды гимназии.

  3. Создание механизма исследования потребностей родителей в результатах и системе воспитательной деятельности и обеспечения обратной связи.

  4. Разработка положения о деятельности родительского клуба.

  5. Родители будут информированы о современных технологиях воспитания подрастающего поколения (газета, информационные листки и т.д.)


Критерии эффективности:

На начальной ступени обучения – сформированность положительного отношения к гимназии, престижность её восприятия, уважительность отношения к педагогическому коллективу.

На средней и старшейступени обучения– сформированность понимания сильных и слабых сторон ребёнка, уважительного отношения к ребёнку как к личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

В результате совместного воспитания ребёнка семьёй и гимназией личность ученика должна иметь определённые качества, представленные родителями и педагогами в воспитании модели ученика.


Список используемой литературы:
«Толерантность - дорога к миру» Бетти Э. Риэдрон; Москва 2001 год;
Башня терпимости» Медведева И., Шишова Т., журнал «Народное образование» № 6 2003 год;
Светскость образования; Основные понятия» Панкин И.В., журнал «Образование» № 4 2003 год;
Гражданственность, патриотизм, культура межличностного общения -Российский путь развития» Министерство образования России, журнал «Воспитание школьников» № 7 2002 год;
Теория и практика воспитательной работы в школе» Киргизова Л.В., журнал «Классный руководитель» № 8 2002 год;
Программа по этике для учащихся 1—8 классов ОУ» Волович А, журнал «Воспитание школьников» № К) 2002 год;
Воспитать гражданина: Методология. Программное обеспечение: Научно-практическое издание/Под общей редакцией И.Н. Тоболкиной, Т.Б. Черепановой. Томск: Томский ЦНТИ, 2008.
Воспитательная система школы: диагностика, анализ, результативность. Методическое пособие для заместителей директоров по воспитательной работе. Часть 1. Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО-2000.
Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения/ Под общ.редакцией проф. И.А. Зимней. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
Сергеев И.С., Блинов В.И. как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. : Практическое пособие. _ М.: АРКТИ, 2007.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. : Пособие для работников ДОУ. _ М.: АРКТИ, 2004.


Тарасов М.А. Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет. Планирование, лексические темы, дидактические игры. _ М.: ТЦ Сфера, 2005.
Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Сост.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. _ 2-изд., доп. – М.:Педагогика, 1989.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для студентов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Психолого-педагогическая компетентность педагога психолога
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций

Скачать 192,04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница