1
Лекция №15. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
С
давних времен многие мыслители пытались понять природу человека.
Ее исследовали еще представители различных школ античной философии.
Так, киники видели ее в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики – в разуме и т.д. Современная наука рассматривает человека как сложную целостную систему, соединяющую в себе биологические и социальные компоненты. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, человек принадлежит природе, а с другой – социальному миру. Аристотель называл человека “политическим животным”, подчеркивая тем самым наличие в
человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального).
Согласно последним представлениям, человек является космопланетарным феноменом, а природа человека носит
космобиопсихо-социокультурный характер. Психика человека подобна пирамиде, причем доступна исследованию только вершина, а “основание” теряется в глубинах
Космоса. Такого рода методологическая установка в социобиологии, исследуя социальное поведение человека как проявление его природы, принимает во внимание биологическую, генетическую сторону индивида.
Первый вопрос, на который следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека – существо не только биологическое, но и социальное, в
создателя и носителя культуры.
Антропосоциогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и его социальное становление.
Вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных.
Сходство человека с животными состоит в том, что,
во-первых, у
них одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов.
Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Во- вторых, человеческий зародыш проходит в
своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. И,
в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.
Однако и отличия человека от животных носят фундаментальный характер.
Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о
предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей.
Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что
2
И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой – общение с помощью слов.
Третье фундаментальное отличие человека от животных – способность к труду. Только человек способен изготавливать, создавать орудия труда.
Именно с
этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека.
Эти фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд – стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
Наиболее ранние подходы к описанию происхождения человека связаны с различными
мифологическими теориями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.
Рис. 1. Эволюция человекообразных обезьян На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана