Методические материалы



Скачать 488,73 Kb.
страница1/2
Дата14.02.2016
Размер488,73 Kb.
#2508
  1   2
Методические материалы

Особенности организации идеологической и воспитательной работы



в учреждениях профессионального образования

в 2013/2014 учебном году“



  1. Нормативное правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

  2. Основные направления воспитательной работы:

идеологическое воспитание;

гражданско-патриотическое воспитание;

использование информационных технологий в организации идеологической и воспитательной работы;

организация работы с одаренными учащимися;

формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения;

нравственно-правовое воспитание;

взаимодействие с семьей, подготовка к будущей семейной жизни;

формирование предприимчивости, бережливости

  1. Повышение эффективности деятельности СППС.

  2. Организация профориентационной работы.

Заключение



  1. Нормативное правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение.

В 2013-2014 учебном году особенности развития системы воспитания учащейся молодежи в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования связаны с практической реализацией основополагающих нормативных документов: Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы.

С целью повышения качества воспитания, эффективности функционирования УПТО и УССО в новом учебном году особое внимание необходимо уделить научно-методическому обеспечению воспитательной работы, совершенствованию и систематизации программно-планирующей документации воспитания (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. № 348 ”О совершенствовании системы идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования“). Документооборот в учреждении образования должен вестись в соответствии с приказом Министра образования от 8 февраля 2013 г. № 68 ”О мерах по сокращению документооборота“.

Кодексом Республики Беларусь об образовании определен перечень учебно-программной, программно-планирующей документации, необходимой для обеспечения деятельности учреждения образования. Кроме программно-планирующей документации научно-методическое обеспечение воспитания также должно включать:



методическую документацию, к которой относятся методики воспитания, методические рекомендации, инструктивно-методические письма;

учебно-методические пособия, к которым относятся издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые необходимы для реализации программ воспитания (к использованию в воспитательном процессе допускаются учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – РИПО);

комплексное методическое обеспечение по направлениям воспитания, методические (информационно-методические) материалы, разработанные РИПО, учебно-методическими центрами профессионального образования (Минским областным учебно-методическим кабинетом), институтами развития образования.

информационно-аналитические материалы (материалы, содержащие статистическую и аналитическую информацию, справки, отчеты, информационные письма, доклады и иные материалы по организации воспитательной и идеологической работы).

Значительное внимание при организации работы должно уделяться оценке качества воспитания. В новом учебном году педагогическим коллективам учреждений ПТО и ССО необходимо совершенствовать аналитическую деятельность при организации мониторинга идеологической и воспитательной работы и осуществлять:

общую оценку результатов работы по основным направлениям идеологической и воспитательной работы,

оценку деятельности кураторов, педагога-организатора, специалистов СППС и др. в соответствии с поставленными целями и задачами, с учетом данных мониторинга идеологической и воспитательной работы;

подготовку информации обобщающего характера об участии обучающихся в районных, областных, республиканских мероприятиях; деятельности органов ученического самоуправления;

формулировку общих выводов, выявленные проблемы и перспективы работы на следующий учебный год.

Целесообразно использовать при организации мониторинговой деятельности методические рекомендации «Планирование и организация изучения качества воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования» (РИПО, 2012 г.).
Кадровое обеспечение.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 ”О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих“ определены должностные обязанности категорий педагогических работников. В учреждениях УПТО и УССО идеологическую и воспитательную работу организуют заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, начальник отдела по воспитательной работе с молодежью, куратор учебной группы, мастер производственного обучения, воспитатель, педагог-организатор, культорганизатор, педагог социальный, педагог-психолог, другие педагогические работники.

Определяющую роль в организации идеологической и воспитательной работы в УПТО и УССО играет заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, который осуществляет планирование организационно-воспитательной работы на основе анализа уровня воспитанности обучающихся с учетом особенностей, традиций учреждения образования, социальной среды, возможностей педагогического коллектива, непосредственно координирует и направляет деятельность педагогических работников, оказывает им необходимую организационную и методическую помощь.



Куратор учебной группы, осуществляя организационно-воспитательную работу с учащимися и родителями, в новом учебном году должен руководствоваться Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования» от 29.11.2012 №11-01-07/П-755, функциональными обязанностями куратора учебной группы, утвержденными приказом руководителя учреждения образования. С целью повышения педагогического мастерства куратора учебной группы издан сборник методических материалов «Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы» (РИПО, 2013 г.), который может быть использован при подготовке к проведению мероприятий по основным направлениям идеологической и воспитательной работы.

При организации идеологической и воспитательной работы в общежитии в новом учебном году воспитателю учреждений ПТО и ССО рекомендуется активизировать деятельность по вовлечению учащихся в объединения по интересам (кружки, секции, клубы), в том числе в выходные дни. Следует активно использовать интернет-ресурсы учреждения образования для освещения жизнедеятельности учащихся, проживающих в общежитии. Руководителям УПТО и УССО необходимо усилить контроль за соблюдением порядка предоставления жилых помещений в общежитии продолжить работу по оборудованию в общежитиях помещений, необходимых для организации и проведения воспитательных мероприятий и самоподготовки учащихся в соответствии с вновь принятым Положением об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 5.04.2013 г. № 269).



В воспитательной системе УПТО и УССО значимое место занимает педагог дополнительного образования, который в соответствии с Кодексом об образовании участвует в реализации программ воспитания, реализует образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, направленную на развитие личности обучающегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию. В своей деятельности педагог дополнительного образования комплектует состав объединения детей и молодежи по интересам (кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество обучающихся и иные объединения), принимает меры по его сохранению в течение срока реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Учебно-методическая работа с педагогами дополнительного образования осуществляется через педагогические советы, методические объединения, семинары, тематические встречи с сотрудниками управлений образования (комитета по образованию Мингорисполкома), учебно-методических центров, институтов развития образования, а также через курсовую подготовку. По вопросам работы педагога дополнительного образования учреждения образования Министерством образования будут подготовлены и размещены на сайте соответствующие методические рекомендация к 2013/2014 учебному году.

Анализ данных мониторинга повышения квалификации педагогических кадров за 2012/2013 учебный год показывает, что не все педагогические работники своевременно проходят соответствующую курсовую подготовку (особенно, кураторы учебных групп, педагоги дополнительного образования, воспитатели). Обращаем внимание руководителей учреждений ПТО и ССО на необходимость организации систематического и своевременного повышения профессионального уровня педагогических кадров (направление на курсы повышения квалификации, участие в семинарах, конференциях, посещение тренингов и др., в том числе, проводимых на платной основе).

В 2013-2014 учебном году в целях научно-методического обеспечения воспитательного процесса, повышения профессиональной компетентности субъектов воспитания учреждений ПТО и ССО, обмена положительным педагогическим опытом планируется организация и проведение:

- республиканских семинаров-практикумов: для заместителей директоров по воспитательной работе учреждений ССО «Воспитание бережливости и предприимчивости как основа формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов»; для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе учреждений ПТО «Формирование жизненных ценностей учащейся молодежи: вызовы времени»; семинар-совещание по результатам апробации экспериментальных и инновационных проектов «Совершенствование воспитательной работы по формированию нравственных ценностей учащихся: опыт и перспективы развития экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования».

- целевых курсов: «Современная модель воспитывающей среды учреждения профессионального образования» (для заместителей директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, начальников отделов по работе с молодежью, методистов, кураторов учебных групп); «Деятельность СППС учреждения образования по формированию у учащихся ценностного отношения к жизни» (для педагогов-психологов, педагогов социальных); «Нормативно-правовое обеспечение воспитательно-профилактической работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении» (для заместителей директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, педагогов социальных, воспитателей);

- интернет- и видео-конференций по актуальным проблемам воспитания учащейся молодежи.

На базе РИПО будет продолжена работа РУМО педагогических работников по актуальным проблемам воспитания (заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов социальных, педагогов-психологов), а также работа консультационных центров для молодых специалистов в области воспитания, социально-педагогического и психологического сопровождения учащейся молодежи, будет обеспечено оказание дистанционной методической помощи педагогическим работникам.




  1. Основные направления воспитательной работы:

В новом учебном году при организации воспитательной работы в учреждениях ПТО и ССО следует учитывать основные требования: соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; преемственность, непрерывность и последовательность реали­зации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности. Целесообразно использовать методические рекомендации «Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО, 2012), в которых определен единый алгоритм разработки и содержания каждого направления воспитательной работы для каждого субъекта воспитательного процесса.
Идеологическое воспитание

Основной задачей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования является предоставление обучающимся возможностей для полноценного личностного и профессионального развития, формирования ценностного отношения к своему профессиональному будущему,

Одним из приоритетных направлений современной системы воспитательной работы в учреждениях профессионального образования является идеологическое воспитание, которое формирует направленность, базис личности, определяет адекватное отношение к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям. В ходе реализации основных задач идеологического воспитания в 2013/2014 учебном году деятельность УПТО и УССО должна быть направлена на углубление знаний учащимися основ государственной идеологии, приоритетных направлений развития белорусской государственности, формирование мировоззренческих основ личности, стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию на благо страны.

Эффективности идеологического воспитания будет содействовать использование традиционных форм и методов работы, таких как проведение обзорных тематических лекций, кураторских, информационных часов, организация встреч с представителями органов государственного управления, общественными деятелями, ветеранами войны и труда, проведение конкурсов и викторин, организация постоянно действующих тематических выставок по идеологическому воспитанию с использованием мультимедиа-презентаций. Министерством образования разработаны методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования.

Повышению качества работы учреждений профессионально-технического и среднего специального образования по идеологическому воспитанию будет способствовать внедрение новых, интерактивных форм работы, таких как проведение виртуальных форумов (с использованием видеоконференц-связи, в форме «чата» и др.), конференций, диспутов, «круглых столов» с участием государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, ветеранов войны и труда. Целесообразно в содержание работы включать материалы о важнейших политических и государственных событиях в стране и за ее пределами, о деятельности Главы Государства, органов исполнительной и распорядительной власти, о направлениях государственной внутренней и внешней политики, социально-экономической жизни страны, достижениях науки, культуры и спорта. Важно, чтобы содержание информационных материалов было актуальным, достоверным, убедительным, притягательным для молодежи.

Особую важность в ходе реализации идей идеологического воспитания приобретает формирование у учащихся уважительного отношения к государственной символике, знание государственного гимна. Министерством образования Республики Беларусь утвержден и направлен в учреждения образования План мероприятий, направленных на формирование у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Сегодня обязательным в учреждениях образования является исполнение во время проведения торжественных, общественно значимых мероприятий и спортивных соревнований Государственного гимна Республики Беларусь, включение в программу торжественных мероприятий, посвященных началу и окончанию учебного года, вручению дипломов, других торжественных мероприятий, церемонии подъема или выноса Государственного флага Республики Беларусь, а также исполнение Государственного гимна Республики Беларусь всеми педагогами и обучающимися. При проведении церемонии вручения документов об образовании организуется вручение сувенирной продукции с государственной символикой.

В ходе организации конкурсов на лучший уголок государственной символики, организации тематических выставок, экспозиций, проведения мероприятий, посвященных государственным праздникам, в учреждениях ПТО и ССО следует руководствоваться Законом Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» от 05.07.2004 N 301-З (ред. от 28.12.2009) и методическими рекомендациями Министерства образования об использовании государственной символики в учреждениях образования.


Гражданско-патриотическое воспитание

В связи с предстоящим празднованием 70-детия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков особую актуальность в 2013/2014 учебном году приобретает работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Министерством образования разработан и направлен в учреждения образования План мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В организации работы по этому направлению необходимо создавать условия, которые бы позволяли учащимся на практике проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали воспитанию ответственности за судьбу страны, формировали готовность активно выполнять гражданские обязанности, соблюдать законы своей страны. Первый урок в учреждениях образования рекомендуется провести по теме: «Я – грамадзянін Беларусі».

Формирование знаний об исторических событиях на территории Беларуси у учащейся молодежи можно осуществлять посредством организации месячников, декад, праздников, встреч с ветеранами войны, посещение исторических и памятных мест, работу волонтерских отрядов по поддержанию сохранности братских могил и исторических памятников, оказание шефской помощи ветеранам и т.д.

Актуальным направлением деятельности учреждений профессионального образования в 2013/2014 учебном году является развитие национального самосознания и патриотизма посредством проведения обзорных лекций, часов гражданского права, дайджестов на тему «Я – гражданин своей страны», «Мои права и обязанности в обществе», «Азбука гражданского права», «Электронные правовые системы в современном мире» и др.

Новый импульс участию учреждений профессионального образования в проведении республиканской акции «Я – грамадзянін Беларусі» могут придать мероприятия на уровне учреждений образования: тематические вечера памяти «Мы в памяти храним великих имена»; патриотические и историко-краеведческие экспедиции «Беларусь замковая», «По местам боевой славы», конкурсы научно-исследовательских работ патриотической направленности («Я – патриот своей страны», «Беларусь – мая Раздiма», «Моя маленькая родина»).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно в нашей стране в первое воскресенье сентября отмечается День белорусской письменности. XX День белорусской письменности в 2013 году примет город Быхов Могилевской области. В процессе праздника участники и гости смогут ознакомиться с новыми книжными изданиями, встретиться с белорусскими и зарубежными литераторами, журналистами, издателями, послушать выступления поэтов и писателей, творческих коллективов и исполнителей. В рамках подготовки и празднования Дня белорусской письменности в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования будут актуальны концерты, фольклорные праздники, конкурсы художественных произведений, сочинений (эссе), тематические уроки, лекции, семинары, экскурсии учащихся по историческим и знаменитым местам родного края, в библиотеки, музеи, издательства, редакции газет и журналов, творческие встречи с учеными, деятелями культуры, с членами ОО «Союз писателей Беларуси», коллективами газет и журналов, оформить праздничные выпуски стенных газет.

В новом учебном году следует активизировать работу по использованию потенциала музейной педагогики в воспитании личности будущего специалиста. Этому способствует расширение музейных фондов учреждений образования, создание музейных комнат, экспозиций, выставок. К работе над расширением музейного фонда учреждений образования, поисковой деятельности следует активно привлекать учащихся, активно взаимодействовать с государственными музеями Министерства культуры с целью проведения совместных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Новой, интересной формой работы по популяризации музейной деятельности учреждений профессионально-технического и среднего специального образования может явиться организация виртуальных музеев, передвижных флеш-выставок, к работе которых необходимо активно привлекать самих учащихся.

25 июня 2012 года состоялось открытие филиала Национального исторического музея «Музей современной белорусской государственности» (г.Минск, ул. К. Маркса, 38). Экспозиция музея, состоящая из более 4 тыс. предметов, посвящена достижениям суверенной Беларуси во всех сферах общественной жизни (политике, экономике, культуре, науке, образовании и др.). Музей стал одним из важнейших центров по сбору, изучению, сохранению материалов по современной истории Беларуси. Посещение музея является важным и значимым мероприятием, как для педагогов, так и для обучающихся. В новом учебном году необходимо организовать посещение музея группами обучающихся, в том числе, лауреатами и стипендиатами специальных премий, отличниками учебы, лидерами и активистами молодежных общественных объединений. Посещение экспозиции осуществляется по предварительной записи в составе организованных групп (не более 12 человек). Время проведения экскурсий: вторник-пятница – 12.00-13.00, 14.00-15.00, 16.00-17.00; суббота – 12.00-13.00.

В связи с проведением в 2014 году в г. Минске Чемпионата мира по хоккею, целесообразно обратить внимание учащихся учреждений ПТО и ССО на значимость данного события в жизни нашего общества и государства посредством проведения тематических бесед на спортивную тематику, оформления информационных стендов о зимних видах спорта, в том числе и хоккее, организации соревнований, конкурсов сувениров, спортивных мероприятий, посвященных хоккею. Чемпионат мира по хоккею в Беларуси пройдет с 9 по 25 мая 2014 года, матчи чемпионата пройдут в спорткомплексах "Минск-Арена" и "Чижовка-Арена", талисманом мирового хоккейного форума избран один из символов Беларуси – зубр.


Использование информационных технологий в организации идеологической и воспитательной работы

Актуальным направлением деятельности педагогических коллективов УПТО и УССО в новом учебном году является организация работы по воспитанию учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий, усиление информационной и просветительской работы по вопросам истории нашей страны, ее культурного наследия в сети Интернет и средствах массовой информации. Информационная компетентность является одним из важнейших условий профессионального становления будущих рабочих и специалистов. В учреждениях ПТО и ССО рекомендуется активизировать работу по созданию и развитию информационного пространства воспитательной работы и формированию информационной культуры личности.

В качестве эффективных форм работы могут выступать организация и проведение конкурсов среди учащихся на использование информационных средств в будущей профессии и в различных сторонах общественно-политической жизни, создание электронных журналов, газет, использование локальной теле- и радиосети для освещения актуальных событий учреждения образования, организация интернет-часов, дискуссий, чатов, проведение интернет-конференций, интерактивных родительских собраний, создание веб-страниц учебных групп, электронных визиток, портфолио, резюме учащихся.

Значимым воспитательным потенциалом обладают информационные часы, их тематика определяется заранее и отражается в планах работы кураторов. К их подготовке следует привлекать обучающихся, что определяет их активную позицию, способствует сохранению интереса и выработке своего взгляда на рассматриваемые события, развивает потребность в постоянном обращении к периодической молодежной печати, национальному сегменту интернет-сети, телевизионным информационным программам. Формированию у учащихся системы знаний, понимания исторического значения происходящих в стране и за рубежом событий и явлений будет способствовать информационные часы ”Коротко о главном“, тематические блиц-опросы (например, акции ”Наше мнение“, «Что мы об этом думаем»).

Сегодня современные молодые люди являются активными пользователями интернета. Конструктивное использование потенциала Интернет-ресурсов позволит обучающимся в подготовке обзорных информационных часов. Использование потенциала Microsoft Power Point, видео-записей позволяет повысить эффективность проведения мероприятий, сделать любой информационный или воспитательный час более привлекательным для обучающихся.

Особое внимание следует уделить эффективному использованию официального интернет-сайта, сетевого воспитательного пространства учреждения образования. Функционирование интернет-сайта учреждения образования должно осуществляться в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645, утвердившим ”Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций“.

Современный педагог должен принять новую форму коммуникации, найти свою нишу в социальных сетях и умело ее использовать для осуществления процесса воспитания, взаимодействия с обучающимися, их семьями через ведение форумов, блогов. Одной из основных функций интернет-сайта является оперативное размещение достоверной информацией по воспитательной работе. Необходимо обеспечить создание, функционирование, систематическое обновление интернет-сайтов учреждений образования, предусмотрев веб-страницы «Идеология и воспитание», включающие информацию о работе первичных организаций ОО «БРСМ», органов ученического самоуправления и профкома; рубрики для педагогов, обучающихся, родителей, абитуриентов, и др. Постоянно поддерживать работу сайта в активном режиме, искать и находить новые формы воспитательной, профориентационной работы, подключать к созданию информационного ресурса самих учащихся, родителей. Рекомендуется использовать в работе методическое издание «Информационные технологии в воспитательном процессе» (РИПО, 2012 г.). Министерством образования готовятся методические рекомендации по ведению и оформлению интернет-сайтов учреждений образования.
Организация работы с одаренными учащимися

Приоритетными стратегиями деятельности педагогов с одаренными учащимися в новом учебном году должны стать развитие творческих и лидерских способностей, создание условий для развития способностей одаренных учащихся к социализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в профессиональной деятельности. В новом учебном году работу с одаренными учащимися учреждений профессионально-технического и среднего специального образования рекомендуется осуществлять в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Указом Президента Республики Беларусь № 199 от 26 апреля 2010г. «О некоторых вопросах формирования, ведения и использования банков данных одаренной и талантливой молодежи», Указом Президента Республики Беларусь № 351 от т 9 августа 2011 г «О внесении изменений и дополнений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь», Приказом №849 от 30.12.2011г. «О формировании, ведении и актуализации банка данных одаренной молодежи».

Особое внимание следует уделить организации исследовательской деятельности, развитию личностно-деловых качеств одаренных учащихся, связанных с предпринимательством: инициативой, предприимчивостью, творчеством, целеустремленностью, деловитостью, самостоятельностью, уверенностью в своих силах и возможностях. Важно так организовать деятельность, чтобы в ней одаренный учащийся раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Среди форм и методов внеучебной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, клубы и кружки по интересам, работа по проектам в режиме наставничества; система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, научно-практические конференции и семинары, дискуссии, ролевые игры.

Актуальным направлением работы является создание условий для повышения профессионального уровня педагогов, работающих с одаренными учащимися через самообразование, участие в научно-исследовательской работе, психолого-педагогических семинарах, организации работы экспериментальных площадок, творческих групп по поддержке инноваций; мастерской педагога, учебно-методических объединений, лабораторий, открытых мероприятий, научно-методических консультаций, педагогических чтений, выставок методической литературы, публикаций в периодической и профессиональной печати, обмена опытом работы. Эффективности работы будет содействовать согласованность педагогического влияния на развитие способностей обучающихся всех участников воспитательного взаимодействия.

Важным условием развития лидерских и коммуникативных способностей является работа с общественными объединениями и органами ученического самоуправления. Активизации вовлечения учащихся в деятельность молодежных объединений способствует целенаправленная работа по популяризации ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» как ведущей государственной молодежной общественной организации в нашей стране, организация и проведение УПТО и УССО совместных социально значимых проектов и акций с ОО «БРСМ», развитие волонтерского движения, проведение круглых столов с участием заинтересованных различных общественных организаций.

Важным фактором становления конкурентоспособной личности будущего специалиста является активное вовлечение учащихся в работу органов ученического самоуправления. Роль ученического самоуправления в настоящее время необходимо рассматривать как средство подготовки активных общественников; как форму воспитания нравственных качеств учащихся; как принцип организации коллектива. Необходимо создавать условия, при которых каждый обучающийся сможет реализовать свои права и выступить в роли организатора определенных видов деятельности, что способствует формированию лидерских качеств, коммуникативных навыков, социальной ответственности. Включаясь в практическую деятельность ученического коллектива, учащиеся приобретают умения, которые являются условиями и предпосылками успешной социализации личности после окончания учреждения образования. Только в совместной деятельности складываются модели поведения обучающихся, в основе которых лежит чувство доверия к своим потенциальным возможностям, приобретение положительного опыта жизнедеятельности и общения, способность к саморазвитию.

В новом учебном году следует обратить пристальное внимание на деятельность объединений по интересам. Анализ запросов учащихся УПТО и УССО показывает, что востребованы объединения, в которых можно совершенствовать спортивное мастерство (игровые виды спорта), освоить спортивный и современный танец, технику видеосъемки, компьютерные технологии, дизайн и др. Необходимо обеспечить такие варианты организации работы, которые помогут учащимся конструктивно реализовывать свои потенциальные возможности и потребности в творческом развитии. Вместе с тем, следует обратить внимание на количество проводимых мероприятий. Участие обучающихся и педагогов в конкурсах, внеучебных мероприятиях, проводимых другими ведомствами и организациями, не согласованных с Министерством образования, органами управления образования не является обязательным и носит рекомендательный характер.
Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

В 2013-2014 учебном году будет продолжена работа по реализации Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015гг., Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2011-2015гг. В целях профилактики и пресечения пьянства, алкоголизма среди учащихся и педагогических работников УПТО и УССО, широкого информирования о преимуществах здорового образа жизни, формирования норм ответственного поведения за сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих рекомендуется:

- принять участие в ежегодной информационно-пропагандистской акции «Молодежь Беларуси выбирает здоровье!» по распространению среди учащейся молодежи знаний о недопустимости пьянства;

- осуществлять проведение единых дней информирования по проблеме ВИЧ-инфекции/СПИДа и других мероприятий в рамках Всемирной кампании против СПИДа и Всемирного дня профилактики СПИДа (1 декабря).

Администрации, педагогическим работникам, медицинскому персоналу с привлечением родителей необходимо обеспечить неукоснительное выполнение и реализацию мероприятий Рабочего плана Министерства образования Республики Беларусь по реализации Комплекса мер, направленного на снижение алкоголизации, употребления наркотических средств и уменьшения уровня смертности, вызванной управляемыми причинами (приложение к письму Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2012 № 12-03-12/4217/дс); Плана мероприятий по профилактике табакокурения в учреждениях образования на 2011-2015 годы (утвержден Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь Жуком А.И.):

- не реже одного раза в полугодие проводить мониторинг выполнения приказа Министерства образования «О дополнительных мерах по профилактике и пресечению курения в учреждениях образования» от 27.09.2011 № 599. а также локальных нормативных правовых актов, направленных на пресечение курения в учреждениях ПТО и ССО и их территории, профилактику табакокурения среди учащихся и педагогических работников;

- постоянно проводить тематические мероприятия, с использованием интерактивных технологий, принципа «равный обучает равного», пропагандирующих преимущества здорового образа жизни, отказ от курения: воспитательные и информационные часы, устные журналы, тренинги, дискуссии, круглые столы с привлечением специалистов системы здравоохранения (в том числе, в рамках республиканской антитабачной акции «Беларусь против табака» (15-31 мая), Всемирного дня некурения (третий четверг ноября).

В новом учебном году в целях повышения эффективности организации здоровьесберегающей работы с учащейся молодежью необходимо:

- включать обсуждение вопросов о состоянии здоровья обучающихся, качестве организации питания, причинах распространения вредных привычек с выработкой рекомендаций по итогам проведения медицинского осмотра при проведении педагогических советов, совещаниях при руководителе и др.;

- организовать работу факультативов по вопросам формирования ценностного отношения к жизни (здоровый образ жизни, физическое развитие, питание, отказ от вредных привычек, психологическая культура и др.);

- активизировать деятельность по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, тематических концертных и фестивальных программ, театральных постановок, акций с привлечением к проведению массовых мероприятий родителей.

Организация информационно-просветительской работы по вопросам профилактики вредных привычек, формирования здорового образа жизни и ответственного поведения в УПТО и УССО должна включать:

- создание специальных рубрик, ведение тематических страниц, циклов публикаций, «прямых линий», пропагандирующих здоровый образ жизни, а также формирующих у учащейся молодежи устойчивые навыки противодействия вредным для здоровья стереотипам поведения, на информационных сайтах учреждений образования;

- оформление тематических стендов со сменной информацией, выставок в библиотеках учреждений ПТО и ССО с размещением социальной рекламы, представленной МЧС, по вопросам противопожарной безопасности, профилактических материалов по основам безопасности жизнедеятельности;

- трансляции в учреждениях ПТО и ССО видеороликов по вопросам здорового образа жизни, профилактики потребления алкоголя, табака, профилактики пожаров (курение в жилых помещениях), и других негативных последствий безответственного поведения;

- обучение юношей и девушек навыкам оказания первой медицинской помощи различным категориям участников дорожного движения, а также пострадавшим в результате воздействия других внешних факторов и несчастных случаев.

В новом учебном году педагогическим коллективам УПТО и УССО необходимо также направить усилия на поиск эффективных педагогических технологий, апробацию и реализацию экспериментальных проектов по проблемам осознания значимости здоровья как ценности. Расширять сотрудничество с учреждениями и организациями системы здравоохранения, международными организациями, общественными объединениями в распространении передового опыта формирования навыков здорового образа жизни. Предлагается использовать в практике воспитательно-профилактической работы методическое пособие «Здоровый образ жизни: профилактика зависимости» (РИПО, 2012 г.).
Нравственно-правовое воспитание

Формированию социальной зрелости учащихся способствует правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения. Поэтому важнейшими задачами всех субъектов образовательного процесса являются: воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения.

Главная цель педагогической деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся – создание в учреждениях образования реальных условий, воспитывающей среды, способствующих снижению количества правонарушений, препятствующих распространению в молодежной среде негативных социальных явлений. В учреждениях образования должна быть развернута интенсивная превентивная и профилактическая работа противоправного поведения. Особое внимание следует обратить на те формы девиантного поведения обучающихся, за которые предусматривается применение мер дисциплинарного взыскания (ст. 128 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

В 2013-2014 учебном году основными задачами правового воспитания учащихся УПТО и УССО должны стать: повышение степени правовой защищенности учащихся, устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и преступлениям, формирование социально приемлемого поведения, высокого уровня правовой культуры. В новом учебном году в УПТО и УССО особое внимание следует уделять профилактике табакокурения, пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Обращаем особое внимание на необходимость изучения и применения педагогическими работниками в практике воспитательно-профилактической работы положений Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. N 376-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Система работы по правовому воспитанию, формированию ценностного отношения к социуму, коллективу у учащейся молодежи предполагает четкую координацию усилий, тесное взаимодействие и сотрудничество руководителей учреждений образования, педагогических работников, родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов (МВД, ИДН, КДН, прокуратуры), других заинтересованных государственных учреждений и общественных организаций. В целях повышения эффективности реализации системы воспитательно-профилактической работы в учреждениях ПТО и ССО необходимо:

- организовать участие руководителей и педагогических работников (не реже одного раза в полугодие) в региональных мероприятиях с участием субъектов профилактики правонарушений, представителей средств массовой информации по вопросам профилактики правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в том числе несовершеннолетними;

- планировать и осуществлять работу совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на календарный год, в соответствии с Положением о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (утв. пост. Министерства образования Республики Беларусь от 16 февраля 2009 г. № 6 с изменениями и дополнениями от 20 ноября 2012 г. № 130), в том числе и в летний период:

- предусмотреть различные формы занятости несовершеннолетних учащихся, в том числе склонных к девиантному поведению, находящихся в социально опасном положении, в составе студенческих отрядов, трудовых бригад во взаимодействии с региональными органами по труду, занятости и социальной защите, инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды, предприятиями и организациями, общественными организациями и объединениями;

- при проведении информационных и воспитательных мероприятий продолжить практику эффективного изучения основ безопасности жизнедеятельности населения, в том числе правил поведения и реагирования при угрозе и совершении актов терроризма, экстремизма, а также вопросов обеспечения безопасности бытовой и профессиональной деятельности;

- продолжать работу по поддержке и развитию правоохранительного движения, молодежных объединений охраны правопорядка, вовлечению в работу несовершеннолетних, в том числе состоящих на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, внутреннем контроле.

- осуществлять мониторинг мнения учащихся по вопросам нарушений общественного порядка и нравственности; организовывать воспитательно-профилактическую работу по принципу «Равный – равному».

В рамках реализации Плана мероприятий по правовому просвещению граждан на 2011-2015 годы (утверждено Распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 3 декабря 2010 г № 177), в целях повышения уровня правовой информированности субъектов воспитательного процесса, убеждения в значимости законов и правоприменительной практики, личных обязанностей и ответственности за принятие решения и свои поступки; освоение принципов и особенностей правоотношений в обществе; устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и преступлениям, в учреждениях ПТО и ССО в 2013-2014 году необходимо:

- создать условия по обеспечению доступа к государственным информационно-правовым ресурсам, содержащим эталонную правовую информацию, в том числе интернет-ресурсам;

- проводить: декады правовых знаний («Соблюдай закон!», «Нормы и правила в государстве для всех и каждого», «Хочешь изменить жизнь к лучшему - начни с себя!», «Нравственно-правовое воспитание учащихся», «Я и мое право жить достойно!», «Правовая культура как составляющая общей культуры личности»); интеллектуальные ток-шоу («Правовые дебаты», «Сотвори себя сам», «Прими решение с открытыми глазами»); тренинги по формированию навыков безопасного поведения («Как поступить?», «Умей сказать «Нет!»); деловые игры («Я поступаю на работу», «На приеме у юриста», «Приватное пространство», «Терроризм – угроза человечеству», «Законы нашей страны – наши законы»); правовой «ликбез» («Кто может защитить ваши права?»; «Как защитить свои права?») и др.

В 2013/2014 учебном году рекомендуется продолжать работу волонтерских отрядов на основе христианских ценностей «Милосердие», «Забота», участвовать в оказании материальной и духовной помощи одиноким гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, шефствовать над детскими домами, школами-интернатами, ухаживать за памятниками погибшим воинам, регулярно оказывать посильную помощь в благоустройстве прилегающей территории к храмам.

В рамках Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской православной церкви на 2011-2014 гг. в связи с празднованием 1025-летия крещения Руси целесообразно в планы работы учреждений профессионального образования республики включить мероприятия с приглашением представителей Православной Церкви, направленные на воспитание православной и духовно-нравственной культуры личности:

- акции заботы и помощи пожилым людям, благотворительные акции для детей-сирот, детей, находящихся на опеке, из многодетных и малообеспеченных семей («Рождественская свеча», «Неделя матери», «Рождественские встречи», «Крещенские морозы», «Пасхальные вечера», «День семьи» и др.);

- конференции, посвященные 1025-летию крещения Руси для учащихся и преподавателей («Христианство – источник нравственности, культуры и духовности» с участием представителей православной церкви, «Рождество для белоруса», «О религии и деструктивных сектах», «Православная церковь и патриотизм», «Благое слово», «Духовность – это…» и др.);

- православные выставки («1025-летия крещения Руси», «Покровский кирмаш», «Рождественский кирмаш» и др.);

- воспитательные и информационные часы («В чем смысл жизни?», «Христианство и воинский долг», «Христианство и другие религии», «Семья – высочайшая ценность. Отцовство и материнство, «Мир нуждается в милосердии», «День памяти Святой Ефросинии Полоцкой» и др.);

- экскурсии учащихся (в Минский Свято-Духов кафедральный Собор, Свято-Успенский Жировичский монастырь, Ляденский Свято-Благовещенский монастырь и др.).
Взаимодействие с семьей, подготовка к будущей семейной жизни

В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители (законные представители). Следовательно, семья и учреждение образования в равной степени ответственны за условия воспитания и развития личности обучающегося. Целенаправленное педагогическое взаимодействие с семьей приобретает сегодня большую социальную значимость и состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, их успешной социализации. К общим задачам семьи и учреждения образования относятся духовно-нравственное и физическое становление личности учащегося, подготовка к полноценной жизни в обществе, формирование навыков умственного и физического труда, культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору и др.

В новом учебном году вопросы организации и повышения эффективности взаимодействия учреждений ПТО и ССО с семьей должны быть отражены в планах идеологической и воспитательной работы, планах социально-педагогической и психологической службы, совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, журналах куратора учебной группы, журналах воспитателя общежития и др. Система взаимодействия должна быть основана на личностно-ориентированном подходе, включающем изучение и анализ семейных отношений; информационно-просветительскую работу; педагогическую поддержку участия родителей (законными представителями) в управлении образовательным процессом; сотрудничество по повышению престижа получаемой профессии; участие родителей в подготовке учащихся к будущей семейной жизни.

В 2013-2014 учебном году необходимо продолжить и эффективно осуществлять работу с неблагополучными семьями учащихся, обеспечив неукоснительное выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», по защите прав и законных интересов детей, повышению ответственности родителей за их воспитание. Особое внимание следует обратить на изменения и дополнения в законодательстве Республики Беларусь о браке и семье. С целью повышения профессиональной компетентности социальных педагогов, других педагогических работников в вопросах организации работы по правовой защите и поддержке учащихся на базе РИПО планируется проведение обучающего семинара «Актуальные вопросы реализации государственной политики в области зашиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с положениями Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы и Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы одним из приоритетных направлений воспитания является повышение статуса и престижа семьи в обществе, укрепление духовно-нравственных основ семьи, пропаганда семейных ценностей и традиций, формирование гендерной культуры.

В новом учебном году в учреждениях ПТО и ССО особое внимание следует уделить поиску новых эффективных путей просвещения и повышения педагогической культуры родителей, а также подготовке учащихся к будущей семейной жизни и осознанному родительству. Целесообразно разрабатывать и реализовывать совместные проекты с привлечением родителей и специалистов заинтересованных государственных и общественных организаций, что будет способствовать формированию у учащихся культуры семейных отношений, ответственного отцовства и материнства, противодействовать насилию в семье, проявлению социальных девиаций (отказ от новорожденных детей, вступление в брак до совершеннолетия, ранняя беременность, лишение родительских прав). Рекомендуется продолжить практику организации факультативных занятий по подготовке учащихся к семейной жизни (Примерная программа факультативных занятий для учреждений ПТО и ССО «Формирование семейных ценностей с учетом культурных и национальных традиций белорусского, принципов гендерного равенства» размещена на Республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by).

При организации работы по семейному воспитанию рекомендуется акцентировать внимание на следующих событиях общественно-политической жизни страны: День семьи (15 мая), День матери (14 октября), Международный женский день (8 марта), Международный день защиты детей (1 июня), День Молодежи (24 июня) и др. Методические материалы по организации и проведению мероприятий, приуроченных к этим датам размещены на сайте «Идеология и воспитание» Центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО (www.ripo.unibel.by).
Формирование предприимчивости, бережливости

Современный этап развития, происходящие изменения в мировом сообществе, ориентация на повышение эффективности и модернизацию экономики требует определенных изменений в принципах, формах и методах подготовки будущих рабочих и специалистов, изменения содержания образования. Одним из актуальных направлений государственной молодежной политики является создание условий для стимулирования развития предприимчивости и творческого потенциала личности, готовности ее к различным видам деятельности, поддержка молодежи в реализации своих способностей.

Необходимо внесение изменений в систему экономического образования учащихся с целью ликвидации возникших противоречий между разнообразием видов и форм экономической деятельности и неготовностью учащихся к предпринимательской деятельности. В методических рекомендациях «Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования» (РИПО) одним из значимых направлений воспитательной работы определено формирование предприимчивости и творчества в профессиональной деятельности.

Одним из важнейших условий развития предпринимательских навыков у учащихся является организация деятельности учреждений образования по экономическому воспитанию, формированию предприимчивости, творчества, бережливости у учащейся молодежи. В нашей стране созданы необходимые условия для этого: разработана необходимая нормативная правовая документация, созданы центры поддержки предпринимательства, бизнес-центры и инкубаторы, пропагандируется лучший опыт в сфере предпринимательства. Положительный опыт по поддержке и развитию молодежных бизнес-инициатив накоплен в УПТО и УССО г. Минска и Минской области.

Вместе с тем, большинству молодых людей не хватает экономических знаний и умений для занятия предпринимательством. Целесообразно, кроме создания условий для реализации соответствующих проектов и инициатив, обеспечить возможности получения необходимых знаний (работа факультатива «Основы предпринимательской деятельности», объединений по интересам экономической направленности и др.). Эффективным является формирование предприимчивости в процессе решения предпринимательских задач, проведения деловых игр творческого характера. Технология работы предполагает прохождение учащимися под руководством педагога усложняющихся ролей экономической деятельности: наблюдатель – исполнитель – творец – инициатор и организатор.

Критериями оценки формирования предприимчивости как качества, свойства личности можно рассматривать фактическое участие в предпринимательской деятельности, количество и характер предпринимательских действий, ценностное отношение к предпринимательской деятельности (положительное, безразличное, отрицательное), осознание необходимости предпринимательских дел и заинтересованность в них, инициативность поведения в сфере предпринимательских отношений, нахождение неординарного решения.

С целью повышения эффективности работы по формированию предприимчивости и инициативности необходимо включать учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Реализация учащимися социокультурных проектов данной направленности позволяет приобрести опыт предпринимательской деятельности, поиска источников финансовой поддержки, отработать схемы управления, распределения обязанностей и ответственности, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов.

Формирование предприимчивости в учреждении образования должно носить системный характер. С этой целью необходимо учитывать психолого-педагогические закономерности индивидуального развития обучающегося и его становления как потенциального субъекта предпринимательской активности, содержанием деятельности должны быть знания о специфике предпринимательской общности, знания, умения и навыки предпринимательского характера, приобретаемые и реализуемые в процессе прохождения соответствующих учебных дисциплин. Целесообразно использовать в работе по формированию предприимчивости активные формы и методы: решения творческих задач, игровых проблемных ситуаций и самостоятельной предпринимательской деятельности, технологии формирования предприимчивости, реализующиеся на основе субъективной модели экономического успеха.

Актуальными задачами формирования предприимчивости в 2013/2014 учебном году являются:

создание разнообразной развивающей педагогически комфортной среды, способствующей формированию творчества и предприимчивости (творческой, благожелательной атмосферы, ситуации успеха, навыков самообразования и самореализации);

поддержка молодежных бизнес-идей и проектов;

проведение мероприятий экономической направленности в рамках Года бережливости;

взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, внедрение современных направлений работы объединений по интересам экономической и творческой направленности;

обеспечение повышения квалификации педагогов по вопросам экономического образования;

эффективное использование интернет-сайтов учреждения с целью популяризации бизнес и творческих инициатив;

обобщение и популяризация лучшего опыта работы по формированию предприимчивости и творчества.

В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь № 537 от 29.11. 2012 г. «Об объявлении 2013 года Годом бережливости» особое значение приобретает развитие качеств экономии и бережливости учащихся, формирование экономического сознания. С этой целью целесообразно организовать факультативы экономической направленности; обеспечить насыщение экономическим содержанием внеучебной деятельности; проведение экскурсий, конкурсов, акций, направленных на энерго- и материалосбережение, охрану и восстановление природных ресурсов. Республиканским институтом профессионального образования разработаны методические материалы «Об особенностях воспитательной работы в УПТО и УССО в Год бережливости», которые размещены в разделе «Идеология и воспитание» интернет-портала «Профессиональное образование».


  1. Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
    2013 -> Сборник методических материалов
    2013 -> Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы для студентов
    2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
    2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
    2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
    2013 -> Психолого-педагогическая компетентность педагога психолога
    2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
    2013 -> Анализ инновационной деятельности
    2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
    2013 -> О направлении рекомендаций

    Скачать 488,73 Kb.

    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница