Математические дисциплины в бизнес-образовании как основа формирования компетенций



Скачать 26,13 Kb.
Дата01.05.2022
Размер26,13 Kb.
#140418



МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ


Остапенко Анатолий Владимирович
Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Республика Беларусь
astap_2004@tut.by

Компетенции это способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Компетенции определяют набор направлений деятельности, которые может использовать профессионал в своей области на должном, достаточно высоком уровне.


Безусловно, цикл математических дисциплин и с последующим за ним дисциплин прикладного математико-экономического направления является базовым для любого экономического вуза. Особенно актуальными являются эти курсы в бизнес-образовании, требующего высокого уровня компетенций. В этой связи первостепенную важность приобретают вопросы, связанные с модернизации образования. При выработке компетентностного подхода уже не достаточно стандартов MCI, их успешно вытесняют стандарты NOS. Стандарты NOS являются третьей версией стандартов, предназначенных для менеджеров. NOS выполнены в виде системного описания, созданного на основе изучения опыта деятельности менеджеров успешных компаний и представляют собой модель рациональной практики, опираясь на которую организации и отдельные менеджеры могут повысить результативность, экономичность и эффективность своей работы. Они позволяют установить общий язык, одинаково понимаемый сотрудниками различных отделов и разных уровней организации, и позволяющий описать их деятельность в единых терминах, дают возможность создать набор критериев для оценки кандидатов при отборе на работу, и при оценке сотрудников при проведении аттестации.
Как выработать правильный подход к изучению математических дисциплин в соответствии со стандартами NOS? На наш взгляд критериями математической компетентности студентов должны быть умения приобретать, усваивать и применять математические знания, самостоятельно работать с учебной, научной математической литературой, а также способность использовать математические методы для принятия профессиональных решений.
Прежний путь преподавания математических дисциплин, основанный на классическом стремлении к строгому теоретико-логическому обоснованию основ математики должен быть пересмотрен. У многих студентов просто не хватает сил и терпения усвоить математическую теорию в виде абстрактных понятий и теорем со строгими доказательствами и установить их связь с реальными объектами. Для общей подготовки экономистов из обширной области математических знаний приходится выбирать лишь те, которые как минимум необходимы для усвоения специальных дисциплин и формирования навыков практической деятельности.
Особую важность составляют в наше время вопросы преемственности в цепочке «высшая математика» – «прикладные вопросы математики» – «экономико-математические методы» – «системный анализ» и «ситуационный анализ» - «принятие управленческих решений». Эти вопросы не могут быть реализованы без непосредственного привлечения системного подхода. Одним из главных принципов бизнес-образования должно быть развитие системного взгляда на все процессы, протекающие в любой современной организации. Уже при изучении первых тем, связанных с теорией матриц, аналитической геометрии, математического анализа особое внимание должно уделяется практическим вопросам, разъяснение того как эти абстрактные методы связаны с экономическими процессами, с вопросами бизнеса. Особенно возрастает роль мостика «математика-бизнес» при изучении прикладных дисциплин таких как «Экономико-математические методы и модели», «Ситуационный анализ и моделирование управленческих решений». Системный подход стандарта NOS заключается в возможности смоделировать с помощью современных методов математического моделирования и информационных технологий конкретную ситуацию и дает возможность обучающимся участвовать в ней и проявить свои творческие способности. Большую роль в этом оказывает и курсовое проектирование по предмету «Ситуационный анализ и моделирование управленческих решений», где принципы соединения математического моделирования с практикой реализуются в конкретных ситуационных условиях, рассматриваются во взаимосвязи с работой конкретного офиса, предприятия, фирмы.
В рассмотренном подходе мы видим проявление классического принципа дидактики – принципа связи обучения с жизнью. Студенты университета должны овладеть не просто системой математических знаний, но и научиться компетентно использовать их в профессиональных областях.
Особое внимание в бизнес-образовании следует обратить на вопросы связанные с моделированием управленческих решений, правильный выбор которых помогает осуществлять на высоком уровне функции управления и оперативно решать профессиональные проблемы, понимать сущность бизнеса и стратегического управления в условиях рынка, а также определять сильные и слабые стороны в конкурентной среде и вырабатывать на этой основе стратегию управления организацией.
Интересной и многообещающей формой привлечения студентов к повышению компетенций в рамках стандарта NOS является использование учебного портала в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Использование на этом портале такой формы общения как «Форум» при изучении указанных предметов приводит к ощутимой активизации большей части обучающихся. К примеру, форум по теме «Многокритериальные задачи принятия решений в условиях неопределенности» для студентов третьего курса вызвал настолько большой интерес, что к участию в нем был вовлечен практически весь поток, а приведенные студентами примеры отличались разнообразием и высоким уровнем компетенции.
Таким образом, новая парадигма бизнес-образования, построенная на стандарте NOS, должна строится на системном подходе к циклу дисциплин экономико-математического направления, иметь живую связь с практикой и тогда это явится гарантией формирования у студентов должных компетенций.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации

Скачать 26,13 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница