Личностное развитие как один



Скачать 80,53 Kb.
Pdf просмотр
Дата13.02.2021
Размер80,53 Kb.
#96099
ТипЗадача


ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Цыганова
Гимназия № 11, г. Бийск
Проблема формирования личности центральная в педагогике. В соответствии с педагогическими задачами ее интересует, прежде всего, организация целенаправленных влияний на формирование личности, преодоление стихийности, помощь в саморегуляции. Это проблема создания педагогической системы и обеспечение процесса формирования личности, отвечающей ее интересам и интересам общества.
Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, которые задают направленность развитию личности:

познавательный потенциал. Определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, и включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности;

морально-нравственный потенциал.
Обуславливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно- этическими нормами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями;

творческий потенциал. Определяется умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;

коммуникативный потенциал. Зависит от общительности, характера и прочности контактов, устанавливаемых его с другими людьми;

эстетический потенциал личности. Обуславливается уровнем содержания и интенсивностью ее потребностей в прекрасном, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется и в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.
Другими словами, личность определяется тем, что она знает, что она ценит, что и как она создает, с кем и как она общается, какова ее житейская потребность и как она их удовлетворяет.
Мир педагогики многофакторный, многомерный, образовательная деятельность многогранна. Применительно к системе гимназического образования цель может быть представлена как многомерная модель формирования разносторонней и гармонической личности.
Разностороннее развитие личности предполагает формирование разнообразных способностей и интересов, соответствующих различным сферам человеческой жизнедеятельности, что, разумеется, не исключает выделения личностью чего-либо одного, наиболее значимого для себя.


Разностороннее развитие способностей означает, что личность успешно участвует не только в одной узко специализированной деятельности, но ей доступны разные сферы деятельности. Для такой личности должно быть характерно высокое развитие каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных, лингвистических и др.) на фоне достаточно высокого общего развития.
Современный человек должен быть:

деятельностным,

имеющим систему знаний,

мыслящим,

нравственным.
Процесс достижения цели важно представить как систему задач, выполнение которых можно количественно контролировать. Надо определить основные черты и последовательность развития, а также порядок осуществления деятельности.
Многовековой педагогический опыт показывает, что формирование личности идет в направлении от приобретения знаний путем развития мышления к нравственности.
Основным качеством развивающей деятельности являются многократная воспроизводимость, повторяемость и цикличность. При этом каждый цикл деятельности имеет четыре последовательных этапа: ориентационно-мотивационный, системно-информационный, этап алгоритмического труда и творчество.
Деятельность не будет успешной без эмоций, при положительных эмоциях человек подключается к своему внутреннему источнику энергии.
Труд не будет высокопродуктивным без системной информации.
Алгоритмически выполняемый труд служит основой для дальнейшего совершенствования – для творчества.
Каждый этап цикла сопровождается разнообразными психическими процессами, но на первом этапе доминируют эмоции, на втором – речь, на третьем – воля, на четвертом – мышление.
У развитого человека эти процессы регулируются следующим образом:

эмоции – добротой;

речь – культурой общения;

воля – трудолюбием;

мышление – нравственностью.
Система основных задач может быть представлена на трех уровнях: двух – воспитание и развитие, основных составляющих которых названы и третьей – обучения. В начале системы следует поставить здоровье как источник и мерило энергии, которой обладает человек. В конце – разум как результат объединения нравственности, мышления и системы знаний.


Педагогическое формирование личности – это организация и реализация педагогической системы совместной работы с ней, содействие благоприятных условий для этого.
Поиск и реализация целенаправленных путей формирования личности делают приоритетным вопрос о целях. К формированию какой личности следует стремиться, какими достоинствами она должна обладать?
Контуры складывающейся сейчас в государственной идеологии и педагогике представлений об идеале личности гражданина России, о том, что надо формировать у молодежи и людей всех возрастов, исходят из отечественного и мирового опыта.
Формирование человека – это самая ответственная серьезная проблема в индивидуальном плане, проблема жизни, самореализации себя в ней, личного достоинства, успеха и благополучия, проблема предупреждения сожалений в преклонные годы о необратимо упущенных возможностях. В общественном плане – это проблема состояния и будущего благополучия общества, живущих и будущих поколений людей.
Формирование личности правильно, если осуществляется в интересах ее самой, ее детей, общества и государства.
Формирование личности обоснованно, когда строится на сложившихся, проверенных и устоявшихся в многовековой практике человечества принципах и положениях. Воспитательный процесс не должен быть заложником конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие у власти. Необходима интеграция личности в национальную и мировую культуру.
Исторический процесс развития человечества учит, что формирование личности опирается на опыт предыдущих поколений, обогащения его.
Совершенство личности основывается на освоении ею общечеловеческих ценностей – постоянных идей и норм поведения, человеческих качеств, ценимых во всем мире, всеми народами, выработанными и проверенными в общем, многовековом опыте.
В преданиях, легендах, мифах, сказаниях, песнях, поговорках разных народов воспеваются ум, мудрость, смекалка, здравый смысл, умелость, мастерство, справедливость, верность, благородство, доброта, уважение к старшим, безмерная благодарность и любовь к матери, готовность прийти на помощь другим, действовать сообща, трудолюбие, сила, ловкость, смелость и др. Ориентация на эти качества свойственна и так называемой
«народной педагогике», стихийно реализующейся в массовой практике воспитания детей родителями.
Аналогичные ценности содержатся и в трех мировых
(наднациональных) религиях – буддизме, христианстве и исламе. Можно сказать, что общечеловеческие ценности – это вечные ценности.


Формирование человека разумно осуществлять с учетом мировых тенденций общественного развития и перемен в российском обществе.
Закон «Об образовании» прямо указывает на необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Поэтому формирование личности должно носить опережающий характер, делать ее способной вглядываться в дальние горизонты будущего, понимать путь к лучшему будущему.
Важнейшая тенденция общественного прогресса и формирования личности воплощена в гуманизме, рассматриваемой как основе цивилизованного общечеловеческого мировоззрения. Его основные идеи и ценности таковы:

человек – величайшая социальная, духовная и природная ценность;

полное равенство людей в независимости от расы, нации, пола, религиозности, политических убеждений;

предназначение цивилизованного правового общества – признание свободы, прав, развития способностей взглядов, выбора жизненного пути и поступков каждым гражданином в рамках закона;

необходимость создания и упрочнения правового общества, призванного стоять на страже законов интересов граждан;

отношение к человеку и каждого человека к другим людям должно быть человечным;

формирования человечного человека, становление его личности – высшая обязанность общества и условие его собственной реализации и самоутверждения.
Иногда говорят, что гуманизм порождает индивидуализм и эгоизм: «я, мои интересы, потребности, их удовлетворение превыше всего». Но гуманизм – это обязательно человеколюбие каждого человека, его внимание, доброжелательность, уважение, готовность прийти на помощь другим. Только человечный человек может быть справедливым и порядочным.
Признание ценности демократии – в жизни государства и его граждан
– еще одна важнейшая тенденция мирового развития. Исторические корни ее в России уходят к общинности, сходам населения, к тысячелетним вечевым традициям Великого Новгорода. Но реализация ее идей в веках шла через крутые изломы насилия, единовластия и тоталитаризма. На рубеже нового тысячелетия пришло время осовремененного продолжения ее с учетом мирового опыта.
Демократизация – развитие народовластия, все более широкого участия граждан в управлении делами государства и на местах. Процесс демократизации реализуется через равноправие, расширение представительных органов власти и общественных организаций, возможностей проявления ими инициативы и самостоятельности, прав и

свобод граждан, свобод в развитии наций и народности, укрепление их дружбы и равноправного сотрудничества, расширение гласности, укрепление законности, защиту прав и свобод, равенства всех перед законом и др.
Достоинство человека его цивилизованность, подлинная самореализация и самоутверждение неразрывно связаны с его моральной сформированностью. Мораль – это система сложившихся в общественной практике представлений, норм, путей и способов включения человека в общественную жизнь, соединение свободы и личности с общественной необходимостью и разрешение противоречий между ними. Это система господствующих и реализуемых представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, совести и счастье.
Система моральных ценностей шире общечеловеческих, гуманных и имеет национальные оттенки (не противоречащие общим). Она включает моральные нормы отношения к миру и жизни, труду и другим людям, к самому себе. Моральность человека воплощается в его сознание и поведении, в степени усвоения им опыта предшествующих поколений, воплощенных в морали общества.
В России в период реформ произошел резкий спад морали и теперь предстоит задача его восстановления и дальнейшего повышения. Поэтому формирование моральности у людей, особенно у молодежи, представляет задачу особой важности.
В числе важнейших социальных ценностей находится любовь к своей
Родине, ее народу, государству, гордость за свое гражданство, уважение всего народного, национального, стремление следовать ему, потребность служить процветанию России и благополучию народа, готовность защищать ее независимость и национальное достояние. Патриотизм – важнейший компонент всесторонне и гармонично развитой личности.
Любовь к государству должна сочетаться с любовью и уважением к родным местам, к малой Родине человека, пониманием ее проблем и поиском их решений.
Формирование патриотизма – составная часть цели формирования личности. Современный патриотизм сочетается с пониманием необходимости предупреждения войны, признание мира как самой высокой ценности и условия сохранения человечества на Земле
(достижение этого становится задачей особой педагогики – «педагогики мира»). Гармоничность развития патриотизма – в его единстве с интернационализмом, уважением национальных особенностей других стран, народов и народностей своей страны. Россияне издавна отличались интернационализмом, и его традиции должны быть восприняты и приумножены новыми поколениями населения.


Еще одной приметой современной цивилизации выступает развитие и широкое распространение эстетической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья.
Эстетическая культура – культура восприятия, оценки, любования человеком подлинно прекрасным, красивым не только в живописи, музыке, одежде, внешности, природе, но и в поступках людей, труде, быту, любви к нему, потребности в нем. Она предполагает умение отличать красивое от уродливого, культурное от пошлого, изящное от грубого, возвышенное от низости. Чувств прекрасного облагораживает, возвышает личность, вызывает стремление жить по законам красоты, не допускать пошлости и бескультурья.
Этическая культура в широком понимании – высокая моральность, а в узком – культура взаимоотношений и общения, соблюдение этикета – правил поведения, вежливости, принятых в обществе.
Экологическая культура – культура отношения к природной среде.
Быстрое развитие техники и экономики стало угрожающе отражается на флоре, фауне, климате, состоянии воздуха, воды, пищи и другом, а вместе с тем представлять угрозу для здоровья людей, наследственности и вообще существованию человечества уже в недалеком будущем.
Природоохранительная деятельность превратилась в необходимую заботу не только государства и общества, но и каждого человека, что уже нашло отражение в особой цели педагогической деятельности.
Культура семьи, быта и здоровья – соответствующее представлениям цивилизованного мира и общества должное поведение в семье, быту, в отношении к своему здоровью.
Культура здоровья – это специальная реализуемая с использованием рекомендаций науки и профессиональной медицины активность человека.
Она включает регулярные занятия физическими упражнениями, здоровый образ жизни, отказ от привычек, разрушающих организм (чрезмерное или неправильное питание, курение, алкоголизм, наркомания, неупорядоченный образ жизни и прочее), предупреждение раннего ухудшения здоровья, обращения к медицинской помощи при возникновении заболеваний, купирование развития и обострения имеющихся хронических болезней и прочее.
Таким образом, главная цель формирования личности состоит в том, что бы каждый человек самоформируясь и с помощью других стал всесторонне и гармонично развитой личностью, образованной, воспитанной, обученной и развитой в соответствии с идеалами и ценностями человечества, гуманности, морали, мира, интернационализма, патриотизма, трудолюбия, созидания, демократии, гражданственности, высокой этической, эстетической, экологической культуры, культуры семьи, быта и здоровья. Только таким образом сформированная личности может стать подлинно свободной, способной самоопределиться и

самореализовать себя в жизни, решить основные задачи своей жизненной миссии.
Эти цели развития личности пронизывают все сферы педагогической деятельности гимназического педагогического коллектива, делают их достижением всего коллектива обучающихся на высоком сознательном уровне с постоянным самоконтролем приоритетных ценностей каждым гимназистом и мониторингом развития личности, ее воспитанности и обученности по необходимому возрастному уровню в течении всего периода обучения.

Document Outline

  • Современный человек должен быть:
  • Процесс достижения цели важно представить как систему задач, выполнение которых можно количественно контролировать. Надо определить основные черты и последовательность развития, а также порядок осуществления деятельности.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей

Скачать 80,53 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница